Конспект урока на тему «Экономика семьи»


Министерство образования и науки Нижегородской области

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра теории и методики обучения технологии и экономике

Методическая разработка раздела учебной программы «Экономика семьи»

Учителя экономики высшей категории МОУ СОШ № 12 г. Выксы Сизовой Марии Ивановны

    г. Нижний Новгород, 2010  

Содержание

  1. Пояснительная записка 2-5 стр.
  2. Урок №1 «Понятие семейной экономики» 6-11 стр.
  3. Урок №2 «Семейный бюджет и его роль» 12-16 стр.
  4. Урок №3 «Потребитель в рыночной экономике» 16-18 стр.
  5. Приложения 19-27 стр.
  6. Список использованной литературы 28 стр.

 

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

— федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ о суверенитете потребителя. Потребительский выбор. Права потребителей на информацию, безопасность, право выбора, право быть услышанным. Защита прав потребителей.т 05.03.2004г. № 1089;

— концепцией экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами;

— опыт подготовки и переподготовки учителей экономики на базе НИРО;

— базовые пособия: «Экономика: Рабочие тетради 5-9 классы (Н. Новгород: НГЦ, 2008); Автономов В.С. «Введение в экономику» (М.: Вита-пресс, 2008); Иванов С.И. «Основы экономической теории» в 2 частях (М.: Вита-пресс, 2004).

Изучение раздела учебной программы «Экономика семьи в 9 классе» направлено на достижение следующей цели:

— расширение и углубление представлений учащихся о семейной экономике как составной части российской экономики в целом, формирование рациональных основ потребителя.

Задачи, решаемые в данном разделе экономики, можно сформулировать следующим образом:

— подготовить социально адаптированную личность, которая на основе знаний, умений и навыков могла решать проблему целесообразного выбора, понимать роль и права человека в обществе;

— анализировать проблемные экономические ситуации, научить анализировать финансовые потоки на уровне семейного бюджета.

Для реализации заявленных целей используются творческие, разноуровневые задания, как традиционные и инновационные технологии обучения, так и информационные компьютерные технологии, в том числе социально-адаптированные.

В планировании материала и выборе методов обучения учитываются особенности возраста девятиклассников.

По результатам социометрии и наблюдения за учащимися 9 «А» класса можно сказать, что коллектив в классе сформирован. Подростки имеют позитивные отношения в группе сверстников, проявляют глубокие и продолжительные эмоциональные привязанности, включаются в широкую социальную сферу контактов, проявляют активность в формировании нового социального пространства, устанавливают деловые отношения со взрослыми. Атмосфера в классе доброжелательная. Сплочённость хорошая. Наблюдается взаимопомощь и взаимовыручка.

По степени овладения операциями логического мышления совместно с психологом школы выделены следующие группы учащихся.

I — высокий уровень развития. Характеризуется хорошей сформированностью операций: классификации, обобщения, осведомлённости. Подростки способны использовать исследовательские методы обучения, межпредметные связи. Проявляют активность, самостоятельность, целенаправленность в познавательной и социальной деятельности. Аналогия на среднем уровне.

II — средний уровень развития. У них хорошо развиты такие операции мышления, как осведомлённость, классификация, обобщение. Ниже среднего аналогия. Данная группа умеет планировать деятельность в соответствии с её объективной и субъективной значимостью. Использует дополнительные источники для получения информации по предметам.

2

У третьей группы осведомлённость и обобщение на низком уровне. Основной материал усваивают с педагогом. Они испытывают затруднение в учебной деятельности и уходят от трудностей.

Образовательные технологии, методы,

формы организации деятельности учащихся

При изучении данного раздела я использовала следующие формы организации работы в классе — индивидуальная, групповая, фронтальная беседа, работа в парах — с учетом психолого-педагогической характеристики возрастных особенностей учащихся и основываясь на четырех конструктивистских принципах теории Ф-Й Кайзера:

  • ситуативность на основе подлинных проблем (учащиеся сталкиваются с подлинной проблемной ситуацией, требующей реальных действий для её решения)
  • обучение во множественных контекстах (побуждение учащихся к применению знаний в новых проблемных ситуациях)
  • обучение с разных перспектив (побуждение учащихся к применению приобретенных знаний в ролях различных хозяйствующих субъектов)
  • обучение в социальном контексте (учащиеся к приобретают знания и навыки в ходе работы и обучения в сотрудничестве с экспертами)

Групповая деятельность повышает уровень осмысления материала, чаще выдвигаются нестандартные решения, предлагаются неожиданные варианты, проявляется позитивное отношение к изучаемому материалу. Параллельное (одновременное общение) – главный ресурс, который делает групповую работу привлекательной с коммуникативной точки зрения.

Проводимые уроки по данному разделу образовательной программы личностно-ориентированной направленности. Это создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, использование проблемных творческих заданий, обсуждение с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому (рефлексия). Отметка, выставленная ученику, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Домашнее задание может быть разного уровня – индивидуальное, творческое, дифференцированное.

Применяемые методы и приемы обучения:

практикумы, экономические тесты, проблемные вопросы, кроссворды, деловые игры, решения задач и выполнение упражнений, творческие задания, разноуровневые домашние задания, задания в измененной ситуации.

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономики, является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

Кроссворд – удобная форма активизации мышления. В процессе подготовки кроссворда необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к учебнику, но и к справочной литературе. В ходе такой проработки ученик более глубоко осваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. Нестандартная форма задания активизирует не только познавательную деятельность, но и творческое начало. Кроссворд целесообразно использовать как форму рубежного контроля по окончании изучения материала.

Значительную роль в достижении требований к результатам обучения учащихся играет проверка знаний и умений. Различают текущий, тематический и итоговый контроль ЗУН. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и

3

приемов, а также с применением ИКТ. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Данный раздел программы опробирован в 9 классе в течение двух лет.

Содержательные линии раздела программы «Экономика семьи»

Программа 9 класса рассчитана на 1 час недельной нагрузки и составляет 34 часа. Раздел «Экономика семьи» включает 2 часа и является заключительным в курсе 9 класса. Данный раздел я разбиваю на 3 часа (1 час беру из резервного времени), так как считаю, что объем материала, с которым нужно ознакомиться и закрепить с учащимися, сложно вместить в указанные программой рамки.

Ранее тема «Экономика семьи. Семейный бюджет» рассматривалась в 5 классе. Дело в том, что преподавание экономики ведется по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляя новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то изученному материалу, не повторяться, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Раздел программы «Экономика семьи».

Темы

Содержание

Часы

 

№ 1

Понятие семейной экономики. Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Источники семейных доходов. Неравенство доходов. Семейные расходы.

1

№ 2

Семейный бюджет и его роль. Семейный бюджет и его роль. Виды семейного бюджета. Влияние инфляции на семейную экономику. Оценка реальных доходов и сбережений. Рациональное ведение домашнего хозяйства.

1

№ 3

Потребитель в рыночной экономике. Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права потребителей на информацию, безопасность, право выбора, право быть услышанным. Защита прав потребителей.

1

ИТОГО

3

Учебно-тематическое планирование раздела программы

9 класса «Экономика семьи»

Уроки

Разделы темы

Кол-во часов

 

1

Понятие семейной экономики

1 час

2

Семейный бюджет и его роль

1 час

3

Потребитель в рыночной экономике

1 час

4

Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, умений.

  1. При выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативные варианты.

  2. При открытии собственного дела понимать необходимость предварительного составления бизнес-плана с расчетами всех промежуточных и конечных результатов.

  3. При имеющемся или ожидаемом уровне инфляционного роста цен четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.

  4. Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста, уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.

5

Тема урока № 1: Понятие семейной экономики.

Тип урока: усвоение новых знаний

Урок — практикум.

Цели урока:

Образовательная:

– расширение и углубление представлений учащихся о доходных и расходных статьях семейного бюджета, о неравенстве доходов.

Развивающая:

– формирование умений определять совокупный доход семьи.

Воспитательная:

– воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, бережного отношения к материальным ценностям, рационального экономического мышления для правильного выбора и принятия решения.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  1. Слайды с доходными статьями семейного бюджета.

  2. Слайды с расходными статьями семейного бюджета.

  3. Слайд кривая Лоренца.

  4. Таблица, демонстрирующая среднегодовые доходы лиц различных профессий в королевстве Швеция.

  5. Таблица состояния социальной сферы в регионах РФ в 2004г.

  6. Таблица сведений об оплате труда на предприятиях Выксунского района 2008-2009гг.

  7. Таблица сведений об оплате труда бюджетных организаций Выксунского района 2008-2009гг.

Основные понятия: доходные, расходные статьи бюджета, текущие (обязательные) расходы, сбережения, неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца.

Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся.

Вводное слово учителя.

Тема «Экономика семьи» является заключительной в курсе экономики в 9 классе. В 5 классе мы говорили, что семья является основным потребителем товаров и услуг, из каких источников складываются доходы семьи, как семьи тратят свои деньги.

Сегодня мы расширим и углубим наши знания по этой теме. Итак, семья – это объединение людей, связанных родственными или брачными отношениями, совместно проживающих и ведущих свое домашнее хозяйство.

6

Основные функции семьи: (записать в тетрадь)

  1. Хозяйственная — ведение домашнего хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов.

  2. Воспроизводственная – продолжение рода в детях, чем обеспечивается бессмертие человеческого рода.

  3. Воспитательная – воспитание подрастающего поколения.

По большому счету, вся экономика работает ради удовлетворения потребности семьи. Семья как бы подключена к экономике, получая от нее практически все, что необходимо для нормальной жизни (жилье, газ, воду, тепло, электричество, товары и услуги).

Именно по состоянию крошечных домашних экономики в конечном счете можно судить о состоянии экономики любой страны. Поэтому от того, как в семьях ведется домашнее хозяйство во многом зависит не только благосостояние семей, но и благополучие страны в целом.

Отчет групп по опережающему домашнему заданию творческого характера.

Г руппа 1. Сущность домашнего хозяйства и семейной экономики.

Ответ:

Домашнее хозяйство – сфера деятельности членов семьи по организации производства и потребления материальных благ на основе трудовых затрат.

Домашнее хозяйство включает:

— ведение натурального хозяйства;

— личное подсобное хозяйство;

— бытовое обслуживание членов семьи.

Домашнее хозяйство отличается не высокой эффективностью трудовых затрат. Тем не менее, домашнее хозяйство необходимо. Оно:

— существенно экономит финансовые ресурсы большинства сельских, и значительной части городских семей;

— дает прибавку в доходную часть бюджета семьи;

— труд в семье является фактором ее укрепления, общения и воспитания детей.

Свежие документы:  "Исторические крестики-нолики": игра по теме "Древняя Русь"

Заботясь о своем благополучии люди все больше интересуются семейной экономикой, экономикой потребления.

Группа 2. Источники доходов и направления расходов семьи.

Просмотр слайдов о доходах и расходах семьи (Приложения № 1 и № 2)

II Формирование новых знаний и способов действия учащихся.

Объяснение нового материала. Слово учителя.

Денежные доходы распределяются неравномерно между разными людьми и семьями. Чрезмерная разница в доходах порождает повышенную напряженность в обществе. Налоги и выплаты пособий помогают сгладить различия в доходах семей. Возрастает доход бедных и одновременно сокращается доход богатых.

Проблема неравенства богатства – одна из древнейших, как и порождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря – враждебное отношение богатых к бедным. Неравенство богатства порождается двумя причинами:

  1. различием в уровне регулярно получаемых доходов;

  2. неодинаковым объемом имущества, которым владеют члены различных семей.

Для оценки возникновения неравенства различия доходов принимается метод

7

построения кривой Лоренца. При ее построении нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны. Кривая Лоренца строится на основе данных таблицы.

Слайд кривая Лоренца (Приложение № 3 )

Прямая «лука Лоренца» (тетива) – это вариант абсолютного равенства доходов семей, где 20% семей получали бы 20% общей суммы доходов, 40% семей – 40% дохода и т.д.

Лежащая ниже прямая линия, ограничивающая поле графика показывает абсолютное неравенство в распределении доходов (1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов).

Реально общество всегда живет в обществе между абсолютным равенством и абсолютным неравенством.

По кривой Лоренца хорошо видно к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству. И чем больше в данной стране неравенство семей по уровню доходов, тем сильнее изгибается корпус «лука Лоренца».

Вопрос на восприятие нового материала:

— Назовите основные причины, порождающие неравенство в распределении доходов между гражданами?

Могли бы вы назвать еще и другие источники дифференциации доходов в обществе?

Группа 3. Опережающее задание по заданному вопросу.

Ответ:

а) различие во врожденных способностях людей (пояснить);

б) различие в производительности труда (пояснить);

в) дискриминация на рынке труда (пояснить);

г) расположенность и нерасположенность людей к риску (предпринимательство);

д) удача и несчастье;

е) имущественные различия.

Группа 4. Обсуждение проблемы «Образование и доходы».

Таблица, демонстрирующая среднегодовые доходы лиц различных профессий в королевстве Швеция. (Приложение № 4.)

Используя таблицу, сравнить доходы, получаемые людьми разных профессий в высокоразвитых странах и сделать вывод.

Ответ:

Из таблицы видно, что в высокоразвитых странах на дифференциацию доходов в обществе большое влияние оказывает уровень образования и квалификации работников.

Доходы врачей, инженеров и ученых в 2-3 раза превосходят доходы портных, клерков и медсестер. Поэтому люди в этих странах стремятся получить как можно более высокий уровень образования.

Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением (каждая группа получает проблемный вопрос)

Группа 1: Если всех людей наделить одинаковыми доходами, это, конечно, вызовет вовсе не одинаковые чувства радости и удовлетворения.

Объясните это утверждение.

Ответ: Конечно, такая ситуация вызовет чувство радости прежде всего у тех людей, кто в принципе не может получить высокие доходы – это пенсионеры, люди не

8

обладающие богатством, врожденными талантами, хороши образованием, не любящие трудиться. Естественно, что у тех, кто потенциально способен получать высокие доходы идея социального равенства не вызовет большого энтузиазма. Талантливый музыкант, кинозвезда, выдающийся шахматист, крупный ученый, уникальный хирург или удачливый предприниматель не испытывают чувство радости от введения принципа абсолютного равенства.

Группа 2:

Анализ таблицы «Состояние социальной сферы в регионах Российской Федерации в 2004г.». (Приложение № 5)

  1. К какому уровню (высокому, среднему, ниже среднего) относится Приволжский ФО и Нижегородская область? Какие показатели для этого надо использовать?

  2. В чем причина и каковы последствия превышения расходов над доходами в Центральном и Южном ФО?

Ответ на 1 вопрос: По уровню доходов на душу населения Приволжский ФО находится на предпоследнем месте, обгоняя только Южный ФО. Среднедушевые доходы по России равны 6 337 рублей, в Нижегородской области — 4 753 рубля. Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно, так как нужно учитывать количество детей в семье, пенсионеров, отрасли, преобладающие в данном регионе.

Ответ на 2 вопрос: В Южном и Центральном ФО расходы превышают доходы вероятнее всего из-за доступности кредитных средств, т.е., достаточно большой процент семей, особенно в Центральном ФО, живут в долг. Последствия – растет инфляция, в кризис наблюдается невозврат кредитных средств банкам.

Группа 3:

Анализ таблицы «Оплата труда на предприятиях Выксунского района 2008-2009гг.» (Приложение № 6)

  1. В каких отраслях экономики Выксунского района самая высокая и самая низкая оплата труда?

  2. Динамика роста или падения уровня заработной платы в 2009г. по сравнению с 2008г.

  3. Что явилось причиной изменения уровня заработной платы в некоторых отраслях?

Ответы:

  1. Как показывает таблица, самый высокий уровень оплаты труда – 26 051 рубль у работников рынка недвижимости, аренды и предоставления услуг; работников обрабатывающих производств – 19 516 рублей; строительного сектора – 18 690 рублей.

Средний уровень оплаты труда предприятий Выксунского района составляет 17 052 рубля.

  1. Самая высокая динамика роста доходов работников следующих предприятий:

— недвижимость, аренда, предоставление услуг – 123,7%;

— управление эксплуатацией жилого фонда – 114,6%;

— электроэнергия, газ, водоснабжение – 113,2%;

Самое большое падение доходов у работников строительных организаций – 72%; издательской и полиграфической сферы – 78%.

  1. Причиной такого падения является спад производства в данных отраслях в связи с экономическим кризисом.

9

Группа 4:

Анализ таблицы «Оплата труда в бюджетных организациях Выксунского района 2008-2009гг.». (Приложение № 7)

  1. В каких организациях бюджетной сферы самая высокая оплата труда?

  2. Как отразились на уровне оплаты труда национальные проекты в сфере образования и здравоохранения?

Ответы:

  1. Самая высокая оплата труда у работников госуправления и обороны, обязательного социального страхования – 20 356 рублей; работников местного самоуправления городского и сельских поселений – 19 371 рубль; работников органов внутренних дел — 16 624 рубля. Самая низкая – у работников противопожарной службы 8 893 рубля; образования – 10 010 рублей.

Средняя оплата труда в бюджетных организациях г. Выксы — 12 048 рублей.

  1. Национальные проекты в сфере образования и здравоохранения позволили повысить уровень оплаты труда на 24% и 17,4% соответственно по сравнению с 2008г.

III Этап применения новых знаний и способов действия учащихся.

Практикум.

Работа в парах.

Построить кривую Лоренца по фактическим данным и сделать вывод.

Пусть в стране проживают 5 семей:

Ивановы, Петровы, Васильевы, Андреевы, Сергеевы. При этом месячные доходы между ними распределяются следующим образом: Ивановы получает в месяц 5 000 рублей, Петровы – 7 500 рублей, Васильевы – 12 500 рублей, Андреевы – 25 000 рублей, Сергеевы — 50 000 рублей.

Решение:

  1. Совокупный доход жителей данной страны составляет 5 000 + 7 500 + 12 500 + 25 000 + 50 000 = 100 000 рублей в месяц. Следовательно, 100 000 рублей — это и есть 100% совокупного месячного дохода всех граждан страны.

  2. Определяем какую долю (в процентах) от совокупного дохода получает каждый из жителей страны.

Ивановы – 5 000 руб. = 5% от 100 000 руб.

Петровы – 7 500 руб. = 7,5% от 100 000 руб.

Васильевы – 12 500 руб. = 12,5% от 100 000 руб.

Андреевы – 25 000 руб. = 25% от 100 000 руб.

Сергеевы – 50 000 руб. = 50% от 100 000 руб.

Пример расчета для Ивановых: 100 000 руб. – 100%

5 000 руб. – х%

5 000 *100

х = 100 000 = 5%

3) Поскольку в стране проживает всего пять семей, то каждая из них составляет 20% от всех жителей государства.

4) Для построения кривой Лоренца нужно рассчитать долю доходов нарастающим итогом:

А: 20% населения (Ивановы) – 5% общего дохода;

В: 40% населения (Ивановы + Петровы) – 5% + 7,5% = 12,5% общего дохода;

10

С: 60% населения (Ивановы + Петровы + Васильевы) — 5% + 7,5% +12,5% = 25% общего дохода;

D: 80% населения (Ивановы + Петровы + Васильевы + Андреевы) — 5% + 7,5% +12,5% + 25% = 50% общего дохода;

Е: 100% населения (Ивановы + Петровы + Васильевы + Андреевы + Сергеевы) — 5% + 7,5% +12,5% + 25% + 50% = 100% общего дохода;

5) По полученным точкам А, В, С, D, E строим кривую Лоренца.

Самопроверка по слайду презентации.

Вывод:

Одна семья 20% от всех жителей страны располагает 50% совокупного дохода страны. Уровень доходов самой бедной семьи, это 20% населения, располагает всего лишь 5% совокупного дохода страны.

Диагностика усвоения знаний.

Тест. (Приложение № 8)

IV. Домашнее задание.

1. Составить кроссворд по теме «Семья» (1 и 2 группы)

2. Составить домино по теме «Семья» (3 и 4 группы)

3. Заполнить таблицу постоянных и переменных расходов семьи и ответить на вопрос: какие натуральные доходы получает ваша семья?

11

Тема урока № 2: Семейный бюджет и его роль.

Тип урока: усвоение новых знаний

Урок — практикум.

Цели урока:

Образовательная:

– расширение и углубление представлений учащихся об операциях планирования и учета семейного бюджета, о влиянии инфляции на семейную экономику.

Развивающая:

– формирование умений планировать расходы на день, на месяц.

Воспитательная:

– воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, бережного отношения к материальным ценностям, рационального экономического мышления для правильного выбора и принятия решения.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  1. Слайд с законом Энгеля.

  2. Слайд со структурой расходов семей граждан, проживающих в развитых странах.

  3. Слайд с таблицей планирования семейного бюджета.

  4. Таблица с меню обеда 1 и 2 к практикуму № 4.

Основные понятия: бюджет, сбережения, сбалансированный бюджет, реальный доход, дефицит бюджета, планирование семейного бюджета.

Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся

(Закрытый тест по вариантам)

1 вариант

Продолжить предложение:

  1. Семья – это…

2. Домашнее хозяйство включает…

  1. Постоянными и переменными расходами семьи являются: _____

  2. Кривая Лоренца показывает…

2 вариант

Продолжить предложение:

  1. Семья выполняет следующие функции: _____
  2. Домашнее хозяйство – это…
  3. Источники доходов семьи включают…

  4. Причинами, порождающими неравенство богатства являются: _____

II. Формирование новых знаний и способов действия учащихся.

Вводное слово учителя.

Жизнь семьи складывается из множества повседневных хозяйственных мелочей и будничных дел, но ни что так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка планировать и учитывать средства семейного бюджета. 12

Бюджет – это документ, в котором учитываются доходы и планируются расходы семьи. Если доходы совпадают с расходами, то бюджет называется сбалансированным. Если доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным (с избытком), у семьи появляется возможность направлять свободные средства на сбережения. Плохо, когда расходы превышают доходы – бюджет дефицитный. Семья вынуждена жить в долг, занимая деньги.

При инфляции растет доля расходов на питание (по России в средней 40-60%). При этом люди начинают переходить на более дешевые продукты (картофель, овощи, крупы, хлеб, яйца, молоко), отказываясь о мяса, рыбы, фруктов.

Но повышенный спрос на более дешевые продукты вызывает ускоренный рост цен на них. Как видим большая экономика и экономика семьи тесно взаимосвязаны. Семья старается действовать экономно, рационально, покупая дешевые продукты, но и рынок извлекает свою выгоду, взвинчивая цены на товары, пользующиеся высоким покупательским спросом.

Свежие документы:  Рабочая программа по экономике 8 класс

Опережающее индивидуальное задание – подготовить сообщение об экономисте Эрнсте Энгеле.

Экономист Эрнст Энгель утверждал, что по доле расходов, затрачиваемых на питание, можно судить по уровню благосостояния населения страны. Чем богаче страны, тем меньшая часть личных доходов граждан идет на питание и другие нужды.

Слайд закон Энгеля ( Приложение № 9)

При составлении семейного бюджета учитываются номинальные доходы, т.е. доходы без учета инфляции. Реальные доходы – количество материальных благ, приобретаемые на денежные доходы семьи.

Номинальный доход

Реальный доход семьи = —————————————- * 100%

Индекс цен

Если результат меньше 100%, то реальные доходы падают. Если больше 100%, то растут.

III. Применение новых знаний и способов действия учащихся.

Практикум.

Работа в группах (каждая группа получает карточку с вариантом задания № 1)

Задание № 1. Экономическая проблема

Выбрать наиболее рациональный вариант сохранения, а по возможности увеличения имеющейся у вас суммы 10 000 рублей. Перечислить варианты рационального сохранения и приумножения денег. Выбрать оптимальный вариант и привести аргументы.

  вариант 1: хранить деньги дома (слабая группа 1) Ответ: прирост суммы равен нулю, проценты ни кто не начисляет.   вариант 2: приобрести на 10 000 рублей евро и положить их на хранение под 3% годовых на срок 6 месяцев (сильная группа 2) Решение: если одно евро стоит 42 рубля, то 10 000/42= 238 евро. количество денег, потраченных на покупку валюты 238*42=9 996 руб. прирост к сумме вклада за год: 238*0,03=7,14 евро 13 прирост к сумме вклада за полгода: 7,14/2=3,57 евро количество денег, которое будет на счету в конце полугодия: 241,57*42=10 145,94 руб.   вариант 3: сделать рублевый срочный вклад под 8% годовых на 6 месяцев в Сберегательный банк РФ (средняя группа 3) Решение: 10 000 * 0,08 / 2 = 400 руб.  

вариант 4: приобрести на 10 000 рублей краткосрочные облигации стоимостью 500 рублей за 1 штуку, срок погашения через 6 месяцев с ежеквартальным купонным доходом в 10 % на каждую облигацию (сильная группа 4)

Решение: доход по истечении полугодия (2 квартала) 20*0,1*2*500= 2 000 руб.

После подсчета в группах сравнить все пять вариантов решения данной экономической проблемы: сбережения и приумножения 10 000 рублей.

Выбрать тот вариант, который на ваш взгляд выгоднее других.

Обосновать свой выбор.

ВАЖНО! Чтобы учащиеся поняли, что в экономике нет точных решений, как в математике.

Задание № 2. Группа 1. Определить долю расходов семьи на питание.

Доход семьи 15 000 рублей в месяц, на питание уходит 6 800 рублей. Что можно сказать о благосостоянии этой семьи, учитывая долю ее затрат на продовольствие?

Решение: 6 800*100%/15 000= 45,33% (доля расхода семьи на питание)

Ответ: уровень жизни этой семьи не высок, так как достаточно большая часть дохода затрачивается на питание.

Задание № 3. Группа 2. Анализ экономической информации.

Слайд со структурой расходов семей граждан, проживающих в развитых странах. (Приложение № 10)

  1. Сравнить затраты на жилье, транспорт, обучение и лечение, питание в развитых странах.

  2. Что можно сказать о благосостоянии российских граждан исходя из доли затрат на питание. Сделать вывод.

При анализе таблицы отмечается, что доля затрат на питание в структуре расходов семей, проживающих в развиты странах снижается. Жилье в этих странах – дорогостоящий товар. Поэтому значительная доля затрат идет на оплату жилья. Люди стремятся жить комфортно. О российских гражданах можно сказать, что основная доля расходов идет на питание (40%), одежду и обувь, что говорит о низком уровне жизни населения.

Задание № 4. Группа 3. Пользуясь таблицей (Приложение № 6), посчитать реальную заработную плату на предприятиях Выксунского района в 2009г., если инфляция составила 10%.

Задание № 5. Группа 4. Пользуясь таблицей (Приложение № 7), посчитать реальную заработную плату в бюджетных организациях Выксунского района в 2009г., если инфляция составила 10%.

14

Игра – создание синквейнов.

Ход игры:

  1. Команды (группы) получают карточки с названиями трех одинаковых экономических категорий.

  2. По заданному алгоритму игроки лаконично и как можно точно характеризуют каждое из них

Оценивание результатов:

Команда, составившая лучший синквейн, получает 1 балл, остальные – по 0,5 балла. Команда, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем.

Алгоритм создания синквейна:

  1. строка – одно из ключевых экономических понятий, заданных в карточках. Оно определяет содержание синквейна.

  2. строка — два прилагательных, характеризующих рассматриваемое экономическое понятие.

  3. строка – три глагола, обозначающих ключевое понятие в действии.

  4. строка – краткое простое предложение с авторским отношением к данному экономическому понятию.

  5. строка – одно слово (существительное), через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным ключевым экономическим понятием.

Пример:

  1. Деньги

  2. Наличные, безналичные.

  3. Накапливать, оплачивать, хранить.

  4. Деньги – основа торговли.

  5. Удобства.

Задание группам

  1. Бюджет

  2. Семейный, личный.

  3. Планировать, уравновешивать, ограничивать.

  4. Бюджет дисциплинирует.

  5. Порядок.

  1. Семья

  2. Полная, неполная.

  3. Обеспечивать, воспитывать, воспроизводить.

  4. Семья – основная экономическая ячейка общества.

  5. Родственники.

  1. Доходы

  2. Номинальные, реальные.

  3. Зарабатывать, получать, занимать.

  4. Доход – основа существования семьи.

  5. Благосостояние.

Обсуждение результатов.

Диагностика, Выполнить тест в Рабочей тетради на стр. 192-194 (Приложение № 11)

IV. Домашнее задание.

  1. Составьте бюджет вашей семьи на следующий месяц и запишите в таблицу (Приложение № 12).

15

Задание творческого характера.

  1. Сравните и проанализируйте 2 меню, пользуясь таблицей, сделайте сообщение о рациональном использовании денежных средств (Приложение № 13).

  2. Подготовить вопросы специалисту по теме «Потребитель в рыночной экономике»

Тема урока № 3: Потребитель в рыночной экономике.

Тип урока: урок – погружение в жизнь.

Цели урока:

Образовательная:

– изучение понятия о суверенитете потребителя и потребительском выборе;

— расширение и углубление представления учащихся об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права.

Развивающая:

– формирование умения судить о качестве товара по конкретным признакам и умения

анализировать реальные ситуации, связанные с обменом товаров

ненадлежащего качества;

— составление претензии (по образцу) о приобретении некачественного товара;

— оформление заявления обманутого потребителя по факту обсчета на

имя руководителя ОВД.

Воспитательная:

– воспитание чувства достоинства, гражданской ответственности, нравственности

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  1. Слайды с основными правами потребителя.

  2. Слайды с товарами надлежащего качества, которые не подлежат обмену.

  3. Слайды с названиями служб, защищающих права потребителей.

  4. Слайды с практическими советами потребителю.

  5. Бланки для оформления претензии о приобретении товара с недостатком к практикуму № 1.

  6. Бланки для оформления заявления обманутого потребителя в ОВД к практикуму № 2.

Основные понятия: гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара, закон РФ «О защите прав потребителей», претензии, организации по защите прав потребителей.

Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

а) проверить таблицу бюджета семей учащихся;

б) проверить составленные кроссворды;

в) прослушать сообщение о рациональном использовании денежных средств по таблице меню.

16

  1. Групповая работа.

Проблемные вопросы группам учащихся:

Группа 1.

а) Каким образом вы делаете свой выбор, когда вам хочется купить сразу несколько вещей, а денег мало?

Группа 2.

б) Потребление каких товаров вы считаете вредными? Почему?

Группа 3.

в) Бережливый и скупой человек – это одно и то же?

Группа 4.

г) Вы ожидаете снижение доходов или ваши доходы не выплачиваются в срок как изменится ваше потребительское поведение, если в будущем ожидается повышение цен?

II Формирование новых знаний и способов действия учащихся.

Выступление специалиста из отдела по защите прав потребителей администрации Выксунского муниципального района.

Ответы на вопросы учащихся

(Опережающее задание по группам: подготовить вопросы специалисту).

Группа 1.

  1. Что означает суверенитет потребителя?

  2. Какие решения имеет право принимать потребитель?

  3. От чего зависит выбор потребителя?

Группа 2.

  1. Что понимается под недостатком товара?

  2. Что означает гарантийный срок, срок годности и срок службы товара?

  3. Какие требования может предъявить потребитель, купивший товар с недостатками?

(Приложение № 14).

Группа 3.

  1. Что такое неустойка?

  2. Взимается ли дополнительная плата за упаковку товара?

  3. Какие товары не подлежат возврату.

(Приложение № 15).

Группа 4.

10. Права потребителя в сфере услуг?

11. Срок устранения недостатков в сфере услуг?

12. Обязан ли потребитель оплачивать дополнительную услугу, произведенную без его согласия?

Демонстрация слайдов с названиями служб, защищающих права потребителей (Приложение № 16). Учащиеся записывают в тетрадь названия служб.

Демонстрация слайдов с практическими советами потребителю (Приложение № 17).

III. Применение новых знаний и способов действия.

Работа в группах

Практикум № 1: Составление претензии продавцу (изготовителю) на товар ненадлежащего качества (Приложение № 18).

Каждая группа берет товар и выделяет недостатки, оформляет претензию и составляет маршрут дальнейших действий.

группа 1 – телевизор,

группа 2 – стиральная машина,

17

группа 3 – микроволновая печь,

группа 4 – холодильник.

Маршрут дальнейших действий (на примере группы 1).

Порядок вручения претензии:

  1. Первый экземпляр вручается руководителю (общий отел, канцелярия, секретарь).

  2. Второй экземпляр (с отметкой о дате вручения, заверенной печатью предприятия и подписью лица, принявшего документ) остается у потребителя.

Если это сделать невозможно, то один экземпляр претензии направляется в адрес предприятия заказным письмом с уведомление о вручении с сохранением почтовой квитанции.

  1. Если претензия осталась без внимания, через 20 дней после вручения претензии потребитель требует уплаты неустойки в размере 1% стоимости телевизора.

19 300 * 0,01 = 193 рубля ежедневно.

Какой ущерб понесет магазин через 20, 30, 90 дней?

193 * 20 = 2 860 рублей

193 * 30 = 5 790 рублей

193 * 90 = 17 370 рублей.

4. А если и дальше продавец будет отказываться добровольно удовлетворить законные требования потребителя, то потребитель обращается в суд с требованием помимо возмещения неустойки с требованием компенсации морального вреда за физические и нравственные страдания.

Практикум № 2: Составление заявления обманутого потребителя по поводу обсчета обманутого потребителя (по образцу) (Приложение № 19).

Каждая группа описывает свою ситуацию, а потом обмениваются мнениями.

IV. Домашнее задание.

  1. Записать адреса организаций по защите прав потребителей, действующих на территории г. Выксы.

  2. Указать название закона, который должен изучить каждый потребитель, и выписать статьи, которые могут пригодиться в жизни.

18

Приложение № 1

 

Доходные статьи семейного бюджета

  1. Заработная плата

  2. Дополнительные трудовые доходы (подработка по совместительству и т.д.)

  3. а) Пенсии – это регулярные денежные выплаты из государственных или частных фондов отдельным категориям граждан.

Пенсии

Трудовые

Социальные

По старости

За выслугу лет

По случаю потери кормильца

По инвалидности

б) Пособия – социальные выплаты незащищенным слоям населения.

в) Стипендии – социальные выплаты учащимся профтехучилищ, техникумов, институтов.

4. Доходы от предпринимательской деятельности

5. Операции с имуществом и денежными средствами

6. Банковские кредиты

7. Благотворительные средства

8. Подарки и т.д.

Приложение № 2

Расходные статьи семейного бюджета

1. Текущие (обязательные) расходы.

2. Расходы на крупные покупки.

3. Одноразовые расходы.

Приложение № 3

Слайд кривая Лоренца

19

Приложение № 4

Таблица, демонстрирующая среднегодовые доходы лиц различных профессий в королевстве Швеция.

Профессия

Годовой доход (в тыс. крон)

 

Врач

300

Инженер в промышленности

240

Профессор

200

Электрик квалифицированный

137

Конторщик

135,7

Учитель средней школы

135

Медсестра

116,8

Сварщик квалифицированный

110

Государственный клерк

100

Приложение № 5

Состояние социальной сферы

в регионах Российской Федерации в 2004г.

 Субъекты РФ

Среднедушевые денежные

Индекс потребительских цен, %

 

Доходы в месяц, руб.

Расходы в месяц, руб.

Российская Федерация

6 337

6 227

111,7

В том числе: Центральный ФО

8 872

9 061

112,7

Северо-Западный ФО

6 623

6 251

112,3

Южный ФО

4 018

4 106

112

Приволжский ФО, в том числе Нижегородская обл.

4 672

4 753

4 445

4 712

112,4

114,3

Уральский ФО

7 198

6 407

110,4

Сибирский ФО

5 247

5 008

111,2

Дальневосточный ФО

6 984

6 776

111,3

Свежие документы:  Контрольно-измерительные материалы для студентов 3 курса по дисциплине: Экономика отрасли

20

Приложение № 6

Оплата труда на предприятиях Выксунского района 2008-2009гг.

Предприятия

2009г., руб.

2008г., руб.

Темп роста, %

 
Средняя зарплата по предприятиям

17 052

16 443

103,7

1. Сельское хозяйство, лесное хозяйство

10 529

10 205

103,2

2. Обрабатывающее производство

19 516

18 128

107,7

3. Издательская и полиграфическая деятельность

11 475

14 707

78

4. Электроэнергия, газ, водоснабжение

13 338

11 782

113,2

5. Строительство

18 690

25 946

72

6. Оптовая и розничная торговля

9 950

9 491

104,8

7. Транспорт и связь

13 684

12 728

107,5

8. Операции с недвижимым имуществом, аренда

26 051

21 053

123,7

9. Управление эксплуатацией жилого фонда

8 601

7 502

114,6

Приложение № 7

Сведения об оплате труда бюджетных организаций Выксунского района 2008-2009гг.

Предприятия

2009г., руб.

2008г., руб.

Темп роста, %

 
Средняя зарплата по организациям

12 048

10 333

116,6

1. Госуправление и оборона, обязательное соц. страхование

20 356

19 579

104

2. Деятельность организаций местного самоуправления, гор. и сельс. поселений

19 371

18 837

102,8

3. Деятельность органов внутренних дел

16 624

13 990

118,8

4. Деятельность гос. противопожарной службы

8 893

7 373

120,6

5. Образование

10 010

8 071

124

6. Здравоохранение и предоставление соц. услуг

11 177

9 517

117,4

Приложение № 8

Тест.

    1. Кривая Лоренца может быть использована для того, чтобы измерить:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение уровня заработной платы;

в) изменение цен факторов производства;

г) ни одно из вышеназванных не подходит.

21

Ответ: (г). Кривая Лоренца — это диаграмма, наглядно демонстрирующая неравенства распределения личных доходов в обществе за определенный период времени.

    1. Если кривая Лоренца представляет собой луч с углом наклона в 45º, сравниваемые переменные в каждой точке кривой будут:

а) иметь одинаковые значения;

б) иметь отрицательные значения;

в) иметь положительное и отрицательное значения;

г) неодинаковые значения;

д) противоположные значения.

Ответ: ). Луч с углом наклона в 45º, выходящий из начала координат, есть ничто иное, как линия абсолютного равенства в распределении доходов. Это значит, что 20% семей будут получать 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% совокупного дохода и т.д.

3. Чем дальше расположена кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше степень:

а) равенство доходов в обществе;

б) сходство между доходами семей;

в) сопоставимость доходов семей;

г) неравенство доходов в обществе.

Ответ: (г) – по определению.

Приложение № 9

Закон Энгеля

«Закон Энгеля» — чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая – на покупку товаров длительного пользования, и, наоборот, с ростом доходов семьи расходы на питание и товары первой необходимости сокращаются, а доля расходов на дорогостоящие товары и на удовлетворение культурных потребностей возрастает.

Приложение № 10

Структура расходов семей граждан, проживающих в развитых странах.

 Страна

Расход семьи

 

Питание

Одежда, обувь

Оплата жилья

Транспорт

Обучение и лечение

Россия

40

20

8

8

3

Португалия

35

11

15

6

6

Греция

33

9,5

20,5

13

4,5

Швеция

16,5

7

30,5

19

3

Япония

15

6

24

10

15

США

10

6,5

25,5

13,5

17,5

Приложение № 11

Тест.

  1. При прочих равных условиях повышение общего уровня цен в экономике приведет к тому, что:

а) уменьшится номинальная зарплата;

22

б) уменьшится реальная зарплата;

в) улучшится положение кредиторов;

г) увеличится реальная зарплата.

Ответ: вариант б.

2. Рост потребления населения относительно дешевых продуктов питания свидетельствует:

а) о росте реальных доходов населения;

б) о понижении реальных доходов населения;

в) о понижении цен на относительно дорогие продукты питания;

г) о повышении уровня жизни страны.

Ответ: вариант б.

3. Что нужно сделать в первую очередь при составлении личного бюджета:

Приложение № 12

№, п/п

Источник дохода

Сумма, дохода, р.

№, п/п

Виды расходов

Сумма расходов, р

 

ИТОГО:

ИТОГО:

а) определить расходы;

б) определить доходы;

в) запланировать сбережения;

г) поставить финансовые цели.

Ответ: вариант г.

4. Превышение доходов над расходами называется бюджетом:

а) убыточным;

б) избыточным;

в) дефицитным;

г) сбалансированным.

Ответ: вариант б.

5. Уровень жизни людей в первую очередь определяется:

а) доходом;

б) ценами;

в) производством благ на душу населения.

Ответ: вариант в

6. Номинальные доходы населения выросли за год на 20%, а потребительские цены за этот период увеличились на 10%. Как изменились реальные расходы населения:

а) уменьшились на 9%;

б) увеличились на 9%;

в) уменьшились на 10%;

г) увеличились на 10%.

Ответ: вариант г

23

Приложение № 13

Блюдо

Калорийность, ккал

Количество белка, г.

 

Меню обеда 1

Салат из белокачанной капусты

85

1,0

Суп из овощей с фасолью

232

7,9

Рыба тушеная в томате

250

18,5

Гарнир, отварной картофель

239

2,9

Кисель из свежих ягод

143

0,3

Хлеб, 100

220

6,2

ВСЕГО:

1 169

36,8

Меню обеда 2

Закуска из рыбных гастрономи-ческих продуктов с зеленью

165

8,7

Свекольник

178

2,4

Индейка жареная

170

15,0

Гарнир сложный – зеленый салат и жареный картофель

94/109

0,5/0,8

Свежие ягоды со взбитыми сливками

238

2

Хлеб, 100

220

6,2

ВСЕГО:

1 174

36,6

Приложение № 14

  1. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) (ст.7).

  2. Право потребителей на информацию (ст. 8-10).

  3. Право потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг) (ст.4)

  4. Право потребителя на уценку, замену, возврат товара ненадлежащего качества (ст. 18).

  5. Право на судебную защиту интересов потребителей (ст. 17).

Приложение № 15

Товары, не подлежащие обмену на аналогичный товар:

  1. изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;

  2. ткани и другие метражные товары (лента, тесьма, кружева и т.д.);

  3. бельевой трикотаж, купальники, плавки;

  4. постельное белье;

  5. чулочно-носочные изделия;

  6. штучные текстильные товары (скатерти, полотенца, носовые платки и т.д.);

  7. парфюмерно-косметические товары;

  8. товары бытовой химии;

  9. предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки).

24

Приложение № 16

Службы, защищающие права потребителей:

  1. Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

  2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (санэпидстанция)

  3. Территориальное управление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии

  4. Комитет по защите прав потребителей при местной администрации

  5. Общественные организации по защите прав потребителей (общества потребителей)

  6. Экспертные лаборатории

Приложение № 17

Практические советы потребителю

  1. Чем ниже цена товара или услуги, тем больше вероятность, что они плохого качества или опасны для здоровья

  2. Чем менее обдуманно сделан выбор, тем вероятнее, что он неудачен

  3. Чем проще процедура покупки, тем сложнее будет потом защищать свои права

  4. Не доверяйте случайным продавцам, так как велик риск быть обманутым

  5. При сомнении в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца предъявление сертификата качества

  6. Только имея на руках письменные подтверждения факта купли-продажи товара (услуги), т.е. чек, квитанцию и т.д., можно защитить свои права.

25

Приложение № 18

Образец претензии

Кому ООО «Континент»

Потребитель Иванова Светлана Павловна

Адрес г. Выкса м-он Юбилейный 5-28

Претензия о приобретении товара с недостатками

Мною 20.10.2009г. приобретен товар Вашего торгового предприятия телевизор марки Samsung LE-32S81B изготовитель ООО Телебалт» (г. Калининград).

Гарантийный срок указанного выше телевизора составляет 1 год.

Данный факт подтверждается кассовым чеком от 20.03.2009г. на сумму 19 300 рублей.

Оплатив товар, я свои обязанности по договору купли-продажи выполнила в полном объеме.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан продать потребителю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов.

Характеристика недостатков: отсутствует изображение.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар с недостатком, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем;

а) соразмерного уменьшения покупной цены;

б) замены на товар аналогичной марки (модели);

в) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

г) расторжения договора и возмещения убытков.

В соответствии со ст.ст. 20-21 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае ремонта либо замены товара с недостатком по требованию потребителя продавец обязан немедленно безвозмездно предоставить ему на все время ремонта (замены) аналогичный товар длительного пользования с доставкой за свой счет.

На основании вышеизложенного, согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требую заменить указанный выше телевизор на телевизор аналогичной марки и модели.

За каждый день просрочки исполнения указанного требования свыше срока, установленного ст.ст. 20-23 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы обязаны уплатить мне в добровольном порядке неустойку в размере 1% от стоимости товара и 1% за неисполнение требования о предоставлении аналогичного товара на время ремонта (замены).

Ответ прошу сообщить в письменной форме.

В случае отклонения моей претензии буду вынужден(а) обратиться в суд за защитой своих прав потребителей, кроме вышеуказанного, я буду требовать возмещения причиненных мне убытков и морального вреда на основании ст.ст. 13-15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Предлагаю спор решить в досудебном порядке.

Дата: 01.02.2010г.

Подпись_____________

26

Приложение № 19

Образец бланка заявления обманутого потребителя

Руководителю отдела внутренних дел

по Выксунскому району

Нижегородской области

от Андреевой Н.И.,

проживающей по адресу:

г. Выкса, ул. Романова, 5

Заявление (сообщение)

«05» февраля 2010г. меня обманул продавец Савельева Галина Петровна Место обмана: городской рынок, продуктовый павильон.

Время обмана: 10-30.

Обстоятельства, причины обмана: Я, Андреева Н.И., приобрела у Савельевой Г.П. рыбу «Нерка» по цене 145 рублей за 1 кг.. Однако, под видом данной рыбы был продан совсем другой сорт рыбы «Кета», стоимость которой составляет 115 рублей за 1 кг. Кроме того, был произведен обвес на 180 грамм.

Свидетелем данного обмана является моя соседка Яковлева С.С., проживающая по адресу: г. Выкса, ул. Романова, 7.

Таким образом, мне был причинен ущерб в размере 56 рублей 10 копеек.

На основании вышеизложенного, прошу принять необходимые меры для защиты моих прав потребителя путем государственно-правового принуждения.

Дата: 06.02.2010г.

Подпись___________________

27

Список использованной литературы

  1. Экономика. 9 класс: рабочая тетрадь. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008. – 205 с.

  2. Сборник программ по экономике для средней школы-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2002г.

  3. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 296 с. – (Портфель учителя).

  4. Савицкая Е.Ф., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе, кн.1,2: Пособие для учителя-М.: Вита-Пресс, 1999г.

  5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие-М.: Издательский дом ГУВШМ, 2004г.

  6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Элективный курс. Учебное пособие-М.: Вита-Пресс, 2005г.

  7. Кайзер Ф-Й, Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя-М.: Вита-Пресс,2007г.

Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: Учебное пособие Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2007г.                                                                   28
 

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: