ифференциация экологического образования на уроках географии и во внеурочное время


Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области.







Дифференциация экологического образования на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к изучению предмета.

.


Сущенко Любовь Павловна, учитель географии муниципального общеобразовательного

учреждения «Дубовская

средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением

отдельных предметов Белгородского района

Белгородской области»


Белгород





Содержание:


Информация об опыте…………2


Технология опыта……………9


Результативность опыта………20


Библиографический список……23


Приложение к опыту …………..24
















Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Экологическое образование является важнейшей социально-педагогической проблемой.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С повышением качества экологического образования учащихся связано ожидание обществом стабильности, развития толерантности и согласия в мире, целостное восприятия школьниками окружающего мира; воспитание нравственной, гражданской позиции.

В реальной жизни приходилось сталкиваться с низким уровнем экологического образования. Поэтому в своей практике преподавания искала пути его совершенствования. Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы. Опыт продолжал дорабатываться непосредственно в средней школе с углубленным изучением отдельных предметов.

Это общеобразовательное учреждение с пятидесятилетней историей и богатой материально-технической базой. За эти годы учителями накоплен богатый опыт, сложились определённые традиции, самой главной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных

путей организации учебно-воспитательного процесса. Учащиеся данной школы имеют возможность заниматься углубленным изучением отдельных предметов: русский язык, иностранные языки, история, обществознание.

В школе обучаются более шестисот учащихся, она неоднократно становилась победителем областного конкурса «Школа года», является социокультурным центром посёлка, на территории которого находится памятник природы — 375 дуб, благоустроена заповедная лесопарковая зона.

В свое педагогическое исследование я включила учащихся 6-х — 11-х классов. Это обычные классы основной школы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы. Учащиеся указанных классов с высоким интеллектуальным фоном (60 — 75%) работоспособны, активны, умеют мыслить логически, работать самостоятельно, проводить исследовательскую работу.

25- 40 % учащихся характеризуются средним и низким интеллектуальным фоном, слабыми навыками самостоятельной работы, посредственными знаниями, могут приобретать их по образцу.

В 2005 и 2008 годах, используя методику структурно-динамической диагностики отношения учащихся к охраняемым природным территориям, которая относится к методикам психологической диагностики отношения к природе, провела анкетирование. Методика состоит из пунктов, каждый из которых построен на взаимоисключающих утверждений. Например,

А- Меня раздражают всякие запреты, установленные в заповедниках.

Б — Мне нравится, что в заповедниках установлен строгий режим охраны природы

Выяснялись следующие отношения к заповеднику:

— Эмоционально-положительное,

— Эмоционально- отрицательное,

— Познавательный интерес,

— Природоохранная активность.

Сравнив результаты, можно сказать, ситуация меняется в лучшую сторону. Ребята ещё не закоснели, не стали циниками. Противоречат, отвергают и прислушиваются, и рассуждают со мной, верят мне (Приложение 1)

Таким образом, в школе есть все условия заинтересовать ребят, повысить их мотивацию экологического образования и, соответственно, принести положительный результат

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Общие условия развития человечества ХХI века характеризуются глубиной, масштабностью и, вместе с тем, кризисным состоянием, постоянно существующей опасностью проявиться с сокрушительной силой. Осознаваемая опасность, ее постоянно возрастающие потоки пронизывают всю жизнь общества, каждого человека. Наряду с этим, в моей

педагогической практике возникло противоречие между большим объёмом информации, которую несёт общество и слабыми навыками учащихся ориентироваться в информационном пространстве, неумелом использовании различных источников информации для решения учебных задач, проблемных экологических ситуаций. Решение этой проблемы я реализую через тему своего опыта « Дифференциация экологического

образования на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к изучению предмета»

Сущность опыта заключается в развитии мышления школьников, повышения интереса к предмету путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности индивидуальных способностей учащихся. В свою систему как педагог включаю работы таких технологий как: технология проектной

деятельности, модульного обучения, коммуникативно-диалоговая деятельность, технология критического мышления, делаю аспект на развитие мышления и психических процессов

По моему мнению, одним из приоритетных направлений современной школы является усиление развивающей функции всего учебного процесса дальнейшее обновление содержания форм и методов обучения в соответствии с целями и задачами модернизации Российского образования. Средством реализации этих направлений считаю использование в учебном процессе технологии развивающего обучения создающей условия для осуществления:

— связи с современностью,

— проблемно – поисковой постановки задач, требующей не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности,

— направляющей и организующей функции учителя,

— систематического контроля за развитием умений и навыков самостоятельной работы учащихся путём устных и письменных дифференцированных заданий.

Стараюсь использовать в учебном процессе технологию развивающего обучения в синтезе с активными методами, способствующими формированию у школьников познавательного интереса к приобретению экологических знаний

Ведущая педагогическая идея.

Приоритетное направление в моей работе — идея личностно ориентированного подхода (И.С Якиманская, Л.С Выготский), целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявление и активное использование его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. В этом заключается основа моих педагогических взглядов. Эта идея, обуславливает и принципы педагогической деятельности, применяемые в работе.

  1. Опора на субъективный опыт учащихся, который используется в выборе форм обучения.

  2. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике знаний, умений и навыков.

  3. Индивидуализация и дифференциация обучения, направленная на индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.

  4. Системность обучения, предполагающая соблюдения взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и

оценивания результатов, создание целостности геоэкологических знаний.

5.Совместная работа учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процессов и результатов обучения.

6 Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

Система моей работы состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика уровня учебной мотивации учащихся с целью определения того, что побуждает ученика учиться.

2. создание психолого-педагогических и организационно педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации при изучении географии средствами разнообразных педагогических технологий.

  1. планирование учебного процесса с учетом развития мотивации через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока.

  2. Оценка и анализ эффективности работы по использованию новых педагогических технологий с целью повышения мотивов к обучению геоэкологии на основе данных и выводов о результативности.

Длительность работы над опытом — пять лет — с 2003 по 2009 год, но элементы дифференциации экологического образования использовала всегда

Диапазон опыта очень широк. Это развивающие ситуации на различных этапах урока, система «урок – внеклассная работа», «урок – внешкольная работа» посредством применения технологии развивающего обучения

Теоретическая база опыта.

Обозначенное исследование опирается на ведущие методологические основы развивающего обучения, на психологические и педагогические теории развития индивидуальных и личностных качеств, формирования мировоззрения школьников, концепцию целостного педагогического процесса (научное обоснование М.А.Данилова, В.В. Краевского, В.И. Ильина).

Развитие педагогической практики в области методов обучения связано с именами таких выдающихся педагогов, как Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков,Д.Б Эльконин, В.В. Давыдов, где особый упор делается на принципы развивающего обучения. Учащиеся получают знания в ходе поиска, проявляя интерес к получению информации.

Отбирая содержание учебного материала по географии, особое внимание уделяю мотивации обучения, умению самостоятельно работать,

обращаюсь к трудам таких ученых педагогов, как В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский. Развивающий характер обучения и выдвижение на первый план ученика – именно это лежит в основе научных трудов В.В. Давыдова, М.И. Махмутова, Д.Э Эльконина. Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих трудах обосновал необходимость концепции развивающего обучения .

Разработанные методики ТРИЗ-педагогики позволяют учащимся изобретать, самореализовываться в творчестве.. Среди ТРИЗ-педагогов выделяю таких, как И.Л. Викентьев, А.А Гин, А.В Козлов, Г.С. Альтшуллер, А.Л. Камин.

Новизна опыта

Новизна опыта проявляется в отборе содержания географического образования, а также в выборе форм и методов уровневого обучения с ярко выраженной экологической направленностью.

Повышение интереса к предмету способствует более сознательному усвоению общегеографических знаний, умений, навыков и конкретных законов взаимодействия человека с окружающей средой, взаимодействия живой и неживой природы на Земле, что позволит в дальнейшем правильно использовать это на практике.

Новизна опыта заключается и в переосмыслении учителем своего педагогического опыта направленного на подготовку подрастающих поколений к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности, формирование их социально-экологической культуры.

Доступность Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ.

Технология опыта.



«Спаси себя, человече!

Сыне родимый, спаси!

Чтоб реки текли, а не речи

По нашей великой Земле».

Уже давно пора ответить на вопрос, как сберечь нашу планету и как разработать безотказный механизм охраны естественных и жестко связанных с ними культурных ценностей, оградить природу от отрицательного воздействия на нее человека, а его — от негативных влияний природы. Я убеждена, что сберечь природу и одновременно культуру можно, выкладывая тот нравственный и интеллектуальный потенциал, который еще имеется в наших школах.

Возникает вопрос обновления методов и форм организации обучения, внедрения новых педагогических технологий.

Я считаю, что экологическое образование, являясь организационным элементом системы общего образования, должно коррелировать с главным направлением развития, в том числе и в направлении дифференцированного обучения. Выделяю цели образования с 3-х позиций.

— С социальной точки зрения дифференциация в экологическом образовании на достижение двух целей: общекультурной — повышение экологической грамотности всех выпускников общеобразовательной школы; практической — профориентация части старшеклассников на экологические профессии.

Достижение этих целей предполагает не только формирование определенной суммы знаний и умений, Но и развитие определённой ценностной ориентации, активной, жизненной творческой позиции


личности, способной грамотно включаться в социальную борьбу за предотвращение или устранения экологических нарушений в окружающей среде.

— С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации — реализация индивидуального подхода к личности ученика. По сути, речь идет о создании оптимальных условий для определения и развития способностей ребенка к восприятию экологических проблем. Осуществления индивидуального подхода к становлению и развитию у школьника ответственного отношения к окружающей среде предлагаю решение двух задач. Одна – достижение более качественных планируемых результатов общего географического образования, экологического в

частности. Другая – воспитание личности, имеющей свои собственные экологические убеждения и способной активно отстаивать их в любой сфере жизни и деятельности.

С дидактической точки зрения цель дифференциации — решение назревшей проблемы общего экологического образования путем уровневого и вариативного включения его элементов в новую структуру содержания школьного образования.

В своей практике обучения использую внутреннюю и внешнюю дифференциацию, нацеленные на решение двух основных задач. Одна из них традиционная — достижение базового уровня экологической образованности путем организации деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. При этом разрабатываю дифференцированные учебные задания, которые подбираю адекватно возможностям данного ученика (или нескольких учеников) с учетом видов деятельности. (Приложение 4)

В основе внешней дифференциации из одной параллели организованы относительно стабильные классы, образуемые с учетом интересов, способностей и достигнутых успехов учащихся. В разных классах


(общеобразовательный, с углубленным изучением отдельных предметов, профильный) содержание образования и предъявляемые к школьнику требования различны. Однако базовый уровень достигается всеми учащимися независимо от избранного профиля. Иными словами, дети получают право, обучаясь по одной программе, усвоить ее на разных уровнях планируемых результатов, но не ниже базисного геоэкологического образования. Я, как и многие учителя, составляю уровневые задания, причем один и тот же вопрос усложняю на разных уровнях. Поэтому, получив задание, ученик сам решает, на какие вопросы он может ответить, в зависимости от качества усвоенных им знаний. (Приложение 3)

Задания I уровня отвечают на вопросы «Что?» и «Где?». Они рассчитаны в основном на запоминание и требуют умения работы с географической картой.

Задания II уровня предусматривают ответы на вопросы «Как?», «Какой?», «Что характерно?». Они требуют умения выделять существенные признаки объекта.

Задания III уровня требуют ответов на вопросы «Почему?», «Чем объяснить?». При ответах необходимо умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и геоэкологическими закономерностями.

Так при изучении темы «Климат России» в 8 классе предлагаю задания:

I уровень

1.Перечислите опасные явления погоды, связанные

с климатом.

II уровень

2.Каковы основные особенности, проблемы и взаимоотношения

климата и человека?


III уровень

1.Какое явление, связанное с климатом, называют « парниковым эффектом?» Отчего оно возникло? Какие изменения в природе оно может вызвать? Составь цепочку причинно-следственных связей этого явления.

Темы « Внутренние воды России»


1.Какое хозяйственное значение имеют реки? I уровень

2.Каковы причины загрязнения рек? II уровень

3.Как решаются проблемы охраны вод от загрязнения?

Какие из них, на твой взгляд, наиболее эффективны? III уровень




1.Какие факторы способствуют загрязнению вод суши? I уровень

2. Как решается проблема охраны внутренних вод в России? II уровень

3.Какие искусственные сооружения строятся для более рационального-

использования вод суши? Какие экологические проблемы

возникают в связи с их строительством?

Приведи свои собственные пути решения проблемы. III уровень


Через весь курс географии рассматривается основное противоречие во взаимоотношении человека (общества) и природы с одной стороны, а с

другой стороны — все более тесная связь человека с природой, который вовлекает в свою жизнедеятельность все больший круг веществ и видов энергии

Изучение этого противоречия осуществляю и путем решения экологических задач в уровневых группах. Так в группе А, школьники достигли общего и продвинутого уровня работают на реконструктивном и вариативном типах учебной деятельности, воспроизводят способы получения фактов и воспроизведения способов получения способов (мыслительных операций), основными типами ориентации являются локальные признаки, инсайд (чувство озарении, вдохновения).

В группе В школьники достигли минимального уровня в изучении предмета работают на воспроизводящем типе учебной деятельности, основным типом ориентации являются случайные признаки: узнавание,

припоминание. Уроки в уровневых группах на одну и ту же тему могут отличаться по форме, структуре, методам работы. Приведу несколько примеров из опыта своей работы.

Так в группе предлагаю вопросы, требующие знания фактического материала и умения его воспроизводить:

(задание на I уровень )

1.Что такое среда обитания?

2.Приведите примеры влияния живых организмов на окружающую среду.

( задание на II уровень )

  1. Объясните, как связан жизненный цикл стрекозы с водной и наземной средой обитания?

  2. Выявите черты приспособления к жизни в почве у крота и дождевого червя.

В группе А задания рассчитаны на творческий подход применения знаний.

( задание на III уровень)

  1. Своеобразие условий водной среды способствовали появлению у растений и животных особенностей во внешнем и внутреннем

строении, протекании процессов жизнедеятельности, развития. Выявите их и дайте объяснение.

  1. Выход живых организмов на сушу потребовал таких приспособлений (эволюционных скачков), которые оказались возможными только на новом морфофизиологическом уровне организации существ.

Выявите адаптации первых обитателей суши. Докажите на конкретных примерах.

Но в группе Б учащиеся тоже могут выбрать задания на «4», «5», если сумеют их аргументировать.

Часто использую для повышении мотивации к изучению предмета решение уровневых задач. Приведу некоторые из них.

I уровень

— Определите, какое количество газов СО и оксидов азота от 1000 автомобилей поступает в атмосферу, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединений свинца, серы и других загрязняющих веществ.

II уровень

— В мире производится более 1300 тыс. тонн озоноразрушающих веществ. На долю России из этого количества приходится около 10 %, США-35%. С 1.01.1998г вступил в силу Монреальский договор по сокращению с 1999 г производство фреонов в мире на 50%. Определите предполагаемый выпуск озоноразрушающих веществ и раскройте значение озонового экрана для обитателей Земли.

III уровень

— Постройте логическую цепочку причинноследственных связей парникового эффекта Земли, кислотных дождей, разрушения озонового слоя.

Тестовый контроль ЗУН учащихся позволяет очень быстро и объективно определять уровень усвоения той или иной темы. В группе А использую экспресс тесты:

— Процесс возвращения плодородия на отвалах пустой породы, восстановление почвенного покрова на месте заброшенных карьеров называют:

А) репарацией земель

Б) рекультивацией земель

В) демутацией земель

Г) реинкарнацией земель

— К наиболее опасным загрязнителями относят такие, как:

А) кирпичные и цементные

Б) нефтехимические и целлюлозно-бумажные

В) керамические и фарфоровые

Г) столярные и слесарные

— Для составления еловых лесов после сплошной вырубки требуется не менее:

А) 2-5 лет

Б) 10-15 лет

В) 100-110 лет

Г) 300-400 лет

— Наиболее чувствительны и уязвимы к воздействию на них человека экосистемы, природно-климатических поясов:

А) на континентах в умеренных широтах

Б) севернее пояса тайги и южнее степей

В) в экваториях умеренных широт

Г) только на экваторе

В группе Б большой интерес вызывает тестирование с последующей самопроверкой

— 1. Пестициды, применяемые в сельском хозяйстве накапливаются не только в продуктах питания, но и …

а) подземных водах

б) телах почвенных бактерий

в) в корневой системе сорняков

г) приземном слое воздуха

— 2. Термин «биогеоценоз» впервые ввел в науку

а) В.И.Вернандский

б) В.Н. Сукачев

в) К.Либиус

г) В.В. Докучаев

Ответы для самопроверки 1- а)

2- 1)

В процессе работы особое внимание уделяю вопросам, проверяющим умения учащихся оценивать и прогнозировать изменения окружающей среды под воздействием человека, поскольку рассматривая отрицательное и положительное влияние деятельности человека на окружающую среду, учащиеся раскрывают причинно- следственные связи в природном комплексе, учатся, аргументировано рассуждать, отстаивать свое мнение. (Приложение 3)

Составляя простейшие прогнозы, учащиеся чувствуют себя исследователями, что позволяет им шире раскрывать свои творческие способности. Обсуждение таких вопросов, как правило, провожу в форме дискуссии,

Причем задания подбираю таким образом, что их можно использовать как для формирования, так и для проверки умений оценивать и

прогнозировать, а также позволяет подготовиться к практическим работам:

— В каких высказываниях верно оценивается значение Трансамозонской магистрали и последствия ее строительства?

1 Трансамозонская магистраль способствует улучшению связей между отдельными районами Бразилии.

2-Строительство Трансамозонской магистрали способствует быстрому

исчезновению лесов Амозонии с их уникальным животным и растительным миром.

3-Строительство Трансамозонской магистрали оправдывает ущерб, нанесенный природе материка, так как связывает Бразилию со странами Тихоокеанского побережья.

Для проведения урока в форме диспута по теме «Взаимодействие природы и общества» (7 класс) заранее сообщаю вопросы, что повышает интерес к предстоящему занятию, у учащихся имеется возможность поработать с различными источниками геоэкологической информации. Приведу несколько вопросов для примера:

-Если бы процесс опустынивания не затронул северную часть Африки, какие природные зоны господствовали бы в этой части материка?

-Если бы ученые не нашли средство борьбы с разрастанием кактуса опунции в Австралии, какие изменения могли бы наступить в органическом мире материка?

В учебной деятельности школьников большую роль играют эмоции, часто они побуждают ребят к активному участию в работе на уроке, увеличивают напряжение их сил, влияют на внимание. Поэтому очень важно создание положительного эмоционального фона на уроке. Для этой цели часто применяю загадки и стихотворения геоэкологического содержания:

***

Я люблю тебя, большое время.

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.


Ты береги нас!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»



Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»


Задания в уровневых группах использую разной сложности, часто предлагаю творческие задания с изображением проблемы в рисунке, музыке.

(Приложение 5)

Развивать умения и навыки, творческую активность учащихся следует не только во время урока. Большое значение я придаю геоэкологическому прогнозированию во внеклассной работе. Оно позволяет вызвать интерес к предмету еще, до начала его выполнения. Учащийся, выбравшей защиту проекта, должен понимать, что эта работа требует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования, правильно их оценивать, научиться сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуется умение выстраивать графики, таблицы, диаграммы, картосхемы, уметь фотографировать, работать с компьютером. Поэтому этот вид работы чаще всего выбирают школьники А группы. (Приложение 6 )

В геологическом прогнозировании использую методику, предложенную В.Б Сочовой, согласно которой проект состоит из 3-х блоков:

— природно-ландшафтный. (в этом блоке учащиеся рассматривают антропогенные изменения конкретной геосистемы своей местности).

— социально-экономический. ( антропогенную нагрузку на ландшафт учащиеся оценивают по видам использования земель и характеру заселения).

— блок экологических проблем и ситуаций (он включает в себя, прежде всего, прогноз учащихся социально-экономических последствий изменения среды). Он учитывает в первую очередь состояние здоровья населения, миграцию населения из-за экологической обстановки и т.д. Я считаю, что географическое краеведение приобретает в современный период особую актуальность, оно не только повышает мотивацию к обучению по географии, но и, пожалуй, решает самую важную задачу, ради которой я все годы работы занималась этой проблемой – формирует экологическую культуру личности как основы устойчивого развития общества.

Результативность опыта


Применяя описанные методы и технологии, я добилась того, что данные уроки имеют стабильные результаты. Темп деятельности учащихся высок, ребята заинтересованы в активной работе на уроке с первой до последней минуты. Работая на протяжении 5 лет над темой, получила следующие результаты:

— у учащихся вырос интерес к изучению разделов геоэкологии в географии (Приложение 1)

— сформировано умение самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию

— строится прочная база теоретических знаний и практических умений учащихся.

— растете число «хорошистов» и «отличников» (Приложение 2)

— развивается память учащихся

— увеличивается число увлеченных ребят, которые выполняют творческие домашние задания, геоэкологические проекты (Приложение 7)

— у школьников формируется экологическая культура личности как основы устойчивого развития общества

Итогом своей работы считаю следующие результаты: Чепелев Олег, неоднократный победитель районных олимпиад по экологии, в свои 26 лет – кандидат географических наук, начальник отдела геоинформатики Федерально — регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов, ассистент кафедры природопользования и земельного кадастра БелГУ.

Кожемякин Антон – занявший на районной олимпиаде II место, награждён дипломом областного экологического центра за творческий экологический проект.

2007-2008г

Балябин Владимир,

Практико-ориентированный проект-

«Геоэкологическое прогнозирование развития экосистемы лесопарковой зоны поселка Дубовое»,

районный юниорский конкурс «Подрост» (За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам) — 1 место в районе,

участие в 7 международной конференции «Особо охраняемые территории», заповедник «Белогорье», п Борисовка

2008 – 2009г

1 Тарасова С, Хорохорина Я,

Районный экологический конкурс «Подрост»- 1 место.

Учебно-исследовательская работа « Изучение роли рыжего лесного муравья в экосистеме смешанного леса»

2 Скрыпник О

Региональный этап Всероссийского форума «Зеленая планета»- 1 место Учебно-исследовательская работа «Биоиндекация загрязнения окружающей среды с помощью листьев»


Считаю опыт своей работы «Дифференциация экологического образования на уроках географии в целях повышения мотивации к предмету» перспективным, а современные технологии обучения актуальными в преподавании любого предмета.









Трудоемкость опыта.

Работая над темой своего опыта, я получаю большое профессиональное удовлетворение от выполнения любимого дела: соединение двух взаимосвязанных дисциплин географии и экологию в единую геоэкологию. Трудности, безусловно, есть и, прежде всего в том, что необходима большая подборка дополнительной информации из различных источников по экологии. Но интерес у учащихся так высок к этой проблеме, что в их портфолио всегда есть материал, который можно использовать при подготовке к урокам.

Во время геологического прогнозирования требуется большое количество времени для работы на местности, это тоже вызывает трудности, так как время у учащихся часто бывает ограниченным в силу подготовки к другим предметам. Но вместе с тем, все эти трудности преодолимы и оправданы тем, что мой опыт работы формирует экологическую культуру личности, как основы устойчивого развития общества.










Библиографический список

1 Бабанский Ю.К «Оптилизация учебно-воспитательного процесса» М., 1982 г

2 Выгодский Л.С «Педагогическая психология» М., 2001 г

3 Жильцова О.А «Обучающие технологии в естественнонаучном образовании школьников» М., 2002 г

4 Шамова Т.И, Давыденко Т.М, Шибанова Т.Н «Управление образовательными системами» М., 2002 г

5 Шилова В.С «Социально-экономическое образование школьников: теория и практика».

6 Петин А.Н «Экология Белгородской области» М., 2002 г

7 Суравегина И.Т «Экология учить» М., 2004 г

8 Медведева А.В «Уровневые задания при проверке знаний», журнал «География в школе» №3, 2004г


Свежие документы:  Таблицы тестов для оценки физической подготовки учащихся 1-4 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: