Конспект урока географии «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России» для 6 класса


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида









Конспект урока географии

«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России»

6 класс






Выполнила: учитель географии Дедюхина Т.Н.





Березники, 2012 г.

Цели урока:


  1. Коррекционно-образовательная

    1. Закрепить представления учащихся:

а) о морях Северного Ледовитого океана;

б) о поверхности нашего края (равнины и горы).

2. Сформировать первоначальные представления о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в России; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.

  1. Коррекционно-развивающая

Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся через закрепление умения анализировать, обобщать и сопоставлять; устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

  1. Коррекционно-воспитательная

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране на

основе показа многочисленных месторождений

полезных ископаемых.

  1. Здоровьесберегающая

1. Развивать субъектность учащихся через развитие способности к целеполаганию, воли, рефлексии.

2. Профилактика нарушения осанки и зрения.



Оборудование: жетоны, мультимедийный проектор, экран, диск «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых», сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4; физическая карта России, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки для самостоятельной работы трёх уровней трудности, карточка со словом месторождение.


План урока



  1. Оргмомент 3 минуты

  1. Актуализация знаний 10 минут

  1. Выведение учащимися

темы и целей урока 3 минуты

4. Физминутка 3 минуты

(Гимнастика для укрепления позвоночника,

упражнение «Обезьяна»)


5. Изучение нового материала 8 минут

6. Физминутка

(Комплекс упражнений для глаз) 3 минуты


7. Закрепление пройденного материала 7 минут

8. Итог урока 3 минуты

9. Рефлексия 5 минут



Ход урока


Этапы урока

Содержание работы учителя

Содержание работы ученика

Примечания

  1. Оргмомент.

(3 минуты)


















  1. Актуализация знаний.

(10 минут)





2.1. Мотивация учебной деятельности.










2.2 Фронтальная беседа.






















2.3 Самоконтроль


























2.4 Проблемный вопрос




Самоконтроль

























Самоконтроль





2.5 Подведение итогов этапа








3. Выведение учащимися

темы и целей урока.

(3 минуты)



























4.Физминутка

( 3 минуты)


















5.Изучение нового материала.

(8 минут)

5.1 Рассказ учителя









5.2 Работа с физической картой.

































































6.Физминутка

(3 минуты)

Комплекс упражнений для глаз.
























7. Закрепление пройденного материала.

( 7 минут)

7.1 Самостоятельная работа





7.2 Самопроверка.








8. Итог урока.

(3 минуты)













9. Рефлексия.

(5 минут)










Учитель настраивает учащихся на урок.

-В начале урока, чтобы настроиться на хорошую работу, выполним упражнение «Ухо-нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а провой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Упражнение «Змейка»: скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе, подвигайте указательным пальцем правой руки. Палец должен двигаться точно и четко. Проделать работу с каждым пальцем поочерёдно.


-Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Мы уже прошли темы: Сухопутные и морские границы. Острова и полуострова. Поверхность нашей страны.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете после того, как повторим пройденный материал.

-За каждый правильный ответ вы получите жетон. Если наберёте больше 7 жетонов, то получите оценку-5; от 5 до 7 жетонов- 4; до 4 жетонов-3.

-Один ученик будет выполнять работу индивидуально (задание смотрите в приложении)

Вопросы к слайду №1:

-Что объединяет все эти моря? (показывает слайд презентации №1)

Раздаёт жетоны



— Какие моря вы бы ещё добавили?


Раздаёт жетоны.

Почему?


Раздаёт жетоны.

-Для ответов на следующие вопросы вам понадобятся сигнальные карточки. Приготовьте сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.


-Определите, по какому признаку одно из них лишнее?

Даёт жетон.


-Почему Баренцево море зимой не замерзает?


-Проверим ответ. (Открывает слайд №2).






Вопросы к слайду №3:

1. Какая из равнин находится в Европейской части нашей страны?








2. Это одна из самых больших низменностей на Земле. Здесь образуется очень много болот.



Раздаёт жетоны


3. Почему здесь образуется много болот?




Проверим ответ. (Открывает слайд №4).






Раздаёт жетоны

Вопросы к слайду №5:

1.Какая из горных систем самая высокая в России?



Раздаёт жетоны.

2. По каким горам проходит граница между Европой и Азией?


Раздаёт жетоны.


3. Чем покрыты вершины гор: Кавказа, Алтая, Саян?


-Почему?



Проверим ответ. (Открывает слайд №6).



Раздаёт жетоны.

(Подводит итог.) Посчитайте количество ваших жетонов. Поднимите руку те ученики, которые набрали 8 жетонов,6 жетонов.

5 жетонов и т.д.

Отмечает самых успешных.

За индивидуальную работу выставляется оценка.

-Для того, чтобы узнать тему урока, расшифруйте слова (задание на доске):

л е н о п з ы е

к п а и с о е м ы е


-Тема нашего урока связана с данными словами и будет звучать так: (открывает слайд №7 ) и читает:

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.


-Что такое полезные ископаемые, вы уже знаете.

-А что такое месторождение?



-На уроках биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства.

Сегодня на уроке вы узнаете:

какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;

познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых;

узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.


-Но сначала давайте отдохнём.

Для этого выполним упражнение «Обезьяна».

Встаньте, поставьте ноги на ширину плеч, присядьте и подпрыгните несколько раз как можно выше. Представьте, что вы срываете с дерева бананы, для этого весело попрыгайте по классу, при этом можно сколько угодно корчить рожи и громко кричать.

Встаньте и со всей силой начните себя бить кулаками в грудь. Теперь на краешек стула, скрестите ноги, положите руки на живот и немного посидите в таком положении до тех пор, пока дыхание не успокоится, сердце перестанет сильно биться.


-Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место.

-Главные природные богатства нашей страны – нефть и природный газ.

По добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире, а по добыче природного газа – 1 место в мире.


Рассмотрите физическую карту России и скажите, какими условными знаками обозначается нефть и газ?


-Рассмотрите карту и скажите, где сосредоточены условные знаки нефти и газа?




-Значит, Западно-Сибирская равнина – крупнейшее в России месторождение нефти и газа. Отметим это место на физической карте карточкой «нефть и газ» (прикрепляет карточку на физическую карту России).


-Рассмотрите карту и скажите, где находится месторождение каменного угля?

Прикрепляет карточки «каменный уголь» на месторождения каменного угля на физической карте.


-Где находится крупнейшее месторождение железной руды?



Прикрепляет карточку «железная руда»


-Где находится крупнейшее месторождение калийной соли?



Прикрепляет карточку «калийная соль» на физическую карту.

-Кто из вас видел условный знак калийной соли в нашем городе?


-Почему кристалл калийной соли имеется на гербе г. Березники?


-Где находится крупнейшее месторождение алмазов?



Прикрепляет карточку с названием полезного ископаемого на физическую карту.


-Где находится крупнейшее месторождение золота?

Прикрепляет соответствующую карточку на физическую карту России.


-А теперь посмотрите на карту и скажите, богата ли наша страна полезными ископаемыми?



-Для того, чтобы продолжить работу дальше, давайте отдохнём и проведём разминку для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно, считая до пяти.

  2. Крепко зажмурить глаза (считая до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти).

  3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 5-6.

  5. Проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.



Самостоятельная работа.

-А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно.

( Предлагает учащимся на выбор задания трёх уровней трудности: низкий уровень – оценка «3», средний – «4», высокий уровень — «5») (задания в приложении)

-Чтобы проверить ваши работы, рассмотрите последний слайд, где нужно соединить стрелками полезные ископаемые с соответствующим местом добычи.




-Что нового узнали на уроке?




-Давайте подсчитаем количество жетонов, которое получил каждый из вас в течение всего урока.


Выставляет оценки.






-А теперь узнаем, что показалось сложным, или, наоборот, простым при изучении этой темы. Для этого дополните начатые предложения:

Сегодня я понял…

Самым трудным показалось…

Самое интересное…

Я вел себя…



Выполняют упражнения.



































Ответы детей:

Все эти моря относятся к Северному Ледовитому океану.



-Можно добавить моря Карское и Лаптевых.


-Эти моря тоже относятся к Северному Ледовитому океану.







Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ:

-Лишнее море Баренцево, т.к. зимой оно не замерзает.

-С запада заходит в море тёплое Северо-Атлантическое течение, поэтому оно не замерзает.

Читают слайд №2









Поднимают карточку с цифрой1 и объясняют ответ:

-В Европейской части нашей страны находится Восточно-Европейская равнина.






Поднимают карточку с цифрой 2 и объясняют ответ:

Западно-Сибирская равнина – одна из самых больших низменностей на Земле.



Ответы учащихся:

-Она имеет ровную поверхность, поэтому дождевая вода застаивается. А если дождевая вода застаивается, то образуются болота.


Читают слайд №4







Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ:

-Самая высокая горная система в России – Кавказ.


Поднимают карточку с цифрой 2:

-Границей между Европой и Азией служат Уральские горы.



-Вершины этих гор покрыты снегом и льдом.


-Высоко в горах низкая температура, значит, на вершинах вечные снега.

Читают слайд №6





Подсчитывают жетоны.


Поднимают руку.







Учащиеся расшифровывают название темы:

-Здесь зашифрованы слова: полезные ископаемые.






Тему записывают в тетрадь.




Ответы учащихся:

-Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.

















Выполняют упражнения.


































Показывают условные знаки нефти и газа на физической карте и отвечают:

-Больше всех таких условных знаков на Западно-Сибирской равнине.









Ответы учащихся:

-Месторождение каменного угля находится на юге Сибири, северо-западе Урала, у реки Дон.





Ответы учащихся:

-Крупное месторождение – около города Курск, на Кольском полуострове, на Урале.




Ответы учащихся:

-Крупнейшее месторождение калийной соли находится на Урале, в городе Соликамске.



Ответы учащихся:

-Условный знак калийной соли есть на гербе нашего города.

Ответы учащихся:

-В нашем городе имеется крупное месторождение калийной соли.

Ответы учащихся:

-Крупнейшее месторождение алмазов находится в Сибири, в Якутии.





Ответы учащихся:

-Крупнейшее месторождение золота находится в Сибири.




Ответы учащихся:

-Наша страна богата полезными ископаемыми.





Выполняют упражнения.


Индивидуальная работа:

Ученик, страдающий астигматизмом, самостоятельно выполняет упражнение «Нитка жемчуга». (Ребёнок сначала смотрит на самую отдалённую бусинку, затем на ближайшую, несколько раз проводит взглядом вперёд-назад по шнурку.)















Письменно выполняют задания.










Выполняют задание, проверяя себя.







-Сегодня на уроке мы познакомились с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых.


Подсчитывают жетоны.









(Дополняют данные предложения)



Упражнения направлены на развитие межполушарных связей.

Цель: настроить учащихся на активную работу на уроке.






















Ученик выполняет работу по карточке



Слайд №1

Моря –

  1. Баренцево

  2. Восточно-Сибирское 3.Японское

4. Белое.


















Слайд №2

С запада тёплое Северо-Атлантическое течение, значит,

море зимой не замерзает.



Слайд №3

1.Восточно-Европейская равнина, 2.Западно-Сибирская равнина, 3.Средне-Сибирское плоскогорье.


















Слайд №4

Ровная поверхность, значит

дождевая вода застаивается и

образуются болота


Слайд №5

1.Кавказ, 2. Урал, 3. Алтай, 4. Саяны.














Слайд №6. Низкая температура, значит, на вершинах

вечные снега.
















Слайд №7

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.





















Весёлая гимнастика для укрепления позвоночника, основанная на Китайском искусстве движений Кун Фу, Тай-цзи и Цигун.)

(идёт 17 минута урока)

Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.














Учащиеся работают с атласами и демонстрационной физической картой России.




































Связь с жизнью.

























(Идёт 28 минута урока)

Этот комплекс укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

Упражнение выполняется в среднем темпе, 1-2 раза.









По мере выполнения заданий учитель проверяет работы и раздаёт жетоны.






Учащиеся ещё раз проговаривают названия полезных ископаемых и соответствующие места добычи.

Слайд №8 «Проверь себя»















Незаконченные предложения записаны на доске.


Приложение

Задания для закрепления нового материала по теме

«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России».

На оценку – «3»

(Низкий уровень трудности) Даются в конверте названия полезных ископаемых (каждое название на отдельной карточке) и условные знаки полезных ископаемых (каждый знак на отдельной карточке). Нужно каждому условному знаку подобрать соответствующее название.

На оценку – «4»

(Средний уровень трудности)

1. Вместо условных знаков вставь слова.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Западно-Сибирская равнина занимает ведущее место по запасам_________________________________________________ .

В районе города Курска, на Кольском полуострове находится месторождение___________________________________ .

Около города Соликамска открыты запасы_______________________________________ .

На юге Сибири, на северо-западе Урала (у города Воркуты), на юге России (у реки Дон) находится крупное месторождение ____________________________________ .

В Сибири, в Якутии, добывают самые драгоценные камни ________________________ .

На северо-западе России добывают ______________________________

На оценку – «5»

(Высокий уровень трудности)


  1. Заполни таблицу:


Название полезных ископаемых

Условный знак

Место добычи

Использование

Природный газ, нефть





Каменный уголь





Железная руда





Калийная соль





Мрамор, гранит






Слова для справок: г. Курск, Кольский п-ов;

Северо-запад России;

Юг России, северо-запад Урала;

Западно-Сибирская равнина;

г. Соликамск.


Свежие документы:  Статья на тему "«Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и обучающегося»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: