Историко-культурный потенциал Белгородской области (внеклассное мероприятие по географии)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тишанская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»












Историко-культурный

потенциал Белгородской области

(внеклассное мероприятие по географии)










Подготовила: учитель географии,

заместитель директора по УВР

Твердохлебова А.А.













Тишанка – 2012 г.

Внеклассное мероприятие по географии в 8 классе.


Цель: создание содержательных и организационных условий для усвоения и принятия обучающимися системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей, таких как долг, ответственность, патриотизм, любовь к России и своей малой родине; для формирования универсальных учебных действий.


Личностные универсальные учебные действия: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце­нивание усваиваемого содержания

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности про­межуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели; поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью ИКТ.

Логические: анализ географических объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников временных групп для работы над мини-проектом, способов взаимодействия.

Задачи:

— раскрыть понятие историко-культурный потенциал;

— изучить памятные места и достопримечательности Белгородской области.


Оборудование: компьютеры, проектор, экран, диск «Добро пожаловать на Белгородчину», записи фонограмм колокольного звона.


Форма проведения: исследование.


Технологии: технология развития критического мышления, проектная технология, здоровьесберегающие технологии.


Методы и приемы: исследовательские методы, метод «Шести думательных шляп» Эдварда Боно.


Место проведения: кабинет информатики и ИКТ.


План проведения мероприятия:

  1. Подготовительный этап.

  2. Основной этап.


Ход мероприятия:

  1. Подготовительный этап (формирование временных групп).

  1. Определение стилей обучения школьников с целью выявления школьников с творческими способностями и склонностью к исследованиям.

  2. Формирование временных групп с помощью приема «Собери открытку».

  3. Определение темы мини-проекта.

  4. Определение цели, задач, предмета и объекта исследования.

  5. Выработка гипотезы.

  6. Работа над проектом.

  1. Основной этап (внеклассное мероприятие).

  1. Организационно-мотивационный этап:



Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии; психологически подготовить уч-ся к общению, обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей занятия; актуализировать субъектный опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).


Приветствие учителя.

Учитель зачитывает эпиграф занятия:

Прикосновение к былому
Роднит и возвышает нас.

Вернуться  к Роднику живому.

Я  приглашаю вас.

Учитель: Дорогие гости,  приглашаем вас вместе с нами отправиться в  удивительную экспедицию по нашему родному краю.

(Звучит колокольный звон)

Коммуникативная атака: на фоне колокольного звона ученица читает стихотворение Игоря Чернухина «Колокола России».


Какая в сердце музыка возникла

У звонаря из древнего села! –

Вновь заиграли по Руси Великой

Молчавшие досель колокола.

В их перезвоне было меньше

горя,

Чем радости,

надежды, торжества…

И музыка дошла до Белогорья,

И известила:

— Родина жива!..

Жива Святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола.

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола…

И, кланяясь малиновому гуду,

Я слышу голос у плеча…

— Молись за Русь…

Пока горит свеча,

Пока звонят колокола повсюду…


Учитель: Итак, ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашей малой Родине – Белгородской области. На уроках географии мы познакомились с географическим положением, с историей заселения и освоения, с природой Белгородчины. А сегодня мы поговорим об её историко – культурном потенциале.

Определение темы занятия.

Проблемный вопрос: что такое историко-культурный потенциал, что подразумевает это понятие? (Ответы учащихся).


Учитель: словарь Ожегова характеризует культуру как материальные и духовные ценности, которые создаются и накапливаются в ходе жизнедеятельности человека, — имеют важнейшее значение, как для развития самого человека, так и для развития общества. Чем выше уровень развития культуры, тем выше уровень развития общества.

Белгородчина имеет давнюю и чрезвычайно интересную историю культуры.

Перед вами таблица. Пожалуйста, запишите в первую графу «Я знаю» известные вам памятные места и достопримечательности Белгородской области

Предполагаемые записи:

  1. Памятники архитектуры 15-20 вв. Собор Преображения Господня. Смоленский собор.

  2. Культурные – часовни, церкви, монастыри, колокольни.

  3. Гражданские строения. Усадьбы, усадебные комплексы, дома и здания, монументы и памятные обелиски.

  4. Памятные и известные места русской военной истории. Белгородская Засечная черта, военно – исторический заповедник «Прохоровское поле», Музей диорама «Курская битва»

  5. Места пребывания ярких представителей русской культуры.


Учитель: В эпоху рубежа двух веков (20-21) на территории Белгородчины совершается подлинное возрождение духовности, возвращение к ценностям национальной религии нашего края – Православия.

Белгородская земля не случайно носит имя Святого Белогорья, так как существование множества православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон и других святынь издавна привлекло к себе тысячи паломников со всей России, а также с Украины и многих других ближних и дальних земель. В наши дни эта традиция продолжена.

Ученики читают стихотворение: «Святые храмы Белогорья».

Первый ученик:

Святые храмы Белогорья.

Те, что стоят, и те, которых нет.

Окутаны вы Божьей Благодатью

И излучаете Священный Свет!

Святые храмы Белогорья.

Вы суть в пучине Бытия

Стоять отныне вам до века

И Вами зиждется земля;

Второй ученик:

Святые храмы Белогорья!

Те, что разрушили, не сберегли,

В душе вы отзовётесь болью,

Вы как мерило чистоты.

Вы наша Совесть, наша мудрость,

И пусть от вас из века в век –

Нисходит ИСТИНА и Суть!

Нисходит Благодатный свет!

Целеполагание:

Учитель: Вы заполнили таблицу, прослушали стихотворения в исполнении ваших одноклассников, и, наверное, уже догадались, чем мы будем сегодня заниматься. (Ответы учащихся). Заполняем таблицу, графу «Я хочу узнать»

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство со Святынями Белгородского края. Для работы у нас были созданы 4 временные творческие группы. На прошлом занятии каждая из групп получила творческое задание – подготовить мини-проект об определенной достопримечательности Белгородской области. Ребята, обратите внимание на словарь занятия, вы должны запомнить значение этих слов.

Учащиеся: Записывают в тетрадях слова, которые находятся в «Словаре занятия».

Собор — крупный храм, в котором собирается духовенство для совершения общего богослужения.

Кафедральный собор — обычно один из самых крупных храмов в епархии, в котором находится кафедра правящего архиерея (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха).

Обитель — монастырь.

Часовня — безалтарная церковь.

Иконостас — алтарная перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма.

2. Содержательно-деятельностный этап.

Цель: Создать содержательные и организационные условия для усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.


Учитель: На продолжении последних лет ученики нашей школы совершили несколько экскурсионных поездок и заочных путешествий по храмам и монастырям Земли Белгородской. И сегодня мы услышим впечатления от этих экскурсий. По ходу мероприятия заполняем таблицу, графу «Я узнал».

Итак, первая остановка по нашему маршруту Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь.

Ученица: Демонстрация презентации на тему Свято-Троицкий мужской монастырь «Прошлое и настоящее».


Учитель: Мы переходим ко второй остановке – храмы Волоконовского района.


Ученица: Демонстрация презентации.

Учитель: Каждая из сформированных групп имея необходимую литературу, свои краткие записи, должна была подготовить мини-проекты об известных храмах Белгородско-Старооскольской епархии, достопримечательностях Белгородской области. Рассказ должен сопровождаться показом слайдов по определённой тематике.

План задания:

1. Время сооружения.

2. Краткая историческая справка.

3. Описание архитектуры.

4. Характерные особенности изучаемого объекта.

Учитель: Итак, переходим к защите мини — проектов. Мы находимся на третьей остановке, которая называется Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Белгорода.

Ученики: защита проекта

Из сохранившейся переписки архиепископа Феоктиста (1806 год) стало известно имя автора проекта храма Преображения Господня в Белгороде — Евгений Алексеевич Васильев. Он известен также такими постройками, как университетская церковь и колокольня Успенского собора в Харькове.

Преображенская церковь, как и другие творения Е.А. Васильева, была выполнена в стиле русского классицизма. Поздние изменения храма несколько исказили архитектурную композицию фасадов декором, не характерным для классицизма начала XIX века.

Церковь построена из кирпича, оштукатурена снаружи и внутри, на втором этаже устроена крещальня, которая расположена над притвором. Из нее есть выход на хоры нижнего храма. Престолов ранее было пять, сейчас — четыре. Главный освящен в честь Преображения Господня, правый — во имя иконы Знамения Божией Матери, левый посвящен пророку Илие. В крещальне — престол в честь Богоявления.

В конце 20-х годов XX века, в связи с закрытием Троицкого кафедрального собора, кафедра была перенесена в Преображенский храм. В 1962 году, в годы хрущевского богоборчества, собор закрылся, здание передали краеведческому музею. К 1973 году все интерьеры были перестроены для размещения музейных фондов. В 1990 году часть здания собора, а именно Ильинский придел, вновь передали Церкви. Полностью собор был освобожден от посторонних пользователей в июле 1991 года.

В сентябре того же года в Преображенский собор были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа Белгородского. История второго обретения мощей такова. 1 декабря 1920 года по решению советских властей из Свято-Троицкого монастыря были изъяты чудотворные мощи святителя Иоасафа, якобы для выяснения их подлинности. Акция шла в русле тотального погрома Русской Церкви большевиками. Мощи были отправлены в Москву, а затем в Петроград, где они оказались на чердаке Казанского собора. В начале 60-х годов деревянная рака с мощами святителя Иоасафа случайно была обнаружена рабочими, менявшими кровлю на соборе. После этого рака с мощами была выставлена в экспозиции Музея религии и атеизма. В 1970 году, по некоторым сведениям, из каких-то соображений, комендант музея приказал зарыть мощи в подвале. Но рабочие А.В. Соколов и В.И. Прудников не осмелились опустить такую святыню в землю. Они спрятали мощи на чердаке в одном из отсеков перекрытия, в шлаковой засыпке. А.В. Соколов решился как-то поведать об этом дочери Людмиле. Это случилось после возвращения Церкви мощей преподобного Серафима Саровского, находящихся в этом же соборе. Людмила, в свою очередь, в январе 1991 года сообщила об этом священнику, отцу Виктору и члену общины Казанского собора Н.Д. Недашковой, которые взялись за организацию поисков захоронения. Им помогал автор проекта реставрации собора А.Г. Леонтьев. Мощи были обнаружены 28 февраля 1991 года. Настоятель собора отец Сергий Кузьмин сообщил о находке митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). После освидетельствования мощей представительной комиссией, они находились в алтаре Спасо-Преображенского собора, а 12 июля того же года нетленные останки святителя переоблачили в архиерейские одежды и переложили в новую раку. В этом участвовали епископ Истринский Арсений, ректор Курского епархиального училища игумен Иоанн Попов, настоятель Иоасафовского храма Белгорода протоиерей Леонид Константинов, настоятель Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег Кобец. 13 июля Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил молебен святителю Иоасафу. 1 августа 1991 года рака с мощами была перевезена в Москву, а 16 сентября из Москвы в Белгород.

Сегодня собор продолжает играть доминирующую роль в одном из центральных ансамблей города. Храм крестовокупольный, четырехстолпный, с одночастной прямой апсидой и одноярусной колокольней. Над средокрестием храма поставлен световой барабан, по его углам — массивные четверики с арочными окнами. Барабан, четверики и колокольня завершены куполами. Рукава креста снабжены четырехколонными стилизованными тосканскими портиками (первоначально боковые рукава креста имели колонны ионического ордера). Треугольными фронтонами завершены также апсида и фасады притвора. Объем собора двусветный. Углы в храме закреплены пилястрами. Стены четверика колокольни прорезаны высокими арками, его углы выделены строенными четвертьколоннами, поддерживающими массивный аттик.

Двухъярусный трехчастный гипсовый позолоченный иконостас выполнен в барочных формах. Ярусы разделены раскрепованным карнизом, иконы разделены витыми колонками с пышными капителями. Центральная повышенная часть иконостаса завершена объемным рельефом. Все иконы вставлены в рельефные рамы.

Справа от южных дверей иконостаса поставлена рака с мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком Н.В. Олейником. Художественное оформление храма продолжается. В последние годы расписан свод в храме и паруса барабана. Стенопись выполняется московской бригадой художников во главе с А.С. Работновым.

Учитель: Прослушав сообщение о Спасо-Преображенском соборе г. Белгорода мы подошли к четвёртой остановке — театр им. Щепкина.

Ученики: презентация проекта

Родился Белгородский драматический театр в тридцатые годы XX века, но корни его уходят куда дальше в глубь времени… По решению Народного комиссариата просвещения РСФСР в Курской области за несколько лет до войны открылись два новых театра — в Старом Осколе и Валуйках. В октябре 1936 года Старооскольский театр был переведен в Белгород и получил название Окружного передвижного драматического театра.

Первой премьерой стал спектакль «Продолжение следует» по пьесе А. Бруштейн в постановке Горского и Иванова. Размещался театр на улице Ленина, в том здании, которое теперь занимает Художественный музей.

Только за полгода работы театр посетили 84 тысячи зрителей, среди них — 10 тысяч стахановцев. Артисты постоянно выезжали на гастроли в сельскую местность. Война застала коллектив Белгородского театра на гастролях, в небольшом городке Геническе, что на Азовском море.

В сентябре 1941 года театр вернулся в Белгород. По вечерам актеры играли на основной сцене, а днем выезжали на концерты. В октябре коллективу было предложено пойти в отпуск, но артисты продолжали выступать в частях Красной Армии и в госпиталях, а потом отправились на гастроли в Курск. «За время войны, — писала 10 октября 1941 года «Курская правда», — артисты театра дали 72 концерта для бойцов и трудящихся». Прямо с гастролей театр (64 человека) отправился в эвакуацию.

А дальше были Ташкент, Грязи, Кзыл-Орда… В трудных условиях двухлетней эвакуации театр, называвшийся тогда «Курский областной», продолжал работать: играли спектакли, давали концерты. Деятельность коллектива была отмечена в марте 1943 года приказом Управления по делам культуры при СНК РСФСР: «…Драматический театр в период эвакуации во время Великой Отечественной войны полностью сохранился как художественный коллектив, пополнил свой творческий состав за счет квалифицированных кадров, сберег эвакуированные ценности… других курских театров. В период эвакуации театр продолжал бесперебойно работать, обслуживать части Красной Армии».

После освобождения Белгорода потребовалось время на восстановление театрального здания, а в апреле 1944 года возобновились постановки. С образованием Белгородской области в 1954 году укрепилась материальная база театра, пополнялась труппа. Пришли опытные артисты: И. Лебедев, Е. Зорина, В. Логинова, А. Зотов, А. Кузьмин, В. Игнатов и другие.

В 1956 году Белгородскому драматическому было присвоено имя Михаила Семеновича Щепкина. В это время сложились хорошие творческие связи с коллективом Малого театра. В разные годы в спектаклях Белгородского театра играли народные артисты СССР М. Жаров, И. Ильинский, Э. Быстрицкая, А. Тарасова. В 1962 году щепкинцы переехали в новое здание на площади Революции. С 1973 года театр возглавляет заслуженный работник культуры России Виталий Иванович Слободчук.

В разные годы щепкинцам аплодировали зрители Орла, Курска, Брянска, Калинина, Северодвинска, Петрозаводска, Пензы, Кирова, Керчи, Астрахани, Таллинна, Москвы, многих городов Украины, польского города Ополе.

На сцене Белгородского драматического театра с 1988 года (в тот год отмечалось 200-летие со дня рождения М.С.Щепкина) проводится Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину». В начале проведение фестиваля задумывалось раз в пять лет, потом решили проводить его раз в три года, теперь же он проводится с промежутком в два года. В дни Всероссийских щепкинских фестивалей Белгород принимает у себя театры страны. «В последние годы на общем фоне изрядной растерянности, — писала центральная пресса, — Белгородский театр стал своего рода экспериментальным центром в провинции, привлекая внимание художественными новациями, которые вносят сюда приглашенные на постановку режиссеры разных школ и направлений».

Сегодня в репертуаре — спектакли по лучшим произведениям русской и мировой классики, современной драматургии.

В основе труппы опытные актеры, много лет работающие в театре. Это народные артисты России В. Бондарук и Н. Черныш, заслуженные артисты М. Русакова, Е. Ярцева, В. Подмогильный, В. Стариков, В. Ярмак, актрисы И. Драпкина, Г. Ежова и другие. Труппа постоянно пополняется молодыми актерами.

Щепкин Михаил Семенович (1788 — 1863) — актер. Родился в селе Красном (ныне Яковлевского района Белгородской области) в семье крепостного управляющего имением графа Волькенштейна. Раннее детство прошло в родном селе. В 1795 — 1799 гг. обучался истории и латинскому языку в Белгороде, по его воспоминаниям, у «очень ученого священника». В 1801 г. окончил Судженское уездное училище, затем Курское губернское училище. Поначалу исполнял несколько небольших ролей в домашнем театре графа Волькенштейна, с 1805 г. участвовал в спектакле театра братьев Барсовых в Курске. Продолжая оставаться крепостным, почти семнадцать лет выступал на провинциальной сцене в Курске, Харькове, Полтаве и других городах юга России. В 1821 г. с помощью будущего декабриста С.Г. Волконского получил вольную. В 1822 г. приглашен Московской конторой императорских театров на казенную сцену и вскоре вошел в состав труппы Малого театра, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. Пятьдесят восемь лет отдал Щепкин сцене, прославив свое имя ролями Фамусова в комедии А. Грибоедова «Горе от ума», Городничева — в «Ревизоре» Н. Гоголя и другими. Щепкин играл в спектаклях по пьесам А. Островского, украинских драматургов — И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, а также Шекспира, Мольера. К.С. Станиславский называл Щепкина гордостью нашего национального искусства, великим законодателем сцены. Свои взгляды на актерское творчество Щепкин выразил в письмах, воспоминаниях. Умер в Ялте. В Белгороде его имя носят улица и областной драматический театр. В селе Красном создан музей великого актера.

Правнучка великого актера Е. Н. Щепкина и ее дочь А. А. Щепкина передали в дар музею ряд личных вещей артиста, удивительную мебель, изготовленную фирмой Гамбс по заказу старшего сына М. С. Щепкина — Николая. Прошло время, и музею стало тесно в старых стенах. В год 200-летия Щепкинского юбилея, в 1988 году, было построено нынешнее здание, где разместился театральный музей. Экспозиция выстроена в четырех залах, она оформлена таким образом, что посетитель словно оказывается в театре, в каждом следующем зале присутствуя на очередном «действии» некоего «спектакля» с соответствующими декорациями. На территории, прилегающей к музею, расположена воссозданная «типовая» крестьянская усадьба XIX века, позволяющая полнее представить бытовую обстановку, в которой рос будущий мастер сцены.

Тема первого зала — «Крепостной театр». Старинная мебель, разнообразные предметы дворянской культуры, книги, картины, большое живописное панно со сценой спектакля «Новое семейство» — все это создает впечатление дворянской гостиной, где перед местным дворянством появлялся одаренный юноша. Прекрасные портреты Михаила Семеновича и его жены Елены Дмитриевны, которая, сама будучи вольной, вышла за него замуж, не побоявшись кабалы, в которую попадала из-под венца с мужем-крепостным.

Экспозиция следующего зала рассказывает о становлении Щепкина-актера на провинциальной сцене. Он играет сам и ставит спектакли в Курске, Харькове, Полтаве, Сумах, выступает на ярмарках и в господских домах. Атмосферу провинциальной театральной жизни помогает почувствовать интерьер ярмарочного балагана. Здесь афиши, театральная бутафория, дорожный сундук, издания пьес, театральный костюм к опере «Наталка — Полтавка».

Отдельный зал музея посвящен Щепкинским традициям на русской сцене, воплощенным прежде всего в Малом театре. Михаил Семенович уделял большое внимание воспитанию театральной молодежи, руководил театральным училищем в Москве. Заботился он, конечно же, обо всем актерском сословии — так, в 1830-е годы добился указа о присвоении артистам казенных театров, после определенного срока службы, звания почетных граждан (что давало значительные привилегии). А позднее, опять же благодаря его хлопотам, артистам по выслуге лет стали платить пенсию… Вместе с тем, при всей своей доброте, Щепкин в своих творческих принципах был тверд и бескомпромиссен. Непримирим он был и к верхоглядству, от него немало доставалось дилетантам, невзирая на чины и звания. Даже своих сыновей он не выпустил на сцену, посчитав уровень их артистических способностей недостаточным для фамилии «Щепкин».



Учитель: И вот снова, пройдя определённый путь на нашем маршруте, появилась пятая остановка (храм-монумент в Прохоровке в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла). Учащимся группы №3 предоставляется возможность рассказать нам об этом известном далеко за пределами нашей области храме.

3 мая 1995 года колокольный благовест разнес весть об открытии новой духовной святыни Отечества. При небывалом стечении народа в Прохоровке был освящен Петропавловский храм, построенный на народные средства в память о погибших на Курской дуге. Решающее событие Курской битвы — Прохоровское сражение — произошло 12 июля 1943 года, в день святых апостолов Петра и Павла. По канонам православной церкви храм назван их именами. Встал на ратном поле храм — символ вечной благодарной памяти защитникам Родины. В нем горит лампада святой веры Христовой, возносится к небесам молитва об упокоении положивших души свои за веру и родную землю, звучит «Многие лета…» о здравствующих. 58-метровый белокаменный храм построен в лучших традициях отечественного зодчества. Его композиция напоминает зажженную свечу. Особую торжественность храму придает белый цвет Преображения, цвет чистоты и благородства душ, удостоившихся вечной жизни. Главный архитектор проекта Д.С.Соколов. В храме на беломраморных плитах высечено около семи тысяч имен воинов, павших под Прохоровкой. Слева от Большого храма установлен «Памятный знак» с образами святых апостолов Петра и Павла, выполненными методом цветной мозаики художниками Троице-Сергиевой Лавры. На нем золотыми буквами выбиты фамилии Героев Советского Союза, список армий, частей и соединений, принимавших участие в Курской битве. Тут же находится памятная доска с именами членов Попечительского совета «Прохоровское поле», осуществлявшего организацию благотворительности и координацию всей работы по сооружению храма (председатель Попечительского совета — Н.И.Рыжков).

Первый камень для закладки храма был освящен 14 июня 1992 года, и в рекордно короткие сроки, через 14 месяцев, завершилось строительство храма. В канун золотого юбилея Победы зазвонили колокола над Прохоровкой: мечта лидера инициативной группы, нашего земляка журналиста В.П.Бекетова, стала явью.

Храм стал центром духовного возрождения: потянулись в Прохоровку паломники, действует воскресная школа и публичная библиотека, в фонды которой большую часть книг передал Н.И.Рыжков.

Вера, духовность, патриотизм всегда были и остаются самыми надежными ориентирами в жизни. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.

Далеко слышен звон колокола на Монументе Победы, открытом 3 мая 1995 года на Прохоровском поле, которое вошло в сознание людей как третье поле ратной славы России, символ побед и мужества, глубокой печали россиян по своим соотечественникам, сложившим головы за свободу и счастье грядущих поколений. Через каждые двадцать минут звонит колокол.

Первый звон — о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бородино, верных сынах России. Третий — в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом. Звон плывет над бескрайними белгородскими полями, над землей, где в июле 1943 года шла величайшая по своему размаху и результатам битва, произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности одновременно с обеих сторон участвовало свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии, крупные силы авиации.

То, что происходило здесь 12 июля 1943 года, очевидцы сравнивали с адом: небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри машин боеприпасы. Горела не только техника, весь верхний слой почвы полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие машины, танкисты сражались врукопашную. Битва длилась до позднего вечера. Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации объявлены заповедными, создан государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», включающий в себя и Памятник Победы — звонницу. На звоннице установлена памятная доска: «Памятник Победы на Прохоровском танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Начало строительства — октябрь 1993 года, окончание — апрель 1995 года. Авторы проекта: Клыков В.М., Симерджиев Р.И., Силохин Г.К.»

Белокаменная четырехгранная звонница взметнулась ввысь на пятьдесят два метра. Ее венчает золоченая сфера с семиметровой скульптурой Покрова пресвятой Богородицы.

Под сферой высечены слова из Священного писания: «Больше всея любве никто же имать, да кто душу свою положить за други своя» (Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих).

22 июня 1941 года — в день церковного праздника «Собора Всех Святых, в земле Российской просиявших» — враг без объявления войны вторгся на территорию нашей Родины. На всех верхних горельефах четырех пилонов звонницы авторы изобразили святых покровителей земли русской.

Перед нами святители, священномученики, покровители: Петр и Павел, Борис и Глеб, Владимир Креститель, над ними — изображение Распятия.

Четыре пилона звонницы, олицетворяющие четыре года войны, включают двадцать четыре горельефа с многофигурными композициями, насчитывающими до ста тридцати образов. Сплошным рядом через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Святые великомученики». Здесь изображены особо чтимые русским народом Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Феодосий Печерский, Иоасаф Белгородский и другие. Ниже ряд «Святые воины»: архангелы Михаил и Гавриил, Дмитрий Солунский, Дмитрий Донской, Пересвет, Александр Невский, сражавшиеся с оружием в руках за православную веру и великую Русь.

Нижний горельеф отражает тему нашествия: первая жертва — убитый русский солдат; старая крестьянка оплакивает свой дом, объятый огнем; женщины и дети, на лицах которых застыли страх, ужас и ненависть к захватчикам. В центре пилона изображен «поединок» — рукопашный бой.

На пилоне, обращенном в сторону Курской области, изображена Икона Коренной Божьей Матери, чтимая Русской Православной церковью и называемая еще Курской Коренной Иконой Знамения, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Третий пилон венчает «Святая Троица» — стилизованное повторение композиции Андрея Рублева — как символ единения народа, армии и веры в борьбе с фашизмом. На горельефах изображены рабочие, служащие, внимающие голосу из репродуктора; мирные крестьяне в поле; запись добровольцев в военкомате; солдаты, идущие на фронт и поднимающиеся в атаку.

Победа на полях сражений Великой Отечественной войны ковалась усилиями всего советского народа. Единство фронта и тыла — тема следующего горельефа. Авторы изобразили в скульптурах 12 профессий, символизирующих это единство: летчик, артиллерист, танкист, санитарка, рабочий, железнодорожник, связист, пехотинец, сапер, партизан, сталевар и крестьянка. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг нашел полное воплощение в год коренного перелома на полях Огненной дуги.

Пилон «Победа» связан с символикой Святого Георгия, в день которого — 6 мая — фактически закончилась война против фашистской Германии. Горельеф «Благословение» примечателен фигурами напутствующего священника и скорбящей солдатки. Последний горельеф отображает события 24 июня 1945 года — парад Победы на Красной площади, который принимает Георгий Жуков. В руках маршал держит цветущую ветвь яблони — символ мира.

От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая — символ единства трех полей ратной славы.

Учитель: Вера, духовность, патриотизм всегда были и остаются самыми надежными ориентирами в жизни. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее. И, наконец, мы с вами подошли к нашей конечной остановке – историко-краеведческий Музей-диорама «Огненная дуга».

4 – группа:

В день празднования 40-летия Победы в Белгороде, в парке на берегу реки Везелицы, был открыт Зал боевой славы в новом здании диорамы, в котором разместилась временная фотовыставка.

Творческую группу по созданию диорамы в Белгороде возглавил народный художник РСФСР Н.Я. Бут. В нее вошли также заслуженные художники Российской Федерации Г.К. Севостьянов, В.Н. Щербаков, художник-помощник М.А. Сычев. Большую помощь авторам оказали Герои Советского Союза А.Г. Ачкасов, Н.Н. Кононенко, Г.Т. Левин. Уже 30 мая 1985 года эскиз полотна диорамы был представлен на рассмотрение Художественного совета при Главном политическом управлении Советской Армии и Военно-Морского Флота. Предложения по доработке эскиза высказывались еще долгое время различными организациями и ветеранами войны. Через два года был подписан акт о приеме художественной части диорамы. А 4 августа 1987 года состоялось торжественное открытие историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». В первый же день ее посетили более 50 тысяч человек.

Площадь картинного холста составляет 1005 квадратных метров, при длине — 67 и высоте — 15 метров. Уникальный цельнотканый холст изготовлен по специальному заказу мастерами Сурского комбината, что в Пензенской области, загрунтован специалистами из Подольска. В основу содержания одной из крупнейших в стране диорам положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

Размеры диорамы и собственное умение позволили художникам отобразить размах и накал битвы, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, связистов, медиков. Между картиной и смотровой площадкой находится предметный план — рельефный макет местности, занимающий более 500 квадратных метров. Угол обзора составляет 230 градусов — больше половины окружности. На полотне показан один из решающих моментов боя, а также работа ближайшего тыла. Основные эпизоды здесь исторически достоверны, а ряд героев полотна имеют портретное сходство с реальными участниками событий. Перед зрителями встают образы бронебойщика Павла Шпетного, остановившего последний вражеский танк ценою собственной жизни, механика-водителя Александра Николаева, совершившего танковый таран, санинструктора Марии Боровиченко, закрывшей собой раненого лейтенанта, танкиста Алексея Пальчикова, который покинул горящую машину и повел за собой в атаку группу солдат, летчика Георгия Берегового, чудом оставшегося в живых, многих других героев. Изображенные на полотне конкретные эпизоды, конечно, несколько смещены в хронологическом порядке, ведь диорама дает обобщенный образ битвы.

К 50-летию Курской битвы в музее-диораме была открыта постоянно действующая экспозиция «На земле опаленной». Над ее созданием трудились сотрудники музея вместе с авторской группой Санкт-Петербургского комбината живописно-оформительских работ под руководством В.М. Пискунова.

В Зале боевой славы находятся материалы, знакомящие со стратегической обстановкой на советско-германском фронте перед началом Курской битвы, с трудовым подвигом строителей железной дороги Старый Оскол — Ржава, с подвигами советских воинов в оборонительных боях в июле 1943 года на Белгородском направлении. Карты-схемы позволяют по дням проследить динамику оборонительных боев. Здесь собраны материалы о прославленных полководцах Н.Ф. Ватутине, И.С. Коневе, М.Е. Катукове, М.С. Шумилове, П.А. Ротмистрове, А.С. Жадове и многих рядовых воинах. Хранится пробитое вражеской пулей портмоне полковника А.А. Линева, командира 32-й танковой бригады, смертельно раненого в одном из боев, вещи сержанта М.Ф. Борисова, шинель рядового С.А. Замского, в которой он прошел всю войну. Мы видим целую серию сделанных им снимков, запечатлевших фронтовые будни…

В музее есть отдельный зал, посвященный второму освобождению Белгорода. Волнение вызывают фотографии корреспондента ТАСС Галины Санько, на которых некогда цветущий город предстает в виде сплошных руин. Завершают экспозицию материалы об освобождении 23 августа 1943 года города Харькова. Этот эпизод стал заключительным моментом Курской битвы.

На первом этаже музея находится кинозал, где уже несколько лет демонстрируется специально созданный документальный фильм «На земле опаленной». Его авторы — режиссер Борис Карпов и сценарист Николай Ряполов (наш земляк) стали лауреатами премии имени А. Довженко.

С 1995 года в музее-диораме действует выставочный зал. Конструкции для него были предложены художником В.П. Легезой, а осуществили замысел инженеры и рабочие Белгородского завода энергетического машиностроения. Вниманию посетителей предлагаются сменные выставки разнообразной исторической и художественной тематики.

На открытых площадках музея размещены образцы советской артиллерийской, танковой и авиационной техники 1940-х годов — оружия Победы.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Учитель: Ежегодно 9 мая собираются у диорамы тысячи людей. Белгородская область принимает много гостей, и неизменно в программе их пребывания — посещение музея-диорамы, третье поле ратной славы России, символ побед и мужества, глубокой печали россиян по своим соотечественникам, сложившим головы за свободу и счастье грядущих поколений. С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека — от рождения до кончины. Они созывали людей на совет и на праздник, объединяли перед лицом неприятеля. Забытые звуки возвращаются к россиянам вместе со словами поминальной молитвы. После того, как мы с вами узнали много нового и интересного, мне бы хотелось, чтобы вы подвели итог нашего занятия. Что, по-вашему, мнению, явилось наиболее значимым или даже знаковым на сегодняшнем занятии.

Учащиеся: На фоне песни в исполнении А. Морозова «Белгородчина моя» подводят итог, высказывают своё мнение по теме занятия.


Учитель: В наследство от наших предков мы получили прекрасную малую Родину. И наша общая задача – сохранить и передать её потомкам еще прекраснее и богаче.

Ребята, хотелось бы отметить выступления всех, кто помогал нам в проведении занятия. Я прошу каждую из групп выбрать тот объект, который вам хотелось бы посетить, и мы совершим экскурсию по выбранному вами маршруту. А на следующем занятии мы с вами создадим книгу для первоклассников «Памятные места Белгородчины».



Свежие документы:  Конспект урока по Географии "США. ЭГП, ресурсы и население" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: