Конспект урока географии на тему «Движение вод гидросферы»


Класс________ Дата_________


ТЕМА: Движение вод гидросферы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • расширить понятие гидросфера;

  • сформировать понятие о ветровых волнах их строении, причине возникновения, различиях по силе и т.д.; о волне цунами, о приливах и отливах, о течениях;

  • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся;

  • воспитывать эмоционально образное восприятие мира, природы и себя как ее части;

  • формировать духовность, нравственные качества человека;

  • развивать умения вычленять причинно-следственные связи, умение синтезировать и анализировать факты;

  • развивать познавательные способности, самостоятельность, творческого мышление учащихся, работать с различными источниками информации.

  • ХОД УРОКА:

Эта

пы урока

Деятельность учителя

Деятель-

ность ученика

1.

Моти

ваци

он

ный

1.АМД

Представьте, что вы стоите на высокой скале, а перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр видеосюжета, изображающего море.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Какие Ц и З поставим?

2.На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: как построена волна? Почему она возникает? Какие бывают волны? Почувствовать красоту, величие волны и полюбить ее.

Произнесите в полголоса слово волна. Вслушайтесь в него. Что вы слышите?

Какая картина возникает перед глазами?

Представьте вы всемогущие великаны. Дотроньтесь до волны. Какая она?

А теперь попробуйте ее на вкус?



ИМД

Выполнение теста, взаимопроверка






2.

Реализация

и

осозна

ние

новых знаний

1.АОЗ

Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде, о море, о гидросфере?

2. Изучение новой темы

Рассказ учителя мифа о Посейдоне. Давним давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живет царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди приносили ему в жертву осужденного за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого проведем несколько опытов

Опыт 1. Ученику предлагается подуть с разной силой на тарелку с водой.

На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что причиной является ветер, а следствием – волна. Выводы записываются в тетрадь.

Высота волны зависит от силы ветра.

Рассказ учителя. Существует несколько типов волн. Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На глубине образуются волны между слоями воды с разной температурой и соленостью. Тягун — это остаточные волны высотой до тридцати сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и разгрузку судов. Сейша — стоячая волна. В результате происшедшего где-то землетрясения в закрытом водоеме две три волны набегают друг на друга. Это явление часто встречается в Азовском море. По скорости волны бывают несколько видов. Слабый ветер — 1 м/с — поверхность воды не изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 мс – маленькие, короткие волны, бегущие параллельными рядами. Сильный ветер – исчезают правильные ряды, море беспорядочное, вихревые движения. Штормовой ветер — высокие волны бегущие параллельными рядами несущие большую энергию. При затихании ветра волны продолжают двигаться, превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие – это мертвая зыбь. В ней суда вязнут.

Анализ таблицы со шкалой силы волн.

Опыт 2 .Ученику предлагается закрытыми глазами из емкости вытащить только те камни, которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся записывают в тетрадь вывод, что волна имеет силу. Рассказ учителя. Главным врагом Посейдона является берег. Ударная сила волны может достигать сорока тонн на квадратный метр. В Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса сбросило двадцати тонную бетонную стену. В Шотландии на четыре метра сместилась дамба массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на 45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный метр.

Работа со схемой. По висящей на доске и в учебнике схеме строения волны назвать ее части.

-Человек пытается бороться с волной и использовать ее. Приведите примеры? (электростанции, волноломы, спорт, искусство и т.д.)

Опыт 3. Привести в движение всю массу воды в чаше. Какая сила в природе может это сделать?

— Что образуется?

— Почему цунами причисляют к стихийным бедствиям?

Самостоятельное чтение текста по заданию: определить третий вид движения воды, найти. причины.

Знакомство с течениями в океане по слайд-программе.

  • Что называют океаническим течением?

  • По какой причине возникают течения?

  • Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

  • Какие бывают виды течений?

2. Закрепление изученного: заполнить схему, пользуясь текстом учебника и материалами урока.











3. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

План описания течения

Ответы

Название

В каком океане находится

Где образуется

В каком направлении течет

Тип течения по температуре

 





Участие в игре «Географическое лото»






Работа с лабораторным оборудованием, проведение эксперимента, выводы




































Сам-ое заполнение схемы, озвучивание.

Рефлексия

Первичная проверка знаний

1) . (Тест)

1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:

т) притяжение вод Океана Луной;

а) ветер;

г) землетрясения.

2. Перемещается ли вода при волнении моря?

е) нет;

и) да.

3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем

б) волны меньше;

ч) волны крупнее.

4. Причина образования цунами:

а) ветер;

и) притяжение вод Океана Луной;

е) подводные землетрясения.

5. Где чаще всего происходят землетрясения?

д) на равнинах;

у) в горах;

н) в сейсмических поясах.

6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив

е) Берингов;

и) Бенгальский;

н) Гибралтарский.

7. Из перечисленных морей самое соленое

я) Средиземное;

и) Балтийское;

е) Красное.

— Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверяем ответы (Слайд 3).

У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ — отметка “5”

ТИЧЕНЕЕ“4”

ТИЧЕНЕЯ“3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*41.

— Закройте тетради и отложите их на край стола. В конце урока вы их сдадите.


1. Течение — это……

2. Течение возникает под действием ………..

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………

4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

  • теплые  

  • холодные  


  • Д/З: §41,42 По желанию

  • выпишите из книг художественное описание какого-либо течения, волн ветровых, цунами, приливной волны

  • пример использования течений людьми

  • нарисуйте рисунок течения или волн

  • сочините стихотворение о любом движении воды

  • составьте маршрут морского путешествия, используя течения.





Запись дом.задания.



Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: