Конспект урока для 6 класса на тему «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5 с углубленным изучением иностранных языков»

Г. Новочебоксарск.






Урок географии в: 6 классе


Тема: Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.











подготовила

учитель географии


Ефимова Галина Борисовна











Новочебоксарск 2010










Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.


Цель урока: 1. Выяснить причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров.

2. Показать как люди используют их..

3. Продолжить формирование умения работать с картой.


Оборудование: физическая карта мира, презентация « Вулканы», атласы, учебники.


На доске: карта, схема « Классификация вулканов», названия вулканов.


Ход урока.


Проверка знаний, умений и навыков.


  1. Какие движения земной коры вы знаете?

  2. Что такое землетрясение?

  3. Как называется место разрыва и смещения горных пород? ( очаг).

  4. Участок земной поверхности над очагом называется…

  5. Как определяется сила землетрясения?

  6. К каким последствиям могут привести землетрясения силой 1,3,7,10 баллов?

  7. А. М. Горький описывает землетрясение в Италии: « земля гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины – как будто в глубине проснулся и ворочался дремавший червь. Люди и камни смешиваются в кучи, и все чаще, все сильнее дрожат и рушатся дома, церкви…» Ребята, определите силу землетрясения в баллах.

  8. Как нужно вести себя при землетрясении?

  9. Какие дома нужно строить в местах землетрясений?



Новый материал.


Землетрясения нередко являются предвестниками грозного и величественного явления _ извержения вулкана. Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре.


Слайд « тема урока»


Тема нашего урока « Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»


Открываем тетради и записываем тему урока.


Слайд 2 « Сегодня перед нами стоят задачи…»


Слайд « Эпиграф урока»


Учитель: В древнегреческой мифологии говорится, что под землей жил бог кузнечного дела, бог огня – Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство и оттуда вырывается огонь, дым. Все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. Мы знаем, что с глубиной температура повышается. Известно, что любое вещество при высокой Т может оставаться в твердом состоянии только при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, во время землетрясения. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождаются вулканы.


Слайд « Извержение вулкана»


Вулкан – это гора с углублением на вершине, через которое изливается лава, выходят пепел, газы.


Учитель: Как же устроен вулкан?


Слайд « Строение вулкана»


Открываем учебник на стр. 49, рис. 31.(Этот же рисунок на слайде)

Ребята, что мы видим на переднем плане?

Что имеет вулкан в отличие от других гор?


  1. Очаг магмы, где накопилась энергия.

  2. По трещине – жерлу под давлением поднимается магма. Может быть несколько жерл.

  3. Магма достигает кратера – чашеобразного отверстия, теряет пепел, газы, превращается в лаву.

  4. Лава стекает по склонам.


Лава может быть более жидкой и более вязкой.


Слайд «Конический вулкан»

Такой тип вулканов образует более вязкая лава.

Слайд «Щитовой вулкан»

Такой тип вулканов образует лава более жидкая.


Учитель: а может ли образоваться вулкан на ровном месте?

Мы это узнаем из текста учебника стр.49 пункт 2 – весь абзац читаем вслух.


Слайд» Вулканы на земном шаре»

Учитель: Вулканов много, но все они разные по времени действия.

Вы сейчас составите классификацию вулканов. Начало на доске.

Работаем с текстом учебника пункт 3 стр. 50.


Учитель: Какие три типа вулканов вы узнали?


Слайд « Классификация вулканов» — что такое действ. вулканы?

— что такое потухшие вулканы?


Учитель: Ребята, я сейчас покажу вулканы, вы их сразу находите в атласе и записываете, продолжая схему.


Слайды: «Килиманджаро»

«Эльбрус»

«Казбек»

«Вулканы уснувшие»



Учитель: Мы знаем, что вулканы могут находиться и на суше и в океане.

Как вы думаете,где больше вулканов- на суше или в океане?

Почему в океанах?

Особенно много вулканов в Тихом океане и на его побережье.


Слайд» Огненное кольцо»


Учитель: Почему извержение вулканов – грозное явление природы? (пепел, газы, лава).

Извержение вулкана всегда поражает своей мощью, грозной силой. Извержения могут приводить к катастрофическим последствиям.


Слайд» Карта Помпеи, Геркуланума»


Такая катастрофа произошла 24 августа 79 г. н.э., когда в результате извержения Везувия, проснувшегося вулкана, погибли 3 города – Помпеи, Геркуланум и Стабия.


Слайд» Везувий» и сразу Слайд «Последний день Помпеем»


Ученый Плиний Младший писал: « дома качались от частых продолжительных толчков. Под открытым небом было страшно стоять под градом падающих кусков пемзы… Мы видели, как море втягивается в себя же, а земля содрогалась, как бы отталкивая его от себя.… Из Везувия вырывались широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня…»


А. С. Пушкин писал:

« Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя,

Широко развивалось, как боевое знамя.

Земля волнуется- с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом

Толпами стар и млад, бежит из града вон»


Извержение продолжалось 2 суток.


Слайды «Раскопки Помпеи»


Учитель: В местах распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.


О горячих источниках и гейзерах рассказывают 2 ученика


Слайды «Гейзеры»


Учитель: А как бы вы использовали горячие источники?


Есть такая наука – вулканология. Ученые – вулканологи изучают вулканы.


Для чего изучают вулканы?

  1. Предсказывать извержения.

  2. Изучать внутреннее строение Земли.

  3. Узнать об образовании полезных ископаемых.


Учитель: Почему люди не оставляют эти опасные места?


Итак, мы сегодня узнали о грозном явлении – извержении вулканов и удивительных творениях природы — гейзерах.


Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.


Отвечать только да или нет.


  1. Чашеобразное отверстие на вершине вулкана — кратер.

  2. Вулканов больше на суше.

  3. По склонам вулканов стекает магма.

  4. Горячий источник воды — гейзер.

  5. Трещина в земной коре, по которой поднимается магма – жерло.


Слайд для проверки


Слайд «Что лишнее»


Слайд «Координаты»


Учитель: после этих небольших заданий вы можете сказать насколько усвоили материал.


Слайд: « Домашнее задание»


Оценки за урок.








Список используемой литературы:

  1. Т.П.Неклюкова, Н.П.Неклюкова. Учебник географии «Начальный курс географии». Дрофа 2008г.

  2. Н.Кэлдер «Беспокойная Земля». «Мир», Москва ,1975г.




Свежие документы:  Тема урока: «Климатические пояса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: