Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида
Конспект урока географии
«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России»
6 класс
Выполнила: учитель географии Дедюхина Т.Н.
Березники, 2012 г.
Цели урока:
Коррекционно-образовательная
Закрепить представления учащихся:
а) о морях Северного Ледовитого океана;
б) о поверхности нашего края (равнины и горы).
2. Сформировать первоначальные представления о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в России; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.
Коррекционно-развивающая
Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся через закрепление умения анализировать, обобщать и сопоставлять; устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Коррекционно-воспитательная
Воспитывать чувство патриотизма к своей стране на
основе показа многочисленных месторождений
полезных ископаемых.
Здоровьесберегающая
1. Развивать субъектность учащихся через развитие способности к целеполаганию, воли, рефлексии.
2. Профилактика нарушения осанки и зрения.
Оборудование: жетоны, мультимедийный проектор, экран, диск «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых», сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4; физическая карта России, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки для самостоятельной работы трёх уровней трудности, карточка со словом месторождение.
План урока
Оргмомент 3 минуты
Актуализация знаний 10 минут
Выведение учащимися
темы и целей урока 3 минуты
4. Физминутка 3 минуты
(Гимнастика для укрепления позвоночника,
упражнение «Обезьяна»)
5. Изучение нового материала 8 минут
6. Физминутка
(Комплекс упражнений для глаз) 3 минуты
7. Закрепление пройденного материала 7 минут
8. Итог урока 3 минуты
9. Рефлексия 5 минут
Ход урока
Содержание работы учителя | Содержание работы ученика | Примечания | |
(3 минуты)
(10 минут) 2.1. Мотивация учебной деятельности. 2.2 Фронтальная беседа. 2.3 Самоконтроль 2.4 Проблемный вопрос Самоконтроль Самоконтроль 2.5 Подведение итогов этапа 3. Выведение учащимися темы и целей урока. (3 минуты)
4.Физминутка ( 3 минуты) 5.Изучение нового материала. (8 минут) 5.1 Рассказ учителя
5.2 Работа с физической картой.
6.Физминутка (3 минуты) Комплекс упражнений для глаз.
7. Закрепление пройденного материала. ( 7 минут) 7.1 Самостоятельная работа
7.2 Самопроверка.
8. Итог урока. (3 минуты)
9. Рефлексия. (5 минут)
| Учитель настраивает учащихся на урок. -В начале урока, чтобы настроиться на хорошую работу, выполним упражнение «Ухо-нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а провой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. Упражнение «Змейка»: скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе, подвигайте указательным пальцем правой руки. Палец должен двигаться точно и четко. Проделать работу с каждым пальцем поочерёдно.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Мы уже прошли темы: Сухопутные и морские границы. Острова и полуострова. Поверхность нашей страны. -Тему сегодняшнего урока вы узнаете после того, как повторим пройденный материал. -За каждый правильный ответ вы получите жетон. Если наберёте больше 7 жетонов, то получите оценку-5; от 5 до 7 жетонов- 4; до 4 жетонов-3. -Один ученик будет выполнять работу индивидуально (задание смотрите в приложении)
Вопросы к слайду №1: -Что объединяет все эти моря? (показывает слайд презентации №1) Раздаёт жетоны
— Какие моря вы бы ещё добавили?
Раздаёт жетоны. Почему?
Раздаёт жетоны. -Для ответов на следующие вопросы вам понадобятся сигнальные карточки. Приготовьте сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
-Определите, по какому признаку одно из них лишнее? Даёт жетон.
-Почему Баренцево море зимой не замерзает?
-Проверим ответ. (Открывает слайд №2).
Вопросы к слайду №3: 1. Какая из равнин находится в Европейской части нашей страны?
2. Это одна из самых больших низменностей на Земле. Здесь образуется очень много болот.
Раздаёт жетоны
3. Почему здесь образуется много болот?
Проверим ответ. (Открывает слайд №4).
Раздаёт жетоны Вопросы к слайду №5: 1.Какая из горных систем самая высокая в России?
Раздаёт жетоны. 2. По каким горам проходит граница между Европой и Азией?
Раздаёт жетоны.
3. Чем покрыты вершины гор: Кавказа, Алтая, Саян?
-Почему?
Проверим ответ. (Открывает слайд №6).
Раздаёт жетоны. (Подводит итог.) Посчитайте количество ваших жетонов. Поднимите руку те ученики, которые набрали 8 жетонов,6 жетонов. 5 жетонов и т.д. Отмечает самых успешных. За индивидуальную работу выставляется оценка. -Для того, чтобы узнать тему урока, расшифруйте слова (задание на доске): л е н о п з ы е к п а и с о е м ы е
-Тема нашего урока связана с данными словами и будет звучать так: (открывает слайд №7 ) и читает: Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
-Что такое полезные ископаемые, вы уже знаете. -А что такое месторождение?
-На уроках биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства. Сегодня на уроке вы узнаете: какие полезные ископаемые добывают в нашей стране; познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых; узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.
-Но сначала давайте отдохнём. Для этого выполним упражнение «Обезьяна». Встаньте, поставьте ноги на ширину плеч, присядьте и подпрыгните несколько раз как можно выше. Представьте, что вы срываете с дерева бананы, для этого весело попрыгайте по классу, при этом можно сколько угодно корчить рожи и громко кричать. Встаньте и со всей силой начните себя бить кулаками в грудь. Теперь на краешек стула, скрестите ноги, положите руки на живот и немного посидите в таком положении до тех пор, пока дыхание не успокоится, сердце перестанет сильно биться.
-Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место. -Главные природные богатства нашей страны – нефть и природный газ. По добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире, а по добыче природного газа – 1 место в мире.
Рассмотрите физическую карту России и скажите, какими условными знаками обозначается нефть и газ?
-Рассмотрите карту и скажите, где сосредоточены условные знаки нефти и газа?
-Значит, Западно-Сибирская равнина – крупнейшее в России месторождение нефти и газа. Отметим это место на физической карте карточкой «нефть и газ» (прикрепляет карточку на физическую карту России).
-Рассмотрите карту и скажите, где находится месторождение каменного угля?
Прикрепляет карточки «каменный уголь» на месторождения каменного угля на физической карте.
-Где находится крупнейшее месторождение железной руды?
Прикрепляет карточку «железная руда»
-Где находится крупнейшее месторождение калийной соли?
Прикрепляет карточку «калийная соль» на физическую карту. -Кто из вас видел условный знак калийной соли в нашем городе?
-Почему кристалл калийной соли имеется на гербе г. Березники?
-Где находится крупнейшее месторождение алмазов?
Прикрепляет карточку с названием полезного ископаемого на физическую карту.
-Где находится крупнейшее месторождение золота? Прикрепляет соответствующую карточку на физическую карту России.
-А теперь посмотрите на карту и скажите, богата ли наша страна полезными ископаемыми?
-Для того, чтобы продолжить работу дальше, давайте отдохнём и проведём разминку для глаз.
Самостоятельная работа. -А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно. ( Предлагает учащимся на выбор задания трёх уровней трудности: низкий уровень – оценка «3», средний – «4», высокий уровень — «5») (задания в приложении)
-Чтобы проверить ваши работы, рассмотрите последний слайд, где нужно соединить стрелками полезные ископаемые с соответствующим местом добычи.
-Что нового узнали на уроке?
-Давайте подсчитаем количество жетонов, которое получил каждый из вас в течение всего урока.
Выставляет оценки.
-А теперь узнаем, что показалось сложным, или, наоборот, простым при изучении этой темы. Для этого дополните начатые предложения: Сегодня я понял… Самым трудным показалось… Самое интересное… Я вел себя… |
Выполняют упражнения.
Ответы детей: Все эти моря относятся к Северному Ледовитому океану.
-Можно добавить моря Карское и Лаптевых.
-Эти моря тоже относятся к Северному Ледовитому океану.
Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ: -Лишнее море Баренцево, т.к. зимой оно не замерзает. -С запада заходит в море тёплое Северо-Атлантическое течение, поэтому оно не замерзает. Читают слайд №2
Поднимают карточку с цифрой1 и объясняют ответ: -В Европейской части нашей страны находится Восточно-Европейская равнина.
Поднимают карточку с цифрой 2 и объясняют ответ: Западно-Сибирская равнина – одна из самых больших низменностей на Земле.
Ответы учащихся: -Она имеет ровную поверхность, поэтому дождевая вода застаивается. А если дождевая вода застаивается, то образуются болота.
Читают слайд №4
Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ: -Самая высокая горная система в России – Кавказ.
Поднимают карточку с цифрой 2: -Границей между Европой и Азией служат Уральские горы.
-Вершины этих гор покрыты снегом и льдом.
-Высоко в горах низкая температура, значит, на вершинах вечные снега. Читают слайд №6
Подсчитывают жетоны.
