Рабочая программа по Экономике 10 класс (70 часов Кабакова Т.А) 2014/2015 учебный год


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 6 имени С.Ф. Вензелева

Рассмотрено на заседании МО


Протокол № 1 от «29» августа 2014г.



«Утверждено»

Директор МБОУ Гимназия № 6

Четверухина Г.А.

Приказ № ___ «__» ___________2014 г.



Рабочая программа по предмету «Экономика»

Учитель: Кабакова Татьяна Алексеевна

Год реализации программы: 2014/2015 учебный год

Класс: 10

Общее количество часов по плану: 70 часов;

Количество часов в неделю: 2 часа;

Рабочая программа составлена на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008.

Учебники – Учебник: «Экономика. Основы экономической теории». Под ред. С.И. Иванова для 10 -11 класса. М., Вита Пресс 2007г.

.









Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Экономика» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования и примерной программы по экономике М., Дрофа 2008.

Программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.

В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека.

Цель программы:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

Задачи программы:


  • Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

  • Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Методы и формы обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

— система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

— инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.


Содержание программы для 10 класса. (70 часов)

Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (6часов)

Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.

Даровые (сво­бодные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как спо­соб увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.

Тема №2. Системы хозяйствования. (6часов)

Понятие об экономических системах и основные критерии их раз­граничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собствен­ность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффектив­ности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникно­вения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономиче­ской системе.

Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (6часов)

Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (ося­заемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превра­щение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (7часов)

Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.

Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)

Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.

Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (6часов)

Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разни­ца между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Поня­тие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..

Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (7часов)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции

Тема №8. Рынки факторов производства. (7 часов)

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.

Тема №9. Деньги и банковская система. (8часов)

Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения раз­личных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбере­жения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

Тема №10. Предпринимательство. (7 часов)

Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.

регулирования дифференциации доходов в экономике сме­шанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные програм­мы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.









Учебно-тематический план 10 класс.


модуля, раздела, темы




Наименование модулей, разделов, тем



Количество часов


Количество часов


теоретические


практические

Тема 1

Предмет и методы экономической науки.

6

5

1

Тема 2

Системы хозяйствования.

6

5

1

Тема 3

Спрос, предложение и рыночное равновесие.


6

5

1

Тема 4

Эластичность спроса и предложения.

7

6

1

Тема 5

Поведение потребителя.


8

7

1

Тема 6

Фирма. Производство и издержки.


6

5

1

Тема 7






Конкуренция и рыночные структуры.


7

6

1

Тема 8

Рынки факторов производства.


7

6

1

Тема 9

Деньги и банковская система.


8

7

1

Тема 10

Предпринимательство


7

6

1


Повторение

2

1

1


Всего часов

70













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.












Литература.

Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:

  1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.

  2. «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004

  3. «Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.


Используемая дополнительная литература:

  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2004.

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2004.

  • Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.

  • Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2005 г.

  • Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2005.

  • Экономика, модуль 1 — 2 макроэкономика” C.С.Носова.

  • Москва. РосНоу, 2008.

  • Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ”

  • Москва. 2008.

  • Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”

  • С.Равичев, С.Григорьев,

  • Москва. Вита Пресс. 2011




Тематический план 10 класс



п/п



Наименование разделов и тем


Количество часов

Содержание учебного материала

Д/З

Прмечание



Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки

6


Читать введение



1

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

1

ограни­ченность ресурсов потребности человека и общества

1


2

Проблема выбора

1

Что такое выбор и его значение в экономике

1


3

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

1

фак­торы производства и фактор­ные доходы максимальное удовлетворение при наимень­ших затратах экономические явления

1


4

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки

1

Проблема выбора, экономии затрат, ведение хозяйства

2


5

Метод экономической науки. Измерение экономических величин

1

экономи­ческие принципы функциони­рования экономических сис­тем

2


6

Самостоятельная работа

1





Тема. № 2. Системы хозяйствования. 6 часов


7

Два способа решения фундаментальных проблем

1

Как решить проблему выбора и распределения ресурсов

3



8

Административно-плановая система

1

План, администрация, плановая экономика

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



9

Рынок и его функции

1

Рынок, предпринимательство, конкуренция

Составить таблицу. № 4



10

Кругооборот доходов в рыночной экономике

1

Свойство рынков и их возможности в жизни человека

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение

.


11

Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика

1

Совмещение плана и рынка, возможность существования и рынка и плана

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



12

Самостоятельная работа

1





Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 6 часов


13

Спрос и закон спроса

1

спрос, величи­на спроса, закон спроса, изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов

Составить таблицу «Формы рын­ка». Решение задач. №5



14

Предложение и закон предложения

1

Законы спроса и предложения парадоксы спроса

Краткий кон­спект. Опрос, зада­чи, построе­ние кривых



15

Рыночное равновесие

1

теоретический процесс установления равно­весной цены, изменения факторов производства

Тест по оп­ределениям. Задачи



16

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

1

Кривая возможностей рынка

Тест



17

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.

1

Реакция рынка на воздействие внешних сил

Краткий кон­спект. Решение задач.



18

Самостоятельная работа

1





Тема №4. Эластичность спроса и предложения. 7 часов.

19

Ценовая эластичность спроса.


1

Эластичность спроса и её значение, способы нахождения

Построить график



20

Эластичность спроса и доход производителей

1

От чего зависит эластичность и её влияние на доход

Построить график



21

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

1

Что влияет на эластичность, изменение эластичности

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



22

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность

1

Доход расход сопоставимость в эластичности

Построить график

.


23

Ценовая эластичность предложения

1

Цена, факторы влияющие на неё, изменение эластичности и рынок товаров

Построить график



24

Практическое применение теории эластичности

1

Теория эластичности

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



25

Самостоятельная работа


1





Тема №5. Поведение потребителя. 8 часов

26

Общая и предельная полезность.

1





Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя

Решение задач



27

Закон убывающей предельной полезности

1

Закон полезности и его влияние на поведение потребителя.

Решение задач



28

Правило максимизации полезности

1

Правило максимизации полезности и его влияние на поведение потребителя.

Опреде­ления, фор­мулы



29

Кривые безразличия

1

Почему безразличен товар и его влияние на изменение рынка

Опреде­ления, фор­мулы



30

Бюджетное ограничение.

1

Бюджет его влияние на экономику, бюджет семьи составляющие

Опреде­ления, фор­мулы



31

Равновесие потребителя

1

Что выбирает потребитель и почему, причины выбора




32

Индивидуальный и рыночный спрос

1

Индивидуальный и рыночный спрос, различия и сходство, составляющие

Опреде­ления, фор­мулы



33

Самостоятельная работа

1






Тема№6. Фирма. Производство и издержки.

6





34

Современная фирма. Фирма коммерческая организация.

1

Причины появления, цели работы и задачи.

Решение за­дач.



35

Продукт фирмы

1

Что выпускает фирма

Состав­ление графи­ков. Опреде­ления, фор­мулы



36

Бухгалтерские и экономические издержки

1


Бухгалтерские и экономические издержки от чего зависят, в чем состоят.

Написать формулы издержек, формулы прибыли



37

Как изменяются издержки фирмы

1

как вычисляются бухгалтерские и экономические издержки формулы, зависимость.

Практическая работа



38

Какой размер фирмы считать оптимальным

1

Максимизация, минимизация размера фирмы.

Тест по оп­ределениям. Задачи



39

Самостоятельная работа

1






Тема№7

Конкуренция и рыночные структуры.

7





40

Типы рыночных структур

1

Знакомство с рыночными структурами



Фронтальный опрос



41

Совершенная конкуренция

1

Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции

Выделить основные характери­стики

Решение задач

Фронтальный опрос



42

Монополия

1

Монополия. Её виды. Способы монополизации рынков.

Рефераты

Таблицы сравнения

Письменный опрос по теме



43

Олигополия

1






Разновидность монополии, способы решения проблемы.

Опрос Тест Рефераты



44

Монополистическая конкуренция

1

Монополия и её поведение на рынке товаров. Государственные действия против монополии.

Задачи



45

Самостоятельная работа

1






Тема№8

Рынки факторов производства.

7





46

Особенности рынков факторов производства

1

Виды рынков и их работа

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



47

Рынок труда и заработная плата

1

+Биржа труда, влияния на рынок труда

Анализ кри­вой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение задач



48

Государственное регулирование минимума заработной платы

1

Минимальный оклад труда, корзина потребителя, социальные льготы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение задач



49

Рынок услуг земли

1

Рынок земли цели и задачи.




Лекция. Решение задач



50

Капитал и процент

1

Рынок капитала. Возникновение процентной ставки.

Тест по оп­ределениям.



51

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать

1

Инвестиции и их влияние на производство.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение задач



52

Самостоятельная работа

1






Тема №9

Деньги и банковская система.

8





53

Роль денег в рыночной экономике

1

Причины появление денег, Концепция происхождения денег.

Экономиче­ский диктант. Решение за­дач.



54

Виды денег и их свойства

1

Деньги их виды и свойства. Золото, продукты, товары, история развития.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.



55

Функции денег

1

Что делают деньги на рынке товаров и услуг.

Тест по оп­ределениям. Задачи



56

Коммерческие банки

1

Появление банков, и их виды. Деятельность банков.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.



57

Потребительский кредит

1

Виды кредитов, их значение.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение задач



58

Центральный банк

1

Работа ЦБ его задачи и цели.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.



59

Повторительно – обобщающий урок

1

Деньги и все о них




60

Самостоятельная работа

1






Тема№10

Предпринимательство

7





61

Понятие предпринимательства

1

Предприниматель цели и задачи работы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.



62

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

Законы РФ о предпринимательстве.

Составить таблицу.



63

Менеджмент и его функции

1

Менеджер его работа и задачи.

Составить таблицу. Тест по оп­ределениям.



64

Мотивация как функция менеджмента

1

Как должен работать менеджер, как мотивировать его работу.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям. Решение задач.



65

Маркетинг и его основные элементы

1

Умение презентации товара и его продажа.

Составить таблицу.



66

Повторительно – обобщающий урок

1

Маркетинг и менеджмент




67

Контрольная работа

1





68-70

Резервный урок

3





























Свежие документы:  Технология разработки тестовых контрольно-измерительных материалов оценки уровня подготовки обучающихся по изобразительному искусству 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: