Урок по экологии в 7 классе «Экологические группы млекопитающих»





Филиал МБОУ СОШ с. Красавка в с. Полоцкое


Урок по экологии

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ»




Учитель экологии филиала

МБОУ СОШ с. Красавка в с. Полоцкое

С.И. Емчинова




















Тема урока: «Экологические группы млекопитающих»


Цель урока: Выявить общие адаптивные черты разных представителей класса Млекопитающих к конкретным условиям своей среды обитания.

Задачи урока:

  • образовательные: обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания животных и их особенностях, о классификации млекопитающих. Познакомить учащихся с основными экологическими группами млекопитающих, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведения наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих;

  • развивающие: продолжить формирование познавательных способностей учащихся и их интереса к изучаемым предметам (биологии и экологии), их умения работать с терминами, рисунками, дополнительной литературой, выделять особенности внешнего строения организмов в связи со средой их обитания. Совершенствовать умения работать с учебными мультимидийными пособиями, используя компьютер, продолжить развитие логического мышления, речи, памяти, умения переносить знания в новые ситуации, анализировать, обобщать, классифицировать.

  • воспитательные: Продолжить формирование естественно – научного мировоззрения, формирование общеучебных навыков (работа с книгой, внимание, аккуратность), эстетических навыков при оформлении записей и выполнении творческих работ. Продолжить формирование таких качеств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность.

Оборудование: Сменные таблицы «Отряды млекопитающих»; кроссворд наоборот; рисунок «Факторы среды обитания»; наборы для выполнения самостоятельной работы (инструктивная карточка и картинки с изображением животных различных экологических групп); CD диск «Биология 6 – 11 классы»; по ходу урока на доске (в виде аппликации) составляется схема по средам обитания и экологическим группам млекопитающих.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель экологии: Ребята, урок у нас сегодня непривычный,

Но работаем как обычно.

Приложим вместе старание

И получим нужные знания.

Проверим, всё ли на партах в порядке?

Готовы ль к работе ручки, тетрадки?

Настройтесь на рабочий лад. Улыбнитесь!

Здравствуйте! Садитесь.

(Звуки  млекопитающих) 

Учитель биологии

Голоса, каких животных вы слышите? Что их объединяет? Какой класс? (Класс млекопитающие). Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”? Запишите в мыслительном листе.

(Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери).

Где можно встретить млекопитающих?  

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

Особенности их строения обусловили возможность широкого распространения млекопитающих в самых разнообразных условиях. Географически они распространились почти повсеместно, за исключением Антарктиды.

Это самый высокоорганизованный класс среди позвоночных животных, общее число видов современных млекопитающих составляет 4,5 тысяч.

Учитель экологии:

Мы изучили все основные отряды млекопитающих. На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира. Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Догадайтесь, какие это группы? (экологические).

Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”. Какие прогрессивные черты организации млекопитающих обеспечили им широкое распространение по планете и какие приспособительные особенности позволили занять все основные среды обитания и какие отличительные особенности во внешнем строении у представителей разных экологических групп?

С целью обобщения и повторения темы «Многообразие млекопитающих» предлагаем вам зоовикторину.

2. Актуализация знаний.

Зоовикторина. Кроссворд наоборот.

Учитель называет млекопитающее, а учащиеся – отряд или семейство, которому оно относится.

1. Горилла – Приматы.

2. Лошадь – непарнокопытные

3. Кролик – Зайцеобразные.

4. Кенгуру – Сумчатые.

5. Лось – Жвачные парнокопытные.

6. Вампир – Рукокрылые.

7. Ёж – Насекомоядные.

8. Дельфин – Зубатые Китообразные.

9. Морж – Ластоногие.

10. Слон – Хоботные.

11. Крокодил – это не млекопитающее, а рептилия.

12. Человек – Приматы.

13. Лев – Хищные, Кошачьи.

«Дальше, дальше…»

1. Сумчатое яйцекладущее. (Ехидна.)

2. Перечислите человекообразных обезьян. (Шимпанзе, горилла, орангутан.)

3. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не уменьшаются? (Они постоянно растут.)

4. Чёрный барс. (Пума.)

5. Чем лев отличается от львицы? (Гривой.)

6. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны.)

7. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит.)

8. Имя какого учёного носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе? (Н. М. Пржевальского.)

9. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь.)

10. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация.)

11. У хищных – когти, у копытных – копыта, а у приматов? (Ногти.)

12. Мышечная перегородка, разделяющая грудную полость от брюшной, участвующая в дыхании. (Диафрагма.)

13. Самый высокоорганизованный Примат. (Человек.)

14. Сумчатый медведь. (Коала.)

15. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных. (Мамонт.)


В качестве домашнего задания вам предлагалась творческая работа – составить кроссворд и красочно его оформить. (Дежурный собирает работы.)

Учитель экологии: А мы со своей стороны тоже подготовили для вас кроссворд, но необычный – кроссворд наоборот. Ваша задача – правильно поставить и сформулировать к нему вопросы.

Например: Норка – пушной хищный зверёк, разводимый на зверофермах.












1. Органы защиты у парнокопытных животных.

2. Зайцеобразное животное, обитающее в норах.

3. Китообразное животное.

4. Крупный грызун, делающий плотины.

5. Ластоногое животное.

6. Грызун, приносящий большой ущерб хозяйству человека.

7. Чувствительные длинные волоски, имеющиеся у млекопитающих, выполняющие осязательную функцию.

9. Самая крупная человекообразная обезьяна.

10. Пушной зверёк, приспособившийся к жизни на деревьях.

11. Дикий предок домашней свиньи.

12. Способ передвижения по деревьям с помощью передних конечностей, цепляясь ими попеременно за ветку.

13. Самое крупное парнокопытное животное наших лесов.


  1. Формирование новых знаний.

Учитель биологии:

Зоологи насчитывают сейчас около 4700 видов млекопитающих, которых они объединяют в 1100 родов, 139 семейств, 28 отрядов и 2 подкласса. По числу таксонов большего разнообразия среди наземных позвоночных достигают только птицы, однако и их млекопитающие превосходят по разнообразию экологических «форм и функций».

Большинство зверей – наземные животные, однако есть млекопитающие, навсегда ушедшие в воду – киты, дельфины, сирены. Ластоногие – тюлени, котики, сивучи, моржи и морские львы – выходят на сушу только для размножения и отдыха. Есть млекопитающие, полностью или частично потерявшие зрение и скрывшие себя под землёй. Это кроты, слепыши. Есть, наконец, звери никогда или почти никогда не спускающиеся с деревьев на землю (ленивцы, некоторые лемуры и обезьяны), и есть те, кто освоил воздушное пространство, — разнообразные летучие мыши. Разброс «рекордных значений» жизненных «форм и функций» впечатляет не менее чем разнообразие сред, освоенных этим классом.

Самое маленькое млекопитающее – свиноносая мышь весит 1,5 г, что в сто миллионов раз меньше массы голубого кита. Серый волк имеет участок обитания до 1000 км2, тогда как похожий на лишённую волосяного покрова крысу голый африканский землекоп всю жизнь не покидает своей единственной норы. Самка этого землекопа рождает до 28 детёнышей, а самка орангутанга только одного. Африканский слон проживёт возраст человека, тогда как самец бурой мыши живёт меньше года и даже не может увидеть появления на свет своего потомства. Общие для всего класса структурные элементы также весьма разнообразны в частных своих проявлениях. Конечности могут быть изменены в ласты и крылья. При ходьбе звери могут опираться на всю стопу (медведи), на стопу и пальцы (кролики), на пальцы (большинство зверей) и даже на фаланги пальцев (копытные). В последнем случае число пальцев может сократиться до двух (корова) и даже до одного (лошадь). Хвост может полностью отсутствовать (некоторые приматы, рукокрылые). Волосы могут превращаться в жёсткую щетину (кабан), иглы (дикобразы, ежи) или совсем исчезнуть (зубатые киты).

— С чем же связано появление такого большого разнообразия форм млекопитающих? (Начинается составление схемы)

Учитель экологии:

Cреда обитания – компоненты живой и неживой природы, которые оказывают влияние на жизнь животных.

Влияют на животных компоненты по- разному, одни-необходимы, без них животные не смогут жить и воспроизводить себе подобных, другие – вредны, третьи – безразличны.

Давайте выделим главные компоненты среды обитания, которые всегда оказывают влияние на животных в процессе их жизнедеятельности.

Пища – даёт вещества, необходимые для роста, развития и энергию для осуществления жизненных процессов в клетках, тканях, органах и во всем организме.

Вода – основа внутренней среды организма, в ней происходит обмен веществ.

Воздух – необходим животным для дыхания. При потреблении кислорода вещества, попавшие в организм в виде пищи, окисляются с выделением энергии, а из тела животного удаляется углекислый газ.

Температура среды – благоприятствует или не благоприятствует жизни животного, активизируя или нарушая обмен веществ.

Свет – нужен для ориентации большинства животных в пространстве. Свет корректирует ритм жизни животных, влияя на их суточную активность, стимулируя сезонные явления в их жизни.

Другие организмы — растения и животные, с которыми организм вступает в различные типы взаимоотношений. Это пищевые отношения, паразитизм, конкуренция, взаимовыгодные отношения и многие другие.

Условия существования постоянно изменяются, в течение суток, в течение сезона, на протяжении ряда лет. Эта изменчивость условий определяет разнообразие сред обитания.

Млекопитающие приспособились к жизни в наземной, воздушной, почвенной и водной средам обитания.


Вода – первая среда жизни организмов, в том числе и животных. Она составляет гидросферу земли, занимая до 71% ее площади.

Особенности воды как среды обитания:

  • высокая теплоемкость (сглажены колебания температуры)

  • способность растворять соли и газы

  • плотность (облегчается вес организмов)

  • меньшее количество кислорода

Наземная и воздушная среды более сложны для жизни и разнообразнее, чем водная. Особенности этих сред обитания следующие:

  • высокое содержание кислорода

  • резкие колебания температуры во времени и в пространстве

  • возможен дефицит влаги

  • меньшая плотность

  • атмосферные осадки

  • ветер

  • рельеф земной поверхности

Почвенная среда имеет следующие особенности:

  • колебания температуры резки у поверхности и сглаживаются с глубиной

  • плотность почвы превосходит плотность воды и воздуха

  • отсутствие света

  • постоянное поступление органического вещества за счет листопада и корней

  • особый кислородный режим


Итак, каждая среда имеет свои физикохимические особенности, которые способствуют возникновению приспособлений у животных. Различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большего количества жизненных форм, которые различаются пропорциями теля, способами передвижения, окраской и т.д.


В процессе приспособления к разным местам обитания млекопитающие разделились на следующие экологические группы:

Учитель биологии:

Типично наземные млекопитающие населяют леса и открытые простран­ства. Они имеют пропорционально сложенное сильное тело, хорошо разви­тую мускулистую шею, высокие конечности. Передвигаются ходьбой, бегом и прыганьем. Наиболее ярко признаки группы проявляются у быстробега­ющих зверей.

Среди наземных зверей много растительноядных видов: олени, лошади, антилопы. Это травоядные животные. Особые приспособления имеют млекопитающие, которые кормятся ветками и листьями деревьев. Особенно длинная шея развита у жирафа. Это позволяет ему не только срывать листья, недоступные другим наземным животным, но и обеспечивать себе хороший обзор местности. У слонов массивная голова и короткая шея ком­пенсируется длинным подвижным хоботом. Хищные звери имеют не такие длинные ноги, как растительноядные. Однако сравнительно длинные ноги у хищников, преследующих добычу быстрым бегом, например у волка и гепарда, а относительно короткие конечности у хищников, подстерегающих добычу, например у льва, тигра, рыси.

Прыгающие наземные млекопитающие, например заяц, кенгуру, имеют сильные и длинные задние конечности и укороченные, более слабые передние.

У кенгуру слабые передние ноги потеряли свое значение опоры при прыжках. Зато развит длинный хвост, который при медленном движении животного играет роль дополнительной опоры, а при больших прыжках – балансира и руля.

Тушканчики, ночные обитатели пустынь, скачут на задних лапках, словно кенгуру, ибо так легче двигаться по сыпучему песку. Большие глаза, длинные вибриссы, огромные уши – радары помогают прекрасно ориентироваться в темноте.

Наземно-древесные млекопитающие, живущие в лесах, связаны с древес­но-кустарниковой растительностью. Они устраивают гнезда на деревьях, а кормятся как на земле, так и на деревьях. У этих зверей вытянутое, сильное и гибкое тело, укороченные конечности, вооруженные острыми когтями. К этой группе относятся лесная куница, соболь, белка, бурундук. У многих мелких наземно-древесных видов хорошо развит хвост с длинными остистыми волосками, что способствует планирующим прыжкам. У летяги по бокам тела развита кожистая складка, улучшающая ее планирующие способности.

Учитель экологии:

Подземные млекопитающие приспособлены к роющему образу жизни. Почти все время они проводят под землей, редко появляясь на поверхности. Тело землероев короткое, вальковатое, шейный отдел не заметен, хвост редуцирован. Мех короткий, густой, без ворса, ноги короткие с сильной му­скулатурой и большими когтями. Ушные раковины редуцированы. Зрение плохо развито, а у некоторых подземных зверьков глаза скрыты под кожей. Хорошо развиты у землероев обоняние и осязание. Крот роет землю силь­ными, вывернутыми наружу лопатообразными передними конечностями и выталкивает землю на поверхность головой. Слепыш роет землю крупны­ми, выдающимися вперед резцами.

Учитель биологии:

Летающие млекопитающие в полной мере освоили воздушную среду. К этой группе относятся представители отряда рукокрылых.

Передние конечности у летучих мышей превратились в длинные и гибкие крылья, в которых натянута перепонка между сильно вытянутыми костями кисти передней конечности, туловищем, задней конечностью и даже хвостом. У быстро летающих зверьков, например у рыжей вечернице, крылья длинные и узкие; у медленно летающих, ушанов — широкие и тупые. В связи с полетом сильно развиты грудные мышцы, которые, как и у птиц, прикрепляются к ки­лю грудины. Летучие мыши не только добывают насекомых в воздухе, но, как и птицы, совершают сезонные миграции: на зимовку улетают в теплые райо­ны. У всех рукокрылых хорошо развиты ушные раковины: они улавливают отражённые от предметов издаваемые в полете зверьками ультразвуки, которые помогают ориентироваться и даже в темноте находить добычу.

Более подробно с образом жизни рыжей вечерницы нас познакомит Панчелюга Татьяна.

Учитель экологии:

Водные и полуводные млекопитающие. Типичными из них, полностью утратившими связь с землей, являются китообразные. Тело их приобрело об­текаемую рыбообразную форму, голова сливается с туловищем, шейный от дел отсутствует. Основным органом движения служит хвостовой плавник, расположенный (в отличие от рыб) в горизонтальной плоскости. Передние конечности, видоизмененные в ласты, выполняют роль рулей. Задние ко­нечности редуцированы полностью, исчезли ушные раковины, закрыт на­ружный слуховой проход, носовые отверстия закрываются

клапанами, отсут­ствует шерстный покров. Хорошо развит подкожный жир, обеспечиваю­щий теплоизоляцию. В связи с питанием планктонными организмами у уса­тых китов исчезли зубы, и развился особый цедильный аппарат, состоящий из большого числа роговых пластин.

Большую часть жизни проводят в воде ластоногие. Однако они не утра­тили связи с сушей: выходят на лежбища в период размножения.

У ластоногих две пары ластов, принимающих участие в движении в воде. Шерстный покров редуцирован, хотя детеныши рождаются покрытыми густым мехом. Термоизолирующую роль выполняет толстый слой подкожно­го жира.

Есть млекопитающие, которые ведут полуводный образ жизни. Они при­надлежат к различным систематическим группам, используют разную пищу, но имеют общие черты в связи с полуводным образом жизни. Их конечно­сти снабжены плавательными перепонками, функцию руля в воде выполняет хвост. Шерстный покров хорошо развит, имеет густой теплый подшерсток. За шерстью зверьки, ведущие полуводный образ жизни, тщательно ухажива­ют: разбирают, расчесывают, смазывают жирным секретом кожных желез. К млекопитающим, ведущим полуводный образ жизни, принадлежат утко­нос, выхухоль, бобр, выдра, ондатра и др. В воде они прекрасно плавают и ны­ряют, свободно перемещаются по суше, хотя в скорости заметно уступают типичным наземным зверям.

Самый крупный из современных грызунов – водосвинка – прекрасно плавает и ныряет. Подробнее о ней вы узнаете, послушав сообщение Казаковой Ирины.

Учитель биологии:

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (на­земной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов и се­мейств. Однако они обладают сходными адаптивными (приспособитель­ными) чертами к одинаковым условиям обитания.

Учитель экологии:

А сейчас мы предлагаем вам, используя коллекцию видеофрагментов в электронной программе «Биология 6 – 11 классы», понаблюдать за жизнью и особенностями поведения животных различных сред обитания. Последовательность просмотра указана в инструктивных карточках.

Физкультминутка.

Учитель биологии:

С чертами приспособленности млекопитающих в связи с образом жизни вы ознакомитесь в ходе выполнения лабораторной работы «Экологические группы млекопитающих». Для её выполнения вам выданы карточки с изображением некоторых млекопитающих животных. Кроме того, с особенностями некоторых животных вы уже ознакомились в процессе изучения многообразия млекопитающих. Внимательно рассмотрите выданных вам животных, с помощью инструктивной карточки, текстов соответствующих параграфов выявите особенности представителей различных экологических групп.

Самостоятельная работа

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите фотографию млекопитающего. Выясните, какова форма его тела? Из каких отделов оно состоит? Назовите особенности строения тела.

  2. Рассмотрите покровы тела млекопитающего. Видоизменился ли волосяной покров млекопитающего? Как повлиял образ жизни данного млекопитающего на формирование волосяного покрова?

  3. Изучите голову млекопитающего. По его форме можно определить ведущий орган чувств, а исходя из этого и способ добывания корма, и образ жизни. Исходя из наблюдений, сделайте предположение.

  4. Обратите внимание на лапы млекопитающего. При передвижении зверь опирается на стопы, на пальцы или копыта? Есть ли у данного животного перепонки между пальцами, или конечности видоизменены в ласты, плавники или крылья? Если да, то какую среду обитания освоило это животное?

  5. Подведение итогов работы: обобщите полученные результаты и на их основании заполните таблицу.

Представитель

Основные особенности

строения млекопитающих

Название

экол.группы

  1. Крот




  1. Дельфин

— афалина




  1. Летучая мышь



  1. Белка




Учитель экологии:

Выполняя лабораторную работу, вы смогли убедиться в том, что различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большого количества жизненных форм млекопитающих, которые различаются пропорциями тела, способами передвижения и т. д. Одна и та же жизненная форма может возникать у неродственных между собой видов и отражает лишь сходство условий их существования.

Учитель биологии:

4. Рефлексия.

А теперь мы предлагаем вам проверить свои знания, поработав с тестом по данной теме. Займите места за компьютерами, откройте программу «Тест» и приступайте к работе.

(Результаты теста высвечиваются на экране.)


Альтернативный вариант тест «Белка»









Кто из перечисленных животных ведёт полуводный образ жизни:

а) выхухоль (25-2-14-27);

б) суслик (25-20-6-5);

в) белобочка (3-17-26-7)


2. У морских млекопитающих приспособление к жизни в воде

а) развитое зрение (19-11-24-8);

б) большие клыки (9-22-13-6);

в) обтекаемая форма тела (11-24-8-20)


3.Подземный роющий образ жизни ведет:

а) бурозубка обыкновенная (3–11–5–33);
б) бурундук (17–4–29–33);
в) слепыш обыкновенный (10-18-6-13)

4. Шерстный покров полностью отсутствует у всех: а) тюленей (5-25-23-2);
б) китов (27-16-9-1);
в) носорогов (24–20–16-9).

5.К прогрессивным чертам строения млекопитающих не относится: а) высокое развитие центральной нервной системы (14-2-23–25);
б) живорождение и выкармливание детенышей молоком (11-4-16-27);
в) обилие кожных желез (23-17-5-25).

6.Приспособление к подземному образу жизни у кротов а) волосяной покров на теле (22-10-18-12); б) лопатообразные конечности (23-3-19-11); в) одинаковое строение зубов (5-17-25)

7. Структура волосяного покрова млекопитающих различна. Функцию осязания выполняют: а) остевые волосы (23-17-19-24);
б) вибриссы (1-15-21-7);
в) пуховые волосы, или пух (2–-14-27-4);

8. В состав отряда рукокрылых не входит: а) ушан (1-9-13-10);
б) летяга (20-4-22-10);
в) вечерница рыжая (23-17-19-24).

9. Крупнейшим наземным животным мировой фауны является: а) слон индийский (16–9–1–10);
б) слон африканский (7-12-28);
в) жираф (17–1–9–12);

10. Рекорд скорости (128 км/ч на короткой дистанции) среди наземных животных принадлежит: а) вилорогу (1–13–6–21);
б) гепарду (13-26-28);
в) джейрану (5–17–3-23)

(Правильные ответы: 25–2–14–27; 11–24–8–20; 10–18–6–13; 27–16–9–1; 23–17–5–25; 23–3–19–11; 1–15–21–7; 20–4–22–10; 7–12–28; 13–26–28.)




Дополним нашу схему, распределив указанных животных по экологическим группам.

(Учащимся раздаются карточки с названиями и изображениями животных различных экологических групп)

  1. Итоги урока.


Ребята, на уроке мы с вами обобщили и систематизировали знания о многообразии млекопитающих и их средах обитания. Вы познакомились с основными экологическими группами млекопитающих и выяснили, что среди представителей одной и той же экологической группы зверей есть виды из разных отрядов и семейств, так как, освоив одинаковую среду обитания, у них выработались сходные адаптивные приспособления.

Млекопитающие – класс наиболее эволюционно развитых позвоночных, имеющих прогрессивные черты: вынашивание детёнышей в утробе матери, живорождение, выкармливание их молоком. Сочетание этих свойств с хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достичь большого разнообразия и высокой численности.

Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.

Мы выяснили, что окружающая среда оказывает влияние на животных и любое изменение окружающей среды может привести к исчезновению животных.

Экологическая задача

В Казахстане проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов при этом погибали лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников.

(Ответ. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели).

Формула ПОПС — учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П –
 позиция 
О –
 объяснение (или обоснование) 
П –
 пример 
С –
 следствие (или суждение) 

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец,
 четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Оценки за урок.

Домашнее задание:

О разнообразии хвостов в животном мире мы даже не задумываемся, но они отличаются друг от друга величиной, окраской, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Выяснить какую роль играет хвост в жизни различных экологических групп. Истории про хвост очень интересны. Вы узнаете, какой это незаменимый орган для многих видов млекопитающих, как его функции связаны с условиями обитания.

Биология. § 35; доклад «Звери, которых больше никогда не увидим» Экология. Индивидуальные задания. (Тесты с рисунками.)

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал

Было трудно

Я выполнял задания

Я понял, что

Теперь я могу

У меня получилось

Мне захотелось

Свежие документы:  Социально-значимая проектная работа по экологии «Школьный дворик» в номинации «Природа – бесценный дар, один на всех»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: