Урок по теме: «Вода — волшебница»




Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зерноградский педагогический колледж














РАЗРАБОТКА УРОКА


Тема занятия: «Вода — волшебница»

Форма проведения: устный журнал

Продолжительность: 1 ч. 20 мин.

Дата проведения: 29 сентября 2012 г.

Преподаватель: Кравченко Л.И.


























Зерноград

2012

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ (слайд № 1)


Тема: «Вода – волшебница» (слайд № 2)


Цель:

  • донести до сознания студентов понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы, побудить их к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем (слайд № 3).


Задачи:

  1. Донести информацию о водных ресурсах мира, России, Ростовской области и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

  2. Обсудить план мероприятий по оздоровлению экологической водной среды региона.

  3. Познакомить с Государственной программой «Чистая вода», действующей с 01.01. 2010 года (слайд № 4).


Оборудование:

  • видеофильм «Путешествие капли воды»;

  • презентация;

  • магнитофон;

  • запись песни «Живи, родник».


Тип урока: изучение нового материала


Форма проведения урока: устный журнал (слайд № 5).


Ход урока


Преподаватель: Добрый день, дорогие преподаватели, студенты и гости нашего колледжа! Мы рады Вас приветствовать на нашем уроке, который мы проводим в ходе акции «Всероссийский Урок чистой воды». Старт этой акции состоялся 20 октября 2010 г. в рамках Международного форума «Чистая вода 2010».

Этот урок мы проведем в нетрадиционной форме – в форме устного журнала.

Цель нашего урока: донести до Вашего сознания понимание бережного отношения к воде как к жизненно-важному ресурсу и драгоценному дару природы нашей России.

Сегодня мы не только расширим свои знания о воде и водных ресурсах, познакомимся с их экологическим состоянием, с влиянием воды на здоровье и жизнедеятельность человека, но и подумаем вместе, что же можно сделать для оздоровления этого важнейшего жизненного компонента для нас и будущих поколений в нашем родном крае.

В 21-м веке мы начинаем понимать, что самые дорогие сокровища нашей планеты Земля – не золото и бриллианты, а те, что кажутся нам бесплатными и неисчерпаемыми: вода и воздух!

Сегодня наш устный журнал посвящен ей – волшебнице воде. Первая страница журнала называется: «Что мы знаем о воде?»

(слайд № 6).

Читают стихи студенты.

Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.


Преподаватель: Я предлагаю посмотреть вам видеофильм, из которого вы узнаете много нового о воде.

Показ видеофильма «Приключение капли воды». (8 мин).

Преподаватель: О дополнительных сведениях к этой страничке расскажут нам Ратницына Алена и Ганжа Люда.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе.

Вода присутствует во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых существах. Последние содержат до 80-90% воды в своей биомассе. Потери 10-20% воды живыми организмами приводит к их гибели.

В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички.

В одном литре пресной воды может содержаться до 1 гр. солей.


Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Большая часть пресных вод (85%) сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. Возобновление пресных вод происходит в результате круговорота воды.

С появлением жизни на земле круговорот воды стал относительно сложным, т.к. к простому явлению физического испарения (превращение воды в пар) добавились более сложные процессы, связанные с жизнедеятельностью живых организмов. К тому же роль человека по мере его развития становится все более значительной в этом круговороте.

Вода в природе может встречаться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Она способна переходить из одного состояния в другое. Из твердого – в жидкое, из жидкого – в твердое, из жидкого – в газообразное (испаряться), из газообразного в жидкое, превращаясь в капельки воды.

Более 70% поверхности суши покрыты водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Площадь морей и океанов на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых. Поэтому соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной. Ее объем составляет 97%.

Запасы пресной воды в мире около 3% от общего количества воды. В том числе, в ледниках, в снежниках и полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете пригоден для питья.

Преподаватель: 2-ая страница журнала называется «Вода – источник жизни на Земле». С ее содержанием вас познакомят Мирошниченко Наташа и Иванова Алла.

Студент 1: Вода – это источник жизни для всего живого. Вода играет огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле (слайд №8).

— Наш организм в основном состоит из воды (слайд № 9). Она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока помогает переваривать пищу, с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы на 70% и вообще, организм человека: мозг, ткани тела – больше, чем на половину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным и растениям (слайды 10-11). Все растения «пьют» воду и получают необходимые вещества для роста и развития (слайд № 12).

Вода содержится в корне, листьях, стволе и коре дерева (слайд № 13).

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля необходимо 300 л воды (слайд № 14).

Студент 2: Человек примерно на 70-80% состоит из воды, однако, с возрастом, ее количество в организме человека уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Это означает, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен является важной составной частью обмена веществ живых организмов, в том числе и человека.

При потере организмом человека 6-8% влаги, сверх обычной нормы, повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме. 15 -20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце.

Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, нефтепродукты, может привести к аллергическим заболеваниям, болезням крови, онкологии, мочекаменной болезни, нарушениям водносолевого обмена.

Преподаватель: Третья страница нашего устного журнала называется «Вода – труженица» (слайд № 15). И расскажут нам о ней Дмитриченкова Вика и Подгайнова Оля.

Студент 1: Мне хотелось бы сказать несколько слов об океане. Океан – колыбель и источник жизни на нашей планете. Более половины кислорода, необходимого для дыхания, рождается в процессе фотосинтеза в верхнем слое океанских вод.

Океан – удобная и дешевая дорога (слайд № 16), которая связывает между собой континенты и острова, промышленные центры, сельскохозяйственные районы, источники сырья. Океан является неисчерпаемой сокровищницей химических веществ. Только в морской воде растворены практически все элементы Периодической системы Менделеева.

Преподаватель: Не зря воду называют труженицей. Она – добрый друг и помощник человека.

Студент 2: По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.

Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток (слайд № 17). Она переносит тепло по трубам и обогревает наши дома, орошает поля (слайд № 18). Без воды невозможно существование промышленного производства. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, для изготовления бумаги, кирпича, стали. Вода нужна для работы автомобильного и железнодорожного транспорта.

Преподаватель: Например, на производство одной тонны стали уходит до 280 тонн воды. Чтобы получить 1 кг бумаги, требуется 700 л воды. Для изготовления одного автомобиля необходимо количество воды в 50 раз превышающее его вес.

Студент 2: Без воды мы не можем обойтись и в быту. Это и питье, и приготовление пищи, и принятие ванны, мытье посуды, уборка, стирка и т. д.

Преподаватель:

Можно сделать такой вывод:

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Преподаватель: Следующая страница «Вода – краса природы» (слайд № 19). Красота воды никого не может оставить равнодушным. Она является источником вдохновения людей творческих: писателей, поэтов, художников и композиторов. Об этом и поведает нам группа студентов.

Студент 1: Вода – краса всей природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке (слайд № 20), подернутой туманом, и в глубине озера (слайд № 21), по которому белыми корабликами плывут гуси (слайд № 22), и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер. Эта краса и в тонкой струйке холодной воды, которой мы по утрам умываемся из-под крана. Краса эта во всем, что связано с водой в природе. Она и в облаках (слайд № 23) оживляющих безбрежный воздушный океан. А что если бы никогда не было облаков? Об этом даже думать страшно! Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Каждый день вставало бы яркое солнце, сияло бы в безоблачном небе, спускалось бы за горизонт, и никто не любовался бы вечно ясной погодой.

Преподаватель: А какие замечательные стихи написали поэты о воде. Например, Ирина Старовойтова (слайд № 24).

Студент 2: Вода – создание природы,

Надежный жизненный поток.

Питает Землю и народы,

Даря живительный глоток.

Вода дана на помощь людям,

Она – как вечный эликсир,

Как кровь, бегущая по венам

И сохраняющая мир.

Преподаватель: А кто не знает замечательных картин известного русского художника Ивана Константиновича Айвазовского?

Студент 3: Вода вдохновляла художников на создание прекрасных картин. Самым выдающимся из них является Иван Константинович Айвазовский. Это крупнейший русский художник-маринист, живописец и график. Картины художника поражают своей достоверностью в передаче натуры. Айвазовский изображает движение воды, отражение лунного и солнечного света (слайд № 25).

Представляя в своих многочисленных картинах бескрайние морские просторы и широкий свод небес, художник передает живое движение природы, ее бесконечную изменчивость: море у него то ласковое и спокойное, то грозное и бушующее (слайд № 26). Например, «Девятый вал».

Вершиной творчества художника является работа «Среди волн», продолжающая тему, начатую «в Черном море». Но если в предыдущем полотне изображено море взволнованное, то полотно «Среди волн» представляет неукротимую и грозную стихию.

Очень много музыкальных произведений о воде создано известными композиторами-классиками. Например, П.И. Чайковский «Времена года», И.А. Римский-Корсаков опера «Садко» и «Сказка о царе Салтане», А.С. Даргомыжский «Русалка». А сколько написано песен современными композиторами о воде и одну из них, «Живой родник», нам сегодня исполнит группа девочек.



(Группа студенток исполняет песню «Живой родник»).


«Живи, родник» (стихи С. Беликова, Музыка В. Добрынина).


Поёт день и ночь в сторонке родной

Заветный родник лесной.

И нет холодней, и нет вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.


Припев:

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.


Вода родника — живая вода,

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка, тонка и легка,

С неё началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Голос родной Земли.


Припев:

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной. (2 р.)


Преподаватель: Следующую страницу нашего журнала, которая познакомит нас с водными богатствами России, (слайд № 27) будут освещать Шатохина Даша и Мартынова Света.

Студент 1: Россия — страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12 морей, принадлежащих трём океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озёр, сотни тысяч болот. Именно в России сосредоточено 22 процента мировых запасов воды. Однако по назначению используется не более 2 процентов от общего количества водных запасов. По территории России протекает свыше 120 тыс. рек длиной 10 км и общей протяжённостью свыше 2,3 млн. км.

Студент 2: Я бы хотела напомнить вам о самых крупных озёрах России, к ним относятся: Каспийское море (слайд № 28), озеро Байкал (слайд № 29) Ладожское озеро, Онежское (слайд № 30) и озеро Таймыр (слайд № 31). Более подробно, я хотела бы рассказать об озере Байкал (слайд № 29). Его площадь составляет 31 500 кв. км., а наибольшая глубина 230 метров.

Байкал — уникальный источник пресной воды. Объём воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20 процентов мировых и 90 процентов российских запасов пресной воды. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет.

Студент 2: Напомню вам о самых крупных реках, это Лена (слайд № 32), Енисей, Обь, Волга, Амур и другие (слайд № 33). Но подробнее я расскажу о реке Енисей (слайд № 34).

Его длина 4070 км., площадь бассейна 2707 тыс. кв. км. Енисей — самая многоводная река России. Шестьсот кубических километров в год — такое количество воды выносит он в Карское море. Это больше, чем сток всех рек Европейской России! Поэтому не удивительно, что на языках народов, населяющих Сибирь, Енисей называют «великой рекой». Енисей течёт почти строго с юга на север и служит водной границей между Западной и Восточной Сибирью. По пути к устью Енисей собирает воды более пяти сотен притоков. Самый мощный из этих притоков — Ангара — приносит почти столько же воды, сколько вмещает основное русло, а самый длинный — Нижняя Тунгуска — по протяжённости немногим уступает Волге. Морские корабли поднимаются по течению Енисея больше чем на 700 километров. Правда, это возможно только летом: с октября по май Енисей скрыт под ледяным панцирем.

Преподаватель: Эта страничка посвящена водоемам нашего родного края. И называется она «Водоемы Донского края и их экологическое состояние» (слайд № 35). Предоставляем слово студентам.

Студент 1: (слайд № 36).

Свое современное название Азовское море получило, вероятно, по городу Азов. Древние греки называли Азовское море Меотис лиман — «Меотийское озеро», а римляне — «Меотийское болото» за его мелководность и низменные болотистые восточные берега. Меотийское — по имени народа меоты, жившего на его южных и восточных берегах. Скифы называли его «Нарагулак» — рыбное, татаро-монголы — «Балык-денгиз» — рыбное и «Чабак-денгиз» — лещевое. В средние века русские называли это море Сурожским.

Азовское море — это своеобразный и замечательный во многих отношениях водоем:

— самое «средиземное» — внутреннее в бассейне Атлантического океана;

— самое маленькое из морей России и одно из самых маленьких в мире (меньше его только Мраморное море). Площадь его около 38840 км².

— самое мелководное море мира: наибольшая его глубина не превышает 14 м, а средняя глубина — около 8 м. При этом глубины до 5 м занимают более половины объема Азовского моря. Объем его также невелик — 320 км³.

В северо-восточной части Азовского моря, на территории Ростовской области, находится самый большой морской залив — Таганрогский, в который впадает одна из крупнейших рек европейской части России — Дон. Река ежегодно выносит в море в среднем около 28,6 км³ воды. Значительные массы речной воды сильно опресняют Таганрогский залив (соленость понижается к устью Дона до 1,3 %), а выносимые рекой наносы ведут к его обмелению.

Дно Азовского моря почти плоское, при штормах воды его хорошо перемешиваются, и вся толща воды насыщается кислородом.

Температура морской воды летом достигает +25-30 °С, поэтому в море создаются прекрасные условия для развития планктона и бентоса, которым питается рыба, и до недавнего времени Азовское море было самым «рыбным» водоемом России, а до Великой Отечественной войны оно давало 18% всей рыбной продукции нашей страны. В море добывали белугу, севрюгу, осетров, рыбца, шемаю, судака, леща, сазана. Одна из самых интересных промысловых рыб моря — хамса, или анчоус. Это одна из самых деликатесных промысловых рыб, которая занимает пятое место в мировом рыболовстве по величине уловов. Азовский анчоус считают самым жирным (содержит около 30% жира) и самым вкусным.

Море оказывает положительное влияние на климат в прибрежных территориях, смягчая его континентальность.

Сочетание теплого мелководного моря, песчаных пляжей, продолжительного лета и обилия фруктов и овощей создают прекрасные условия для развития морских климатических курортов. Сейчас начали создавать курортно-оздоровительные комплексы на территории Азовского и Неклиновского районов Ростовской области.

Студент 2: В Ростовской области насчитывается 4990 рек и водотоков. (слайд № 37). Река Дон – самая крупная река в области. На европейской территории России Дон занимает 3-е место по площади водосбора после Волги и Камы и четвертое по длине после Волги, Камы и Урала. Длина его 1870 км, площадь бассейна 422,5 тыс. км2.

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края.

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

(А.В. Сафонов – ростовский поэт).

Река Дон берет начало в г. Новомосковске Тульской области на отрогах Среднерусской возвышенности на высоте 179 м. Скорость течения – 0,5 м /сек, и за медленное и спокойное течение народ дал реке название Тихий Дон.

В Ростовскую область Дон заходит на севере, в Верхнедонской и Шолоховский районы (120 км), затем уходит за пределы области и возвращается в наши края в районе г. Волгодонска, где Цимлянская плотина перегородила его русло и образовала рукотворное море. Степенно несет Дон свои воды мимо станиц и городов до самого Азовского моря (350 км).

Правый берег высокий и крутой, левый – пологий и низкий. В районе г. Ростова-на-Дону от Дона отделяется рукав Мертвый донец и начинается дельта площадью 340 кв.м.

Наиболее крупные притоки Дона в пределах Ростовской области: правые – Чир, Цимла, Кагальник Донской, Северский Донец и др., левые – Сал, Западный Маныч, Койсуг.

Студент 3: Северский Донец (слайд № 38) – наиболее крупный приток Дона. Общая протяженность реки составляет 1053 км, площадь бассейна – 98900 км2.

Средний годовой расход при впадении в Дон 200 куб. м в секунду. Ширина реки – от 30 до 35 км в начале маршрута, увеличивается до 60-80 м в конце. Русло преимущественно песчаное, довольно много пляжей.

Северский Донец – одна из красивейших рек юга России. Скорость течения от 0,5 до 0,1 м в сек. В верхнем течении, до Белгорода Северский Донец перекрыт множеством плотин. Питание Северского Донца преимущественно снеговое – 65% стока, родниковое – 33%.

Его исток находится в Белгородской области. Правый берег высокий и крутой, левый пологий и песчаный.

Студент 4: (слайд № 39). Западный Маныч – одна из самых своеобразных и удивительных рек Ростовской области. Его источником считается Большой Егорлык. Долина реки – узкая, извилистая, поскольку течет Маныч по дну бывшего морского пролива – Кумо-Манычской впадины. Его вода всегда была сильно минерализованной. Сейчас Маныч является судоходным на расстоянии 320 км от устья. Питание осуществляется водами Дона через Донской магистральный канал, впадает Западный Маныч в Дон у станицы Маныческой Багаевского района.

Студент 5: (слайд № 40). Сал – река Ростовской области, левый приток реки Дон. Его длина 800 км, площадь бассейна 24,3 тыс. км2. Река протекает по сухой степи, в низовьях русло достаточно извилистое. В реку впадает вода из Цимлянского водохранилища по Донскому магистральному каналу. Река Сал на всем протяжении извилиста, вследствие чего более чем в 2,5 раза увеличивает свою длину против длины по прямой. Река Сал отличается от других степных рек своим быстрым течением кроме верховья. На своем пути река смывает тысячи тонн глины из-за своих обрывистых берегов. Как правило, рядом с ней нет лесов, а только реки и рощицы, а иногда вдоль русла рек находятся лесополосы.

Студент 1: В Ростовской области много озер. Среди них, по происхождению водной массы, есть озера наземного происхождения и реликтовые. Большая часть озер нашего края водно-аккумулятивного наземного происхождения. В основном это пойменные озера. Режим их связан с режимом рек. Озера Манычской впадины – это тектонические, реликтовые, отличающиеся соленостью воды, некоторые из них и наличием целебных сероводородных грязей (черный ил на дне озера). Они бесточны и маловодны. Летом часто пересыхают. Есть в области озера-блюдца. В основном они встречаются в Ергенях.

Наиболее многочисленную группу образуют пойменные озера, возникшие в результате миграции русла рек в пределах поймы, отложения и переотложения твердых наносов, создающих неровности пойменного пространства.

Большие и многочисленные озера пойменного типа сформировались в тех местах, где пойма имеет значительную ширину и где изменяющаяся высота уровня в реке способствовала развитию боковой эрозии и, напротив, его спрямлению.

Студент 2: (слайд № 41). Маныч–Гудило – самое крупное озеро области, расположенное на границе Ростовской области, Ставропольского края и Калмыкии. Озеро Маныч-Гудило – это занимаемая водой часть Маныческой впадины, много раз заливалась морскими водами и становилась проливом, соединяющим Каспийское море с Черным. Площадь озера 300 км2. Оно мелководное, лишь изредка его глубина достигает 4-5 м, а ширина от 3-15 км. Вода в Маныче горько-соленая. Современный облик озеро Маныч-Гудило приобрело после 1948 г. Прежде озеро имело снеговое питание и частично пересыхало, представляя собой цепочку мелководных, узких озер и лиманов. На озере Маныч-Гудило построены Пролетарское и Веселовское водохранилища.

Но, к большему сожалению, все реки и озера, а также Азовское море загрязнены. И виноваты в этом мы, люди. Наша хозяйственная, а точнее, бесхозяйственная деятельность довела состояние водоемов родного края до критического.

Преподаватель: То, о чем поведает эта страница «Загрязнение воды», тревожит каждого из нас (слайд № 42). Об этом нам расскажут Кравченко Татьяна и Камашова Наталья.

Студент 1: Загрязнение вод проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса). В настоящее время из-за загрязнения или засорения около 70% рек и озер России утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения. Наиболее часто встречаются химическое или бактериальное загрязнения, радиоактивное, механическое и тепловое.

Химическое загрязнение – наиболее распространенное, стойкое и далеко распространяющееся. При осаждении на дно водоемов или при фильтрации в пласте вредные химические вещества сорбируются частицами пород, окисляются и восстанавливаются, выпадают в осадок. Однако, как правило, полного самоочищения загрязненных вод не происходит.

Бактериальное загрязнение – выражается в появлении в воде патогенных бактерий, вирусов.

Радиоактивное – они попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании в них радиоактивных отходов.

Механическое — характеризуется попаданием в воду различных механических примесей (песок, шлаки, ил и др.), а также твердыми отходами (мусором), остатками лесоповала, промышленными и бытовыми отходами, которые ухудшают качество вод, отрицательно влияют на условия обитания рыб (слайд № 43-44).

Тепловое — связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. При повышении температуры происходит изменение газового и химического состава в водах, что ведет к размножению анаэробных бактерий, выделению ядовитых газов – сероводорода, метана. Одновременно происходит «цветение вод».

Термическое – характеристика для крупных рек, на берегах которых построены сталеплавильные или машиностроительные заводы, тепло- и электростанция. Эти предприятия используют холодную речную воду для охлаждения промышленных установок. Обратно в реку они сливают воду, изрядно нагретую. Тем самым нарушается температурный баланс на водоеме.

Студент 2: К основным источникам загрязнения поверхностных и подземных вод относятся:

  • сброс в водоемы неочищенных сточных вод; (слайд № 45).

  • смыв ядохимикатов ливневыми осадками;

  • газодымовые выбросы;

  • утечки нефти и нефтепродуктов (слайд № 46).

Промышленные сточные воды загрязняют экосистемы самыми разнообразными компонентами (фенолами, нефтепродуктами, тяжелыми металлами). В настоящее время объем сброса промышленных сточных вод во многие водные экосистемы продолжает возрастать.

Коммунально-бытовые сточные воды поступают из жилых, общественных зданий, прачечных столовых, больниц (слайд № 47).

Опасные газодымовые соединения (аэрозоли, пыль), оседающие из атмосферы на поверхность водосбросных бассейнов и непосредственно на воду.

На нашей планете построены сотни тысяч химических и целлюлозно-бумажных комбинатов, гальванических цехов металлургических и машиностроительных заводов, атомных электростанций, деятельность которых загрязняет воду.

В развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливается в водоемы и реки без какой-либо очистки. Многие из перечисленных видов и источников загрязнения подвергаются и водные источники нашей области.

Преподаватель: (слайд № 48). Следующая страница журнала «Как сделать воду чище?». Расскажут нам об этом Олейникова Аня и Головань Света.

Студент 1: Очисткой сточных вод называется их обработка с целью разрушения или удаления из них вредных веществ. Методы очистки можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические.

Сущность механического метода очистки состоит в том, что из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются имеющиеся примеси.

(слайд № 49).

Химический метод заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.

При физико-химическом методе обработки из сточных вод удаляются растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества. Из физико-химических методов чаще всего применяются коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д., а также электролиз.

Сточные воды очищают также с помощью ультразвука, озона, ионообменных смол и высокого давления. Хорошо зарекомендовала себя очистка путем хлорирования.

Среди методов очистки сточных вод большую роль должен сыграть биологический метод (слайд № 50), основанный на использовании закономерностей биохимического самоочищения рек и других водоемов. Используются различные типы биологических устройств: биофильтры, биологические пруды и др. В биофильтрах сточные воды пропускают через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой.

В биологических прудах в очистке сточных вод принимают участие все организмы, населяющие водоем. Перед биологической очисткой сточные воды подвергают механической очистке, а после биологической.

С целью уменьшения загрязнения гидросферы желательно вторичное использование воды в замкнутых ресурсосберегающих, безотходных процессах в промышленности, капельное орошение в сельском хозяйстве, экономное использование воды в производстве и в быту.

Студент 2: Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что 80% заболеваний на планете вызваны потреблением некачественной питьевой воды. Проблема чистой воды стоит перед многими странами.

В России каждая пятая проба водопроводной воды не соответствует санитарно-химическим нормам, каждая восьмая – микробиологическим, а 90% питьевой воды в стране не соответствует рекомендуемым санитарным нормам, химическим и микробиологическим стандартам.

Перед употреблением водопроводную воду надо очищать. Для освобождения от хлора воду целесообразно отстаивать (от нескольких часов до суток). Для освобождения от микробов и хлора воду необходимо кипятить не более 1-3 мин.

В последнее время стали использоваться различные бытовые фильтры для доочистки воды. Фильтр должен удалять микробы, хлор и его производные, тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты и нитриты, пестициды.

Электрохимические фильтры. Принцип его действия основан на химической реакции, проходящей под воздействием сильного электрического поля в присутствии катализатора. В результате вода полностью очищается от микроорганизмов, органических соединений и ионов тяжелых металлов.

Хорошо зарекомендовал себя отечественный фильтр «Аквафор», выполненный в виде насадки на кран. В этом фильтре глубокая очистка воды достигается за счет использования аквалена – сорбента нового поколения.

Фильтр эффективно противодействует любым загрязнениям: бактериальным, тяжелым металлам, фенолу.

Преподаватель: Сегодня у нас на уроке в гостях ……………….

Расскажите нам, пожалуйста, какую же мы пьем воду в г. Зернограде, и что делается для того, чтобы эта вода давала нам здоровье.

Преподаватель: И последняя страница нашего журнала называется «Сохраним водоёмы родного края! Всё в наших руках!».

Студент 1: Будущее России, её экология, чистота её рек и озёр зависит от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость.

Студент 2: Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными и мнимыми. Царь Дхатусена, правивший в пятом веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, это озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь черпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство» Света: И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценный дар. Нужно охранять от загрязнений водоёмы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.

Студент 1: Проблема загрязнения окружающей среды стоит перед человечеством уже много лет. У нас нет возможности осуществлять какие-то глобальные проекты по охране воды, но мы можем внести хотя бы небольшой свой вклад, свою лепту. Нужно всегда рационально использовать воду, каким бы мы делом не занимались: будь то стирка, мытьё посуды, даже чистка зубов.

Мы, как будущие учителя, должны уделять внимание воспитанию в детях любви к природе, учить беречь её. Наши студенты подготовили проекты.

Шатохина Дарья предлагает в школах проводить классные часы и открытые уроки по охране природе. Мартынова Светлана предлагает завести в водоёмы специальные водоросли, которые очищают воду. Юркина Ольга предлагает проводить субботники по уборке территории на берегах рек своего города, района.

Здоровье жителей России в наших руках, так давайте же вместе сохраним его.

Преподаватель: Мне хотелось бы рассказать о практической помощи, которую уже оказывают водоёмам родного края, а точнее Зерноградскому карьеру, студенты группы, где куратором является Надежда Анатольевна Попова. Они назвали этот водоём очень красиво «Озеро любви», т.к. в жаркие дни рядом с карьером любят отдыхать молодые люди нашего города, но, к огромному сожалению, они оставляют здесь большое количество мусора. Каждый год осенью и весной Попова Н.А. со своими студентами приходят сюда, что бы привести в порядок этот маленький уголок природы. 4 года это делали её бывшие выпускники, а теперь эстафету приняли первокурсники. Они собирают в пакеты и выносят к мусорным бакам после каждого посещения по несколько десятков килограммов мусора.

Я думаю это самое лучшее, что можно сделать для своей маленькой родины. Поэтому я призываю Вас всех последовать их примеру.

Молодцы 1 «А» и её куратор!

Преподаватель: Если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли – воду.


Вы прослушали обширную информацию о воде, об экологическом состоянии водоемов нашей России. Все жители планеты озабочены данной проблемой, которая стала настолько острой, что к ее решению приступили руководители всех государств. В нашей стране проект «Чистая вода» выдвинула партия «Единая Россия», который был рассмотрен Государственной Думой и была принята специальная программа «Чистая вода», которая начала действовать в России с 1 января 2010 года.

Вот основные задачи этой программы: (слайд № 51).

  • Создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения и водоотведения.

  • Формирование системы государственных обязательств по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения.

  • Финансовая помощь реализации инвестиционных проектов в секторе водоснабжения и водоотведения.

  • Стимулирование долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения.

  • Стимулирование производства инновационного отечественного оборудования.

  • Обеспечение чистой питьевой водой объектов социальной инфраструктуры, включая школы, детские сады и больницы.

  • Формирование информационной аналитической базы о состоянии сектора водоснабжения и водоотведения.

  • Создание новой модели поведения граждан и других потребителей воды, вовлечение их в процесс повышения эффективности использования воды и ресурсосбережение.


Последний пункт этой программы имеет прямое отношение к нам.

Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.

Вы прослушали обширную информацию о воде и ее экологическом состоянии.

Все жители планеты озабочены данной проблемой, которая стояла настолько острой, что к ее решению приступили руководители всех государств. В нашей стране проект «Чистая вода» выдвинула партия «Единая Россия», который был рассмотрен Государственной Думой и новая программа «Чистая вода» начала действовать в России с 1 января 2010 г.

Хотелось бы добавить, что свойства воды и сейчас интересуют ученых всего мира.

Я уверена, что многие из вас видели документальные фильмы о воде, и узнали об открытии еще одного свойства воды: сохранять информацию. Оказывается, вода положительно реагирует на добрые слова, сказанные человеком, она становится вкуснее и полезней.

Я напомню, что человек состоит из воды на 80%, поэтому чаще говорите друг другу добрые слова, делайте комплименты, и тогда лучше будет здоровье и у вас, и у тех, кому вы их говорите.

Давайте беречь наше здоровье и бережно относиться к ценнейшему дару природы – воде!

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за внимание!


Свежие документы:  Конспект урока по английскому языку в 6 классе «Let`s celebrate»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: