УЧЕБНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ»




Куликова Татьяна Степановна

учитель высшей категории

преподаватель биологии и экологии

МОУ «СОШ № 153 с углубленным

изучением иностранныхязыков» г.Перми


УЧЕБНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ»

Введение

Современное общешкольное и дополнительное образование не возможно без использования активных форм обучения с большой практической направленностью.

Дидактические игры с экологическим содержанием способствуют формированию экологического сознания и экологической культуры личности учащихся. Их нетрадиционный, непривычный для учащихся подход служит отличным стимулом для приобретения практических и общественно значимых знаний.

Данная игра разработана на основе многолетнего опыта работы с учащимися, регулярно используется на экологических секциях районных туристско-эколого-краеведческих сборов актива, турслётах, летних профильных лагерях, в сокращенном варианте – на уроках и факультативах по экологии, биологии.

Участниками игры могут быть как одно, так и разновозрастные команды учащихся.

Игра имеет чётко выраженную экологическую направленность, что определяет её большую актуальность, предельно конкретное изложение материала, несложные правила игры могут оказать действенную помощь педагогам эколого-краеведческой работы с учащимися.

Настоящее пособие включает: условия, содержание и правила проведения игры; вопросы к игре; список литературы. К игре разработаны «игральные» карты с вопросами и ответами по следующим учебным темам: «Чистая речка», «Знакомые незнакомцы», «Азбука начинающего туриста. Правила поведения в походе», «Путешествие по экологической тропе», «По страницам Красной книги Среднего Урала», «Камская ГЭС».

Методическое пособие рекомендовано для работников школ, учреждений дополнительного образования и актива учащихся.



Цель игры:

Актуализация знаний учащихся о природе родного края, правилах экологически безопасного поведения в природной среде, формирование активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, творческого подхода к изучаемым вопросам.


Задачи:

обучающие:

— расширить знания о разнообразии флоры и фауны родного региона, ознакомить с редкими и исчезающими видами

— познакомить с закономерностями взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания;

— формировать систему знаний о целостности и единстве материального мира;

воспитательные:

— формировать ценностную ориентацию, связанную с экологической культурой потребления природных богатств;

— формировать положительный эмоциональный фон на основе понимания ценности окружающей среды и ее уникальной красоты и гармонии;

— формировать нравственные, этические запреты на действия, которые могут привести к нарушению экологической среды, к разрушению живого;

— воспитать общественно-активного человека способного адаптироваться в современных условиях и реализовать свои знания на практике;

развивающие:

— формировать навыки принимать экологически обоснованные решения, связанные с деятельностью в окружающей среде, моделировать последствия;

— развивать интерес детей к экологическим проблемам природной зоны, становлению их коммуникативных умений, сообразительности и находчивости.

— развивать наблюдательность, зрительную память, образное мышление, монологическую речь.


Форма игры: аттракцион – карусель, т. е. движение по кругу с выполнением обязательных условий и правил. Игра проводится в форме взаимного опроса друг друга участниками игры с использованием приготовленных руководителем игровых карт. В ходе игры участники обсуждают ответы, дополняют друг друга, набирают за работу очки – Эки, материализующиеся в жетоны разного достоинства (1, 10, 50, 100 Эков), отличающиеся по цвету или надписи. Цена полного ответа либо его части указана на лицевой стороне карты и соответствует степени сложности (например, n x 2, где n – отдельно названный пример или пункт ответа). Жетоны выдаются педагогом – Экспертом по ходу игры. Жетоны мелкого достоинства постепенно обмениваются на более крупные, происходит подсчет очков, что стимулирует азарт, соревновательный эффект и заставляет более внимательно относиться к игре.

Оборудование игры: «игровые» карты соответствующего образца с экологической тематикой, инструкция с правилами проведения игры, жетоны и учетные карточки, позволяющие учитывать активность и знания участников игры, эмблемы-визитки разного достоинства.

Участники игры: учащиеся 5 – 11 классов, возможны разновозрастные команды и отряды с разной степенью подготовки, в количестве 6 – 12 человек.

Для вовлечения всех учащихся класса (отряда) в игровой процесс следует иметь несколько колод карт с одинаковой тематикой или разделить большую колоду на части, по числу игровых групп.

Продолжительность игры: на экологических сборах или в лагерях – 3 – 5 туров по 1 – 1,5 часа в течение 1 – 2 недель; на уроках и факультативах – серия из 3 – 5 туров в течение четвери во время изучения соответствующих тем.



Пояснения и правила игры

Блок- схема игры

  1. Вводная беседа педагога-Эксперта о целях и задачах игры, изложение правил игры.

  2. Раздача карт участникам игры. Изучение содержания карт.

  3. Выявление первого водящего- «карусельщика» с помощью загадки

  4. «Карусельщик» зачитывает вопрос карты, а все играющие, соблюдая строгую очерёдность (по ходу движения карусели), отвечают, дополняют друг друга

  5. «Карусельщик» дополняет ответ, используя содержание – ответ карты

  6. Эксперт оценивает ответы каждого игрока по ходу оборота карусели в баллах по предложенной системе.

  7. Следующим «карусельщиком» становится игрок, сидящий слева от начинающего

  8. Подсчёт очков игроков, выявление победителей, подведение итогов тура.

  9. Подробное изучение материала карт, вызвавших наибольшее затруднение




Содержание игровых карт

Так как вопросы разные и некоторые предполагают большой, развернутый ответ, то наиболее приемлемый размер – 7 х 10. На лист А4 при книжной ориентации помещается текст 6 — 9 вопросов. Основа карты — плотный картон.

На лицевой стороне карты: вопрос; полный, развернутый ответ на определённую тему; «цена» ответа в Эках.

На оборотной стороне – изображение растения, животного, природного сообщества, хозяйственного объекта, не относящегося к теме данного вопроса. Изображения, имеющиеся на картах, позволяют иллюстрировать содержание практически каждого вопроса и способствуют развитию памяти и образного мышления. Иллюстрациями могут служить рисунки из старых учебников биологии, природоведения, географии.

Например:

Какие звери Пермского края

внесены в «Красную книгу

Среднего Урала»?

n x 3

Выхухоль – 1 категория

Обыкновенный ёж –2 категория

Ушан – 2 категория

Прудовая ночница –2 категория

Водяная ночница – 2 категория

Северный кожанок –3 категория

Европейская норка –2 категория









Изображение – жаворонок полевой

Условия игры

1) Участники садятся вокруг стола. Игровые карты раскладываются изображениями вверх. Дается время на рассматривание изображений.

2) Всем участникам раздается равное количество карт и дается время на изучение их содержания. При наличии большого количества карт, подготовленных для нескольких туров, выдается ограниченное число, например: 1-й тур – по 3 карты, 2-й тур – 5 карт, 3-й – 7 и т. д. Все лишние карты остаются лежать на столе. В последнем туре разбираются все имеющиеся карты.

3) Запускает игру педагог-Эксперт загадкой о растении либо животном, чьё изображение имеется на одной из карт. Паролем для запуска карусели является не только разгадка, но и нахождение изображения данного объекта на оборотной стороне одной из карт. В случае не разгадывания первой загадки игрокам предлагается следующая загадка.

Загадки должны быть достаточно сложными, новыми для каждого тура и, желательно содержать экологическую информацию.

Например:

Живет в лесочке и возле кочки, и темной яме;

Заводит дружбу с муравьями,

а в жилах кровь желта

и ядом напита.

( Чистотел)

Спит в землянке круглый год,

лишь весну встречать встает,

а проводит весну –

и опять ко сну.


(Первоцвет, подснежник)

Ниток много-много,

А в клубок не смотаешь.

Одежды себе не шьет,

А ткань ткет.


(Паук)

Кислит, а не щавель,

В тени, а не ель,

Листья – тройняшки

Нежней промокашки.

(Кислица)

На лугу найдешь весной

Лист волнистый, вырезной,

И портнихе не позор

Взять к манжетам тот узор.

(Манжетка)

Если сухо – то приглажено,

Если сыро – взбудоражено


(Мох Кукушкин лен)

4) Отгадавший загадку-пароль становится «Карусельщиком» и начинает игру: читает вопрос любой из своих карт, а сидящий слева дает по возможности полный ответ. Если ответ на вопрос требует перечислений, разъяснений, которые не сделаны первым отвечающим, их дают следующие игроки. Частью ответа является нахождение на оборотных сторонах карт соответствующих изображений.

5) Отвечать следует строго по очереди – по движению часовой стрелки. Не допускается «запрыгивание на движущуюся карусель», т. е. ответ вне очереди. За нарушение – штраф 1 Эк.

6) Запрещается «бесплатный проезд» — пропуск хода: обязательно надо дать ответ (либо дополнение, пояснение к уже данному ответу). Исключениями являются: 1-й тур; полный, исчерпывающий ответ, данный предыдущими игроками; ответы на ещё ни разу (за всю игру) не зачитанные вопросы. Во все следующие туры взимается штраф, например: 2 тур — 1 Эк, 3 тур – 2 Эка, 4 – 3 Эка и т.д.

7) Запрещается «торможение движения» (затягивание с ответом) — время на размышление не более 5 сек. При нарушении участник «сбивается с ног» и право ответа переходит к следующему игроку.

8) Эксперт и «Карусельщик» (по ответу в карте) внимательно следят за ответами участников и при полном проходе круга, по необходимости, дают небольшие дополнения.

9) Если ответа на вопрос карты нет или вопрос вызвал большие затруднения, её откладывают для самостоятельного изучения после игры по заранее подготовленной литературе, либо тема изучается с помощью преподавателя.

10) Следующим «Карусельщиком» зачитывающим карту, является участник слева, таким образом, каждый имеет право первого ответа и возможности набрать максимальное количество очков.

11) После обсуждения карта обязательно выкладывается на стол изображением вверх, т.к. изображение объекта, чаще всего, повторяется неоднократно в ответах следующих вопросов. Например: мать-и-мачеха может быть упомянута как растение – первоцвет, как лекарственное растение, как растение – медонос и растение – индикатор глинистой почвы;

жаворонок – перелетная птица, певчая птица, компонент биоценоза, птица, гнездящиеся на земле, и т.д.

12) Для поддержания формы игры необходимо постоянно использовать принятую терминологию: «бесплатный проезд», «запрыгивание на ходу», «торможение движения» и др.

13) Перед следующим туром изученные карты перемешиваются с неиспользованными. Наличие знакомого материала, создает ситуацию успеха для игроков. «Карусель» вращается быстрее.


Система дополнительных поощрений

Кроме очков, обозначенных на карте, участники могут получить:

1. За правильный ответ на загадки эксперта

3 Эка

2. За нахождение изображения к загадке эксперта

5 Эка

3. За узнавание, показ и название соответствующего объекта-ответа к вопросу на своих картах

2 Эка

4. За узнавание, показ и название соответствующего объекта-ответа к вопросу на чужих или не розданных картах

3 Эка

5. За заключительный ответ или завершающее дополнение на вопрос при перечислении правил или объектов

Эк х 2 (от указанных в карте)

6. Существенное дополнение при определении понятия

3 Эка

7. Небольшое дополнение при определении понятия

1 Эк


Присуждаемые звания и учет достижений

Каждому участнику выдаётся личная учетная карточка члена ЭКО-ТУР, куда заносятся очки, зарабатываемые в ходе игры. После каждого тура участникам, набравшим определенное количество очков, присуждаются очередные звания и выдаются красочные эмблемы-визитки: ЭКО-ЛЮБ, ЭКО-ЗНАЙ, ЭКО-ВЕД, ЭКО-АСС, ЭКО-ЭКСПЕРТ, по следующей системе:

1 тур – ЭКО-ЛЮБ – участнику, набравшему максимальное количество очков. Эта сумма является обязательным минимумом, при котором присуждается данное звание в дальнейшем.

2 тур – ЭКО-ЗНАЙ – участнику, набравшему наибольшее количество очков, превышающее максимум предыдущего тура (соответственно минимум для звания ЭКО-ЗНАЙ в следующих турах).

ЭКО-ЛЮБ — участникам, с числом очков, равным результату 1 тура, но не достигшим максимума 2 тура.

3 тур – ЭКО-ВЕД – участнику, набравшему, соответственно, новое максимальное число очков и т. д.

По окончании игры подсчитывается сумма очков для каждого участника за все прошедшие туры, подводятся итоги. Игроку, имеющему наибольший суммарный результат, присваивается звание ЭКО-ЭКСПЕРТ с правом самому руководить игрой, организуемой для новых участников.

Достоинством данной игры является непосредственное общение участников, ведение диалогов, дискуссии, отстаивание правильности своего ответа, выработка умений слушать и быть выслушанным.

При правильном развитии игры, при включении в игру знакомых карт, участники отвечают быстрее, скорость «движения по кругу» увеличивается, карусель раскручивается.

Данная игра использована при проведении сборов туристско-эколого-краеведческого актива школьников Орджоникидзевского района г. Перми, секций экологических лагерей, проводимых ЦДОД «Радуга», регулярно применяется при проведении занятий экологического кружка «Эндемик», организованного в 1996 г, на уроках и факультативных занятиях по экологии в 10 – 11 классах.

Автором разработаны «игральные» карты с учетом краевого компонента по следующим учебным темам: «Знакомые незнакомцы», «Азбука начинающего туриста», «Правила поведения в туристическом походе», «Путешествие по экологической тропе», «По страницам Красной книги Среднего Урала», «Чистая речка», «Камская ГЭС».

Карты могут пополняться и комплектоваться по различным темам.



Список литературы

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии /Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)

  2. Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы./ Перевод с чешского и послесловие Л. Р. Серебрянного. – Москва, Издательство «Прогресс», 1983

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: для учащихся среднего и старшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1994.

  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Мысль, 1983.

  5. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под редакцией О.А. Юшманова М.: Агропромиздат 1985

  6. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений/ Под ред. В. Н. Большакова и П.Л. Горчаковского. — Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1996

  7. Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения/ Под редакцией И.К. Гавич М.: Агропромиздат 1985

  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России Учебник из Федерального комплекта для 9 – 11–х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 272 с., с ил.

  9. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Мысль, 1984, 653с., ил. Страница 108.

  10. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 1997. – 252 с.

  11. Переведенцевы Л.Г. и В.М. Грибы России. Кн. 1. — Пермь: Изд-во ПГПУ, 1995.

  12. Симаков Ю.Г. Живые приборы. — М.: Знание, 1986.

  13. Состояние и охрана окружающей среды Пермской области в 1998 г. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды Российской Федерации в 1998г. – Пермь, 1999

  14. Стрижев А.Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе. — М.: Профиздат, 1986.

  15. Терешенков О.М., Новикова Е.А. Экология Пермской области. – Санкт-Петербург: МНПО «ЭКОБЛИК», 1994. – 24 с.



Вопросы к игре:

Тема 1. «Чистая речка»

Что может загрязнить природные воды?

n x 1

1. Сточные и канализационные воды населенных пунктов.

2. Отходы промышленности, неочищенные воды шахт, рудников

3. Нефть и нефтепродукты.

4. Удобрения и ядохимикаты, смываемые с полей.

5. Навозная жижа – сток с территорий животноводческих ферм.

6. Радиоактивные и термальные (теплые) воды.

7. Биологические загрязнители

(отмершие части растений)

8. Бытовой и промышленный мусор

9. Отходы производства при разработке рудных ископаемых,

10. Сбросы водного и железно-дорожного транспорта; и т.д.

Какие живые организмы участвуют в «самоочищении» воды?

n x 2

1. Бактерии, грибки, водоросли, жгутиковые, коловратки очищают воду от органических веществ, попадающих со сточными водами.

2. Трубочник, рачки – бокопла-вы очищают промышленные сточные воды от органических загрязняющих веществ.

3. Моллюски: перловица, беззубка отфильтровывают из воды взвешенные частицы и выбрасывают их в виде комоч-ков, которые затем использу-ются микроорганизмами.

4. Ивы, ольха, рогоз поглощают корнями соли тяжелых металлов, растворенные органические вещества и осаждают ил.

Какие выделяют загрязнения поверхностных и подземных вод?

n x 3


механическое — повышение содержания механических примесей,

химическое — наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия;

бактериальное и биологическое — наличие в воде разнообразных патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей;

радиоактивное — присутствие радиоактивных веществ в поверхностных или подземных водах;

тепловое — выпуск в водоемы подогретых вод тепловых и атомных электростанций


Что такое «тепловое загрязнение» как оно сказывается на обитателей водоемов?

5

Нагретые сточные воды тепловых ЭС и др. производств причиняют “тепловое загрязнение”. Оно угрожает довольно серьезными последствиями: в нагретой воде меньше кислорода, резко изменяется термический режим, что отрицательно влияет на флору и фауну водоемов, при этом возникают благотворные условия для массового развития в водохранилищах сине-зеленых водорослей — так называемого “цветения воды”, которое приводит к гибели рыб


Длительное время по Каме и Чусовой (через шлюзы ГЭС) происходил молевой сплав леса – сплав бревен в плотах. Почему такой вид транспортировки сейчас

запрещен?

5


Из гниющей древесины и коры выделяются в воду различные дубильные вещества. Смола и другие экстрактивные продукты разлагаются и поглощают много кислорода, вызывая гибель рыбы, особенно молоди и икры. Кроме того, молевые сплавы сильно засоряют реки, а топляк нередко полностью забивает их дно, лишая рыб нерестилищ и кормовых мест.


В чем заключается сущность механического метода очистки сточных вод?

5


Из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются механические при-меси. Частицы в зависимости от размеров улавливаются решетками, ситами, песколов-ками, септиками, навозоулови-телями. Поверхностные загряз-нения — нефтеловушками, бензомаслоуловителями, отстойниками и др. Это позволяет выделять из бытовых сточных вод до 60-75% нерастворимых примесей, а из промышленных до 95%, многие из которых как ценные примеси, используются в производстве.


В чем заключается сущность химического метода очистки сточных вод?


5


Химический метод заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реаген-ты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химической очисткой достигается уменьшение нерастворимых примесей до 95% и растворимых до 25%




На чем основан биологический метод очистки сточных вод?


5


Он основан на использо-вании закономерностей биохи-мического и физиологического самоочищения рек и других водоемов. Типы биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологичес-кие пруды и аэротенки.

Применяется при очистке коммунально-бытовых стоков, отходов предприятий нефте-перерабатывающей, целлюлоз-но-бумажной промышлен-ности, производстве искусственного волокна







Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоема?


3


5 г бензина и других нефтепродуктов загрязняют тонкой пленкой 50 м² водной поверхности и нарушают жизнь водоемов


Какие существую способы

очистки сточных вод?


n x 1 (5)


Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические. Когда они применяются вместе, то метод очистки и обезвреживания сточных вод называется комбинированным


Какое влияние на обитателей водоемов могут оказать отходы целлюлозно-бумажной

промышленности?


5


Окисление древесной массы сопровождается поглощением значительного количества кислорода, что приводит к гибели икры, мальков и взрослых рыб. Волокна и другие нерастворимые вещества засоряют воду и ухудшают ее физико-химические свойства.









За счет чего происходит очистка сточных вод в биофильтрах?


3


В биофильтрах сточные воды пропускаются через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биологического окисления. Именно она служит действующим началом в биофильтрах.


В чем проявляются последствия эвтрофикации водоема?


5


Эвтрофикация – массовое размножение водорослей-продуцентов («цветение воды») и последующее резкое ухудшение качества воды. Когда водоросли отмирают, начинается их разложение, и в воде уменьшается количество растворенного кислорода, что приводит к гибели рыб и многих беспозвоночных животных



Назовите животных – индикаторов чистых и грязных водоемов?


n x 3


1. Хариус и ручьевая форель живут только в чистой, холодной, быстротекущей воде с большим содержанием кислорода.

2. Беззубка, перловица, озерная лягушка, речной рак, ёрш, окунь, судак, щука – в медленнотекущих реках и озерах с чистой водой

3. Трубочник, рачки – бокоплавы — индикаторы грязных, промышленных вод






Какие членистоногие обитают

в пресных водоемах?


n x 2


ракообразные: речной рак, дафния, циклоп, рачки- бокоплавы

паукообразные: паук-серебрянка, водяные клещи

насекомые: личинки стрекоз (коромысло, девки, лютки, бабки), ручейники, поденки, клопы (водяной скорпион, плавт, гладыш, водомерка), жуки (водолюб, плавунец, вертячка), личинки комаров, мошки, мухи — журчалки


Какое происхождение имеют названия рек Камского бассейна?


n x 3

Ва – в переводе с языка коми означает вода, сырой, мокрый.

Кама – чистая, прозрачная, белая, Гайва – птичья, откли-кающаяся Вильва – новая, Иньва – женская, Колва – рыбная, Косьва – порожистая, с мелями и перекатами, Койва – пенящаяся, брызгающая, Лысьва – хвойная, Сива – река волосница, Сылва — снежная, талая, Усьва – падающая вода (с языка манси – узкая),

Чусовая – журчащая, быстрая, Яйва – мясная

От названия деревьев, которые растут по берегам: Березовка, Ольховка, Сосновка, Осиновка, Еловка,

Связанные с добычей соли: Усолка, Усолька, Солониха, Россолка, Солоная

Какие рыбы обитают в водоемах Пермского края, кто внесен в Красную книгу?

n x 1 + n x 5 (Кр.кн)


Стерлядь (Красные книги Пермского края и России), тюлька, ручьевая форель (Кр.кн П.кр.), обыкновенный таймень (Кр.кн П.кр. и РФ), хариус европейский (Кр.кн П.кр.), щука, плотва, елец, голавль, язь, гольян реч-ной, гольян озерный, красно-перка, жерех, верховка, линь, подуст, пескарь, белоперый пескарь (Кр.кн П.кр.), уклея, русская быстрянка (Кр.кн П.кр. и РФ), густера, синец, лещ восточный, белоглазка или глазач, чехонь, карась золотой, карась серебряный, сазан (Кр.кн П.кр.), вьюн, голец, шиповка, сом, налим, судак, окунь, ёрш, головешка-ротан (биологическое загрязнение), бычок-подкаменщик (Кр.кн П.кр.и РФ)


Что такое аэротенки и как

они работают?


10


Аэротенки -огромные резервуары из железобетона, где находится активный ил из бактерий и микроскопических животных. Организмы бурно развиваются в аэротенках, благодаря органическим вещес-твам сточных вод и избытоку кислорода, поступающего в сооружение потоком подавае-мого воздуха. Бактерии склеи-ваются в хлопья и выделяют ферменты, минерализующие органические загрязнения. Ил с хлопьями быстро оседает, отде-ляясь от очищенной воды. Инфузории, жгутиковые, аме-бы, коловратки и другие мельчайшие животные, пожи-рают бактерий и омолаживают бактериальную массу ила.

Тема 2. «Путешествие по экологической тропе»


Что изучает наука

ЭКОЛОГИЯ?


5


Дословный перевод: «ойкос» – дом, «логос» – наука, т. е. наука о доме, о жилище.


ЭКОЛОГИЯ – раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов (животных, растений, грибов, микроорганизмов) между собой и с окружающей средой.



Назовите глобальные экологические проблемы


n x 3


— изменение климата, парниковый эффект

— истончение озонового слоя,

— дефицит пресной воды,

— загрязнение Мирового океана и подземных вод,

— загрязнение атмосферы: кислотные дожди, фотохимический смог

— влияние загрязнения среды на здоровье населения

— сокращение биологического разнообразия,

— утилизация токсических и радиоактивных отходов

— сокращение площади лесов, пахотных земель,

— демографический взрыв.

Что такое эрозия почвы? Каковы причины её возникновения?


5 + n x 3

ЭРОЗИЯ почвы – это процессы разрушения и выноса плодородного слоя водой или ветром. Естественная эрозия уравновешивается естественным почвообразованием. При ускоренной эрозии разрушение почвы происходит во много раз быстрее естественных процессов её восстановления.

Ветровая эрозия – перемещение ветром мелких частиц почвы (позёмка, смерчи, пыльные бури).

Водная – смыв поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями, размыв ливнями, ручьями, развитие оврагов.



Что такое природное сообщество? Дайте определение и приведите примеры водных сообществ.


5 + n x 2


Природным сообществом

называется исторически сложившаяся совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, длительное время существующих на одной территории, приспособленных к определённым условиям существования, оказывающих влияние друг на друга и на среду обитания.

Примеры: Тихий океан, коралловый риф, Камское водохранилище, лесное озеро, верховое болото, лужа.

Какие структурные компоненты образуют биоценоз?

Приведите примеры.


3 x 3 + n x 3


Продуценты – зелёные растения, производители органического вещества.

Консументы – растительно-ядные и плотоядные животные, потребители органического вещества.

Редуценты – в основном микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.

Пример: хлорелла (прод) – инфузория туфелька (конс-1) – малек тюльки (конс-2) – окунь (конс-3) – щука (конс-4), гилостные бактерии (редуц)

Водоросль – карась – цапля – гнилостные бактерии.

Какие живые организмы называются биоиндикаторами?

Приведите примеры.

5 + n x 3


Биоиндикаторы – это живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить о степени изменений окружающей среды, в том числе о присутствии концентрации загрязняющих веществ.

Например: кипрей (иван-чай) – растет на кострищах, пожарищах, т.к. требователен к калию. Мать-и-мачеха – на глинистых почвах. Тростник, рогоз – во влажных, заболоченных местах. Трубочник, рачки бокоплавы живут в грязных, промышленных водах. Раки, лягушки — только в чистой воде


Какая существует классификация

природных ресурсов?


n x 3


Природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые подразделяются на невозобновляемые (богатства недр) и возобновляемые (почва, растительный и животный мир, некоторое минеральное сырье, пресная вода)

Неисчерпаемые: космические (солнечная радиация, морские приливы), климатические (атмосферный воздух, энергия ветра), водные (воды Мирового океана)





Какие растения свидетельствуют о близком залегании подземных вод? (индикаторы низовых болот).


n x 5 + n x 2


1.Растения – ГИГРОФИТЫ – указывают на близкое залегание грунтовых вод или постоянные скопления верховодки: Ряски, Рогоз, Калужница, Болотный хвощ, осоки – стоячая, слабопроточная вода;

Тростник, Озерный камыш – проточные водоёмы с энергичным водообменом.

2.Растения – ГИДРОФИТЫ – указывают на близкую воду: Таволга вязолистная, Лесной камыш, Серая и Черная ольха.





Какие растения являются индикаторами верховых болот? (болот атмосферного питания)


n x 3


Сфагновые мхи (белые).


Клюква, морошка, голубика.


Разнообразные мелкие кустарники, мелкие ивы.


Развитие на поверхности верхового болота хорошего соснового древостоя является признаком интенсивного движения воды в нем, а угнетенность яруса сосны – признаком застойного режима.







Как влияет ЛЕС на состояние окружающей среды?

n x 3


1. Поддерживает равновесие кислорода и углекислого газа в атмосфере.

2. Повышает влажность воздуха, осуществляет круговорот воды.

3. Поддерживает плодородие почвы и предохраняет ее от эрозии, регулирует влажность почвы.

4. Регулирует гидрологический режим природных водоемов

5. Снижает скорость ветра, задерживает осадки.

6. Снижает уровень шума и запыленности.

7. Помогает восстанавливать силы и здоровье человека.





Каким образом ЛЕС влияет на состояние водоемов?


n x 3


1. Повышает влажность воздуха, осуществляет круговорот воды.

2. Поддерживает плодородие почвы и предохраняет ее от эрозии, регулирует влажность почвы.

3. Регулирует гидрологический режим природных водоемов

4. Снижает скорость ветра, задерживает осадки.

5. Снижает скорость снеготаяния, регулирует поступление в водоемы паводковых вод


Что влечет за собой быстрое сокращение площади лесов?


n x 3


1 Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере.

2 Парниковый эффект, потепление климата.

3 Рост частоты засух, пыльных бурь, наводнений.

4 Усиление эрозии почв.

5 Сокращение числа видов растений и животных.

6 Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.

7 Загрязнение, заиление, нарушение систем водоснабжения.



Что такое ярусность?

Каково значение этого явления?


5


Ярусность сообществ – вертикальное расслоение природных сообществ на ярусы, что обусловлено потребностями организмов в солнечном свете, воде, пище.

Светолюбивые растения приспособлены к колебаниям температуры и влажности, а теневыносливые, растущие под их кроной – к стабильной температуре и влажности.

Благодаря ярусности наиболее плотно заселяются пространства сообществ.





Объясните значение старых, дуплистых деревьев в природном сообществе.


n x 3


1.В дуплах могут поселиться совы и сычи, истребляющие грызунов. Каждая сова сохра-няет в год одну тонну зерна.

2.В дуплах живут птицы, которые питаются сами и выкармливают птенцов взрослыми насекомыми и их личинками – вредителями леса.

3. Здесь могут поселиться летучие мыши, уничтожающие сумеречных и ночных летающих насекомых, например, комаров, майских хрущей.





Наличие каких организмов в лесу свидетельствует о чистоте атмосферного воздуха?


n x 2


Лишайники являются индикаторами чистого воздуха.

Там, где много разнообразных лишайников, воздух чист.

Первыми исчезают, реагируя на загрязнение воздуха, кустистые лишайники: кладонии (ягель), уснея (вислянка).

Затем гибнут листовые и накипные лишайники



Какие растения являются показателями недавних пожаров? Первыми заселяют кострища и пожарища?


n x 2


Пионеры – зеленые мхи, например, кукушкин лен; иван-чай – кипрей узколистный; вереск обыкновенный.

Позже – различные виды ив, береза, осина.


На какие экологические группы подразделяются растения по отношению к влажности?


n x 3


Гидатофиты – растения, полностью погруженные в воду

Гидрофиты – растения, полупогруженные в воду

Гигрофиты – растения увлажненных участков

Мезофиты – растения средних (нормальных) условий увлажнения

Ксерофиты – растения засушливых мест обитания, среди них:

суккуленты – накапливают воду в частях тела (листьях, стебле) — сочные;

склерофиты – не накапливают воду (имеют длинный корень)




Какие растения Камского бассейна обитают в водоемах и по их берегам?

n x 2

В воде — рдест курчавый, рдест плавающий, роголистник погруженный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая;

На воде – многокоренник обыкновенный, ряска маленькая, ряска трехдольная

По берегам: рогоз широко-листный, частуха подорожная, стрелолист обыкновенный, тростник обыкновенный, осока острая, осока пузырчатая, камыш озерный, калужница болотная, ситник развесистый, ива белая или ветла, ива чернотал, ольха серая





Тема 3. «Азбука начинающего туриста. Правила поведения в походе»


Какими правилами нужно пользоваться при оборудовании костра в лесу?


n x 2


— Выбирать открытые места около воды, песчаные косы, кострища или уже вытоптанные площадки.

— На новом месте снять дерн и сохранить до своего ухода, положив в тени травой вниз.

— Расчистить и окопать полосу вокруг кострища.

— Костер располагать на расстоянии 10 м. от деревьев, чтобы не повредить корни и не нависали сучья и ветки.

— Уходя из леса костер полностью затушить, остудить, положить на место дерн, притоптать, полить водой.



Что можно и что нельзя использовать в качестве топлива на туристическом костре?


n x 1


Можно: валежник, хворост, сухое криволесье, непригодное для хозяйственных нужд; для растопки бересту только со старых пней или сухих берёз;

Нельзя: сдирать бересту с живых берёз; сжигать любые живые растения, заготовленные и находящиеся на полянках дрова; неиспользованное топливо аккуратно сложить в штабель — оно пригодится другим путешественникам.


На каких участках запрещается разводить костёр? Где легко может возникнуть пожар?


n x 2


1. На участках с сухим камышом, тростником, мхом, травой.

2. В хвойных молодняках и на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов.

3. Близко от деревьев, смолистых пней или корней.

4. На торфяниках и лесных каменистых россыпях.

5. В лесу в засушливое время.

6. Категорически запрещается разжигать костёр с помощью бензина или других легко воспламеняющихся жидкостей.


Как утилизируется отходы в походе?


n x 2


1. Весь горючий мусор,кроме полиэтилена и пластиковых упаковок – СЖЕЧЬ.

2. Обжечь в костре стеклянные и металлические банки, если нет возможности унести их из леса

на санкционированные свалки.

3. ЗАКОПАТЬ обожжённый мусор и золу в специальной яме на глубину не менее 50 см.

4. Полиэтилен и пластик, в любом случае вынести из леса — они практически не разрушаются.





Какое влияние на окружающую среду оказывает систематическое движение по лесным тропам?


n x 2


1. Нарушается структура почвы.

2. Нарушается водопроницаемость почвы.

3. Угнетаются растения,

окружающие тропу.

4. Обедняется видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов.

5. Снижается численность обычных видов.



Что нужно делать, заметив начинающийся лесной пожар?


n x 1


Немедленно приступать к его тушению с помощью подручных средств:

-сбивать огонь штормовкой, ветками ЛИСТВЕННЫХ деревьев,

-заливать водой,

-затаптывать ногами,

-забрасывать землёй, песком, дёрном.

Если огонь успел подняться с земли и начал перекидываться с дерева на дерево, стал верховым пожаром — надо срочно обращаться за помощью в ближайший сельсовет, лесхоз, лесничество.

Почему нельзя разбивать бивак на склонах холмов и вершинах оврагов?


3


ВЫТАПТЫВАНИЕ травы, рубка или повреждение растительности на склонах холмов может привести к эрозии почвы. Здесь корни растений способствуют укреплению почвы, останавливает рост промоин и оврагов.



Какие типы пожаров могут возникнуть в лесу и в чем их отличие?


n x 3


Верховой пожар возникает в хвойных лесах. Скорость распространения – 20-25 км/ч по ветру, 2-3 км/ч без ветра. Температура горения 1100ºС. Главная опасность – угарный газ.

Низовой пожар – чаще в лиственных лесах. Высота пламени 2-2,5 м, скорость – 0,3-1 км/ч, температура огня – 400-900ºС. Главная опасность – широкий огневой фронт





Почему оставляемые в лесу стеклянные и металлические банки следует обжигать в костре?


3


Обожжённые металлические банки быстрее ржавеют, разрушаются и разлагаются, закопчённое стекло и металл не сыграют роль фокусирующей линзы и не станут причиной пожара, даже если окажутся на поверхности земли.


Какие правила нужно знать, собирая лекарственные растения?


n x 3


Самое главное – НЕ ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ ЛЕСНОЙ ФОНД

— заготавливать почки, кору, побеги, соплодия и соцветия древесных пород одновременно с лесохозяйственными работами;

— собирать только ту часть растения, которая богата целебными веществами;

— чередовать участки, на которых ведется заготовка сырья, оставлять часть растений нетронутыми, чтобы они могли дать семена.

— при заготовке корней и корневищ оставлять 2/3 растений.

Какие правила надо выполнять,

собирая грибы?


n x 2


— НЕ собирать неизвестные и сомнительные грибы;

— НЕ собирать перезревшие, заплесневевшие, червивые грибы;

— НЕ собирать грибы, растущие в промышленной зоне и возле оживленных шоссейных дорог;

— НЕ повреждать грибницу – аккуратно срезать гриб или осторожно выкручивать ножку, присыпая лунку землей.

— Никогда не пробовать сырых грибов, в которых сомневаешься


Какие природоохранные правила должен соблюдать в походе каждый человек?


n x 1


НЕЛЬЗЯ:

— Рвать цветы в букеты, собирать редкие растения для гербария;

— Ломать ветки черемухи, рябины, калины из-за цветов и ягод;

— Вырубать подрост, оборудуя бивак, расчищая место под палатку,

— Сдирать бересту с живых берез, ломать лапник;

— Валить на дрова живые деревья, делать зарубки на деревьях;

— Разорять птичьи гнезда, ловить слетков, уносить лесных животных домой

— Оставлять после себя мусор, тлеющий костер.



Что вредит лесным птицам?


n x 2


1. Вырубка старых дуплистых деревьев.

2. Самовольная вырубка и выжигание кустарника.

3. Шум в лесу во время гнездования.

4. Демаскировка, разорение, уничтожение гнезд.

5. Сбор птенцов из гнезд, отлов слетков.

6. Отстрел, отлов, продажа, содержание лесных птиц.











Как можно помочь лесным птицам?


n x 2


1. Изготовление и развешивание домиков-дуплянок и скворечников.

2. Высаживание на пустырях деревьев и кустарников – мест для гнездования.

3. Соблюдение шумового режима во время гнездования.

4. Подкормка птиц зимой

заготовленными семенами сорных и дикорастущих растений.

5. Охрана обнаруженных гнезд.








Почему в лесу весной и летом нельзя шуметь?


n x 2


Спугнутые с гнезд птицы, перестают насиживать, могут оставить свое гнездо с кладкой яиц или птенцами, что приводит к гибели потомства.

Потревоженные птицы, боясь близости человека, могут перестать кормить неоперившихся птенцов.

Потревоженные звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет.







Почему нельзя собирать коллекции насекомых? Назовите красивых бабочек, обитающих в Пермском крае.


n x 2


Уничтожение бабочек – опылителей приводит к нарушению семенного размножения растений, особо вредно в горных и болотистых местах, где много редких эндемических и реликтовых видов.

Бабочки: крапивница, махаон, адмирал, траурница, дневной павлиний глаз, лимонница (крушинница), голубянка Икар, перламутровка, шашечница, ленточник тополевый, бражники, переливница, медведица




Какую пользу природе приносят

хищные птицы?


n x 2


1. Регулируют численность мышевидных грызунов;

2. Избирают из популяции больных и ослабленных животных.

3. Уничтожают вредных для земледелия грызунов.

4. Птицы-санитары подбирают падаль.



На каких животных запрещена охота в Пермской области?


n x 3


На всех животных, занесенных в Красную книгу, а также на все виды лебедей и журавлей, северного оленя, косулю, ласку, серую и белую куропатку, выпь, кукушек, дятлов, соколообразных, певчих птиц и сов.



Назовите лесные растения и их части, которые можно использовать в пищу во время похода.


n x 1


1. Плоды: рябина, черёмуха, малина, костяника, черника, брусника, земляника, ежевика.

2. Листья и побеги: сныть, медуница, крапива, кислица, манжетка, щавель, подорожник, кипрей

3. Побеги и корневища: рогоз.

4. Молодые побеги: дудник лесной (пекан), папоротник – орляк.

5. Семена, почки, молодые побеги: хвойные деревья.

6. Спорангии: полевой хвощ – «пистики»

7. Сок, почки, листья, пробко-вый слой коры: берёза, липа.


Назовите приметы ориентирования в лесу по природным объектам.


n x 2


1.Мох на деревьях обильнее растёт на северной и северо-западной стороне.

2.У одиноко стоящего на поляне дерева ветки гуще с южной стороны.

3. Трава вокруг дерева летом выше и обильнее с южной стороны, а осенью зеленее и сочнее – с северной.

4. Ягоды (земляника, калина) быстрее зреют с южной стороны.

5.Годичные кольца на пнях шире с южной стороны.

6.Весной снег быстрее сходит с южного склона, там раньше появляется трава и ягоды.


По каким растениям – барометрам можно судить об изменениях погоды?


n x 2


Приближение ясной погоды:

— лютик: открываются цветки,

— рябина: цветки выделяют нектар и возле них вьются пчелы

— лиственница: развертывается и становится широкой хвоя.

Приближение дождя:

— одуванчик, цикорий – закрываются соцветия

— кислица, клевер – листочки прижимаются к стеблю

— чистотел – венчики цветков поникают.

— ель – чешуйки шишек прижимаются

— папоротник – листья закручиваются книзу.


Тема 4. «Знакомые незнакомцы»


Назовите основные виды деревьев нашей местности.


n x 1


Хвойные:

Ель европейская,

Пихта сибирская,

Сосна обыкновенная,

Сосна сибирская (кедровая),

Лиственница европейская,

Лиственные:

Берёза поникшая,

Берёза пушистая (белая),

Липа мелколистная,

Осина

Ольха (серая и черная)

Вяз гладкий (ильм)

Рябина красная

Черемуха обыкновенная

Бредина (Ива козья)

Ветла (Ива белая)



Назовите основные виды кустарников, распространенных в нашей местности.


n x 1


Хвойные:

Можжевельник обыкновенный.

Лиственные:

Бузина красная,

Волчье лыко,

Верба, или Ива остролистная,

Ежевика сизая,

Жимолость лесная,

Калина красная,

Крушина ольховидная,

Малина лесная,

Смородина черная,

Рябина обыкновенная,

Черемуха обыкновенная,

Шиповник коричный.


Назовите мелких перелетных птиц нашего края.


n x 2


Зорянка, зеленушка, зяблик, горихвостка, скворец, чиж,

городская ласточка, береговая ласточка, черный стриж, трясогузка белая, трясогузка желтая, полевой жаворонок, овсянка обыкновенная, длиннохвостая синица, крапивник, королек, щегол, иволга, кукушка обыкновен-ная, кукушка глухая, славка-черноголовка, садовая славка,

мухоловка-пеструшка, дрозд-рябинник, вертишейка, дубонос, овсянка


Назовите ядовитые растения нашего леса


n x 2


Болиголов пятнистый,

Борец северный,

Вороний глаз,

Волчье лыко,

Воронец колосистый,

Вех ядовитый,

Ветреница дубравная,

Калужница болотная,

Копытень европейский,

Купена душистая,

Лютик едкий,

Лютик ползучий,

Лютик жгучий,

Очиток едкий,

Чистотел большой.






Назовите ядовитые и несъедобные грибы наших лесов.


n x 1


Бледная поганка

Ложная лисичка

Ложный опенок

Сатанинский гриб

Мухоморы: пантерный, красный, розовый, белый.

Несъедобны коровяки, т. к. активно накапливают соли тяжелых металлов, например, свинца.


Назовите грибы, съедобные в походе в свежем виде, без предварительного вымачивания.


n x 1


Сыроежка (синявка),

Подберёзовик (обабок),

Подосиновик (красноголовик),

Белый гриб (боровик),

Масленок (еловый, сосновый)

Лисичка обыкновенная,

Шампиньон обыкновенный,

Шампиньон навозный,

Рыжик еловый, Моховик, Козляк

Зонтик пестрый,

Опенок (летний, осенний)


Назовите оседлых птиц

нашего края.


n x 1


Домовой воробей, полевой воробей, сизый голубь

сорока, сойка, галка,

ворона (кочует)

большая синица

пищуха, клесты еловый и сосновый, поползень,

малый пестрый дятел,

большой пестрый дятел,

черный дятел желна

рябчик, глухарь, тетерев.










Назовите травянистые растения — первоцветы Прикамья.


n x 2


Мать – и – мачеха,

Ветреница лесная,

Медуница темная,

Калужница болотная,

Сочевичник весенний,

Хохлатка плотная,

Гусиный лук желтый,

Первоцвет весенний,

Прострел раскрытый,

Селезёночник очереднолистный

Копытень европейский,


Назовите красивоцветущие луговые растения


n x 1


Нивяник обыкновенный, колокольчик раскидистый, клевер луговой, зверобой продырявленный, чина луговая, чина клубненосная, герань луговая, фиалка собачья, фиалка трехцветная, тысячелистник обыкновенный, душица, василек луговой, гвоздика травянка, смолевка хлопушка, лютик едкий, золотарник (золотая розга)



Назовите дневных хищных птиц, обитающих на территории Пермского края

n x 3


Отряд Соколообразные

Сем. Скопиные: Скопа.

Сем. Соколиные : Сапсан, Чеглок, Обыкновенная пустельга, Кобчик, Дербник,

Сем. Ястребиные: Обыкновенный осоед, Черный коршун, Полевой лунь, Степной лунь, Луговой лунь, Болотный лунь, Тетеревяник, Перепелятник, Зимняк или мохноногий канюк, Обыкновенный канюк, Степной орел, Большой подорлик, Могильник, Беркут, Орлан белохвост.


Назовите ночных хищных птиц, обитающих на территории Пермского края.


n x 3


Отряд Совообразные.

Белая сова,

Филин,

Ушастая сова,

Болотная сова,

Сплюшка,

Мохноногий сыч,

Воробьиный сыч,

Ястребиная сова,

Серая неясыть,

Длиннохвостая неясыть,

Бородатая неясыть


Назовите насекомых – вредителей лесных древесных пород.


n x 3


Семян: шишковая огневка, шишковая листовертка, лиственичная муха.

Корней: майский хрущ (жук), проволочник, медведка.

Хвои: сосновый шелкопряд, сибирский шелкопряд, пядени-ца, сосновый пилильщик.

Листьев: непарный шелко-пряд, златогузка, жук-листоед.

Короеды хвойных и листвен-ных пород – типограф, гравер, полиграф, сосновый лубоед;

лиственный древесинник.

Усачи – черный сосновый, большой черный еловый.



Тема 5. «По страницам Красной книги Среднего Урала»


Что такое КРАСНАЯ КНИГА?


5


КРАСНАЯ КНИГА – это название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, содержащие документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.



Что называется ЗАПОВЕДНИКОМ? Дайте определение и назовите заповедники Пермского края.


5 + n x 3


ЗАПОВЕДНИКИ (эталоны) – участки суши акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключёнными из всех видов хозяйственного использования. На этих участках естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Заповедники создаются в местах, типичных или уникальных для данной территории.

Заповедники: Басеги, Вишерский.

Что называется ЗАКАЗНИКОМ?

Приведите примеры заказников Пермского края.

5 + n x 3

ЗАКАЗНИКИ – участки территории суши или аквато-рии, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов (отдельных видов растений, животных, полезных ископа-емых). Чаще всего встречаются заказники для сохранения и воспроизводства промысловых животных.

Примеры: Тулвинский, Боль-шесосновский, «Адово озеро», Вороновский, «Туренец-остров», Вяткинский, Преду-ралье, Октябрьский, «Осинская лесная дача», Соликамский, Уинский, Ирмиза



Какие виды называются исчезающими? Приведите примеры животных и растений Пермского края.


5 + n x 5


ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ –

виды, находящиеся в данное время под угрозой исчезнове-ния и выживание которых не представляется возможным без скорейшего принятия специальных мер по их охране.

Млекопитающее – Выхухоль.

Змея – Медянка.

Насекомые – Дыбка степная, Хвостатка терновая.

Растения – Астрагал кунгур-ский, Василек Маршалла, Незабудочник Уральский, Лен северный, Флокс сибирский

.

Какие организмы называются

РЕЛИКТАМИ?

Дайте определения и приведите примеры.


5 + n x 5


РЕЛИКТ – вид растений или животных, сохранившийся от более распространенных в прошлом или исчезнувших флор и фаун.

Примеры: представ. широколиственных лесов: Жимолость + Ленточница Камилла,

Липа, дуб + Хвостатка терновая;

таёжных верховых болот: Морошка, Дриада + Перламутровка Фригга

известковых отложений: Шиверекия подольская,

послеледникового периода: Ковыли – перистый, красивейший


Какие организмы называются

ЭНДЕМИКАМИ?

Дайте определения и приведите примеры.


5 + n x 5

ЭНДЕМИК – вид, ограниченный в своем распространении относительно небольшой географической областью.

Примеры: Цицербита уральская, Ветреница пермская, Ветреничка уральская, Астрагалы: кунгурский, горчаковского, пермский, Остролодочники, Тимьяны.

Ясколка уральская, Качим уральский,


Какое млекопитающее внесено в Красную книгу Пермского края и России. Почему?


n x 3


Выхухоль русская – вид, находящийся под угрозой исчезновения. Причины: вылов рыбачьими сетями, нарушение гидрологического режима водоемов (водохранилища), загрязнение малых рек нефтепродуктами, разрушение пойменных комплексов, вытеснение ондатрой.







Какие птицы Пермского края внесены в Красную книгу Среднего Урала.


n x 5


Орлан – белохвост,

Степной орел,

Скопа,

Орел – беркут,

Сокол – сапсан,

Черный аист,

Краснозобая казарка,

Пискулька.


Какие пресмыкающиеся и земноводные являются редкими на территории Пермского края


n x 5


Пресмыкающиеся:

веретеница ломкая,

прыткая ящерица, (Кр.кн Ср.Урала.),

медянка (Кр.кн.Пермск.края)


Земноводные:

сибирский углозуб, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница (Кр.кн.Пермск.края),

зеленая жаба,

озерная лягушка



Тема 6. «Камская ГЭС»


Где берет своё начало река

Кама, какую она имеет

протяженность?


5


Начинается ручьем в деревне Карпушата Удмуртской республики, общая длина 1805 км, по территории Пермской области протекает на протяжении 977 км













Назовите реки Пермского края


n x 1


Кама, Чусовая, Сылва, Гайва, Лысьва, Обва, Колва, Косьва, Челва, Весляна, Язьва, Вильва, Иньва, Усьва, Шаква, Сива, Васильевка, Вишера, Ирень, Мулянка, Мотовилиха, Язовая, Егошиха, Данилиха, Усолка, Чермоз… (около 29 тысяч рек и речек)


Как называется место слияния

Камы и Чусовой и какие административные объекты располагаются на этом месте?


n x 2


Место слияния Камы и Чусовой называется мыс Стрелка.

Административные объекты:

Город Пермь, Орджоникидзевский район,

на правом берегу Камы – микрорайон Заозерье, на левом берегу Чусовой – Лёвшино, на Стрелке – дачный поселок


Какое влияние на окружающую среду оказало строительство ГЭС на Каме и Волге?


n x 3


— затоплена и подтоплена большая часть высокопродук-тивных сельскохозяйственнных и лесных угодий

— затопленные плодородные почвы обогащают воду биоэлементами, что приводит к эвтрофикации водоемов

— плотины являются непреодолимым препятствием для нерестового хода рыб, что отрицательно сказывается на рыбных запасах

-водохранилища способствуют увеличению испарения воды и тем самым вызывают изменения климата, нарушения в режиме грунтовых вод



Создает ли Камская ГЭС загрязнение окружающей среды?


n x 2


Воздействие ГЭС на экологическую обстановку региона незначительно. Технологический процесс производства электрической энергии на ГЭС не сопровождается выбросами вредных веществ в атмосферу, сбросами сточных вод, ГЭС не имеет шламоотвалов, полигонов и других накопителей опасных отходов



Каковы особенности Камской ГЭС,

отличающие её от других гидроэлектростанций?


n x 3


Особенность Камской ГЭС в том, что:

— плотина совмещается со зданием электростанции

— все гидроагрегаты размещены внутри плотины

— в ней совмещаются как подводы воды к турбинам, так и водосбросы для пропуска излишней воды в период паводка.


Каково географическое положение

Камской ГЭС?


5


Камская гидроэлектростанция располагается у г. Перми, в 18 км вверх по течению от железно-дорожного моста через реку Каму, в 3 км ниже устья реки Чусовой.




Как используются сооружения Камской ГЭС?


n x 2


Камская ГЭС – комплексный объект:

— регулируя сток, служит для водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства

— по сооружениям Камской ГЭС проходят железнодорожные пути и автомобильная дорога, соединяющие правый и левый берега










Каковы параметры плотины

Камской ГЭС?


n x 3


Плотина Камской ГЭС:

длина – 2286м

ширина – 15м

высота – 15м

максимальная высота – 35 м


Когда началось строительство Камской ГЭС и когда она начала работать?


n x 3


Первый проект был разработан в 1930-е годы

Подготовительные работы по строительству ГЭС были прерваны войной. После войны проект был переработан.

Строительство Камской ГЭС началось в 1949 году. Пуск первого агрегата осуществлен 18 сентября 1954 года

В 1964 году ГЭС была принята Государственной комиссией






Каковы основные параметры гидроузла?


n x 3


— Общая длина подпорного фронта гидроузла – 2,5 км.

— Полный объем водохранилища – 12,2 млрд.м³

— Полезный объем водохранилища – 9,93 млрд.м³

— Площадь водохранилища – 1915 км³

— Глубина водохранилища: наибольшая – 25м., средняя – 6,5м

— Ширина водохранилища – до 30 км


Что входит в состав гидроузла Камской ГЭС?


n x 3


— Водосливная железобетонная плотина длиной 429 м, совмещенная со зданием ГЭС

— Русловая земляная плотина длиной 650 м

-Двухниточный шестикамерный судоходно-лесосплавной шлюз.

— Пойменная земляная плотина длиной 1166м

— Подстанция


Каковы основные характеристики Камской ГЭС?


n x 3


— 23 поворотно-лопастных гидроагрегата

— Установочная мощность – 510 МВт

— Класс капитальности – 1

— Многолетняя средняя выработка – 1800 млн.кВтч, (проектная – 1700млн.кВтч)

— Число часов использования установленной мощности (в году) – 3750











Как происходит реконструкция на ГЭС?


n x 2


С 1997 г. на ГЭС производится реконструкция оборудования, с 2003 г. — происходит замена гидротурбин. Предприятие должно заменить около 80-90 % оборудования до 2015 г. Все турбины станции будут заменены на новые, и должен быть установлен ещё один, 24-й гидроагрегат. Мощность станции после реконструкции должна составить 555 МВт


Какие гидроэлектростанции и на каких реках находятся на территории Пермского края?


n x 3



Широковская – на Косьве (на северо-востоке от Перми)


Камская на Каме, на территории Перми,


Воткинская на Каме, в г.Чайковский (на юго-западе от Перми)






24


Свежие документы:  Социальный проект "Чистый город"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: