Саморазвитие экосистемы.
Задачи урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся об изменениях в биогеоценозах и выявить факторы, которые эти изменения вызывают
2. Продолжить развитие умения выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов, сравнивать первичную и вторичную сукцессии.
3. Применять знания при оценивании последствий экологических нарушений и своего поведения в природе.
Оборудование: Таблицы: « Зарастание водоема», «Биогеоценоз пресного водоема», презентация « Развитие и смена экосистем», экран, проектор, ноутбук.
Ход урока.
Актуализация знаний:
I.Работа по таблице:
Рассмотрите по таблице биогеоценоз пресноводного водоема, назовите структурные компоненты биогеоценоза водоема, определите, достаточно ли устойчива эта система.
Может ли устойчивость и стабильность этой системы нарушиться?
II. Изучение новой темы:
Экологическая сукцессия.
Типы равновесия.
Первичная и вторичная сукцессии. Продолжительность сукцессии.
Значение сукцессий.
III. Работа по вариантам (группам):
1– рассмотрите пример сукцессии, происходящей на реке, загрязненной большим количеством органических веществ. Покажите стадии развития данной сукцессии.
2 – рассмотрите пример сукцессии, происходящей на покинутом сельскохозяйственном поле. Покажите стадии развития данной сукцессии.
3 — Является ли сукцессией процесс заселения организмами безжизненного острова. Ответ обоснуйте.
IV. Итоги урока.