Конспект с презентацией по кубановедению «Откуда к нам приходит хлеб» 7 класс


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с.Ванновское Краснодарского края







Конспект занятия по кубановедению

в 7 классе


«Откуда к нам приходит хлеб»
















подготовила воспитатель

Гельзер Елена Дмитриевна




с.Ванновское

2013

Цели:

— формирование нравственной культуры миропонимания

— познакомить учащихся, откуда хлеб на стол пришёл

— формирование чувства бережного отношения к хлебу

— умение увидеть главное в потоке информации, увидать прекрасное в повседневном.


Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня на наше занятие по кубановедению приехали гости с разных концов Краснодарского края. Давайте поприветствуем их.

Среди необозримых просторов России

Есть край родной, где мы живем

И нет другого, богаче, красивей,

Мы Краснодарским его зовем.

Мой край родной, ты так велик,

Нельзя познать тебя за миг.

Твою лесную красоту,

Хребтов кавказских высоту

И ширь полей, степную даль

И голубых небес вуаль

И синь морей, теченье рек

Здесь вольно дышит человек.

Звенит ручей, поет ручей

О милой Родине моей,

Где я живу, где учусь,

Люблю свой край и им горжусь.

Стоит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зеленый парус тополей.

Шумят хлеба…

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!…

(И. Варава).


Выйди в поле за станицу,

Дымка сизая клубиться…

Слышит чуткая округа

Гул моторов день-деньской

И бурлит земля под плугом,

Как высокий вал морской;

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает

Много требует ухода

Мать-земля за целый год.


В степи, под этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит и меня…

(К. Обойщиков).


Воспитатель: Почему сегодня наше занятие началось так необычно? Как вы думаете, почему прозвучали эти стихи?

(ответы детей)

Да, совершенно верно. Сегодня, ребята, у нас особенный урок, мы отправляемся с вами в путешествие по «ленте времени».

Слайд №1


Воспитатель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говориться: «Есть хлеб – есть и песня…». А наш кубанский край по праву называют житницей России.

« Я представить край родной без хлеба

Не могу, как море без воды,

Без щемящей сини это небо,

Вечер без мерцающей звезды…»


Так писал о Кубани поэт Вадим Петрович Неподоба.

Мы кормим хлебом не только нашу огромную страну, кубанское зерно известно во всем мире. А знаете ли вы, какой нелёгкий путь прошло маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

Давай рассмотрим всё с самого начала. Об этом-то как раз начинается рассказ…

Прежде всего, землю на полях пашут плугом.


Слайд № 2

Плуг — это сельскохозяйственный инструмент для обработки почвы. Основная его задача — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, делает почву более мягкой и податливой, облегчает посев

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Загрязнение окружающей среды и её охрана" 5 класс

Затем землю боронят.


Слайд №3

Борона́ — сельскохозяйственный инструмент для обработки почвы. Боронование защищает землю от высыхания, выравнивает её поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки.

В разрыхлённую землю засевают семена.


Слайд №4

Начинается посев. Сеялка — машина для равномерного посева семян в почву. До изобретения сеялки семена просто разбрасывали руками. При этом они распределялись неравномерно, что приводило к более низким урожаям.

Благодаря солнцу и дождю семена дают всходы, созревает урожай.


Слайд №5

Посмотри, как красиво изобразил поля русский художник Шишкин И. И.


Слайд № 6

После созревания урожая начинается жатва.


Слайд № 7

В прошлом колоски срезали серпом. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия.

Собранные колоски били цепом, чтобы отделить зёрна от колосков.


Слайд № 8
Цеп — это орудие, состоящее из двух подвижно связанных концами палок. Длинная часть служила рукояткой, а короткой били по зёрнам. Этот процесс назывался «молотьба».

А в настоящее время и жатва, и молотьба выполняется с помощью комбайна.

Слайд № 9

Очищенное зерно на грузовиках привозят на элеваторы.


Слайд № 10

Элеватор — это сооружение для хранения больших партий зерна.

Далее зерно нужно перемолоть в муку.


Слайд № 11

Это делается на мельницах. Раньше широко использовались ветряные и водяные мельницы. Ветряные мельницы работали за счет того, что ветер раскручивал винт, попадая на его крылья. А колесо водяной мельницы раскручивала вода, которая текла на него сверху из плотины. Сейчас используются электрически мельницы

Из разной крупы получается разный по вкусу хлеб. Посмотри на колоски и зёрнышки разных круп.


Слайд № 12,13,14,15

Ученик 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

Ученик 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Ученик 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Ученик 4-й. А 4–5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Слайд №16

В хлебопекарнях из муки и воды замешивают тесто, придают ему нужную форму и запекают в печи. Во многие сорта хлеба добавляют разрыхлитель (дрожжи) и специи. Профессия человека, который печет хлеб, называется пекарь.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Булка”

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Подлежащие с глаголом can»

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ее гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Вы кто такой? — спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я-пекарь! — человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.


Воспитатель: Нет ничего горше и обиднее, чем боль и обида, нанесенная хлебу. Кто не ценит хлеб, тот не уважает людей и уже только потому не достоин уважения сам, кем бы он ни был.


Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб — это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорят:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».



Слайд №17

Затем хлеб попадает на прилавки магазинов, а уже оттуда на наш стол. Хлеб можно видеть белый, серый, черный.


Слайд №18

На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на “один укус”, герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда.


Слайд №19,20,21

Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.

В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм”.
(Рождественский Р)

Воспитатель: А мы бережем, ценим хлеб? Подсчитано, что если за один день человек не доест и выбросит всего 50 г хлеба, то это в год составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Хлеба к обеду в меру бери

                Хлеб – драгоценность

                Им не сори!


— А как вы относитесь к хлебу в столовой? (рассуждение детей). Так какой же вывод мы делаем? (надо беречь хлеб)

Давайте прочитаем правила поведения с хлебом.

Слайд №22

1. Не бери лишнего хлеба.

                 2. Не оставляй крошки на столе.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Давление. Единицы измерения"

                 3. Не играй с хлебом.

                 4. Не выбрасывай хлеб.

                 5. Не относись неуважительно к хлебу.

6. Хлебом дорожи настолько,

Чтобы знал и класс твой весь.

Постарайся брать лишь столько,

Сколько можешь сразу съесть!


7.Хлеб береги, съедай меня до крошек,

Ведь я взращён трудом людей хороших!



А что можно сделать с остатками хлеба? (сухари, гренки, испечь пирог, накормить птиц)

  Сколько загадок, пословиц, поговорок сочинил русский народ о хлебе!

Давайте проведем игру « Собери пословицу».

Слайд №23,24

Земля — матушка, а хлеб — батюшка.

Хлебушко — калачу дедушка

Хлеба ни куска,  так в тереме тоска.

Без золота проживешь, без хлеба нет.

Без печки холодно —  без хлеба голодно.

Не будет хлеба —  не будет и обеда.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Пот на спине — так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались

Каравай хлеба не свалится с неба.

Без хлеба сыт не будешь.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Плох обед, коль хлеба нет.

Хлебушко — от земли, силушка — от хлеба.

Воспитатель: Эти пословицы определяют роль хлеба в нашей жизни.

Цени, уважай и береги хлеб, ведь в нем — человеческая мудрость. Помни всегда и везде:


Хлеб — это судьба народа,

    Хлеб — это судьба страны.


У народа есть слова

«Хлеб – всему голова!»




 Итог занятия.

— О чем мы сегодня говорили? А почему мы говорили о хлебе?

— Что мы взяли для себя? О чем будем помнить?

Слайд №25,26

1 ученик

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.


2 ученик

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

— Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

( дети вручают гостям хлеб-соль)




Воспитатель: И так, ребята, наше занятие закончено. Вы все приняли очень активное участие. Берегите хлеб. Он очень трудно дается. Хлеб также дорог, как и сама жизнь.


Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного,

Чтоб к хлебу относился ты с любовью.

Ведь люди, чтобы ты имел его,

За хлеб платили собственною кровью.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы



  1. Бакалдин В.В. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. — Краснодар: «Краснодарское книжное издательство», 2009.

  2. Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. – Барнаул: «Алтайское книжное», 2007.

  3. Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. – М.: «Детская литература», 2009.

  4. Федоров М.А. Юному хлеборобу.- М.: «Россельхозиздат», 2008.

  5. https://www.rusarticles.com/

  6. https://www.hlebmash.ru/o_hlebe_nasush.htm



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: