Интегрированный урок по географии и истории на тему «Индия» 10 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан











Интегрированный урок по географии и истории в 10 классе по теме: «Индия»











подготовила учитель географии

Мухарметова Наталья Владимировна

















г.Нурлат

2011




Цель урока:

Дать общие сведения о стране. Определить экономико-географическое положение страны, природные условия и ресурсы. Познакомить учащихся с населением Индии и развитием хозяйства. Дать общие сведения о традициях, культуре, обычаях народа Индии.

Формировать умения у учащихся работать с картой, атласами, в тетрадях, дополнительной литературой, готовить сообщения, выступать перед аудиторией.

Показать взаимосвязь предметов географии и истории по изучаемым вопросам данной темы.

Форма урока:

Интегрированный урок – лекция

Оборудование:

— политическая карта мира,

— атласы,

— таблицы, экспонаты.


ХОД УРОКА:

План:

  1. Экономико-географическое положение Индии

  2. Природные условия и ресурсы

  3. Население

  4. Хозяйство

  5. Культура, традиции, обычаи народа Индии, столица – город Дели

Учитель географии:

(На фоне индийской музыки звучат слова бывшего премьер-министра Индии–Индиры Ганди о своей родине из книги «Вечная Индия»).

«Индия представляет собой целый мир, слишком большой и разнообразный, чтобы его описать. Даже я, прожившая здесь всю жизнь, проехавшая тысячи миль, посетившая известные и труднодоступные места и встречавшаяся с миллионами индийцев, не могу сказать, что видела и познала всю эту необычайную страну или хотя бы часть её».

Индия-страна древней и самобытной культуры, внесшая огромный вклад в человеческую цивилизацию. Она одна из первых колониальных стран добилась независимости (1947год), бывшая колония Великобритании. По религиозному разногласию образовалось два суверенных государства–Индия и Пакистан.


  1. Экономико-географическое положение:

Территория по форме напоминает треугольник, страна расположена на полуострове Индостан, с севера отгороженный Гималаями. Морские границы играют ведущую роль в экономической жизни страны. Вдоль берегов Индии пролегает мировой торговый путь, связывающий страну с Востоком и Западом.

Итак, страна имеет выгодное экономико-географическое положение.


  1. Природные условия и ресурсы:

Индия – богатейшая страна мира в природном отношении. Недаром в колониальное время ее называли «жемчужиной британской короны». Здесь благоприятный климат, субтропический и тропический, это позволяет выращивать в стране по два-три урожая в год. Страна обеспечена внутренними водами, обширны земельные ресурсы. Запасы железной и марганцевой руды, титана, хромитов, циркония имеют мировое значение. Есть уголь, руды цветных металлов, золото, нефть.

Итак, Индия имеет богатый природно-ресурсный потенциал для развития внутренней экономики.


3. Население:

По численности населения Индия занимает 2 место в мире после Китая. Быстрый рост населения создает трудности для национальной экономики. В связи с этим правительство Индии проводит демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости. Индия – самая многонациональная страна в мире, здесь живет много народов: бихарцы, хиндустанцы, бенгальцы и другие. Разнообразен и религиозный состав.

— Сообщения учащихся о религиях, исповедуемых в Индии.

Учитель истории:

Один из важнейших догматов индуизма- деление общества на касты, которые, несмотря на официальную отмену, сохраняются, особенно в деревнях. Принадлежность к определенной касте определяет всё поведение человека от рождения до смерти. Наряду с этим сложный этнический и религиозный состав населения нередко приводит к обострению межнациональных и кастовых противоречий, к возникновению сепаратистских движений. Например, Джамму и Кашмир — единственный штат Индии, где преобладают мусульмане, выступающие за отделение штата от Индии и присоединение его к Пакистану. Территориальный спор из-за этого штата длится уже долгое время. Чтобы предотвратить такое отделение, индийское правительство было вынуждено ввести в штат Джамму и Кашмир войска.

Учитель географии:

Плотность населения по территории Индии разная, в предгорьях Гималай – 2-4 человека на кв.км., а на Индо-Гангской низменности до 500 человек на км.кв. Индия – слабоурбанизированная страна, в городах живет до 30% населения страны. Крупные города расположены в основном на морском побережье – Мадрас, Калькутта, Бомбей и др. В стране много безработных, значительная часть населения живет за чертой бедности.

Итак, Индия – многонациональная страна, с большой численностью населения, исповедует разные религии, имеет большие социальные проблемы.


  1. Хозяйство:

Учитель истории:

В середине 19 века система управления Индией, созданная англичанами, была подчинена извлечению из этой колонии максимальной прибыли. Учитывались возраставшие потребности промышленности метрополии в рынках сбыта товаров и сырья. Важнейшим источником доходов колониальных властей были их монополии на соль, опиум, а также земельный налог. Беспошлинный ввоз британских товаров в Индию препятствовал созданию отечественной промышленности и разорял местных ремесленников. С предоставлением Индии независимости предстояло решать в стране сложные задачи модернизации в хозяйстве. Бывшая собственность колониальных властей стала базой государственного сектора экономики. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Вводилась система пятилетних планов. Индия использовала техническую помощь СССР — в частности, для создания металлургической промышленности. Государственные инвестиции направлялись в перспективные секторы экономики.

Учитель географии:

В настоящее время Индия — один из лидеров стран третьего мира. Основной отраслью экономики является сельское хозяйство. Индия – крупнейший в мире производитель чая, арахиса, хлопка. табака, специй, пшеницы, риса. В Индии насчитывается огромное количество крупного рогатого скота, но корова здесь священное животное, употреблять в пищу его мясо запрещает религия.

Еще не так давно промышленность Индии характеризовалась развитием отраслей легкой промышленности. Теперь выделяются отрасли тяжелой промышленности.

Учащимся предлагается заполнить таблицу в тетради «Главные отрасли производства Индии», основные графы:

— отрасли производства,

— используемое сырье,

— основные центры производства (Работа по картам атласа).

Индия экспортирует драгоценные камни, ювелирные изделия, машины, одежду, кожу, ткани, чай, железные руды и др.

Итак, за годы независимости Индия достигла больших успехов в социально-экономическом развитии, ее многоотраслевая промышленность (особенно тяжелая) отличается быстрыми темпами роста, однако основой экономики остается сельское хозяйство.


  1. Заслушивание сообщений учащихся о культуре, традициях, обычаях народов Индии; о столице Индии – городе Дели.

Индия – страна-музей под открытым небом, много как современных, так и древних храмов. Одним из самых известных храмов в Индии является Тадж-Махал.

Наше путешествие по Индии подошло к концу, спасибо всем за активное участие на нашем уроке.










Список используемой литературы:


  1. Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. Экономическая и социальная география мира, 10 класс,

М., Просвещение, 2004.

2. В.П.Максаковский, Экономическая и социальная география мира, 10 класс,

М., Просвещение, 2009.

3. Г.Н.Элькин. Экономическая и социальная география мира, 10 класс (методическое

пособие, Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.

4. Н.В.Загладин. Всеобщая история, 10 класс, М., «Русское слово», 2009.

5.В.И.Бородулин, А.П.Горкин. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., научное изд. «Большая Российская энциклопедия», 2007.

6.Л.С.Ванян. Страны и народы мира. Азия. М., «Мир книги», 2008.

Свежие документы:  Конспект урока «Космические тайны»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: