Урок в 9 классе по теме «Разнообразие видов растений и животных. Охрана природы»

Урок в 9 классе по теме:


«Разнообразие видов растений и животных.

Охрана природы».


Цель урока: выяснить многообразие видов и рациональное использование их для сохранения этого многообразие, законы об охране природы и статьи Конституции России.


Оборудование: видеофильм «Воронежский заповедник».


Ход урока:


I. Фронтальное повторение.

  1. Дать определение, что такое вид.

  2. Кто из ученых впервые предположил реальное существование видов в природе?

  3. Что такое критерии вида?

  4. Перечислите критерии вида.

  5. Какой из них является основополагающим?

  6. К каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев?


Тестирование.

А1. Вид – это

  1. категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами.

  2. реально существующая группа изменяющихся со временем организмов.

  3. категория реально существующих, неизменных организмов.

  4. группа различных по строению особей, занимающих определенную территорию.

А2. Какой критерий может считаться единственным и достаточным для определения вида?

  1. морфологический

  2. генетический

  3. экологический

  4. такого критерия нет

А3. Основу морфологического критерия составляет:

  1. совокупность внешних и внутренних признаков организма

  2. определенная географическая зона

  3. набор хромосом и нуклеотидный состав ДНК

  4. способность синтезировать и накапливать алкалоиды.

А4. Соотнесите высказывания с именем ученого

Высказывания

Имя ученого


1. Виды реально существуют, но развития нет

2. Видов нет, они плод воображения, но историческое развитие в природе есть

3. Виды, реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития


А – Ч. Дарвин.

Б – К. Линней

В – Ж. Б. Ламарк


1

2

3





II. Изучение нового материала.

План (на доске):

    1. Видовое многообразие растений и животных на Земле.

    2. Причины уменьшения многообразия видов.

    3. Мероприятия по сохранению видов:

а) принятие законов об охране природы, статьи Конституции России.

б) создание заповедников и заказников

в) создание Красной книги.


Все человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Вопросы охраны природы и сохранения ее видового многообразия превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств. Общая численность составляет 500 тысяч видов растений, 1,5 миллиона видов животных ( 2 миллиона видов еще не открыты).

Вымирание видов отмечено на всех материках, но особенно характерно для Австралии, Африки и Северной Америки.


Тур – дикий бык, 1627г. погиб последний экземпляр.

Морская корова, к 1768г., т.е. через 27 лет после открытия, ее не стало.

Бескрылая гагарка, в 1844г. были убиты последние две птицы у берегов Исландии.

По неполным данным к настоящему времени исчезло с лица Земли:

150 видов и подвидов птиц

106 видов млекопитающих

свыше 700 видов животных находятся на грани исчезновения

Скорость вымирания животных с течением времени неуклонно возрастала, достигнув наибольшей стремительности за последние 1500.

До 1800г. вымерло 33 вида млекопитающих, 30 видов птиц.

А с 1800 до 1950г. – 73 вида млекопитающих, 120 видов птиц.


Вопросы к классу:

    1. Назовите причины уменьшения численности видов животных и растений.

    2. Какие изменения происходят в атмосфере, гидросфере, литосфере?

    3. Какое из воздействий человека является наиболее опасным?


Причины уменьшения многообразия видов (запись в тетради):

1. Исчезновение природной среды обитания в результате хозяйственной деятельности человека:

а) вырубка лесов

б) осушение болот

в) расширение пастбищ

г) применение ядохимикатов

2. Браконьерство.


Важнейшая задача биологии перед человечеством – охрана природы и преумножение ее богатств отражено в статьях Конституции России.


Ст. 58; ст. 9 Конституции России.


Одна из форм охраны природы создание заповедников.


Видеофильм. «Воронежский заповедник».


Вопросы к классу:

  1. Когда был создан заповедник?

  2. Какие районы области входят в его состав?

  3. Какие виды растений и животных охраняются на его территории?


Красная книга. Быстрое оскудение фауны стало очевидным для ученых и прогрессивной общественности во многих странах еще в начале ХХ века.


1948г. – образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов МСОП.

1963г. – впервые появился реестр редких и исчезающих видов диких растений и животных, которому было дано название Red Date Book.


Первое издание Красной книги СССР было осуществлено в 1978г., второе – в 1984г.

В Красную книгу включено 250 видов млекопитающих, 280 видов птиц, 120 видов пресмыкающихся, 50 видов земноводных.


III. Глубоко понимание неразрывной связи человека с природой. Человек должен сделать все необходимое для ее сохранения.


IV. Домашнее задание:

  1. § 34

  2. подготовить сообщения: Животные Красной книги Тамбовской области,

Растения Красной книги Тамбовской области.




Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Экосистема луга"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: