Рабочая программа «Экономика» 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол №___________

От_______________2013

Руководитель кафедры

________________________


Согласовано

На научно-методическом совете гимназии

Протокол № __________

От______________2013г

Зам. директора гимназии

______________________


Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №2»

_____________________

Приказ от__________

_________






Рабочая программа

По учебному предмету

«Экономика»

11 класс

Профильный уровень







Разработана учителем

Чижовой И.А.













2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Сведения о программе.

Рабочая программа по экономике для 11 класса создана на основе:

-федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования;

-образовательной программы по экономике среднего(полного)образования, утвержденной приказом МБОУ «Гимназия №2» 8 августа 2012 года № 101;

-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

-УМК для общеобразовательных учреждений: Р.И.Хасбулатов, Т.Л.Дихтяр, И.В.Липсиц

-школьного учебного плана.



2.Цели и задачи обучения экономике на профильном уровне.

Цели программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности людей, экономике России, овладение умением подходить к событиям  общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и  предпринимательской деятельности.


Задачи программы:

  • Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности, освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.



3.Место предмета в базисном учебном плане

Согласно в федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение экономики в 11 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов), из них на контрольные работы 4 часа.







Содержание учебного предмета экономика 11 класс


Тема

Содержание

Кол-во

часов

Планируемый предметный результат

Контроль уровня обучения

1

Роль государства в экономике

Государственные финансы и бюджет.

Налоги – главный источник государственного бюджета.

Историческая эволюция налогообложения.

Виды налогов.

Механизмы налогообложения.

Государственная финансовая система.

Государственная экспансия в экономику.

Национализация. Участие государства в экономике.

Функции участия государства в экономике в современных условиях.

14

Знать:

-систему государственной финансовой системы

-виды налогов и механизмы налогообложения

-основные направления фискальной политики государства

-причины государственной экспансии в экономику

-виды национализации, ее причины

-формы участия государства в современной экономике

Уметь:

— делать выводы,

-различать части экономической науки;

-давать характеристику ресурсам экономики;

— различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

— характеризовать государственный бюджет, кредитно-денежную политику


Контрольная работа по теме: Роль государства в экономике

2

Макро

экономика

Основные макроэкономические показатели: ВВП и ВНП. Национальный доход.

Экономический рост. Факторы экономического роста.

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

Циклическое развитие рыночной экономики.

Фазы экономического цикла. Кризисы. Причины экономических кризисов.

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010гг.

16

Знать:

— что такое ВВП , ВНП

-как экономический рост влияет на развитие общества и человека

-чем экономический рост отличается от экономического развития

-факторы экономического роста

— экономические циклы, фазы экономиических циклов

— экономические кризисы и их причины

-какие доходы можно получить, владея факторами производства


Уметь:

— различать экстенсивный и интенсивный рост, проводить сравнительный анализ факторов роста

— рассчитывать величину национального дохода

— объяснять причины экономического цикла

— различать экономические системы.

— работать с дополнительной литературой,

-получить навыки публичного выступления


Контрольная работа по теме: Макро

экономика






























3

Экономические проблемы мирового хозяйства

Труд и рынок рабочей силы.

Безработица. Профсоюзы.

Международная торговля.

Валютные курсы.

Свободная торговля и протекционизм.

Всемирная торговая организация.

Альтернативные экономические системы.

Национальные модели современного капитализма.

Азиатская и российская модели капитализма.

18

Знать: экономически активное население, ставка заработной платы, теория человеческого капитала

виды безработицы, экспорт-импорт, сальдо внешней торговли

виды валютных курсов, понятие валютного коридора

структуру внешней торговли

Уметь: анализировать уровень занятости, структуру рынка труда, рассчитывать уровень безработицы, определять роль профсоюзного движения в современных условиях, выявлять абсолютные и сравнительные преимущества международного разделения труда, соотносить показатели курсов, применять для этого дополнительные, определять принципы протекционистской политики гос-ва

Контрольная работа по теме: Экономические проблемы мирового хозяйства

4

Глобализация экономики и место России в системе мирового хозяйства

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства.

Проблемы экономического развития современной России. Глобальные

экономические проблемы современности. Индекс

развития человеческого потенциала. Особенности

международных экономических отношений

Глобализация экономики

20

Знать: платежный баланс, отраслевые квоты и индексы; уровень инфляции, монополизация экономики; Глобальные экономические проблемы, неравное потребление;

ИРЧП, индекс нищеты населения, гендерный фактор; внешняя трудовая миграция; положительные и отрицательные факторы глобализации современной экономики

Уметь: выявлять взаимосвязь между факторами экономического роста и глобальными проблемами современности;

сопоставлять рейтинги стран по уровню ИРПЧ, применять данные показатели при решении задач;

использовать и анализировать табличные данные для характеристики российской экономики

высказывать свою точку зрения, вести аргументированный диалог, использовать графическую и табличную информацию в освещении вопроса; приводить примеры трудовой миграции, использовать данные СМИ для анализа ситуации на рынке трудовых ресурсов России; применять навыки публичного выступления, представлять исследования для обсуждения, создавать мультимедийные презентации



ИтоговаяКонтрольная работа





Требования к уровню подготовки учащихся.

Предметные знания и умения

Знать/Понимать

-смысл основных теоретических положений экономической науки;

-основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

законы и проблемы функционирования экономики на микро-, макро- и мировом уровнях, значение роли государства в экономике;

-главные принципы организации кредитно-денежной и бюджетно-финансовой системы в экономике;

Глобальные экономические проблемы современности, пути и способы их решения.

Уметь

-приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

— описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

-объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

-сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

-применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Метапредметные знания и умения:

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
— применение математических знаний в экономической сфере;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
— пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Личностные результаты обучения:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-исполнения типичных экономических ролей;

-решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

-осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

ПП

Тема урока

Планируемый предметный результат

Виды текущего и итогового контроля

Дата

план

факт


Тема 1. Роль государства в экономике — 14 часов



1-2

Государственные финансы и бюджет

Знать: понятия государственных финансов и бюджета, функции бюджета

Уметь: формулировать бюджетные принципы, рассчитывать сумму поступлений бюджета




3

Налоги – главный источник государственного бюджета

Знать: экономическую сущность налогов

Уметь: давать характеристику системе налогообложения

Фронтальный опрос



4

Историческая эволюция налогообложения

Знать: историю налогообложения в разные исторические эпохи

Уметь: владеть основными видами публичных выступлений, в т.ч. с использованием ИКТ

сообщения



5

Виды налогов

Знать: федеральные, региональные, местные – прямые и косвенные налоги

Уметь: определять прогрессивные и регрессивные налоги по процентным ставкам




6

Механизмы налогообложения

Знать: классификацию налогов

Уметь: выявлять причины льгот при налогообложении; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Решение задач



7-8

Государственная финансовая система

Знать: основные принципы функционирования финансовой системы гос-ва

Уметь:

тестирование



9-10

Государственная экспансия в экономику

Знать: какие инструменты использует государство в осуществлении своей экономической политике, в чем состоит бюджетно-финансовая политика

Уметь: анализировать дефицит и профицит бюджета

Проверка составленных тезисных планов



11-12

Национализация. Участие государства в экономике



Знать: каким образом государство должно стимулировать экономику

Уметь: давать оценку видам национализации с привлечением интернет-ресурсов

Фронтальный опрос



13

Функции государства в экономике

Знать: почему с развитием экономики образуется и растет государственный долг и насколько он опасен для экономического развития

Уметь: сравнивать гос.политику в различных типах экономических систем

эссе



14

Контрольная работа «Роль гос-ва в экономике»

Знать: основные понятия темы

Уметь: решать задачи, выполнять тестовые задания формата ЕГЭ

Контрольная работа



Тема 2. Макроэкономика — 16 часов


15-16

Анализ контрольной работы. Основные макроэкономические показатели.

Знать: разницу показателей ВВП и ВНП

Дефлятор ВВП

Уметь: математически выражать темп прироста ВВП




17-18

Показатели ВВП и ВНП. Национальный доход.

Знать: Абсолютный прирост ВВП темп прироста ВВП, среднегодовой темп прироста ВВП,

Уметь: рассчитывать среднегодовой темп прироста ВНП

Решение задач



19-20

Экономический рост. Факторы экономического роста.

Знать: Экстенсивные факторы, интенсивные факторы экономического роста

Уметь: проводить сравнительный анализ факторов роста

Фронтальный опрос



21-22

Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор.

Знать: Мультипликатор и акселератор, диверсификация

Уметь: конкретизировать примерами факторы экономического роста, выявлять сущность эффектов мультипликатора и акселератора

эссе



23-24

Циклическое развитие рыночной экономики.

Знать: основные причины закономерностей экономических циклов, понятие кризисов перепроизводства

Уметь: строить график стандартной модели экономического цикла

Письменный опрос выборочно



25-26

Фазы экономического цикла. Кризисы.

Знать: депрессия, стагнация, бум, рецессия как фазы экономического цикла

Уметь: характеризовать механизмы циклического движения; называть компоненты показателей цикла

Фронтальный опрос



27-28

Мировой экономический кризис 2008-2010гг.

Знать: теория Фридмена, неолиберальная доктрина

Уметь: давать собственную оценку антикризисной политике различных государств; выявлять причины данного кризиса

сообщения



29

Семинар по теме «Макроэкономика»

Уметь: Описывать экономические циклы, применять необходимые термины для экономического анализа

сообщения



30

Контрольная работа «Макроэкономика»

Знать: основные понятия темы

Уметь: решать задачи, выполнять тестовые задания формата ЕГЭ

Контрольная работа



Тема 3. Экономические проблемы мирового хозяйства — 18 часов



31-32

Анализ контрольной работы. Труд и рынок рабочей силы

Знать: экономически активное население, ставка заработной платы, теорию человеческого капитала

Уметь: анализировать уровень занятости, структуру рынка труда




33-34

Безработица. Профсоюзы.

Знать: виды безработицы, закон Оукена

Уметь: рассчитывать уровень безработицы, определять роль профсоюзного движения в современных условиях

сообщения



35-36

Международная торговля

Знать: экспорт-импорт, сальдо внешней торговли

Уметь: выявлять абсолютные и сравнительные преимущества международного разделения труда




37-38

Валютные курсы

Знать: виды валютных курсов, понятие валютного коридора

Уметь: соотносить показатели курсов, применять для этого дополнительные источники информации

сообщения



39

Свободная торговля и протекционизм

Знать: структуру внешней торговли

Уметь: определять принципы протекционистской политики гос-ва

эссе



40

Всемирная торговая организация

Знать: предпосылки возникновения и структуру ВТО

Уметь: применять интернет-ресурсы для характеристики ситуации вступления России в ВТО

сообщения



41-42

Альтернативные экономические системы

Знать: социалистическая и капиталистическая модели экономических систем

Уметь: выявлять сходство и различие в развитии национальных типов экономик

Фронтальный опрос



43-44

Национальные модели современного капитализма

Знать: количественные и качественные характеристики моделей современного капитализма

Уметь: называть общие черты и особенности моделей;

Составлять развернутый план ответа




45-46

Азиатская и российская модели капитализма

Знать: финансово-промышленные группы, свободные экономические зоны

Уметь: определять черты переходного типа экономики; применять графики рыночной ситуации для анализа экономической ситуации

Сообщения с презентациями



47-48

Семинарское занятие

Контрольная работа по теме: Экономические проблемы мирового хозяйства

Знать: основные понятия темы

Уметь: обосновывать свою точку зрения в дискуссии, аргументировать выдвинутые теории

Уметь: решать задачи, выполнять тестовые задания формата ЕГЭ

Контрольная работа



Тема 4. Глобализация экономики и место России в системе мирового хозяйства- 20 часов



49-50

Анализ контрольной работы. Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства

Знать: платежный баланс, отраслевые квоты и индексы

Уметь: использовать и анализировать табличные данные для характеристики российской экономики




51-52

Проблемы экономического развития современной России

Повторение: Микроэкономика

Знать: уровень инфляции, монополизация экономики

Уметь: применять навыки публичного выступления, представлять исследования для обсуждения, создавать мультимедийные презентации

сообщения



53-54

Глобальные экономические проблемы современности

Повторение: Механизмы регулирования экономики

Знать: Глобальные экономические проблемы, неравное потребление

Уметь: выявлять взаимосвязь между факторами экономического роста и глобальными проблемами современности

сообщения



55-56

Индекс развития человеческого потенциала

Повторение: Роль гос-ва в экономике

Знать: ИРЧП, индекс нищеты населения, гендерный фактор

Уметь: сопоставлять рейтинги стран по уровню ИРПЧ, применять данные показатели при решении задач

эссе



57-58

Особенности международных экономических отношений

Повторение: Макроэкономика

Знать: внешняя трудовая миграция

Уметь: приводить примеры трудовой миграции, использовать данные СМИ для анализа ситуации на рынке трудовых ресурсов России

Фронтальный опрос



59-60

Семинарское занятие по теме: Глобализация экономики

Повторение: Проблемы мирового хозяйства

Знать: положительные и отрицательные факторы глобализации современной экономики

Уметь: высказывать свою точку зрения, вести аргументированный диалог, использовать графическую и табличную информацию в освещении вопроса

Презентации, сообщения



61-62

Итоговое повторение курса экономики 11 класса

Знать: основные темы курса

Уметь: решать задачи, выполнять тестовые задания




63-64

Итоговая контрольная работа по экономике

Знать: основные понятия, термины курса экономики

Уметь: выполнять задания различного уровня сложности в формате ЕГЭ

Контрольная работа



65

Анализ итоговой контрольной работы





66-68

Резервные уроки















КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОНОМИКЕ

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.

  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.

  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.

  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.

  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка «4»: 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.





Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка «2» ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 Критерии оценки эссе

1. Определение четких рамок  подхода к заявленной теме.

2. Приведение примеров: мнение других людей, ссылка на авторитет, типичный случай, избыточная деталь (цель – вызвать интерес).

3. Умение анализировать, обобщать (краткий образ, итог).

4. Умение выявлять эффективность профессиональной деятельности по заявленной проблеме (перспективы иного решения).

 Название эссе должно отражать его главную содержательную мысль.

Объём эссе в пределах 3 страниц (лист А4) печатного текста



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

«5» — 90 – 100 %

«4» — 77 – 89 %

«3» — 60 – 76 %

«2» — менее 60 %

















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основная литература

Учебные и справочные пособия

Учебно-методическая литература

Медиаресурсы

1. Учебник Р.И.Хасбулатов

«Экономика » 11 класс

профильный курс

М.:Дрофа 2012г.


2.Е.В.Савицкая Рабочая тетрадь

по экономике для 10 класса

М.Дрофа 2012г.


3. А.М.Бирман

«Задания для самостоятельной

работы по экономике»

М. Просвещение 2010


1. С.Равичев ,С.Григорьев и др.

«Задачи по экономике»

М:МЦЕБО 2010г.


2. Справочник по экономике

М:Прогресс — 2011 г.


3. Ю.В.Юрьев «Рынок-

величайшее достояние

человечества»

М: Прогресс — 2010г.

4. Белокрылова О.С. Обществознание- пособие М., 2006

5.Волков С., Корнейчук Б. Экономика: сборник задач М., Айрис, 2009



1. Е.В.Савицкая

Методическое пособие для учителя «Уроки экономики в школе»

М.: Вита-Пресс2009


2.Научно-теоретический журнал «Экономика в школе»


3.Е.В.Преображенская «Основы предпринимательства»

Методические рекомендации.

Саратов ОА.О издательство «Лицей» 2011

4.Н.А.Заиченко «Опорный конспект школьника по экономике»

5. МакароваО., Раев В. Тесты по экономике

Уроки экономики в 10-11 классах с применением информационных технологий.

Книга-диск. Серия Современная школа

https://www.edu.ru – Образовательный федеральный портал «Российское образование»
https://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
https://ege.edu.ru – Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
https://navigator.economicus.ru

https://www.ruseconomy.ru – сведения о состоянии экономики России

https://www.businessvoc.ru/-

Словарь бизнес — терминов.










Контрольно-измерительные материалы.

Контрольная работа №1 по теме « Роль государства в экономике»

1.При организации, какой фирмы, его участники отвечают за все долги фирмы своим имуществом независимо от величины внесенного пая в случае банкротства

а) общество с ограниченной ответственностью

б) полное товарищество

в) акционерное общество

2.Облигации отличаются от акции тем, что ее владелец

а) не собственник фирмы, а ее кредитор, получающий деньги независимо от прибыли

б) является собственником компании и получает только дивиденды

В) получает большую прибыль, нежели акционер

3.Инвестор-это

а) человек, вкладывающий средства в ценные бумаги

б) торговец ценными бумагами

в) посредник между продавцом и покупателем ценных бумаг

4.Банк получает доход

а) от посредничества между продавцами и покупателями ценных бумаг

б) от налогов

в) от разницы между % получаемым от заемщика и % , который выплачивается

вкладчику

5.Кредит необходим экономике для

а) покрытия дефицита государственного бюджета

б) получения прибыли банками

в) перераспределения временно свободных средств с целью инвестиций в экономике

6.Налоговая система регламентируется

а) указаниями Президента

б) принятыми Гос. Думой законами



в) решениями правительства

7.Субъекты налога-

а) лица, которые платят налоги

б) лица, которые занимаются посреднической деятельностью

в) образовательные учреждения

8.Деньги это-

а) стоимость товара, выраженная в другом товаре

б) стоимость товара, выраженная в затратах труда

в) всеобщий эквивалент товара



9.Дефицит государственного бюджета- это

а) дополнительные расходы государства на оборону

б) превышение расходов государственного бюджета над его расходами

в) отсутствие денежных средств на расчетном счете Центрального банка России

10.Акцизы на отдельные виды товаров относятся

а) к федеральным налогам

б) к областным налогам

в) к местным налогам


Знание терминологии

1 вариант


Прямые налоги

Приватизация

Профицит бюджета

Конвертируемость

2 вариант


Косвенные налоги

Национализация

Внебюджетные фонды

Ревальвация валюты






























Контрольная работа №2 по теме « Макроэкономика»

1) Какие из нижеперечисленных явлений анализируются макроэкономистами.

1.Итоги выборов в Федеральное собрание России.

2.Рост цен на все потребительские товары.

3.Причины инфляции.

4. Спрос на цветные телевизоры.

2) Какие доходы учитываются при подсчете ВВП

1.Стоимость пиломатериалов мебельной фабрики.

2.Зарплата учителя.

3.Полученный студентом почтового перевода.

4.Оплата счета за международный телефонный разговор.

3) Выберите факторы роста благосостояния.

1.Выгодное ЭГП

2.Природные ресурсы.

3.Трудовые ресурсы.

4.Большое количество заводов и фабрик.

5.Наличие плодородной земли.

6.Наличие физического капитала.

7.Рост численности населения.

4) Единица измерения благосостояния страны

1.Экономический цикл.

2.ВВП

3.Индекс человеческого развития.

4.Продолжительность жизни.

5) Механизм экономического роста, основанный на инвестиционных вложениях

Акселератор

Мультипликатор

Производство денег.

Рынок труда

6) Фаза экономического цикла, которая следует за спадом.

1.Депрессия

2.Кризис.

3.Подъем

4.Оживление.

7) Какие из перечисленных явлений могут быть последствиями инфляции

1.Увеличение долгосрочных инвестиций.

2.Рост цен на большинство товаров.

3.Снижение среднего уровня жизни.

4.Снижение продолжительности жизни

8) Кто выигрывает в результате повышения пошлин на импорте автомобилей.

1.Таксисты.

2.Государство.

3.Отечественные производители автомобилей.

4.Покупатели автомобилей.

9) Как называются меры, направленные на защиту отечественной промышленности.

1.Демпинг.

2.Протекционизм

3.Свободная торговля.

4.Региональная политика.

10) Укажите среди перечисленных ниже показателей тот, с помощью которого измеряют экономический рост:

а) годовой темп роста реального ВНП (ВВП) в целом;

б) годовой темп роста реального ВНП (ВВП) на душу населения;

в) годовой темп прироста реального ВНП (ВВП);

г) верны все ответы.



11) Укажите правильную последовательность фаз традиционного экономического цикла:

а) подъем, оживление, депрессия, кризис (спад);

б) кризис (спад), депрессия, оживление, подъем;

в) кризис (спад), оживление, подъем, депрессия;

г) подъем, оживление, кризис (спад), депрессия.

12) Достижение предела снижения деловой активности и инвестиций, роста безработицы, сокращения реального ВНП до минимального уровня характерно для:

а) кризиса (спада);

б) оживления;

в) подъема;

г) депрессии.

13) Фазе оживления экономического цикла не соответствует:

а) массовое обновление основного капитала;

б) сокращение безработицы и рост заработной платы;

в) рост уровня цен;

г) снижение спроса на кредит и снижение ставки процента;

д) достижение предкризисного уровня объемов производства.

14). Фазе подъема экономического цикла не соответствует:

а) подъем темпов экономического роста;

б) значительное превышение предкризисного уровня производства;

в) рост инвестиций, курсов ценных бумаг;

г) рост уровня цен, заработной платы, ставки процента, размеров прибыли;

д) рост безработицы.

15) Экономический цикл характеризуется:

а) периодичностью повторения неравномерного экономического развития;

б) периодичностью повторения подъема и спада экономической активности;

в) периодическими колебаниями уровней производства, занятости, инфляции.

г) все ответы верны.

1. Являются ли данные утверждения верными? Если утверждение неверно – объяснить:

1.1. Продолжительный и глубокий спад в экономике называется депрессией.

1.2. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества безработных к общей численности трудоспособного населения.

1.3. Когда безработный отказывается от поисков работы, он больше не считается безработным

2. Выберите один самый точный, полный и корректный ответ:

2.1. К фазам экономического цикла не относится:

а) инфляция;

б) рецессия;

в) спад;

г) оживление.

2.2. Фазы экономического цикла – это:

А) производство, разделение труда, специализация, торговля;

Б) спрос, предложение, их взаимодействие, рыночное равновесие;

В) подъем, высшая точка, спад, низшая точка;

Г) производство, распределение, обмен, потребление

2.3. Для фазы циклического спада характерно:

А) увеличение прибылей корпораций;

Б) рост безработицы;

В) рост числа новых предприятий и банков;

Г) все ответы правильные

Контрольная работа №3 по теме Экономические проблемы мирового хозяйства

1. “Новые индустриальные страны” — это:

а) развитие страны с рыночной экономике;

б) все развивающиеся страны с рыночной экономикой;

в) страны постсоциалистического развития;

г) некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии;

д) некоторые развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.

ПР.ОТ. Г)

2. Зона свободной торговли — это форма интеграционного объединения стран при которой:

а) организуется таможенный союз;

б) отменяются ограничения во взаимной торговле, перемещении рабочей силы и капитала;

в) проводится единая торговая, экономическая и валютно-финансовая политика;

г) вводится в обращение единая валютная единица;

д) вводятся ограничения на торговлю со странами, не входящими в интеграционное объединение.

ПР.ОТ. Б)

3. Интеграционное объединение СНГ объединяет:

а) все бывшие республики СССР;

б) все бывшие республики кроме республик Средней Азии;

в) все бывшие республики кроме республик Закавказья;

г) все бывшие республики кроме республик Прибалтики;

д) все бывшие республики кроме республик Украина и Молдова.

ПР.ОТ. Г)

4. В рамках СНГ положено начало созданию:

а) таможенного союза;

б) общего рынка;

в) экономического союза;

г) экономического и валютного союза;

д) особой экономической зоны.

ПР.ОТ. Б)

5. ГАТТ и ВТО — это

а) крупнейшие фирмы, имеющие значительный внешнеторговый оборот;

б) международные организации, регулирующие вопросы межгосударственной торговли;

в) крупнейшие транснациональные корпорации;

г) межгосударственные организации, занимающиеся валютно-финансовыми операциями;

д) общественные международные организации гуманитарной помощи.

ПР.ОТ. Б)

6. Международный валютный фонд был создан в рамках

а) системы золотомонетного стандарта;

б) Бреттон-Вудской валютной системы;

в) Ямайской валютной системы;

г) Маастрихтского договора;

д) Всемирного банка.

ПР.ОТ. Б)

7. Российская экономика интересует иностранных инвесторов как

а) источник дешевой рабочей силы;

б) источник дешевого сырья;

в) страна с режимом наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов;

г) все варианты верны;

д) верны только а) и б).

ПР.ОТ. Б)

8. Международная миграция рабочей силы — это

а) перемещение рабочей силы из села в город;

б) переезд работников из одной страны в другую;

в) повышение рождаемости населения;

г) рост занятости на производстве;

д) снижение количества экономически активного населения.

ПР.ОТ. Б)

9. Экспорт малоквалифицированной рабочей силы имеет для страны — экспортера

а) позитивное значение;

б) негативное значение;

в) не имеет значения;

г) имеет позитивное и негативное значение;

д) неверен ни один вариант.

ПР. ОТ. А)

10. Ряд проблем получил статус глобальных по причине:

а) паразитизма развивающихся стран;

б) неспособности национальных правительств решать национальные проблемы;

в) выхода проблем за рамки национальных возможностей;

г) нехватки финансов для решения проблем в некоторых странах;

д) верны ответы в) и г).

ПР.ОТ. Д)

11. Паритет покупательной способности

а) равен валютному курсу;

б) не равен валютному курсу;

в) равен минимальному прожиточному минимуму;

г) равен минимальной заработной плате;

д) равен стоимости стандартной потребительской корзины.

ПР.ОТ. Д)

12. Международное разделение труда в настоящее время базируется

а) на разнице в обеспеченности стран природными ресурсами;

б) на разнице в обеспеченности стран трудовыми ресурсами;

в) на разнице в обеспеченности стран капиталом;

г) на разнице в научно-техническом потенциале стран;

д) на всех вышеперечисленных факторах.

ПР.ОТ. Г)

13. Теория абсолютных преимуществ в МРТ А.Смита утверждает, что:

а) страна должна экспортировать те товары, которые дешевле производить у себя;

б) страна должна импортировать те товары, которые дешевле производить у себя;

в) страна должна экспортировать те товары, которые дешевле производить за рубежом;

г) страна не должна импортировать любые товары;

д) правильных ответов нет.

ПР.ОТ. А)

14. В своей теории Хекшер и Олин утверждали, что МРТ формировалось под влиянием

а) абсолютного преимущества некоторых стран в международной торговле;

б) монопольного преимущества некоторых стран в международной торговле;

в) относительного преимущества некоторых стран в торговле некоторыми товарами;

г) относительного преимущества некоторых стран в обладании некоторыми ресурсами;

д) все утверждения неверны.

ПР.ОТ. Г)

15. Основные страны — нефтеэкспортеры объединились в

а) НАФТА;

б) ВТО;

в) ОПЕК;

г) НАТО;

д) АТЭС.

ПР.ОТ. В)

16. Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные

экономики:

а) промышленно развитых стран

б) развивающихся стран

в) стран с экономикой переходного типа

г) стран к командно-административной системой управления

д) новых индустриальных стран

е) стран IV мира

ж) стран—поставщиков сырья

Ответ:а),б),в)

17. Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия (отметить правильные характеристики):

а) глобально по своим масштабам

б) не является однородным

в) основывается на принципах рыночной экономики

г) основывается на принципах интернационализации производства

д) основывается на объективных закономерностях МРТ е) основывается на политических

соображениях экономической элиты мира

Ответ: а), в), г), д)

18. Равнозначны ли понятия «свобода торговли» и «открытая экономика»? .

а) да б) нет в) не знаю

Ответ: б)

19. Открытая экономика предполагает:

а) целостность экономики

б) организацию зон совместного предпринимательства

в) благоприятный инвестиционный климат

г) разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных капиталов

д) национальное хозяйство как единый экономический комплекс, интегрированный в мировое

хозяйство

е) активное использование современных форм совместного предпринимательства

ж) стирание национальных границ з) организацию единого экономического пространства с

зарубежными странами

Ответ: а), б), в), г), д), е)

20. Процесс интернационализации означает:

а) достижение определенной степени единства торговли, производства и кредитно-финансовой

сферы национальных государств, входящих в формирующийся мировой хозяйственный комплекс

несмотря на наличие государственных границ

б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей

отдельные страны в глобальный мировой комплекс

в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем

г) организацию единого экономического пространства

д) поиск и занимание национальной экономикой определенной «ниши» в мировом хозяйстве

е) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводственного

процесса за рамки национальных границ

Итоговая контрольная работа.

1 вариант

1. Экономика – это наука, изучающая

а) природные процессы и явления в) методы рационального хозяйствования+

б) поведение человека г) способы защиты окружающей среды

2. Фактором производства является

а) государство б) банк в) земля+ г) семья

3. Экономическим благом является

а) вода б) проезд в метро+ в) земля г) воздух

4. Семья фермера купила трактор для сельскохозяйственных работ. Этот вид экономической деятельности относится к сфере

а) производства б) обмена+ в) потребления г) распределения

5. К основным физиологическим потребностям относится

а) посещение музея б) ужин в ресторане в) чтение книг г) жильё+

6. В традиционной экономической системе преобладает

а) сельское хозяйство+ в) торговля

б) промышленное производство г) сфера услуг

7. Рыночная экономика функционирует при обязательном условии

а) наличия частной собственности на средства производства+

б) высокого потребительского спроса

в) низкого уровня безработицы

г) постоянного снижения налогов на производителя

8. Величина спроса показывает

а) количество покупателей на рынке

б) количество товара, которое согласен купить потребитель по заданной цене, в определённом месте, в определённое время+

в) сколько товара хочет купить потребитель

г) расходы покупателя при приобретении товаров

9. Кривая предложения имеет вид


а) б)+ в)123333.JPG




10. В соответствии с законом спроса при увеличении цены

а) снижается величина спроса +

б) увеличивается величина спроса

в) всегда увеличивается выручка продавца

г) всегда снижается выручка продавца

11.Государственный бюджет – это

а) государственный орган, отвечающий за распределение финансовых средств

б) финансовый план доходов и расходов государства на год+

в) годовой план сбора налогов государства

г) план расходов государства на месяц

12. Дефицит государственного бюджета означает

а) уменьшение налогообложения

б) увеличение социальных программ

в) превышение расходов над доходами+

г) превышение доходов над расходами

13. Подоходный налог является

а) прямым+ б) косвенным в) акцизом г) дивидендом

14. Правительство, снижая налоги, ставит задачу

а) устранить дефицит бюджета

б) уменьшить потребление

в) поднять уровень социальных пособий

г) способствовать подъёму производства+

15. В СССР была запрещена оплата товаров иностранной валютой. Американский доллар

не выполнял функцию

а) обмена+ б) сбережения в) измерения г) международных расчётов

16. На основе закона денежного обращения Фишера можно утверждать, что при увеличении денежной массы и неизменной скорости обращения денег произойдёт

а) рост объёма продаваемых товаров

б) рост цен+

в) снижение цен

г) увеличение доходов государства

17. В рыночной экономике государственным вмешательством в экономику может быть

а) контроль над ценами в стране

б) планирование производства частных предприятий

в) социальная поддержка малообеспеченного населения+

г) запрет увольнений работников во всех предприятиях

18. Валовой внутренний продукт – это

а) стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых национальными ресурсами как внутри страны, так и за рубежом

б) сумма денежных средств, имеющихся в Центральном банке страны

в) вся денежная масса, напечатанная в стране за год

г) стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране за год+

19. Спрос на труд является спросом

а) первичным, так как труд — наиболее важный фактор производства

б) первичным, так как фирмы в первую очередь нанимают работников, а потом решают, какое

количество товара произвести

в) производным, так как он зависит от ситуации на товарных рынках+

г) производным, так как труд производит все блага в экономике

20. Кто из перечисленных считается безработным

а) студент

б) человек потерявший работу и не ищущий её

в) выпускник института, ищущий работу+

г) рабочий во время летнего отдыха

21. В стране возникает гиперинфляция, если цены в месяц повышаются более чем

а) на 5% в) на 40%

б) на 20% г) на 50%+

22. Неработающий после сокращения производства бухгалтер ищет работу по своей специальности.

Это пример

а) фрикционной безработицы

б) структурной безработицы+

в) циклической безработицы

г) сезонной безработицы

Задача 1. (для домашнего задания)

Дана шкала спроса и предложения на рынке помидоров.

Начертите кривые спроса и предложения и найдите равновесную цену, равновесное количество и наибольшую выручку.

P(цена)

D(спрос)

S(предложение)

10

10

3

12

9

4

14

8

5

16

7

6

18

6

7

20

5

8

Задача 2

Уравнение спроса на капусту: Qd = 14 – 3P

Уравнение предложения капусты: Qs = -7+4P

Найдите равновесную цену и равновесный объём.

2 вариант.

1. Понятие «экономика» в узком смысле обозначает

а) прожиточный минимум человека

б) систему хозяйства страны+

в) занятие сельским хозяйством

г) наука о рациональном ведении хозяйства

2. Экономическим благом не является

а) гамбургер б) телевизор в) вода + г) дом

3. Каким фактором производства владеет музыкальный продюсер

а) труд б) капитал в) управление + г) земля

4. Какая группа понятий характеризует экономическую жизнь общества

а) социальное расслоение, потребление, научное познание

б) производство, обмен, распределение, потребление+

в) обмен, самопознание, научно-технический прогресс

г) распределение, общение, изобретательская деятельность

5. Командно-административная система возможна только при

а) частной собственности на средства производства (станки, оборудование)

б) общественной собственности на средства производства+

в) если в обществе существует свобода предпринимательства

г) наличии в экономике страны конкуренции

6. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются

а) рынком в) рынком и государством+

б) государством г) в соответствии с традициями

7. Величина предложения показывает

а) количество продавцов на рынке

б) количество предлагаемого товара на рынке при данной цене+

в) количество проданного товара

г) выручку продавца

8. На каком графике нарисована кривая спроса

а) б) в) +

123333.JPG




9. В соответствии с законом предложения при снижении цены

а) увеличивается количество предлагаемого товара+

б) снижается количество предлагаемого товара

в) снижается выручка продавца

г) снижается величина спроса

10. Использование рубля как средства измерения подразумевает, что

а) рубли можно класть на банковский счёт

б) с помощью рублей можно купить любой товар

в) любой товар имеет цену, выраженную в рублях+

г) рублями можно заплатить налоги

11. Какое из уравнений является уравнением количественной теории денег Фишера

а) Y=PQ б) MV=PQ + в) PM=VQ

12. Федеральный бюджет России разрабатывается и исполняется

а) Президентом РФ в) Государственной Думой

б) Правительством РФ + г) Советом Федерации





13. Профицит государственного бюджета означает

а) уменьшение налогообложения

б) увеличение социальных программ

в) превышение расходов над доходами

г) превышение доходов над расходами+


14. Налог на землю является

а) прямым налогом + в) таможенной пошлиной

б) косвенным налогом г) трансфертным платежом

15. Косвенный налог налагается

а) на доход б) на товар+ в) на землю г) на зарплату

16. Примером общественного блага является

а) уличное освещение +

б) автомобиль фермера

в) макаронная фабрика «Макфа»

г) ОАО «Юничел» (обувная фабрика)

17. В рыночной экономике государственным вмешательством в экономику не может быть

а) социальная поддержка малообеспеченного населения

б) управление государственной собственностью

в) охрана окружающей среды

г) планирование производства частных предприятий +

18. Валовой национальный продукт — это

а) стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых национальными ресурсами как внутри страны, так и за рубежом+

б) сумма денежных средств, имеющихся в Центральном банке страны

в) вся денежная масса, напечатанная в стране за год

г) стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране за год








19. Производным спросом является

а) спрос населения на молоко в) спрос на опытных сыроваров+

б) спрос населения на сыр г) спрос населения на сметану

20. . Кто из перечисленных людей является безработным

а) подросток, не нашедший летом себе работу

б) бывший военный, ищущий работу+

в) богатый землевладелец, который сам не работает, а живёт на доходы от сдачи в аренду земли

г) владелец фирмы

21. Значительное сокращение расходов на армию и увольнение офицеров приведёт к росту

а) фрикционной безработицы

б) структурной безработицы+

в) циклической безработицы

г) сезонной безработицы

22. Слабовыраженный рост цен, оказывающий в целом положительное влияние на развитие

экономики называется

а) галопирующая инфляция

б) нормальная, или ползучая, инфляция+

в) галопирующая инфляция

г) умеренная инфляция

Задача 1.

Дана шкала спроса и предложения на рынке помидоров.

Начертите кривые спроса и предложения и найдите равновесную цену, равновесное количество и наибольшую выручку.

P(цена)

D(спрос)

S(предложение)

10

10

3

12

9

4

14

8

5

16

7

6

18

6

7

20

5

8

Задача 2. В обороте находится 1,2 млн. товаров по цене 400 рублей за единицу. В среднем каждый рубль трижды использовался для приобретения товаров. Как изменится цена товара, если в оборот будет дополнительно выпущено 70 млн. рублей?










Свежие документы:  Урок по теме «Логарифмическая функция. График и свойства» 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: