Тема: «Леса России».
Цель:сформировать представление о лесной зоне.
Задачи:
Образовательная: познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, познакомить с растительным и животным миром.
Коррекционная:развивать логическое мышление, связную речь, активизация мыслительных процессов, памяти, развивать слуховое внимание, развивать внимание, наглядно – образное мышление
Воспитательная:воспитывать любовь к природе, животным, растениям.
Здоровьесберегающая:развитие крупной моторики тела.
Оборудование: карта природных зон России, демонстрационные предметные картинки, учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс 1 часть Москва Просвещение 2007,демонстрационные карточки со словами.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задачи к этапам | |
1 Орг. момент 2 мин. | Мы начинаем урок окружающего мира и девизом сегодняшнего урока будет выражение Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». Объясните это выражение. | Дети дают объяснение данным выражениям. | Развивать логическое мышление, связную речь. |
2 Проверка домашнего задания 5 мин. | У вас на партах лежат листы. Переверните их. Это тест по пройденному на прошлом уроке материалу. Даю Вам 5 минут на выполнение данного задания. Тест.
А) севернее арктических пустынь; Б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена… А) на равнинах; Б) на возвышенностях; В) на горах. 3. В тундре… А) ярко выражены все четыре времени года; Б) длинная зима и жаркое лето; В) длинная зима и короткое холодное лето. 4. Растения тундры… А) высокие с мощными корнями; Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 5. К тундровым растениям относятся… А) верблюжья колючка, кактус, саксаул; Б) кедр осина пальма; В) карликовая ива, мох – ягель, черника. 6. В тундре обитают… А) тюлени, моржи, киты; Б) песцы, волки, лемминги; В) верблюды, лошади, коровы. 7. Укажи верную цепь питания: А) растения – лемминги – полярные совы; Б) комары – полярные куропатки – песцы; В) растения – кречеты – волки. | Дети отвечают на вопросы текста. | Активизация мыслительных процессов, памяти. |
3 Введение в новую тему 2 мин | Прослушайте, пожалуйста, отрывок песни и попробуйте догадаться, о какой природной зоне пойдет речь сегодня на уроке. Включить запись песниАды Якушевой «Я приглашаю вас в леса»Правильно, сегодня мы будем говорить о следующей природной зоне нашей страны — это «Леса России».
| Дети прослушивают первый куплет песни. Дают ответ на вопрос учителя. — Леса России. | Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление. |
4 Объясне — ние нового материала 14 мин | Работа по карте природных зон России. Посмотрите на карту России. Каким цветом на карте обозначена зона лесов? На прошлых урокам мы знакомились с арктической зоной нашей страны, с тундрой. Скажите, дальше мы поедем путешествовать севернее или южнее тундры? Правильно. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Скажите, почему? Действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. В данной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной зоне гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. Тайга (прикрепить карточку со словом на доску). Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Сначала мы поговорим о деревьях менее требовательным к теплу. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна или как его называют в народе – кедр (прикрепить изображения деревьев на доску). Эти растения хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны. Все эти деревья можно назвать – хвойными. Почему? Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима довольно холодная. Здесь тоже есть вечная мерзлота, правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с мощными корнями. В тайге водятся замечательные животные. Одна из интересных таёжных птиц – кедровка(изображение на доску). На зиму она запасает для себя в различных укромных местах кедровые орехи. Часть орехов она потом не находит. Как вы думаете, что с ними происходит? Верно. На новых местах они дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться. Следующее животное тайги – это бурундук (изображение на доску). Посмотрите на него. На какое животное он похож? Чем отличается от белки? Верно, и их там ровно пять. Этот зверёк отлично лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшим деревом или пнём. Питается бурундук кедровыми орехами и семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые потом поедает после зимней спячки. Ещё одно интересное животное – летяга (изображение на доску). На какое животное похож этот зверёк? Верно, летяга – родственница белки, по размерам чуть её меньше. Скажите, почему её так назвали? Правильно, точнее сказать планировать между деревьями на расстояние до 40 – 50 метров. Роль крыльев неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами. Соболь (изображение на доску) – хищник. Его основная пища грызуны. Соболь предпочитает жить в темной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда – то соболя были многочисленны, но из – за красивого, дорогого меха их почти не осталось. Сохранись соболей, помогли заповедники. Южнее тайги зима гораздо мягче. Здесь нет многолетней мерзлоты. Эти условия благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса (словарь). Что значит смешанные леса? Верно, здесь смешались хвойные и лиственные деревья. Ещё южнее раскинулись широколиственные деревья. Что значит широколиственные? Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. Назовите эти деревья. К мелко лиственным относят… назовите деревья с мелкими листьями. |
— Леса на карте обозначены зелёным цветом. — Мы поедем южнее тундры. — Потому что в нашей стране много лесов.
— Хвойными, т.к. у них вместо листьев хвоинки.
— Они прорастают.
— Он похож на белку. — У бурундука на спине темные полосы.
— На белку.
— Она может летать.
— Это леса в которых растут не только хвойные, но и лиственные деревья. — Это деревья с широкими листьями. — Это дуб, клен, липа, вяз, ясень. — Это берёза, осина. | Воспитывать любовь к природе, животным, растениям. Развивать внимание, наглядно – образное мышление. Связную речь. |
5 Физ. пауза 3 мин | Покажите, что вы будете делать в арктической зоне, если попадете туда прямо с нашего урока?
А в тундре много насекомых. Они кусают Вас за голову, за руки за живот, за спину, за ноги. Вы попали на юг нашей страны. Очень жарко. Что вы будете делать? | Дети показывают предложенные учителем варианты | Активизация мыслительной деятельности, развитие крупной моторики тела. |
6. Закреп — ление пройденного материала 10 мин | Скажите, какое значение имеет лес для людей? Зачем нам нужен лес? На доску — Значение леса. Леса называют «лёгкими нашей планеты». Растения поглощают много углекислого газа . 1 гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько образует его 200 человек одновременно. Лес защищает воздух от пыли. Листья многих деревьев выделяют – фитонциды. От этого вещества погибают многие болезнетворные микробы. Лес – защитник водоёмов. В лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и от туда медленно попадает в реку – «питает её». Если лес вырублен на берегах рек, вода быстро стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Лес – защитник почв. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
Какие экологические проблемы возникают в зоне лесов? Назовите их.
К каким проблемам приводят эти действия человека? |
Дети дают свои ответы, которые учитель заносит на доску в виде схемы.
— Вырубка лесов. — Охота на животных и птиц. Дети предлагают свои варианты ответов. | Развивать память, логическое мышление, связную речь. Воспитывать любовь к природе. |
7. итог урока 4 мин | Про какую природную зону мы говорили сегодня на уроке? Какие леса встречаются в этой природной зоне?
Какие животные водятся в тайге?
Домашнее задание по учебнику с.98 — 113 | — Зона лесов.
Тайга – хвойные леса, смешанные леса, широколиственные леса. — Кедровка, бурундук, летяга, соболь.
| Активизация памяти. |