Поднимают руку.
Учащиеся расшифровывают название темы: -Здесь зашифрованы слова: полезные ископаемые.
Тему записывают в тетрадь.
Ответы учащихся: -Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.
Выполняют упражнения.
Показывают условные знаки нефти и газа на физической карте и отвечают: -Больше всех таких условных знаков на Западно-Сибирской равнине.
Ответы учащихся: -Месторождение каменного угля находится на юге Сибири, северо-западе Урала, у реки Дон.
Ответы учащихся: -Крупное месторождение – около города Курск, на Кольском полуострове, на Урале.
Ответы учащихся: -Крупнейшее месторождение калийной соли находится на Урале, в городе Соликамске.
Ответы учащихся: -Условный знак калийной соли есть на гербе нашего города. Ответы учащихся: -В нашем городе имеется крупное месторождение калийной соли. Ответы учащихся: -Крупнейшее месторождение алмазов находится в Сибири, в Якутии.
Ответы учащихся: -Крупнейшее месторождение золота находится в Сибири.
Ответы учащихся: -Наша страна богата полезными ископаемыми.
Выполняют упражнения.
Индивидуальная работа: Ученик, страдающий астигматизмом, самостоятельно выполняет упражнение «Нитка жемчуга». (Ребёнок сначала смотрит на самую отдалённую бусинку, затем на ближайшую, несколько раз проводит взглядом вперёд-назад по шнурку.)
Письменно выполняют задания.
Выполняют задание, проверяя себя.
-Сегодня на уроке мы познакомились с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых.
Подсчитывают жетоны.
(Дополняют данные предложения) |
Упражнения направлены на развитие межполушарных связей. Цель: настроить учащихся на активную работу на уроке.
Ученик выполняет работу по карточке
Слайд №1 Моря –
4. Белое.
Слайд №2 С запада тёплое Северо-Атлантическое течение, значит, море зимой не замерзает.
Слайд №3 1.Восточно-Европейская равнина, 2.Западно-Сибирская равнина, 3.Средне-Сибирское плоскогорье.
Слайд №4 Ровная поверхность, значит дождевая вода застаивается и образуются болота
Слайд №5 1.Кавказ, 2. Урал, 3. Алтай, 4. Саяны.
Слайд №6. Низкая температура, значит, на вершинах вечные снега.
Слайд №7 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Весёлая гимнастика для укрепления позвоночника, основанная на Китайском искусстве движений Кун Фу, Тай-цзи и Цигун.) (идёт 17 минута урока) Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.
Учащиеся работают с атласами и демонстрационной физической картой России.
Связь с жизнью.
(Идёт 28 минута урока) Этот комплекс укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода. Упражнение выполняется в среднем темпе, 1-2 раза.
По мере выполнения заданий учитель проверяет работы и раздаёт жетоны.
Учащиеся ещё раз проговаривают названия полезных ископаемых и соответствующие места добычи. Слайд №8 «Проверь себя»
Незаконченные предложения записаны на доске. |
Приложение
Задания для закрепления нового материала по теме
«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России».
На оценку – «3»
(Низкий уровень трудности) Даются в конверте названия полезных ископаемых (каждое название на отдельной карточке) и условные знаки полезных ископаемых (каждый знак на отдельной карточке). Нужно каждому условному знаку подобрать соответствующее название.
На оценку – «4»
(Средний уровень трудности)
1. Вместо условных знаков вставь слова.
Наша страна богата полезными ископаемыми. Западно-Сибирская равнина занимает ведущее место по запасам_________________________________________________ .
В районе города Курска, на Кольском полуострове находится месторождение___________________________________ .
Около города Соликамска открыты запасы_______________________________________ .
На юге Сибири, на северо-западе Урала (у города Воркуты), на юге России (у реки Дон) находится крупное месторождение ____________________________________ .
В Сибири, в Якутии, добывают самые драгоценные камни ________________________ .
На северо-западе России добывают ______________________________
На оценку – «5»
(Высокий уровень трудности)
Заполни таблицу:
Условный знак | Место добычи | Использование | |
Природный газ, нефть
|
|
|
|
Каменный уголь
|
|
|
|
Железная руда |
|
|
|
Калийная соль
|
|
|
|
Мрамор, гранит
|
|
|
|
Слова для справок: г. Курск, Кольский п-ов;
Северо-запад России;
Юг России, северо-запад Урала;
Западно-Сибирская равнина;
г. Соликамск.