Конспект урока географии на тему «Леса России»


Тема: «Леса России».

Цель:сформировать представление о лесной зоне.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, познакомить с растительным и животным миром.

  • Коррекционная:развивать логическое мышление, связную речь, активизация мыслительных процессов, памяти, развивать слуховое внимание, развивать внимание, наглядно – образное мышление

  • Воспитательная:воспитывать любовь к природе, животным, растениям.

  • Здоровьесберегающая:развитие крупной моторики тела.

Оборудование: карта природных зон России, демонстрационные предметные картинки, учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс 1 часть Москва Просвещение 2007,демонстрационные карточки со словами.



































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи к этапам

1 Орг. момент

2 мин.

Мы начинаем урок окружающего мира и девизом сегодняшнего урока будет выражение Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». Объясните это выражение.

Дети дают объяснение данным выражениям.

Развивать логическое мышление, связную речь.

2 Проверка домашнего задания

5 мин.

У вас на партах лежат листы. Переверните их. Это тест по пройденному на прошлом уроке материалу. Даю Вам 5 минут на выполнение данного задания.

Тест.

  1. Зона Тундры расположена…

А) севернее арктических пустынь;

Б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена…

А) на равнинах;

Б) на возвышенностях;

В) на горах.

3. В тундре…

А) ярко выражены все четыре времени года;

Б) длинная зима и жаркое лето;

В) длинная зима и короткое холодное лето.

4. Растения тундры…

А) высокие с мощными корнями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся…

А) верблюжья колючка, кактус, саксаул;

Б) кедр осина пальма;

В) карликовая ива, мох – ягель, черника.

6. В тундре обитают…

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, волки, лемминги;

В) верблюды, лошади, коровы.

7. Укажи верную цепь питания:

А) растения – лемминги – полярные совы;

Б) комары – полярные куропатки – песцы;

В) растения – кречеты – волки.

Дети отвечают на вопросы текста.

Активизация мыслительных процессов, памяти.

3 Введение в новую тему

2 мин

Прослушайте, пожалуйста, отрывок песни и попробуйте догадаться, о какой природной зоне пойдет речь сегодня на уроке.

Включить запись песниАды Якушевой «Я приглашаю вас в леса»

Правильно, сегодня мы будем говорить о следующей природной зоне нашей страны — это «Леса России».


Дети прослушивают первый куплет песни.

Дают ответ на вопрос учителя.

— Леса России.

Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление.

4 Объясне — ние нового материала

14 мин

Работа по карте природных зон России.

Посмотрите на карту России. Каким цветом на карте обозначена зона лесов?

На прошлых урокам мы знакомились с арктической зоной нашей страны, с тундрой. Скажите, дальше мы поедем путешествовать севернее или южнее тундры?

Правильно.

Нашу страну часто называют великой лесной державой. Скажите, почему? Действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.

В данной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре.

Тайга (прикрепить карточку со словом на доску).

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Сначала мы поговорим о деревьях менее требовательным к теплу. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна или как его называют в народе – кедр (прикрепить изображения деревьев на доску). Эти растения хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Все эти деревья можно назвать – хвойными. Почему?

Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима довольно холодная. Здесь тоже есть вечная мерзлота, правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с мощными корнями.

В тайге водятся замечательные животные. Одна из интересных таёжных птиц – кедровка(изображение на доску). На зиму она запасает для себя в различных укромных местах кедровые орехи. Часть орехов она потом не находит.

Как вы думаете, что с ними происходит? Верно. На новых местах они дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

Следующее животное тайги – это бурундук (изображение на доску). Посмотрите на него. На какое животное он похож?

Чем отличается от белки? Верно, и их там ровно пять.

Этот зверёк отлично лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшим деревом или пнём. Питается бурундук кедровыми орехами и семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые потом поедает после зимней спячки.

Ещё одно интересное животное – летяга (изображение на доску). На какое животное похож этот зверёк? Верно, летяга – родственница белки, по размерам чуть её меньше.

Скажите, почему её так назвали? Правильно, точнее сказать планировать между деревьями на расстояние до 40 – 50 метров. Роль крыльев неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.

Соболь (изображение на доску) – хищник. Его основная пища грызуны. Соболь предпочитает жить в темной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда – то соболя были многочисленны, но из – за красивого, дорогого меха их почти не осталось. Сохранись соболей, помогли заповедники.

Южнее тайги зима гораздо мягче. Здесь нет многолетней мерзлоты. Эти условия благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса (словарь).

Что значит смешанные леса? Верно, здесь смешались хвойные и лиственные деревья.

Ещё южнее раскинулись широколиственные деревья.

Что значит широколиственные?

Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

Назовите эти деревья.

К мелко лиственным относят… назовите деревья с мелкими листьями.



— Леса на карте обозначены зелёным цветом.

— Мы поедем южнее тундры.

— Потому что в нашей стране много лесов.



















— Хвойными, т.к. у них вместо листьев хвоинки.















— Они прорастают.







— Он похож на белку.

— У бурундука на спине темные полосы.







— На белку.



— Она может летать.



















— Это леса в которых растут не только хвойные, но и лиственные деревья.

— Это деревья с широкими листьями.

— Это дуб, клен, липа, вяз, ясень.

— Это берёза, осина.

Воспитывать любовь к природе, животным, растениям. Развивать внимание, наглядно – образное мышление. Связную речь.

5 Физ. пауза

3 мин

Покажите, что вы будете делать в арктической зоне, если попадете туда прямо с нашего урока?


А в тундре много насекомых. Они кусают Вас за голову, за руки за живот, за спину, за ноги.

Вы попали на юг нашей страны. Очень жарко. Что вы будете делать?

Дети показывают предложенные учителем варианты

Активизация мыслительной деятельности, развитие крупной моторики тела.

6. Закреп —

ление пройденного материала

10 мин

Скажите, какое значение имеет лес для людей? Зачем нам нужен лес?

На доску — Значение леса.

Леса называют «лёгкими нашей планеты». Растения поглощают много углекислого газа . 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько образует его 200 человек одновременно. Лес защищает воздух от пыли. Листья многих деревьев выделяют – фитонциды. От этого вещества погибают многие болезнетворные микробы.

Лес – защитник водоёмов. В лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и от туда медленно попадает в реку – «питает её». Если лес вырублен на берегах рек, вода быстро стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение.

Лес – защитник почв. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

  1. Дом для растений и животных.

  2. Защитник воздуха, водоемов, почв.

  3. Место отдыха человека.

  4. Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

  5. Источник древесины.

Какие экологические проблемы возникают в зоне лесов?

Назовите их.


К каким проблемам приводят эти действия человека?



Дети дают свои ответы, которые учитель заносит на доску в виде схемы.























— Вырубка лесов.

— Охота на животных и птиц.

Дети предлагают свои варианты ответов.

Развивать память, логическое мышление, связную речь.

Воспитывать любовь к природе.

7. итог урока

4 мин

Про какую природную зону мы говорили сегодня на уроке?

Какие леса встречаются в этой природной зоне?




Какие животные водятся в тайге?



Домашнее задание по учебнику с.98 — 113

— Зона лесов.



Тайга – хвойные леса, смешанные леса, широколиственные леса.

— Кедровка, бурундук, летяга, соболь.


Активизация памяти.



























Свежие документы:  Урок на тему «What’s the time?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: