Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
г.о. Жуковский
«Утверждаю»
Директор МОУ школы № 7
________________________
Корпусова Л.В.
«_____» ____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Базовый уровень изучения предмета)
по экономике на 2014-2015 учебный год
(название предмета)
для 8 «А» класса Учитель Евкина Н.И.
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1
В основу положена
программа, разработанная Центром Методики и оценки качества обучения ГУ-ВШЭ для подготовительного отделения (редакция 2010 г.)
Основной учебник:
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. – Основы экономических знаний. М.: Вита – Пресс, 2011.
Любимов Л.Л., Липсиц И.В. — Основы экономики. М.: Просвещение, 2012.
Электронное пособие для обучающихся 8-го класса.
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по экономике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования, образовательная область «Экономика» и с учетом требований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ) для поступающих в бакалавриат на факультеты Мировая экономика, Экономика, Бизнес-информатика, Государственное и муниципальное управление, Менеджмент.
За основу взята программа, разработанная Центром Методики и оценки качества обучения НИУ-ВШЭ для подготовительного отделения (редакция 2010 г.)
Программа предназначена для учащихся средней школы изучающих курс экономики: 8 – класс -1 час. в неделю (первый год обучения);
Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).
Данная программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у обучающихся общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Основные содержательные линии:
• основные концепции экономики;
• микроэкономика;
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, географии, права, и др.
Цели
Изучение экономики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» являются:
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
— применение математических знаний в экономической сфере;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
• смысл основных теоретических положений экономической науки;
• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь
• приводить примеры: взаимодействия рынков;
• описывать: факторы производства;
• объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;
• сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
• вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки школьников направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.
Ноутбук (Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками ; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, презентационных) |
Мультимедиа-проектор |
Экран навесной (Минимальные размеры 1,5 х 1,5 м ) |
Основная литература:
1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. – Основы экономических знаний. М.: Вита – Пресс, 2011
2. Основы экономической теории. Под редакцией С.И. Иванова, том 1, том 2. М.: Вита – Пресс, любое издание.
3. Прикладная экономика «Junior Aichievement».
4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф., — Уроки экономики в школе. Методическое пособие. Книга 1, 2. – М.: Вита – Пресс, 2013
Дополнительная литература:
1. Мицкевич А.А. – Сборник заданий по экономике. – В 3-х книгах – М.: Вита – Пресс, 2011
2. Никулина И.Н., Матвеева Т.Ю. – Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2013.
8 класс
(1 час в неделю, 34 учебных недели)
Раздел 1. Основные экономические понятия.
Тема 1. Экономика.
Экономика как сфера деятельности людей. Микроэкономика и макроэкономика.
Тема 2. Потребности и блага.
2.1. Классификация благ. Понятие ограниченности. Свободные и экономические блага.
2.2. Классификация экономических благ. Товары и услуги.
2.3. Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняемые блага).
2.4. Качественные блага и инфериорные блага.
2.5. Общественные блага. Чистые общественные блага. Неисключаемость и неконкурентность благ.
2.6.Экономические ресурсы. Доходы собственников экономических ресурсов.
Тема 3. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
3.1. Альтернативные издержки (альтернативная стоимость).
3.2. Кривая производственных возможностей. Специфичность факторов производства и закон возрастания альтернативных издержек.
Тема 4. Главные экономические вопросы (Что? Как? Кто?). Типы экономических систем.
4.1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема эффективного выбора.
4.2. Три главных экономических вопроса – что производить? Как производить? Для кого производить?
4.3. Типы экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная.
Раздел 2. Основы микроэкономики.
Тема 5. Спрос.
5.1. Спрос. Функция спроса. Детерминанты спроса. Воздействие цены товара на объем индивидуального спроса. Кривая спроса. Отрицательный наклон кривой спроса.
5.2. Воздействие изменения дохода на индивидуальный спрос на товары. Нормальные и инфериорные блага.
5.3. Дополняющие и замещающие блага (комплементы и субституты). Зависимость спроса на данное благо от цен на иные блага.
Тема 6. Предложение.
6.1. Предложение. Функция предложения. Детерминанты предложения. Воздействие цены товара на объем предложения. Кривая предложения. Положительный наклон кривой предложения.
Тема 7. Рыночное равновесие.
7.1. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Условия совершенной конкуренции.
7.2.Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| ||
Тема 1. Экономика. |
| ||||
1. | Экономика как сфера деятельности людей. Микроэкономика и макроэкономика. | 01.09.2014-06.09.2014 |
|
| |
Тема 2. Потребности и блага. (всего 8 часов на ее изучение) |
| ||||
2. | Классификация благ. Понятие ограниченности | 08.09.-13.09.2014 |
|
| |
3. | Свободные и экономические блага. | 15.09-20.09.2014 |
|
| |
4. | Классификация экономических благ. Товары и услуги. | 22.09-27.09.2014 |
|
| |
5. | Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняемые блага). | 29.09.-04.10.2014 |
|
| |
6. | Качественные блага и инфериорные блага. | 06.10.-11.10.2014 |
|
| |
7. | Общественные блага. Чистые общественные блага. Неисключаемость и неконкурентность благ. | 13.10-18.10.2014 |
|
| |
8. | Экономические ресурсы. Доходы собственников экономических ресурсов. | 20.10-25.10.2014 |
|
| |
9. | Контрольный тест № 1 | 03.11-08.11.2014 |
|
| |
Тема 3. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. (всего 3 часа на ее изучение) |
|
| |||
10. | Альтернативные издержки (альтернативная стоимость). | 10.11-15.11.2014 |
|
| |
11. | Кривая производственных возможностей. Специфичность факторов производства и закон возрастания альтернативных издержек. | 17.11-25.11.2014 |
|
| |
12. | Контрольный тест № 2 | 24.11-27.11.2014 |
|
| |
Тема 4. Главные экономические вопросы (Что? Как? Кто?). Типы экономических систем. (всего 4 часа на ее изучение) |
|
| |||
13. | Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов: проблема эффективного выбора. | 01.12-06.12.2014 |
|
| |
14. | Три главных экономических вопроса – что производить? Как производить? Для кого производить? | 08.12-13.12.2014 |
|
| |
15. | Типы экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная. | 15.12 — 20.12.2014 |
|
| |
16. | Контрольный тест № 3 | 12.01.-17.01.2015 |
|
| |
Тема 5. Спрос. (всего 5 часов на ее изучение) |
| 08.12-13.12.2014 | |||
17. | Спрос. Функция спроса. Детерминанты спроса. Воздействие цены товара на объем индивидуального спроса. Кривая спроса. Отрицательный наклон кривой спроса. | 18.01-24.01.2015 |
|
| |
18. | Деловая игра «Маркет — гейм» | 26.01-31.01.2015 |
|
| |
19. | Воздействие изменения дохода на индивидуальный спрос на товары. Нормальные и инфериорные блага. | 02.02-07.02.2015 |
|
| |
20. | Дополняющие и замещающие блага (комплементы и субституты). Зависимость спроса на данное благо от цен на иные блага. | 09.02-14.02.2015 |
|
| |
21. | Контрольный тест № 4 | 16.02-21.02.2015 |
|
| |
Тема 6. Предложение. (всего 4 часа на ее изучение) |
| ||||
22. | Предложение. Функция предложения. Детерминанты предложения. | 23.02-28.02.2015 |
|
| |
23. | Воздействие цены товара на объем предложения. Кривая предложения. Положительный наклон кривой предложения. | 02.03-07.03.2015 |
|
| |
24. | Деловая игра «Маркет — гейм» | 09.03-14.03.2015 |
|
| |
25. | Контрольный тест № 5 | 16.03-21.03.2015 |
|
| |
Тема 7. Рыночное равновесие. (всего 9 часов на ее изучение) |
| ||||
26. | Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. | 23.03-28.03.2015 |
|
| |
27. | Условия рынка совершенной конкуренции. | 29.03-04.04.2015 |
|
| |
28. | Деловая игра «Маркет — гейм» | 06.04-11.04.2015 |
|
| |
29. | Реакция рынка на изменение спроса | 13.04-18.04.2015 |
|
| |
30. | Реакция рынка на изменение предложения | 20.04-25.04.2015 |
|
| |
31. | Реакция рынка на одновременное изменение спроса и предложения | 27.04-02.05.2015 |
|
| |
32. | Деловая игра «Экополия» | 04.05-09.05.2015 |
|
| |
33. | Контрольный тест № 6 | 11.05-16.05.2015 |
|
| |
34. | Повторение пройденного | 18.05-23.05.2015 |
|
| |
| ИТОГО: 34 часа |
|
Учитель экономики Евкина Н.И.
«Согласовано»
Руководитель ГМО учителей экономики
________________________
«_____»__________2014 г.
«Согласовано»
Руководитель Методического Совета
школы__________________________
«_____»__________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________________________
«________»__________________2014 г.