Конспект урока для 8 класса «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»


Технологическая карта урока


Предмет: Физическая география России Класс: 8

Базовый учебник: География России. Природа и население. Под ред. А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2010г

Тема урока: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Цель урока: Сформировать целостное представление о циркуляции атмосферы.

Задачи урока:

Образовательные

  • Сформировать знания у школьников об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

  • Выявить взаимосвязи атмосферных явлений и процессов на примере связи атмосферного давления, температуры, влажности, осадков в циклонах и антициклонах, их влиянии на погоду и климат.

  • Познакомить учащихся с синоптической картой.

Развивающие

  • Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, работать с текстом и рисунками учебника, таблицами, схемами, картами, синоптическими, климатическим картами.

Воспитательные

  • Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика, воспитывать уважение, интерес к данным профессиям.


Тип урока : урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Необходимое оборудование : Мультимедийный учебник « География России. Природа 8 класс» ( электронное учебное издание на CD), учебник, презентация, физическая и климатическая карта России, контурная карта, рабочие тетради к учебнику ,раздаточный материал.




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент (1 мин)





Проверка д.з. (7мин)

1.Подготовить обучающихся к работе

2.Положительный настрой на урок



Какую тему ребята ,вы изучили на прошлом уроке?

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест



Ответ: «Климат. Циркуляция воздушных масс.»


К






Р,Л,П










Что мы вначале должны сделать сегодня?

Ответ: Повторить полученные знания.

Я предлагаю тестовое задание, выдаю листы на парты

( тест прилагается, см. приложение № 1), инструктирую, как выполнить тест, озвучиваю шкалу оценки (на слайде).

  • Предлагаю проверить свои решения (демонстрирую ответы на тест и оценки)

  • Задаю вопрос: Какие вопросы вызвали

затруднения? Почему?


отвечают на вопросы теста







Сверяют ответы ,выставляют оценки, задают уточняющие вопросы, выделяют наиболее трудные, в которых больше всего было допущено ошибок.


2.

Актуализация знаний (2 мин)


Задаю вопросы (ставлю проблему):

1.Почему погода может измениться в течение дня?

2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?

К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.



Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы

1.Из-за движения воздушных масс.

2.Рассказ учащихся о различных способах. ( В конце урока ,подводя итог дети говорят о том, что самый эффективный из них – воспользоваться синоптической картой.

С помощью синоптических карт можно показать сложность происходящих в тропосфере процессов и явлений формирующих погоду. Однако, она нужна не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться.)






К,Р,П

3.

Постановка темы, цели урока (3 мин)

-Ежедневно вы смотрите телевизионный прогноз погоды , который сопровождается синоптической картой,

— Со всеми ли понятиями, условными знаками вы знакомы?

-Как будет называться тема урока сегодня?


-Как вы думаете какую цель и задачи мы поставим на уроке? А зачем нам это знать?


-И для того чтобы понимать всё выше сказанное необходимо овладеть определенными знаниями и навыками, что мы сегодня и будем делать

Слайд Тема урока.


Отвечают, ставят цель, задачи

Тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Цель : продолжить изучать закономерности циркуляции воздушных масс.

Познакомиться с новыми понятиями : атмосферный фронт, циклон, антициклон, их влиянием на погоду.



П,К,Л,Р

4.

Усвоение новых знаний (13мин)

1.Рассказ.

-Очень часто в метеосводках вы слышите об атмосферных фронтах, движение которых меняет погоду. Что такое атмосферный фронт, попробуйте сказать своими словами. А как дано это понятие в учебнике? А есть ли другие определения этого понятия (Где можно посмотреть?)

Показ слайда.





Отвечают ,дают понятия

Смотрят слайд, записывают в тетрадь понятие.


Л,П,Р,К

Атмосферный фронт-переходная зона ,разделяющая различные воздушные массы.

— Чем различаются по своим физическим свойствам воздушные массы?


Слайд (климатическая карта России).Какие атмосферные фронты вы видите ,какими в.м. они разделены?

— Где расположены атмосферные фронты над территорией России летом?
— Где расположены арктические фронты зимой?
— В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой? По какой причине?






А как же изменяется погода при движении атмосферных фронтов? Найдите соответствующую информацию и исправьте ошибки на слайде.

Слайд Исправь ошибку. Проверяем записи , зачёркиваем лишнее, исправляем ошибки.

Просмотр анимации «Холодный и тёплый фронт».






Ответ: могут быть холодными, тёплыми, влажными ,сухими.

Ответ:

-Арктический и полярный.Арктический между арктическими и умеренными воздушными воздушными массами. Полярный между умеренными и тропическими воздушными массами. Зимой располагается южнее границ России. Оба фронта зимой сдвигаются к югу за «видимым движением Солнца». Отвечают, анализируют карты


Ответ: Исправляют ошибки, объясняют явления.

















5.








































Динамическая пауза(2 мин)


















С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.

2.Сравните и заполните таблицу отличия атмосферных фронтов. Проверяем правильность ответа на слайде (таблица)(Приложение 2)


3. Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).

(Приложение 3)



Смотрим видео циклоне и антициклоне.


Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение.

Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока.


В чём вам может помочь характеристика прохождения циклонов и антициклонов?


4.Прогноз погоды синоптики составляют по синоптическим картам. На них наносятся сведения о погоде за один и тот же час по данным различных метеостанций. Состояние погоды показывается условными знаками и цифрами.

( Сообщение обучащегося).

СЛАЙД Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление)
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).



Заполнение таблицы в ходе беседы, работы с учебником, рисунками . (Таблица 1)



Обучающиеся читают всю информацию о циклоне в учебнике на стр.79-80 и раздаточном материале отвечают на вопросы, исправляют ошибки, зачёркивают лишнее.



Физкультминутка. Изображают циклон, антициклон.








Ответ: В прогнозе погоды.

Слушают




Сообщение обучающегося.



































Л,Р,П

5.















6.



7.














8.

Закрепление материала( 6мин)














Подведение итогов (2 мин)


Рефлексия(2мин)













Домашнее задание (1 мин)

Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.)







Ответ на проблемный вопрос ,поставленный в начале урока.


Оцените себя на уроке:

1.Сегодня на уроке было интересно…

2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

3.Мне было легко…

3.Мне было сложно…

4.Я работал на уроке….

5.О том, что я узнал(а),я расскажу…

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?


Пар.11 стр. 73-80, ответить на вопросы(2-3) после параграфа на выбор.


Работают в 4 микрогруппах обучающиеся ,изъявившие желание выполнить задание. Остальные обучающиеся определяют по стихотворению и слайдам атмосферное явление.











Отвечают на проблемный вопрос.




Оценивают себя, аргументируют оценку свою и других одноклассников.








Записывают д.з.

П,К,Р















П,Р,Л


Л,Р,П,К


Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Do you know Miss Manners?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: