Элективный курс «Родной край — Хакасия»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Фыркальская средняя общеобразовательная школа № 13









Программа элективного курса





«Родной край – Хакасия»





















Автор: Котюшева Наталья Валерьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Фыркальская СОШ №13

с. Фыркал Ширинского района

Республики Хакасия



с. Фыркал

2014



Пояснительная записка


Программа элективного курса «Родной край — Хакасия» носит меж предметный интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии, экологии.

Программа связана с изучением природы, хозяйства, населения и экологии Хакасии. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между физико-географическим объектом природы и обществом.

Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате проектной и исследовательской деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи между изучаемыми географическими, биологическими, химическими, экологическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на территории Хакасии.


Цель:

Последовательная организация краеведческой работы по комплексному изучению Хакасии и формирование сознательного и бережного отношения к природе и истории родного края.

Задачи:



1. Развивать умение работать с разнообразными источниками информации;

2. Обучить приёмам постижения природных закономерностей;

3. Изучить имеющийся краеведческий материал;

4.Применять информационно-коммуникативные технологии;

5. Прививать навыки природоохранной и исследовательской деятельности;

6. Развивать познавательную и общественную активность учащихся;

7. Способствовать развитию творческих способностей личности ребенка.


Основные принципы программы

1. Принцип систематичности последовательности. При изучении материала усвоение проходит несколько этапов: восприятие – представление – понятие, т. е. от простого к сложному

2. Принцип устойчивости вариативности. К уже известной информации добавляется какая – то новая (вариативная).

3. Принцип наглядности. Данный принцип реализуется при участии в научно- исследовательской деятельности кружка, в ходе которой члены кружка наблюдают происходящие явления, описывают их, используют наглядные средства обучения (картины, фотографии и т. д.).

4. Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов. Предполагает рассмотрение вопроса изучения родного края на трех вышеперечисленных уровнях.

5. Принцип активности и деятельности в процессе изучения. Предполагает активную деятельность членов кружка при руководящей роли педагога при организации работы с научной, справочной литературой. Реализации этого принципа будет способствовать методы проблемно – поискового значения.

6. Принцип развития личности. Реализуется в процессе научно – исследовательской деятельности на занятиях кружка, т. е. дети учатся владеть методами сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, что способствует развитию логического мышления и творческих способностей.

Свежие документы:  разработка урока "Праздники и календари"

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

8. Принцип связи с жизнью. Данная программа содержит информацию, которая способствует познанию своего родного края.

Критерии отбора материала

1. Критерий практической значимости.

2. Критерий соответствия содержания программы и имеющейся учебно — методической базы.

Возраст, на который рассчитана программа

Школьники основной общеобразовательной школы, с 5 по 8 класс (10 – 15 лет).

Объём программы в часах и продолжительность курса:

Программа рассчитана на 1 год обучения, по одному часу в неделю, 35 часов за год.
Формы проведения занятий

1. Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с ознакомлением с основными положениями.

2. Практические занятия.

3. Игровая форма (КВН, викторина)

4. Экскурсия.

5. Конференция.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы работы

1. Репродуктивный метод – выполнение действий по алгоритму;

2. Частично- поисковый метод, члены кружка осуществляют поиск решения проблемы, а педагог задаёт гипотезу, ставит задачу;

3. Индуктивный метод (от частного к общим положениям, явлениям);

4. Дедуктивный метод (от общего к частным фактам);

5. Метод учебного анализа, синтеза, аналогии, выявления причинно- следственных связей;

6. Картографический метод.

Ожидаемые результаты:

  1. Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности;

2. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность и проектную деятельность;

3. Проведение наблюдений и фиксирование их;

4. Участие в различных (по уровню ) исследовательских проектах;

5. Творческие работы членов кружка;

6. Решение экологических задач, тестирование.



Содержание программы


Основные модули программы


Теоретический блок


Практический блок


Коммуникативный блок


Исторические и

Культурные особенности республики Хакасия


11 часов


Археологическое наследие края.

Первые поселения. История их возникновения.

История родной деревни.

Хакасия в годы Гражданской войны.

Хакасия в годы ВОВ. Имена героев.

Лучшие люди района.

Топонимия родного края


Проектные работы: «Моя малая Родина», «Их именем названы улицы»

Обновление стенда «Деревенька моя»

Проект «Герои живут рядом».

«Дети войны»


Экскурсия в районный краеведческий музей.

Беседа: «Личностный смысл изучения своего края»


Физико – географические особенности природы Хакасии

18 часов


Физико – географические особенности положения Хакасии, района, села.

Геологическое строение и рельеф.


Климат. Времена года.

Особенности климата Хакасии.


Внутренние воды. Реки.

Озера. Болота.


Почвенный покров.


Флора и фауна края.

Редкие виды флоры и фауны. Лекарственные растения.


Создание картосхем (озера, болота, водопровода и т.д.) Творческие работы: «Минеральные ресурсы края»

Составление розы ветров для района проживания.

Составление графиков годового хода температуры.

«Комплексное исследование объектов гидросферы: озеро Шира, Беле, Тус, река Енисей»

«Характерные типы почв нашей местности»

Составление схемы взаимодействия и взаимосвязи флоры и фауны степей»



Викторина «Народные приметы о погоде»


Лекция

«Вода, которую мы пьём»


КВН

«Познай свой край»


Экология родного края

6 часов


Экологическое состояние местности

. Экологические проблемы и пути их решения.


Мониторинг экологического состояния ближайшей местности


Экологические сказки


Экскурсия

«Экологическая тропа»

Итоговая конференция













Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год



пп


Раздел. Тема.


Количество

часов


Дата


1


1.1

1.2.

1.3.


1.4.


1.5.


1.6.

1.7.


Исторические и

культурные особенности края

Беседа: «Личностный смысл изучения своего края»

Археологическое наследие края.

Первые поселения. История их возникновения. История родной деревни.

Хакасия в годы Гражданской войны.

Хакасия в годы ВОВ.

Лучшие люди района.

Топонимия родного края


11


1

1

2


1

2


2

2



2


2.1.


2.2.

2.3.


2.4


2.5.


2.6.


3.

3.1.


3.2.


3.3.

3.4.

3.5.


Физико – географические особенности природы Хакасии

Физико – географические особенности положения Хакасии, района, села.
Геологическое строение и рельеф.

Климат. Времена года.

Особенности климата родного края. Викторина «Народные(хакасские, русские) приметы о погоде»

Внутренние воды. Реки.

Озера. Реки. Лекция.

«Вода, которую мы пьём»

Почвенный покров. Характерные типы почв нашей местности.

Флора и фауна края.

Редкие виды флоры и фауны. Лекарственные растения. КВН «Зеленая аптека»

«Познай свой край»

Экология родного края

Экологическое состояние ПК местности.

Мониторинг экологического состояния ближайших ПК.

Экологические сказки

Экскурсия «Экологическая тропа»

Итоговая конференция Экологические проблемы и пути их решения.


18


1


2


5


4


2


4


5

1


1


1

1

1




































Список использованной литературы:

1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996;

2. История Хакасии с Древнейших времён до 1917 года/ редактор Л.Р. Кызласов – Абакан, 1993;

3. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан, 1995;

4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М., «Логос», 2001;

5. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. Пособие. – Абакан, 1993.





Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 8 класса «Я в мире толерантности»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: