Методическая разработка урока «Работа на контрольно-кассовой технике» «Продавец продовольственных товаров»


Методическая разработка урока

«Работа на контрольно-кассовой технике»

«Продавец продовольственных товаров»


Цели урока:

  1. деятельностная — закрепить умения и навыки работы на ККМ различных типов; обобщить знания по ведению кассовой документации.

  2. развивающая — развивать у будущих производственников умения: принимать самостоятельное решение; решать проблемные ситуации, задачи; анализировать; развивать координацию движений пальцев рук, концентрацию и устойчивость внимания.

  3. воспитательная — продолжить формирование: активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

  4. методическая — продолжить формирование у обучающихся профессионально значимых качеств путем применения элементов коммуникативных и информационных технологий в сочетании группового и индивидуального методов организации обучения.

Методы обучения:

  1. метод проблемного изложения;

  2. наглядно-демонстрационный;

  3. частично-поисковый;

  4. практический.

Тип урока: 

  1. урок по выполнению комплексных работ

Межпредметные связи:

  1. Технология розничной торговли. Тема: «Продажа товаров и обслуживание покупателей».

  2. Оборудование торговых предприятий. Тема: «Контрольно-кассовые машины».

  3. Торговые вычисления. Тема: «Приемы вычислений».

  4. Деловая культура. Тема: «Культура общения».

  5. Учет и отчетность в торговле. Тема: «Документальное оформление кассовой отчетности».

Материально – техническое и методическое оснащение урока:


1. Дидактический материал:

  1. план урока (ход и конспект урока);

  2. нормативные документы (Закон РФ «О защите прав потребителей»,

  3. Постановление правительства РФ No 55 от 19.01. 1998г. «Правила продажи отдельных видов товаров»);

  4. плакат «Устройство ККМ»;

  5. стенд « Инструкция по технике безопасности при работе на ККМ»;

  6. карточки –задания N 1 (торговые (проблемные) ситуации);

  7. карточки –задания N 2 (на выполнение практического задания)

  8. карты контроля

  9. инструкционные карты

  10. бланки типовых форм по учету кассовых операций

2. Торговое оборудование:

  1. ККМ типа «Самсунг», «Касби»

  2. микрокалькуляторы –15;

3. Инструменты и приспособления:

  1. монетница;

  2. чековая лента;

ХОД УРОКА

1.Организационный момент — 5 минут

Приветствие. Проверка присутствующих. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку. Доклад дежурного.


2. Вводный инструктаж –40 минут

2.1.Мотивация.  Мастер подводит к теме урока. Обозначает тему и устанавливает цели.

Учащиеся слушают, воспринимают и записывают тему урока производственного обучения

2.2. Актуализация опорных знаний. Мастер предлагает обучающимся произвести проверку и закрепление пройденного материала в виде конкурсных заданий.


Группа делится на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.


Конкурс N 1 
«Приветствие»

Капитану необходимо назвать свою команду и перечислить ее участников (в данном конкурсе учитывается название, девиз и внешний вид участников).

Максимальная оценка –5 баллов.


Конкурс N 2 
«Вопрос – ответ»

Каждой команде предлагается по 2 вопроса.

Карточки-задания N 1(приложение 1)

Участники отвечают на предложенные вопросы, дополняют ответы друг

друга. За правильный ответ –2,5 балла


Конкурс N3
«Развитие зрительной памяти»

Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы (приложение 2). За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Капитаны команды называют по памяти предложенные предметы


Конкурс N 4 
«Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.

Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и составить

денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).

(приложение 3). Максимальная оценка – 5 баллов.

Участники подсчитывают денежную выручку. Составляют опись.


Конкурс N 5
«Решение торговых ситуаций»

Мастер предлагает решить торговые ситуации (учитывается знание учащимися правил торговли). (приложение 4).

Обучающиеся отвечают на предложенные ситуации и дополняют ответы участников своей команды


Конкурс N 6 
«Мини-сообщение по теме «Способы расчета с покупателями»»

Домашнее задание – каждая команда подготовила информацию с применением информационных технологий (видеоролик, фото-слайды)

Конкурсанты комментируют по ходу показа


3. Текущий инструктаж

3.1.Выдача практического задания

Мастер выдает:

— карточки – задания N 2 для выполнения практического задания (приложение 5);

— инструкционные карты (приложение 6);

— карточки контроля (приложение 7);

Мастер проводит инструктаж по соблюдению правил ТБ при работе на ККТ,

определяет время выполнения практического задания (45-50 мин).

Учащиеся слушают, настраиваются на работу.

3.2.Мастер проводит целевые обходы рабочих мест, оказывает методическую помощь; исправляет ошибки; осуществляет контроль:

— за соблюдением безопасных приемов выполнения работ;

— точность работы на ККМ;

— заполнение реквизитов бланков типовых форм

Обучающиеся работают самостоятельно.

3.3.Индивидуальный, целевой инструктаж по проверки правильности

организации работы на ККМ у обучающихся (капитанов). Дети выполняют практическую работу.


4. Заключительный инструктаж

Заключительный инструктаж -15 мин.

Подведение итогов: анализ самоконтроля и взаимоконтроля; разбор ошибок;

выставление оценок. Дети слушают, думают, анализируют, делают выводы, ведут записи в тетрадях.

5.Домашнее задание

5.1. Повторить пройденный материал по теме «Контрольно-кассовые

машины»:

— подготовить устное сообщение по теме «ККМ»;

— подготовить кроссворд на тему «ККМ»;

— подготовить реферат на тему «Работа на ККМ»;


 

Приложение 1

Конкурс N 2«Вопрос – ответ»

1. Безопасность труда при работе на ККМ.

2. Подготовить ККМ к работе.

3. Основные узлы ККМ.

4. Действие продавца при возврате денежных сумм покупателям.

5. Обязанности контролера–кассира.

6. Правила расчета с покупателем.

Примечание:

1. Каждой команде предлагается по 2 вопроса.

2. За правильный ответ –2,5 балла

 

Приложение 2

Конкурс N 3 «Развитие зрительной памяти»

Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

-калькулятор;

-купюра достоинством 50 рублей;

-кассовый чек;

-монетница;

-ручка шариковая;

-книга кассира — операциониста;

-бейджик;

-ключ от ККМ;

-чековая лента;

-календарь;

 

Приложение 3

Конкурс N 4«Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.

Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и

составить денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).

Максимальная оценка –5 баллов.

-10 рублей –10 штук;

-50 рублей –10 штук;

-100 рублей –10 штук;

-500 рублей –10 штук;

-1000 рублей –10 штук;

 

Приложение 4

Конкурс N 5 «Решение торговых ситуаций»

Ситуация N 1

За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей

в торговый зал. Правильно ли поступила администрация магазина?

Ситуация N 2

При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50

рублей. Кассир объявил, что это его деньги. Прав ли кассир?

Ситуация N 3

Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.

Правильно ли поступил продавец?

Ситуация N 4

Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства. Продавец отказал. Прав ли продавец?

Ситуация N 5

При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки. С покупателя была взята плата за хранение. Правильно ли поступила администрация магазина?

Ситуация N 6

Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон

колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности. Прав ли продавец?

 

Приложение 5

Карточки-задания N 2

Практическое задание

2.1. Продано покупателю:

-колбасы «Докторской» -830 г по цене 72-00 за кг;

-колбасы «Краковской» -220 г по цене 74-00 за кг;

-масла сливочного –330 г по цене 55-00 за кг;

-сосисок сливочных –270 г по цене 75-00 за кг.

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей.

2.2. Продано покупателю:

-сахарного песка –500 г по цене 15-00 за кг;

-крупы перловой -1 кг 500 г по цене 9-00 за кг;

-чая индийского –3 пачки по цене 15-00 за шт.;

-соуса томатного –2 банки по цене 15-00 за шт.;

-хлебцы «Любительские» -4 пачки по цене 6-00 за шт.

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 150 рублей.

2.3. Продано покупателю:

-шоколад «Пористый» -3 плитки по цене 18-50;

-карамель «Абрикос» -400 г по цене 78-00;

-конфеты «Ласточка» -1 кг 250 г по цене 98-00;

-сухари с маком –850 г по цене 55-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей

2.4. Продано покупателю:

-сахар –1 кг 100г по цене 30-00 за кг;

-газированная вода –3 шт. по цене 9-00 за шт.;

-яблоки –1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;

-баранки –250 г по 40-00 за кг;

-майонез «Провансаль» -2 банки по цене 16-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300рублей.

2.5. Продано покупателю:

-каша «Быстров» -6 пачек по 27-00 за шт.;

-маргарин «Хозяюшка» -3 пачки по 8-50 ;

-майонез «Нижегородский» -3 шт. по цене 11-00;

-яблоки –4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;

-рыба «Путасу» -1 кг 320 г по цене 24-00 за кг

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600рублей

2.6. Продано покупателю:

-карамель «Му-му» -620 г по цене 42-00 за кг;

-торт «Причуда» -1 шт. по цене 37-00;

-консервы овощные –3 шт. по цене 17-00 за шт.;

-кофе «Нескафе» -2 шт. по цене 109-00;

-мороженое -1 шт. по цене 32-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей

2.7. Продано покупателю:

-чай «Индийский» -3 шт. по цене 15-00;

-кофе разовое –5 шт. по цене 2-50;

-кетчуп «Острый» -3 шт. по цене 15-00;

-пряники «Фигурные» -1кг 300 г по цене 25-00;

-печенье «Юбилейное» -800 г по цене 28-50

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400рублей

2.8. Продано покупателю:

-груши –1 кг 250 г по цене 30-00;

-кефир питьевой –3 шт. по цене 12-00;

-конфеты «Весна» -1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;

-колбаса «Докторская» -2 кг 350 г по цене 155-00;

-соль –3 пачки по цене 17-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей

2.9. Продано покупателю:

-бананы –2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;

-масло шоколадное –500 г по цене 140-00 за кг;

-печенье «Кокосовое» -350 г по цене 70-00 за кг;

-торт «Причуда» -1 шт. по цене 45-00;

-йогурт –3 шт. по цене 8-50

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей.

2.10. Продано покупателю:

-вермишель -500 г по цене 16-00 за 1 кг;

-кофейный напиток –2 пачки по цене 15-00;

-кисель фруктовый –6 пачек по цене 8-50;

-торт «Сказка» -2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;

-печенье «Сливочное» -300 г по цене 84-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей

 

Приложение 5

Карточки-задания N1

1.Снять показания счетчиков на начало рабочего дня.

2.Выполнить карточки — задания .

3.Снять показания счетчиков на конец рабочего дня.

4.Заполнить «Книгу кассира – операциониста».

5.Сделать отчет кассира.

 

Приложение 6

Инструкционная карта

Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Последовательность работы:

Без подсчета сдачи

-Сумма –Секция –Итог/нал

С подсчетом сдачи

-Сумма –Секция –Под/итог (взнос покупателя) –Итог/нал

Повтор продаж

-Сумма –Секция –Секция –Секция-… -Итог

Регистрация штучного товара

-Количество (1–99) –Цена за 1 шт. –Секция

Регистрация весового товара (например: 1 кг 50г)

-1.05-х –Цена за 1 кг –Секция…

Аннулирование последней регистрации

-Сумма –Секция –Сторно

Аннулирование всего чека

-Сумма -Секция –Под/итог –Сторно

Операция возврата товара

-а) одной покупки:-Сумма –Секция –Возврат –Сумма –Секция

б) нескольких покупок:-Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция –Возврат –Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция

 

Приложение 7

КАРТА КОНТРОЛЯ

Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Элементы контроля

Способы контроля

Включить кассовый аппарат

-включить в сеть

-заправить чековую и контрольную ленты

-включить в положение ВКЛ.

Завершение покупки в одной секции магазина

-ввести стоимость товара (170 руб.)1 7 0 00-номер секции -1 -итого ИТОГ / НАЛ

Завершение покупки в разных секциях магазина — ввести стоимость товара (110 руб.)1 1 0 00-номер секции -1-стоимость товара (50 руб. 80 коп.)

5 0 8 0-номер секции -2-предварительный итог пр. / итог — общий итог

ИТОГ/ НАЛ.

Работа со сдачей

-ввести стоимость товара (78 руб. 50 коп.)7 8 5 0-номер секции -1-стоимость товара (56 руб.)5 6 00-номер секции -2-предварительный итог пр./ итог-

сумма полученная от покупателя 5 00 00-общий итог ИТОГ / НАЛ

Использование клавиши УМН «Умножение»

1). В магазине было куплено 6 плиток шоколада по цене –17 руб. 50 коп.

-ввести количество товаров 6-нажать клавишу УМН — ввести цену товара (17 руб. 50 коп.) 1 7 5 0 -номер секции -1-общий итог ИТОГ / НАЛ

Режим калькулятора: Кл. 0 → пр. итог — появляется 10 знаков: кл. НАЛ 1-

Сложение кл. НАЛ 2 –вычитание кл. НАЛ 3 –умножение ИТОГ / НАЛ

— равно

Выход из калькулятора кл. СБРОС

2). В магазине купили 3 кг 50 гр. колбасы по цене 85 руб. за килограмм

-ввести вес товара 3 • 0 5-нажать клавишу УМН.- ввести цену товара

8 5 00-номер секции -1-предварительный итог пр. / итог — общий итог ИТОГ / НАЛ.

Снятие показаний за день

-ключ «Z» («Г») в положение «Z» («Г»)

-на индикаторе зажигается надпись «ПАР2»

-нажимаем отд. /чек 5 раз 2 → отд. /чек.→ 1 → пр. /итог

Исправление ошибки (если набрана ошибочная сумма и отдел)

Нажать кл. СТОРНО затем ИТОГ / НАЛ.

Отмена чека при возврате денег

-ключ VD в положение СТОРНО — на индикаторе зажигается ПАР 4-

нажимаем отд. /чек→ 5 раз. 4 → отд./ чек -набираем сумму, которую необходимо отменить — нажимаем клавишу отдела, затем ИТОГО / НАЛ.

-Ключ переводится в рабочее положение

Снятие проверочного отчета

-ключ Z в положение Х (П), зажигается ПАР 1-нажимаем отд. /чек.→ 5 раз 1 → отд./чек.→ 1 → пр./итог

В конце дня:

-подсчитать выручку;

-сдать ключи, «книгу кассира–операциониста» и выручку в гл. кассу;

-нулевые чеки приложить к кассовому отчету.

6. Правила расчета с покупателями

Четко назвать сумму полученных денег и положить их отдельно на виду у

покупателя, назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее вместе с чеком.

Алгоритм ответов

Конкурс N 4. «Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

10 х 10 = 100

50 х 10 = 500

100 х 10 = 1.000

500 х 10 = 5.000

1000 х 10 = 10.000

Итого: 16.600

Конкурс N 5. «Решение торговых ситуаций»

Ситуация N 1

Неправильно.

Согласно правилам торговли, доступ покупателей в магазин прекращается

согласно режиму работ и все находящиеся покупатели должны быть

обслужены продавцами.

Ситуация N 2

Кассир не прав.

Согласно правилам торговли, кассир не имеет право хранить личные вещи, в

том числе и деньги на рабочем месте.

Ситуация N 3

Продавец поступил не правильно.

Согласно правилам торговли продавец обязан по требованию покупателя

продать товар с витрины.

Ситуация N 4

Продавец прав.

Согласно правилам торговли наборы фабричного производства

раскомплектовывать нельзя.

Ситуация N 5

Правильно.

В правилах оказания услуг есть пункт «Гарантированное хранение товаров».

Оказываемые услуги могут быть платными и бесплатными, на усмотрение

администрации.

Ситуация N 6

Продавец не прав.

Колбасные изделия и копчености отпускаются одним куском, а по просьбе

покупателя –в нарезанном виде. (Продажа отдельных видов продовольственных товаров).

Алгоритм ответов

Практическое задание

(карточки –задания No 2)

2.1. 114-44 (85-56)

2.2. 120-00 (30-00)

2.3. 255-95 (244-05)

2.4. 145-75 (154-25)

2.5. 364-04 (135-96)

2.6. 425-04 (84-96)

2.7. 157-80 (242-20)

2.8. 546-34 (453-66)

2.9. 225-20 (774-80)

2.10. 371-60 (628-40)

 

 

Приложение 9

Ведомость оценок за практическую часть

Снятие показаний счетчиков

Подсчет стоимости покупки

Заполнение «книги кассира-операциониста»

Оформление отчета кассира

Оценка команде

Подведение итогов урока (капитаны дают оценку каждому участнику своей команды)





Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА № 2 ПО ТЕМЕ «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ НА НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» ДЛЯ 5 КЛАССА

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: