Конспект урока на тему «Экологическое воспитание младших школьников»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского»

г. Юрга Кемеровской области





















Экологическое воспитание

младших школьников

(мастер-класс)









подготовила

Кононенко Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов













Юрга 2013

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………….. 3

Конспект мастер-класса………………………….…………………………. 7

Приложения…………………………………………………………………. 10

Список литературы………………………………………………………….. 32
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

В. А. Сухомлинский


С 2003 года я начала нарабатывать материал по экологическому воспитанию и собирала по крупицам в рукописном виде, когда ещё не было условий для набора на компьютере. Проводила факультативные занятия по экологии. Примерно через год или два был выпущен новый учебник по курсу природоведения Плешакова, в котором были введены темы уроков по экологии.

Почему я выбрала эту тему? В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. До сих пор у нас природа часто оценивается только с точки зрения пользы или вреда для человека. Я считаю, что сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с младшими школьниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе связей. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию обучающимися важности учёта особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.

Целью экологического воспитания является

Формирование ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание предполагает формирование у школьника соответствующего мировоззрения, получение экологических знаний.

Экология — наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно,

Задачей экологического образования должно быть формирование у школьника понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями, животными и животными), их связи с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни.

Такой подход к изучению природы, то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей, позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу «плохо». И совсем другое, когда ребёнок знает, сколько животных и растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костёр, а можно объяснить, что почва — живая земля, в которой обитает множество живых организмов, корни растений, и многие из них гибнут из-за разведения костров.

Выделяется ещё несколько задач экологического воспитания – овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.

Мы говорим об экологическом образовании — формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, он существует внутри природы и неотделим от неё. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое, в свою очередь, может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных). Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства детей сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное и растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – познакомить с жизнью растений и животных, выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В младшем школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.

Именно эта особенность младшего школьного возраста должна быть использована в достижении следующей задачи экологического воспитания — нравственное развитие, чувственное восприятие, творческое развитие личности и развитие эмоциональной чувственности.

Уроки по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Уроки можно проводить с привлечением сказочных персонажей, решением логических задач по экологии, использовать картины, кинофильмы, которые формируют образы территорий, различных объектов природы, развивают у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Экологическое воспитание обучающихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1-го к 4-му классу. Активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, они станут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома — планеты Земля — вот главное в моей работе.

Главный вопрос жизни – « Ни что я могу получать, а что я могу отдать»

Лорд Баден Пауэл


— В рамках представления своего опыта я предлагаю вам мастер — класс.

— Я вас попрошу удобнее сесть и послушать рассказ В. Малиновского «Ромашковая поляна».

Я бывал здесь чуть ли не каждый день. Приезжал обычно вечером после работы, садился на потемневший от времени еловый пенек и смотрел. Просто смотрел на белое чудо, раскинувшееся у моих ног. И от сердца отходили мелкие суетные невзгоды. Жизнь казалась удивительно чистой и прозрачной, как лесной ручей, что журчал за моей спиной в ольховой лощине.

Правда, иногда мне было немного странно, что небольшая, сплошь усыпанная золотисто-белыми крупными ромашками поляна, остается целой и невредимой здесь, неподалеку от города. Но проходил день за днем, а цветы по-прежнему жили своей жизнью. По-прежнему над ними ласково гудели шмели, и, точно отвечая им, в такт слабым порывам ветра, ромашки задумчиво покачивали головами.

Потом я не был на поляне несколько дней. Но наконец-то выбрал вечерок и на велосипеде, как всегда, покатил к своим ромашкам. Знакомый поворот.

Но что это?!

Лесную заброшенную дорогу разрезали колеса автомашины. Невольно ускорил шаги. Вот и ромашковая поляна. Ее было не узнать… Прямо посредине в ошметках грязи пролегла автомобильная колея. С краю, напротив елового пенька, чернели головешки потухшего костра. Рядом валялись пустые консервные банки, осколки битых бутылок, обрывки газет. От былого ромашкового чуда остались лишь редкие золотисто-желтые островки. Я прошелся по поляне, на которую еще недавно не смел ступить, посидел на любимом пеньке. Но прежнего чувства спокойствия и умиротворения не наступило. Напротив, в душе поднялась боль и обида.

Как мог, я убрал разбросанный хлам. Банки, стекло, газеты отнес в лес, выбросил в яму. Но горечь и обида не оставляли меня. Мучительно хотелось, чтобы это чувство хотя бы немного испытал тот, кто обезобразил, изуродовал ромашковую поляну. Чтобы до него дошло, что он обезобразил и изуродовал не просто клочок земли, покрытый цветами, а землю, нашу кормилицу, огромную, но хрупкую, судьба которой зависит от каждого из нас.

Беседа.

— Спасибо вам за внимание.

— Скажите, какое возникло у вас впечатление после прослушанного рассказа?

— Поделитесь своими мыслями.

— Как вы думаете, почему такое отношение к природе?

— Возникает ли боль и обида от того, что вы услышали?

— Почему такое отношение к природе опасно для самого человека?

— Как вы думаете от чего или от кого зависит наше будущее на планете?

— Сейчас уже, кажется всем ясно, что разрушать природу дальше не допустимо. Однако эти разрушения продолжаются.

— Какими качествами на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие нашу планету и всё живое?

— Человек хочет отдыхать на природе, использовать её дары, но ведь всё это трудно природе выдержать.

— Я вас попрошу выбрать листочки такого цвета, который соответствует вашему состоянию или настроению в данный момент.

— Я попрошу вас на листочке написать, что нужно сделать самому человеку, всем нам для того, чтобы наша планета Земля была чистой, здоровой, цветущей.

— Прочитайте, пожалуйста, свои записи.

— Я услышала ваши позитивные мысли, ваши пожелания, действия и сделала вывод. Вы точно не будете обижать, губить, ломать нашу маленькую планету Земля.

— Посмотрите, как вы думаете, на что это похоже? Давайте её оживим, украсим, сделаем её красивее, чтобы она нам улыбнулась. Подарим ей свои листочки, сплетая ей колосок (мой листочек первый).

Свежие документы:  Тестовые задания по экономике для учащихся 11 классов

— Обратите внимание, а ведь ярких цветов на нашей планете больше. Ваше желание помочь, чтобы Земля была красивее, отразилось в этом колоске. И на ваши действия Земля вам улыбнулась.

Поэтому главным в своей работе по экологическому воспитанию я считаю отдать то, чем владею сама, я могу отдать и отдаю, зная, что это принесёт пользу.

Ни в этом ли главный вопрос жизни – « Ни что я могу получать, а что я могу отдать».



Есть одна планета – сад Нам жить в одной семье

В этом космосе холодном. Лететь в одном полёте.

Только здесь леса шумят, Давайте сохраним наш мир

Птиц скликая перелётных. Давайте-ка мы все

Лишь на ней одной увидишь Навек объединимся

Ландыши в траве зелёной, Давайте наши души сохраним

И стрекозы только тут Тогда мы на земле и сами сохранимся.

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! Я. Аким











Приложения


Лесной праздник

(познавательно – игровая экологическая программа)


Цели:

  • воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;

  • воспитание уважения к народному творчеству раз­ных народов в области экологии;

  • развитие коммуникативных навыков второкласс­ников.


Оборудование:


иллюстрации или картины различных художников о деревьях и кустарниках, фотографии деревьев в различные времена года.



Ход классного часа

Ситуация «Хоровод деревьев»

Учитель:

Сегодня мы отправимся в веселое путешествие по различным странам и посмотрим, как разные на­роды относились в древности и как относятся к дере­вьям сейчас.

У каждого народа было свое священное дерево, кото­рому поклонялись. Например: у русских — береза, у по­ляков — липа. Люди поклонялись тем деревьям, кото­рые росли там, где они живут, деревьям, которые они знали. С деревьями были связаны различные интерес­ные обряды. Например: в Тамбовской губернии березу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приде­лывали косу. Когда березу полностью наряжали, ей под юбку забиралась девочка, брала ее за ствол и двигалась впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что береза пляшет сама. Так обходили все село, а потом береза «ходила» в гости к девушкам. Ее ставили в пере­дний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали березу своей сестрой и подругой.

В северных районах ветвями березы украшали дом во время свадьбы.

На Украине березку заменяли тополь или вишня.

У удмуртов роль священного дерева выполняли ель, береза и сосна, культ которых получил наибольшее раз­витие, и именно они соответствовали трем верховным божествам. У каждого из них было «свое» дерево: у Инмара — сосна, у Куазя — ель, у Кылды — осина, береза.

А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще.

Учитель предлагает ученикам привести примеры из­вестных сказок разных народов, где деревья выступают в роли героев сказок или существенно помогают героям сказки.

Веселая пантомима «Лесная Сказка-королева»

Учитель: А теперь давайте поиграем в очень интересную игру — пантомиму.

Для нашей игры понадобятся: «Сказка-королева», «Замок Сказки-королевы», «двенадцать великанов — дубов», «звери», «птицы», «букашки и мошки».

(Учитель предлагает всем ребятам подняться и выб­рать себе «роль» по интересам. Затем представить, как бы они изобразили свою «роль» без слов одними жестами рук, мимикой и поведением.)

Итак, вы приготовились? Будьте внимательны. Я буду медленно читать отрывок из сказки Л.А. Чарской «Дочь Сказки» вслух. Каждый из вас, услышав, что речь идет о нем, должен жестами и мимикой показать те действия своего персонажа, которые описываются в рассказе. Та­ким образом мы покажем необычный лесной спектакль, подготовленный впервые и представленный только вами.

Внимание, спектакль начинается…

«Там, где сплелись ветвями ивы зеленые, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда зо­лотые звезды заглядывают по ночам робко и пугливо, там живет Сказка-королева.

Много лет королеве, старая она; не одну сотню тысяч лет живет она на свете. А по лицу и не подумаешь, что такая старуха — Сказка. Лицо у нее гладкое, юное, свежее и такое прекрасное, что звёзды любуются, глядя на нее, а озерные волны глухо шумят, красоте ее завидуя. Глаза у Сказки темные, глубокие и так горят, что гля­деть жутко; щеки румянцем пышут; алые губки, как птички, щебечут; волосы у Сказки золотою сверкающей волной спускаются до самой земли.

Одета она всегда пестро и нарядно, в одежду не то лиловато-красную, не то голубовато-розовую. И белого, и желтого, и зеленого много в ее наряде. А на голове — венок из цветов, такой душистый, что голова кружится, если близко подойти к Сказке.

Живет Сказка-королева в самой чаще зеленого леса. Там у нее замок построен, огромный, нарядный… Стены замка кружевные, ажурные, из листьев тополей сереб­ристых и плакучих белоствольных берез и ив, трон — из незабудок и ландышей лесных; стража — двенадцать великанов-дубов. Стоят они караулом вокруг дворца Сказки-королевы и охраняют свою повелительницу.

Днем спит Сказка на душистом ложе из полевых цве­тов, а ночью, когда загорятся на небе золотые звезды, тогда пробуждается Сказка, протирает свои темные, кра­сивые глазки и начинает говорить, но так, что, кажется, поет кто-то среди ночной тишины. Все громче и яснее звучит ее плавно текущая речь… И весь лес, все ее зеле­ное царство пробуждается тогда и сходится к ее замку: приходят звери, слетаются птицы, букашки и мошки, приползают, шурша по траве, змеи и гады.

И все слушают, слушают…»

Беседа-диалог «Как относятся к деревьям разные народы»

У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым дере­вом русских была и остается береза. У украинцев она — «беззащитна дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис, у таджиков — платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис — у греков, сосна — у фригийцев, омела — у кельтов…

«В разных уголках Земли, — пишет французский этнограф Жак Бросс, — живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небе­сам из центра земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движе­нием ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления». Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

Действительно, во всех странах жизнь людей и дере­вьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих стра­нах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь маль­чика сажали яблоню, в честь девочки — грушу. А, на­пример, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высажи­вали дубок, а если дочь — сосну, тополь или березу.

Марийцы-охотники спрашивали дорогу у деревьев, про­сили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовала традиция «усынов­лять» отдельные деревья в священных рощах. Отличитель­ным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на гор­ных перевалах и границах деревень, сооружались защит­ные каменные насыпи. Нередко семья имела свое собствен­ное священное дерево, растущее здесь же, возле дома.

Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживешь долго: он как бы отдает часть сво­ей силы. «Хорошим» деревом, дающим энергию, счита­лась береза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее существует поверье, что осина и то­поль способны снять излишнее, «черное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.

Учитель:

Приведите примеры, если они вам известны, о приметах, связанных с деревьями.

(Краткие расска­зы ребят).

Расскажите случаи особого отношения людей имен­но к деревьям.

(Краткие рассказы ребят).

Издавна люди благоговейно относились к старым де­ревьям. У славян с их помощью лечили детей, к приме­ру, от грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассве­те — считается, что это время, когда у дерева много сил. Ребенка три раза проносили голым сквозь разрез, сде­ланный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он должен был заботиться о своем спасителе.

К деревьям-долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и бла­гополучных родов. У многих народов было распростра­нено поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Рус­ские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украин­цев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделав­ший это обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного чело­века. На Руси долго охранялись старые усадебные дере­вья. «Такие деревья рубить нельзя», — передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует до сих пор и в Азербайджане.

Так веками воспитывалось в человеке чувство береж­ного, осторожного отношения к деревьям, к самой при­роде, ко всему тому, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зеленые массивы от бездумной и жестокой вырубки.

В наше время человек оказался не только отъединен от природы, но и противостоит ей, и это неравное проти­водействие, хотя и с опозданием осознанное, грозит ему гибелью. Что же, ситуация безнадежная? Хочется ве­рить, что это не так.

Учитель:

В завершении нашего заочного путешествия я предлагаю вам мысленно отправиться на лесную опуш­ку и поиграть в веселую игру.


Игра «На веселой на полянке»

Учитель: Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это?., (зайчишка).

Учитель: Правильно, зайчишка.

Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…

Тра-та-та! Тра-та-та!

Молодцы, ребята!

Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это?., (медвежонок).


Учитель: Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топ­тыгины…

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у нас получается.


Следующая загадка.

На дворе в кадушке

Заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…

Кто же это?.. (лягушата).


Учитель: Действительно, лягушата.

А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!




И последняя загадка.

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали.

Это значит… (дождик).


Учитель: Это дождик. Как же мы его покажем?..

А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!».

Дорогие ребята, сейчас я спою для вас песенку, а вы мне будете помогать. Как? Вспоминайте все движения, которые я с вами только что разучила. А также не забы­вайте озвучивать все, что мы будем делать. Договорились?


Учитель: Утром рано на лесной поляне,

Звонко, звонко заяц барабанит.


(Ребята хлопают по коленкам.)


Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та!


Учитель: Из берлоги вылез медвежонок,

Топать начал он спросонок.


(топают ногами)


Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!


Учитель: Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

(приседают)


Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!


Учитель: Сразу стало пусто на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит.

(хлопают в ладоши)


Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Вот такая песенка,

Песенка — чудесенка!


Подведение итогов классного часа

В завершение классного часа учитель обращает вни­мание учеников на важность сохранения природы, эко­логического равновесия в любых уголках нашей плане­ты; просит учеников привести примеры о возможности охраны окружающей среды.

































Бал цветов

(экологическая игровая программа)


Цели:

  • воспитание бережного отношения к природе и со­хранению экологического равновесия в природе;

  • развитие коммуникативных качеств личности и умений сравнивать цветы, находить в них общие и различные черты.


Оборудование:

картинки, на которых изображены фи­алка, колокольчики, ромашка, одуванчик, подснеж­ник, роза, тюльпаны, гвоздика, василек, ландыши, мать-и-мачеха; цветные мелки и повязки на глаза: аудиозапись музыки вальса.


Ход классного часа

Игровая ситуация «Цветочные загадки»

Учитель:

Чтобы вы догадались, о чем мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю небольшое шуточное задание. Я буду читать стихи, а вы, вместо пропущенного мною слова, должны вставить его. Вначале я прочту стихотво­рение и нужное слово пропущу, показав вам это слово только жестом. Второй раз я буду читать, а вы должны догадаться, о чем идет речь и хором назвать нужное сло­во. Задание понятно? Слушаем.


(Учитель читает стихи, но не произносит название цветка.)

Родился… (ландыш) в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим — я и ты?

Е. Серова


На солнечной опушке

(Фиалка) … расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Серова


Прибежал …(подснежник)

В мартовский лесок,

Заглянул …(подснежник)

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Л. Кудрявская


Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках —

Круглые комочки. (Мать-и-мачеха)

Я. Нищева


Носит … (одуванчик)

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице.

Я. Нищева


Учитель:

Вы почти сразу догадались, какие слова надо вставить, а значит, догадались, что сегодня мы от­правимся на веселый бал цветов. Дело в том, что если наблюдать за природой, то мы увидим, как она каждый месяц, неделю, а может быть, и день меняется. Солнышко пригрело — снег растаял, появилась травка, и вот в марте мы увидели первый ве­сенний цветок. Какой это цветок? (Подснежник.)

Верно, это подснежник.

Тут же на пригорках по­явились желтые цветы, вспомните, как они называют­ся? (Мать-и-мачеха.)

Странное название для цветка — «мать-и-мачеха». А знаете, почему так назвали цветок? (Возможные ва­рианты ответов учеников.)

Если потрогать лепестки этого цветка, то с одной сто­роны они теплые, а с другой — холодные. Кто свое тепло отдает своему ребенку? (Мама.) Ну а холодные — это мачеха, то есть не родная мама. Вот по этим признакам и назвали цветок мать-и-мачеха.

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в интересную игру.

Игровая ситуация «Гавайские острова»

Пожалуйста, разделитесь на две команды (возмож­ные варианты — девочки и мальчики; «первый» ряд — сидящие за столами друг за другом на «первом вариан­те» и «второй» ряд — сидящие ребята друг за другом на «втором варианте»).

Теперь послушайте условие игры. Как известно, цве­ты растут везде, но на экзотических островах они осо­бенно красивые. Давайте представим, что мы попали на Гавайские острова.

Классную доску разделим мелом на две части для иг­рающих команд. Я буду приглашать по очереди двух участников от каждой команды, завязывать им глаза и давать мел в руки. Только после этого буду произносить действие, которое необходимо нарисовать на классной доске с закрытыми глазами. После этого повязка снимается, участники садятся на место, а к доске вызыва­ются следующие участники.

После выполнения задания мы все вместе опреде­лим — чья картина нарисована красивее. Итак, первая пара учеников — к доске!

  1. Сначала надо нарисовать загадочный Гавайский ост­ров в середине картины.

  2. Налево от острова в море находится судно.

  3. Поскольку остров окружен водой, то в ней плавают рыбы.

  4. Это Гавайи, поэтому надо нарисовать пальму.

  5. День хороший, в воздухе летают птицы.

  6. На судне есть команда, поэтому надо нарисовать мо­ряка.

  7. Моряк мечтает съесть кокосы, которые выросли на пальме.

  8. Чтобы все моряки могли видеть кокосы, на судне должно быть несколько иллюминаторов.

  9. Кроме кокосов, моряки видят на острове туземку.

  10. Девушка видна очень хорошо, потому что в небе све­тит солнце.

  11. Девушка рассматривает красивые цветы на острове. Внимание, картины готовы!

Учитель:

Да, картины у нас получились замечательные.

А давайте сами себе за эти картины поставим баллы.

Взяли ручки и посчитали.

Если остров действительно находится в середине сво­ей части классной доски, то игроки записывают себе 5 бал­лов, если судно находится слева, но не касается острова — еще 5 баллов. Если рыб больше двух, то прибавляют о баллов, если в воздухе больше двух птиц — 5 баллов. Если моряк находится на судне, а не в море, то есть возможность добавить еще 5 баллов, то же самое — если туземка находится на острове; если кокосы изображены на пальме, а не в другом месте — 5 баллов, если иллю­минаторы точно на судне — 5 баллов. Если солнце нари­совано справа — плюсуйте себе 5 баллов, если слева — 10, если в середине — 15. Если цветов больше двух — ставьте себе 5 баллов, если они нарисованы на острове, а ни в море, ни на корабле, ни на других предметах — прибавляйте 10 баллов.

Теперь надо подсчитать общую сумму. Какая коман­да по баллам выиграла?

(Учитель вместе с учениками подсчитывает баллы, и поощряет команду-победительницу.)

Учитель: Продолжим наш разговор о цветах и мысленно вернемся с загадочного Гавайского острова к себе на родину.

В апреле, в лесу можно увидеть фиалки, их собирают в букетики.

На смену весенним цветам приходят садовые цветы: уже в мае можно увидеть букетики тюльпанов и сирени. Почему люди покупают цветы? (Они красивые, душис­тые.)

Я думаю, что они поднимают настроение.

Я заметила, что тот, кому дарят цветы, всегда улы­бается. А человек улыбается, когда ему хорошо. Верно?

Давайте сравним два цветка — подснежник и тюль­пан.

(Учитель показывает учащимся картинки подснеж­ника и тюльпана. Возможны другие варианты.)

Назовите, чем они похожи и чем отличаются друг от друга? (Рассуждения учеников.)

Учитель может предложить ученикам сравнить еще два цветка.

Игровая ситуация «Садовник»

Учитель предлагает ученикам поиграть в известную детскую игру «Садовник». Все в классе загадывают себе цветок (имя для игры). Ведущий-учитель начинает игру: «Я садовником родился… Все цветы мне надоели, кроме Розы». Ученик с «именем» Роза восклицает:

  • Ой!

  • Что с тобой?

  • Влюблена!

  • В кого?

  • В… Ромашку! … И так далее…

По завершении игры учитель просит учеников объяс­нить, почему они выбрали именно эти цветы? Какие из названных цветов полевые, луговые или садовые?







Музыкальная игровая ситуация «Бал цветов»

Учитель:

А теперь представим себе, что вы попали на ве­селый бал цветов. Вспомните, какие цветы вы пред­ставляли в предыдущей игре? Вспомнили? А теперь представьте, как этот цветок танцевал бы на балу. Только помните, если танцует мальчик — зна­чит он подчеркивает своими движениями цветок муж­ского рода, а если девочка, то она танцует женскую партию своего цветка.

Приглашаю всех в центр зала (свободное место в классной комнате или около учебных столов). Бал на­чинается!

(Учитель включает аудиозапись любого вальса, уча­щиеся несколько минут исполняют танцевальные движения.)

Учитель:

Бал закончен. А теперь объясните, почему вы делали именно эти движения? Почему вы считаете, что именно эти танцевальные движения характерны для вашего цветка?

(Учитель слушает рассуждения учеников.)

Подведение итогов классного часа

В завершение классного часа учитель предлагает уче­никам самим подвести итоги, ответив на вопросы, о чем шел разговор на сегодняшнем классном часе.













Загадки природы

(экологическая игровая программа)

Цели:

  • развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения;

  • воспитание любви к окружающему миру и потреб­ности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование:

иллюстрации, слайды, открытки, бан­ка с медицинскими пиявками или рисунок, набор открыток с изображением разных цветов и растений.

Предварительная работа:

Учитель приглашает на роль «лесовиков» двух пятиклассников или старшеклас­сников. Ученики, играющие роль лесовиков, должны подготовить сказочные костюмы и хорошо ознако­миться со сценарием. Лучше, если на классном часе они будут говорить готовый текст свободно, без под­сказки учителя. К классному часу можно приготовить аудиозаписи

веселой музыки для музыкальных пауз.

Ход классного часа

Игровая ситуация «Загадки лесовиков»

Появляются два лесовика.

1-й лесовик: Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы,

В мир животных и погоды!

2-й лесовик: Только в мире этом надо

Отгадать чуть-чуть загадок,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1-й лесовик: Лесовик я не простои,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе,

О зверях и о погоде.

2-й лесовик: Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.

1-й лесовик: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить?

(Ответы ребят).

Правильно, но чтобы пройти по нашей стране приро­ды и погоды, мы проверим вашу готовность. Вниматель­но слушайте наши загадки и дружно отвечайте.


Летит орлица по синему небу —

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь.)

Он всюду — в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь.)

2-й лесовик:

Молодцы, готовы поговорить о погоде.

Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувству­ют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняют­ся самочувствие, настроение. (Ученики рассуждают отвечая на вопросы лесовика.)

1-й лесовик:

Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек — настоящий друг природы — сумеет предсказать погоду по изменени­ям в поведении животных и растений.

2-й лесовик:

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют расте­ниями и животными-синоптиками. Посмотрите, с ка­кими животными-синоптиками мы сегодня познако­мимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(Учитель или лесовики показывают иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработа­ли множество приспособлений, в том числе и таких, ко­торые могут служить сигналами о предстоящем измене­нии погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

1-й лесовик:

Но перед тем, как поговорить о народных приметах, я приглашаю вас поиграть в одну веселую игру.

Игра «Веселые грибники»

Учащиеся делятся на две команды: «грибы» и «гриб­ники». «Грибники» по парам рассаживаются на стульях около классной доски или в центре зала. «Грибы» расхо­дятся по всему классу или залу и присаживаются на кор­точки.

Во главе с ведущим (лесовиком) второклассники-«грибы» исполняют считалочку:

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы»-ребята хлопают в ладоши.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(потирают ладошки.)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Ребята поднимаются.)

Ведущий (лесовик): Кто нашел его, друзья?

Грибники (ученики, сидящие на стульях):

Это я, я, я!

(«Грибники» ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзинку.)

Игра повторяется дважды.

Игровая ситуация «Помоги лесовикам разобраться в народных приметах о погоде»

2-й лесовик:

Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — верные предсказате­ли погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвраща­ются вечером, то будет хороший день. Ой, я не пере­путал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы учеников).

1-й лесовик (показывает картинку бабочки):

Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибоч­но предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыл, как определить погоду по бабочке-крапив­нице? (Ответы учеников.)

2-й лесовик:

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу мура­вьиные домики-пирамидки.

1-й лесовик:

Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказы­вается, пауки — тоже синоптики, особенно кресто­вик и домашний паучок. Если пауки появляются ран­ним утром, значит, приближается ненастье: они бо­ятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсижи­ваться дома». Если же паук появился в жару, зна­чит, он запасается кормом, следовательно, смело мож­но предсказывать грозу. А если вы увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

2-й лесовик:

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказы­вается, в засуху перед дождем, рыба в водоемах пере­стает клевать.

1-й лесовик:

Вы знаете, кто это? (Демонстрирует меди­цинских пиявок в банке или на картинке.) Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Краткие рассказы уче­ников.) Пиявки издавна применяются в медицине, об­легчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помеща­ют в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спо­койно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.

2-й лесовик:

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выполза­ют на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним ве­чером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся на­зойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

1-й лесовик:

Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.

Паук забился в угол — к ветру.

Лягушки расквакались — к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.

Ласточки летают низко — перед дождем.

На кустах акации много пчел — перед дождем.

2-й лесовик:

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оран­жевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

1-й лесовик:

Отгадайте загадку: о каком синоптике пой­дет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)


Одуванчики складывают перед дождем свои пушис­тые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья кле­вер. Акация и жимолость: 15—20 часов до дождя уси­ленно выделяют нектар.

2-й лесовик:

А есть растения, которые перед дождем «пла­чут» — выделяют лишнюю влагу. К таким растени­ям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступи­ли капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюда­тельны в природе, ребята, расскажите друзьям о сво­их наблюдениях.

1-й лесовик:

Послушайте внимательно и постарайтесь от­гадать, о каком растении идет речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растет опушено жест­кими волосками, стебель у него твердый, как у кус­тарника, цветки похожи на стайку голубых мотыль­ков, которая присела отдохнуть в зеленом кустике».



Игровая ситуация «Цветок с приметой»

Учитель:

Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок». (Учитель вместе с «лесовиками» предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василь­ка, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, кален­дулы. Перед ребятами ставится задача найти описанное растение.)

2-й лесовик:

Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 ча­сам полностью закрываются. Цикорий — лекарствен­ное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.

1-й лесовик:

Нельзя не любоваться красотой белой кув­шинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней — круглые, как блюдца, листья и бело­снежные цветки. Это растение стало редким и зане­сено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскры­ваются утром.

В восемь нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

А к вечеру, в 18—19 часов, растение закрывает лепе­стки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.

Учитель:

Спасибо, лесовики! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного о животных и растени­ях — наших верных друзьях и помощниках.

2-й лесовик:

В лес пора нам возвращаться,

Перед тем как попрощаться,

Приготовили игру,

Проведем ее в кругу.

1-й лесовик:

Приглашаю вас, ребята, Будьте птицы и зверята, Повнимательнее будь, Все, что знаешь — не забудь!

(«Лесовики» приглашают несколько человек маль­чиков и девочек сесть на стулья в круг лицом друг к другу.)

Условия игры. Все ученики, оставшиеся на своих местах в классе, по очереди называют любых животных, птиц, времена года, бабочек, насекомых и т. д. Произно­сят они быстро, поднимая руки, а учитель — разрешает говорить (чтобы не получился шум). Сидящие игроки на стульях внимательно реагируют: если произнесено сло­во мужского рода — резко поднимаются мальчики, если слово женского рода — поднимаются девочки. Игра про­должается не более 7—10 минут.

Подведение итогов классного часа

После проведения игры учитель благодарит учени­ков за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]

/ Л.Д. Бобылева // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64-75.

2. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст]

/ Е.А. Бабакова // Начальная школа. — 1993. — № 9. — С.16-20.

3. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета [Текст] / Н. Дагбаева // Воспитание школьников. — 2005. — № 1. — С.22-23.

4. Данилова, М. Занимательная экология [Текст] / М. Данилова // Воспитание школьников. — 2005. — № 5. — С.25-33.

5. Ердаков, Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников [Текст] / Л.Н. Ердаков // Начальная школа. — 1992. — № 11-12. — С. 19-22.

6. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание [Текст] / И.Д. Зверев // Воспитание школьников. — 1985. — № 6. — С.30-35.

7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. — 2002. — № 1. — С.18-22.

8. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему [Текст] / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. — 1993. — № 9. — С.40-42.

9. Хафизова, Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе [Текст] / Л.М. Хафизова // Начальная школа. — 1988. — № 8. — C.40-46.

10. Цветкова, И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты [Текст] / И.В.Цветкова. — М.: Просвещение, 1994. — 265 с.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: