Исследовательская работа «Не забыть мне тебя, пионерия!» 7 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградская область





Исследовательская работа по краеведению в 7 классе



НЕ ЗАБЫТЬ МНЕ ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ



Работу выполнила

Зотова Людмила Викторовна

учитель начальных классов


















г. Фролово


Цель познакомиться с историей зарождения и становления пионерского движения в средней школе №3 имени А.С.Макаренко.





Задачи:

1.Организовать поиск людей, работавших пионерскими вожатыми

в нашей школе.

2.Встретиться с бывшими старшими пионерскими вожатыми, взять

у них интервью — воспоминания.

3.Собрать иллюстративный материал для пополнения школьного музея.
























Оглавление



Введение …………………………………………………………4

Глава 1. Создание пионерской дружины в школе………………4 — 5

Глава 2. Формы работы в пионерской дружине ………………5 — 6

Глава 3. Военно – патриотические мероприятия пионеров….6 -7

Глава 4. Работа по маршрутам марша «Сияйте, ленинские

звезды»…………………………………………………7 — 9

Глава 5. Пионеры на марше «Имя Ленина в сердце каждом,

верность партии делом докажем»……………………..9 -13

Глава 6. «За Родину, добро и справедливость»…………………13 — 14

Заключение ………………………………………………………14

Список использованных источников и литературы …………..15






















Введение

Этот учебный год юбилейный. 19 мая 2012 года исполнится 90 лет со дня рождения Пионерии.

Озорная, веселая, смелая…

Как твой образ иначе лепить?

Дорогая моя, Пионерия!

Не забыть тебя, не разлюбить!

В своей исследовательской работе я использовала материал из архива школьного музея, где сохранились дневники пионерской дружины имени Героя – пионера Лени Голикова, дневники отрядов, в которых отражена вся жизнь и деятельность пионеров моей школы.

Глава 1. Создание пионерской дружины в школе

В 1954 году при семилетней Газопроводской школе была создана пионерская дружина имени Героя Великой Отечественной войны Лени Голикова. В нее входило 6 отрядов. Пионеры для своего отряда выбирали имя. Изучали биографию героя, завязывали переписку с его родственниками. Перед ребятами представал образ юного, но уже легендарного пионера – героя.

Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
    Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
    Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
    Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…
    2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Глава 2. Формы работы в пионерской дружине

Из воспоминаний Шевеловой (Деточенко) Валентины Тимофеевны.

Первым председателем совета дружины была ученица седьмого класса Надя Алехина, добросовестная, ответственная. Как ни странно ей беспрекословно подчинялись все, даже самые – самые. А первой старшей пионерской вожатой работала Деточенко (Шевелова) Валентина Тимофеевна

На заседании совета дружины приглашала директора школы Тернового Петра Дмитриевича. Он был очень занятой человек, но всегда принимал участие в заседаниях, а если не мог, поручал завучу Долгову Алесандру Ионовичу. Они подбрасывали в пионерскую работу изюминку, она подхватывалась детьми: «Спасибо, как же сами не догадались». С их подачи выращивали в классах на подоконниках в горшочках рассаду для колхоза имени Сталина. По молодому саду сеяли арбузы и дыни. Здесь трудились бригады бахчеводов. Урожай реализовывался школьниками — продавцами. А на хозяйственном дворе стояли клетки с кроликами. Бригада кролиководов (это были мальчики) по графику трудились все лето: животных надо кормить, чистить клетки, лечить.

Зато в сентябре устраивали сельскохозяйственную выставку со своего пришкольного участка, из дома ничего не приносили. В школьном зале накрывали столы с угощением для всех, и ничего покупного, все свое, кроме масла: и тушеная крольчатина с фасолью, и арбузы, и дыни, и овощи. Все это готовили девочки с родительским комитетом. Только и слышалось: «Добавки можно?»

Осенью 1964 года был объ­явлен Всесоюзный Ленинский смотр пионерских дружин «Сияйте, ленинские звезды!». Это была первая всеобщая и достаточно раз­носторонняя акция, содержавшая идею дви­жения пионерских коллективов к избранной цели. В день традиционной радиолинейки, 2 октября, обращенная к каждому юному ле­нинцу и ко всем пионерам вместе прозвучала команда: «Пионерия Страны Советов! На старт Всесоюзного Ленинского смотра — ста­новись! В путь, славная пионерия! Имени Ле­нина, с Лениным в сердце! Новые формы в работе пионерских отрядов появляются с приходом новой пионерской вожатой Жуковой Веры Александровны. Она смогла организовать между пионерскими отрядами и звеньями социалистическое соревнование, где учитывалось участие пионеров в трудовых десантах по сбору металлолома и макулатуры, в озеленении города, в художественной самодеятельности, в спорте. Пионеры вносили свой вклад в создание школьной библиотеки. На заработанные деньги покупали книги.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые" 7 класс

Жукова В.А. создавала группы по интересам, которые работали в теплице, на пришкольном участке, в ЗПД. Она занималась с вокальной и танцевальной группами.

Глава 3. Военно – патриотические мероприятия пионеров

Из воспоминаний Жуковой (Коршуновой) Веры Александровны, которая работала старшей пионерской вожатой с 3 февраля по 10 октября 1968г.

В дружине имени героя пионера Лени Голикова проводилась большая тимуровская работа в зоне пионерского действия, а также в микрорайоне школы (помогали престарелым копать огород, сажать картофель, белить деревья, пилили дрова, носили песок, убирали мусор и выполняли другую посильную детям работу. Места работы в зоне пионерского действия отмечали на стенде маленькими флажками. У кого флажков в отряде было больше, тот был лидером соревнования.

Очень интересно велась работа в КИДе (Клуб интернациональной дружбы), пионеры дружины переписывались с детьми из ЧССР, Польши, ГДР, Монголии, Румынии, Болгарии. Обменивались галстуками детских организаций, значками, подарками – сувенирами.

Было организовано соревнование между пионерскими дружинами города по сбору металлолома и макулатуры. На вырученные деньги дети ездили на экскурсии в Москву, Волгоград, Одессу, Киев.

Проводилась большая военно–патриотическая работа в школе: Это встречи с ветеранами войны из ЗПД и другими, к празднику – Дню Победы крепились звездочки на входных дверях домов ветеранов, сделанные детьми на уроках труда в мастерской школы.

Гордостью школы были два стенда с фотографиями маршалов СССР, их личными подписями и автобиографическими данными: Г.К.Жукова, И.С.Конева, Л.А.Говорова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, А.И.Еременко, Н.Ф. Ватутина и многих других. Около этих стендов проводились беседы, изучались воспоминания о жизни и деятельности великих людей.

Глава 4. Работа по маршрутам марша «Сияйте, ленинские звезды»

Наибольший размах в работе пионерской организации произошел с приходом новой пионерской вожатой Куриной (Колесниковой) Татьяны Викторовны. Она выпускница нашей школы. Татьяна Викторовна смогла организовать интересную работу по всем маршрутам марша «Сияйте, ленинские звезды».

Пионеры участвовали в строительстве новой большой теплицы, в которой потом работали, выращивали рассаду и продавали ее, а на вырученные деньги покупали все необходимое для школы: канцтовары, горны, барабаны, музыкальные инструменты.

Татьяна Викторовна, вовлекая пионеров в кружки художественной самодеятельности, смогла привить учащимся интерес к художественному слову. Ее чтецы на городских мероприятиях были лучшими. Она возглавляла драматический кружок, развивая в своих пионерах необыкновенный артистизм. 

Из воспоминаний Куриной (Колесниковой) Татьяны Викторовны

В период с 1969 по 1974 год пионерскую дружину им. Л. Голикова возглавляли Леня Шведов (впоследствии офицер Советской Армии) и Таня Гусева (ныне учитель Зеленовской средней школы)

Жизнь дружины была интересной и насыщенной. Все принимали участие в сборе макулатуры и металлолома, тимуровской работе, смотрах художественной самодеятельности.

Игра «Зарница» была традицией в школе.

Буквально каждый пионер был вовлечен в эту игру. «Зарница» проводилась ежегодно, в зимние каникулы. К ее проведению тщательно готовились. Директор школы издавал приказ, согласно которому назначался штаб игры. Командиром штаба назначался директор школы, замполитом – ст. пионервожатая. Во время подготовки к игре проводились занятия связистов, корреспондентов, разведчиков и т.д. Игра очень увлекала детей, ведь она проходила в полевых условиях, с настоящими солдатами и даже военной полевой кухней. Юнармейцы после определенных состязаний с криком «Ура!» бежали в степь, пробирались по глубокому снегу, находили знамя. Потом с чашками и кружками толпились у солдатской кухни, мигом съедая солдатскую кашу.

С помощью игры у детей воспитывались такие качества, как обязательность, исполнительность, точность, взаимовыручка, смекалка и т.д.

Традиционным был слет трех поколений, на котором встречались ветераны войны и труда, комсомольцы и пионеры. Представители поколений рассказывали об особенностях жизни, достижениях своего времени. Старшие давали наказы младшим. Каждый год на очередной встрече пионеры отчитывались о выполнении этих наказов.

Свежие документы:  Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс

Результатом проведения операции «Зеленый сад» являются чудесная улица Рабочая: несколько лет ребята высаживали деревья и ухаживали за ними. Такая же работа по озеленению проводилась на территориях всех цехов нефтегазопромысла – шефов школы.

Событием была организация работы кукольного театра «Теремок» с большой ширмой, несколькими комплектами кукол. Волгоградский кукольный театр подарил нам несколько тростевых кукол. Представления ставились не только обычные, но и музыкальные. Артисты театра с удовольствием готовили представления, а малыши – октябрята их смотрели..

Запоминающимся всегда был День пионерии. Лучшие пионерские дружины или, как они назывались, правофланговые, получали право первыми идти на этом параде и потому за звание правофлангового отряда и дружины пионеры всегда сражались. Дружина красочно оформлялась для шествия на городской площади, готовились номера художественной самодеятельности для городского пионерского концерта. В этот день пионерам бесплатно демонстрировали фильм в кинотеатре «Россия», бесплатно раздавали детям мороженое.

Дружина имени Л. Голикова неоднократно награждалась

Грамотами, призами.

Глава 5. Пионеры на марше «Имя Ленина в сердце каждом, верность партии делом докажем»

Из  воспоминаний Плотниковой (Сазоновой) Марии Петровны организатора внеклассной работы (1979 – 1980 г.), ныне учителя русского языка и литературы

В 70-80 годы пионерское движение приобрело широкий размах в своей истории, так как Центральный комитет комсомола объявил Всесоюзный марш «Имя Ленина в сердце каждом, верность партии делом докажем». И пошла красногалстучная пионерия всеми маршрутами Марша. Вот таким был Марш пионеров. Он состоял из следующих маршрутов:

  • «Пионеры — Родине»

  • «Пионеры — патриоты — интернационалисты»

  • «Пионеры — смена комсомола»

  • «Пионеры — сильные, смелые, ловкие»

  • «Пионеры — друзья прекрасного»

Это был своеобразный   поход каждого пио­нерского отряда по выбранным направлениям, которые давали возможность учащимся быть активными участниками всех пионерских дел и выбирать себе дело по душе.

Для пионерских вожатых Марш был  комплексной программой воспи­тания юных краеведов в разнообразной, но неизменно общественной по своему характеру деятельности, программа, определяющая в значительной мере и формы, и стиль этой работы, и методы воспитатель­ных влияний.

Менялось название Марша, он в разные годы был посвящен разным знаменательным датам истории страны,  связывал в одно целое все разно­образие деятельности пионерского отряда: борьбу за знания, экспедицию по  стране,  поход в мир прекрасного, заботу  о младших друзьях — октябрятах.

На каждом маршруте ребят ждала разнообразная деятельность: трудовая, игровая, познавательная и неизменно проникнутая общественным мотивом и пользой для себя, для окружающих, для всей России. Все маршруты соединялись в об­щий, непрерывный поток жизни, который в конце учебного года завершался пионерской поверкой — своеобразным подведением итогов, когда каждый пионер честно рассказывал о своих успехах и недостатках, о том, как он участвовал в делах звена и отряда. По итогам участия в делах Марша самым активным: звену, отряду, дружине могло быть присвоено звание правофланговых. В этом случае к флагу отряда или знамени дружины прикреплялась почетная лента Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации.

Каждая из пионерских дружин наполнялась конкретными делами, акциями, мероприятиями. Были и такие, о которых пионеры прошлых лет до сих пор вспоминают, как о наиболее ярких страницах своего детства. Причем таких дел было большинство. Они проводились с пионерским задором, творчеством, использованием пионерских символов, атрибутов и ритуалов.

Учебу актива проводили опытные учителя, комсомольские работники, так как упор делался на самоуправление. Дружиной руководил Совет дружины во главе со старшей пионерской вожатой, а отрядами — Советы отрядов во главе с председателем. Каждый отряд имел своего наставника – классного руководителя и отрядного вожатого.

Идя маршрутами марша, пионеры дружины имени Лени Голикова отдавали должное внимание первому маршруту «Пионеры – Родине». В школьной теплице выращивали рассаду, продавали ее, а деньги шли на нужды пионерской организации. Летом работали в колхозе, в лагере труда и отдыха. Посадили фруктовый сад, ухаживали за ним, а он плодоносил около 30 лет, радуя не только детвору, но и прохожих. Часто проводили трудовые десанты по сбору металлолома и макулатуры. В среднем, за год сдавали по 8-10 тонн металлолома, 1-2 тонны макулатуры .

Много раз бывали в туристических поездках по городам-героям, переписывались с детьми других стран.

Был и коллектив художественной самодеятельности, который всегда выступал с интересной программой и занимал на городских смотрах 1-2 места. Выставки художественных картин, иллюстраций, плакатов, прикладного искусства были лучшими в городе.

Микрорайон школы разбили на участки деятельности для пионеров. Это были их зоны пионерского действия…

Традиционными стали мероприятия: «Алло, мы ищем таланты», пионерский костер в День пионерии, турниры смекалистых, конкурсы эрудитов, КВН.

Гусева Татьяна Александровна тоже выпускница нашей школы. Энергичная, веселая, она стала настоящим другом пионеров. Очень быстро развернула вместе с учителем физкультуры Артеменко Н.А. туристско – краеведческую работу. Совершались походы по местам боевой славы, экскурсии по городам – героям.

Из воспоминаний Мелиховой (Гусевой) Татьяны Александровны

Школа имени А.С.Макаренко, это моя родная и любимая школа, самый трогательный уголок моей родины. Об этом прекрасном времени у меня остались самые приятные воспоминания. До сих пор помню пионерские песни. Очень нравилось участвовать в пионерских сборах, когда звучал барабан, горн и вносили государственный флаг.

Когда я училась в седьмом классе, меня избрали председателем совета дружины имени Лени Голикова. Дружина была лучшей, т.е. правофланговой, поэтому на знамени была почетная ленточка. Старшей пионерской вожатой в это время работала Курина Т.В. – замечательный человек, воспитатель и организатор с большой буквы. Это время запомнилось торжественными тематическими линейками, дружинными сборами, «Слетами мальчишек», «Слетами трех поколений», заседаниями советов дружины, районными мероприятиями в Доме пионеров. Тогда впервые в школе был создан радиоузел, и мы свои решения и вести из пионерских отрядов передавали по школьному радио и очень этим гордились. Наша дружина всегда была первой в сборе макулатуры и металлолома, в тимуровских делах, спортивных соревнованиях, замечательно работала школа «Учись – учиться», да в общем — то, по всем 7 маршрутным направлениям.

А сколько совместных дел было с нашими шефами – нефтяниками!

Больше всего радовались приему в пионеры, празднованию Дня Пионерии – 19 мая. Готовили барабанщиков, четко ходила знаменная группа, много шаров, цветов, выставки достижений. Здорово! Самое замечательное время для всех детей пионерского возраста. Дети были объединены в организацию, дружили, вели переписку с зарубежными друзьями, проводились слеты юных интернационалистов, Фестивали союзных республик.

Поручение свое я выполняла с огромной ответственностью и за это была награждена бесплатной путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок».

Школьные традиции продолжены пионерскими вожатыми Черячукиной Е.В., Тихоновой Е.Б.

Из воспоминаний Черячукиной (Кочеровой) Елены Викторовны

…Наша дружина участвовала во всех делах школы и города. Мы проводили пионерские сборы, торжественные линейки и праздники. Собирали металлолом и макулатуру, с удовольствием работали в зоне пионерского действия у ветеранов Великой Отечественной войны. Мыли полы, копали огород, ходили в магазин, приглашали к себе на сборы и праздники. Лучшие пионеры за свою работу направлялись в лагерь «Артек», «Сосна». Пионеры с удовольствием отдыхали там. Наш знаменосец Сиськов Юра был самым красивым и умным. Пионерские отряды под руководством Мухиной Г.И., Васильевой Е.Г., Плотниковой М.П… всегда были правофланговыми. Каждый чувствовал ответственность, старались помочь друг другу, поддержать. Работа кипела и всем находилось дело по душе.

Глава 6. «За Родину, добро и справедливость»

После «перестройки» Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: «За Родину, добро и справедливость».

Это вторая половина восьмидесятых годов и начало нового века. Здесь большой упор приходится на коллективное творческое дело в детской организации. Внимание больше стали привлекать вечера отдыха с проведением различных конкурсов, откровенные разговоры «Расскажи мне обо мне», «Веселые старты», деловые, ролевые и психологические игры, аукционы по защите профессий, игры .

В последнее десятилетие пионерскую организацию сменили детские организации: «Аист», «Ритм», которые через перечисленные мероприятия развивали общественную, творческую активность учащихся. Организовывала, увлекала ребят работой Бойко Татьяна Павловна.

Большое место на современном этапе в детской организации отводится развитию интереса к учебе, предупреждению вредных привычек, изучению правил дорожного движения, любви к Родине.

Заключение

Я рада, что прикоснулась к истории пионерского движения в нашей школе. Любой бывший пионер нашей школы мог бы сказать:

В золотые костры твои веруя,

Не забуду тебя, Пионерия!

Мое личное мнение: я считаю, что исследование актуально, т.к . детские организации нужны, они отвлекают от преступности и наркомании, организуют досуг учащихся, воспитывают в детях чувство ответственности перед обществом за свои действия.



Список использованной литературы

  1. Л. Борисов. Леня Голиков.- Москва. 2002г.

  2. Товарищ. Спутник пионера. – Москва: Молодая гвардия, 1983.

  3. Методические материалы для работы с пионерами.- Волгоград: Перемена, 1996.




Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Механическое движение" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: