Конспект урока географии по теме «Образование почв и их разнообразие» 8 класс




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

(МКОУ «Средняя школа № 3»)







Конспект урока географии

в 8 классе



по теме

«Образование почв и их разнообразие»






Выполнила

учитель географии

Дорошина Ирина Юрьевна










г.Людиново

2013

Основной идеей рейтинга является создание условий для активизации учебно-познавательной деятельности, для мотивации к учебной и само­стоятельной работе. С одной стороны, рейтинговые технологии стимулируют творческую деятельность обучающихся, с другой — их можно использовать для организации контроля знаний. Достоинство рейтинговой технологии заключается в индивидуальном подходе к итогам работы каждого, в дифференцированной оценке всех видов работ, в учете всех выполненных заданий. Рейтинговые технологии позволяют решать и некоторые воспитательные задачи; дисциплинированность, ответственность, самоорганизация при выполнении заданий и так далее.

Рейтинговая технология — педагогическая система, основу которой составляет диалогическое взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, диагностика результатов обучения. Данная технология реализуется в практике как совокупность средств, методов, форм обучения, направленных на развитие личностных свойств обучающихся, то есть способностей, знаний, умений, убеждений, направленности интересов.

Рейтинговая система контроля и оценки знаний выступает в качестве альтернативной по отношению к существующей пятибалльной системе. В качестве недостатка традиционной системы контроля и оценки знаний можно отнести ее негибкость, ограниченные возможности варьирования. Получая одинаковую оценку за совершенно разные ответы у обучаемых происходит снижение инициативы, познавательной активности и потеря интереса к учебе.


Цели и задачи урока: 1. дать представление о почве как об особом компоненте приро-

ды, как о национальном богатстве России, влияющей на её

развитие, познакомить учащихся с почвенной картой России;

2. формировать умения учащихся работать с различными

источниками информации;

3. продолжить формирование логического мышления учащихся.


Оборудование: Физическая карта России, атласы, учебник .


Ход урока:


  1. Организация класса.

Учитель сообщает учащимся, как будет проходить урок, что будут делать учащиеся и как их работа будет оцениваться. Проверяется и оценивается готовность учеников к уроку.

«5» — 15 и более баллов;

«4» — 12 – 14 баллов;

«3» — 8 — 11 баллов;

«2» — 7 баллов и менее.

  1. Изучение нового материала.

Работа 1. «Картографическая разминка».

по карте

Покажите по карте следующие географические объекты:

Западно-Сибирская равнина оз.Таймыр

Прикаспийская низменность оз. Байкал

Яно-Индигирская низменность р.Амур

Верхоянский хребет р.Енисей

Среднерусская возвышенность р. Волга


Учащиеся получают по 1 баллу за каждый правильно показанный объект.


Беседа 2. Актуализация знаний.

  1. Что такое почва? (Почва – это верхний рыхлый плодородный слой почвы)

  2. Какие свойства почв вам известны? (плодородие, пористость, капиллярность, влагоёмкость)

  3. Какое свойство почв самое главное? (плодородие)

  4. Какая почва самая плодородная? (чернозём)

  5. Какие ещё типы почв вам известны? (Каштановые, серые лесные, пойменные, тундровые и др.)

  6. На почвенной карте России найдите эти типы почв.(Работа с почвенной картой России)

  7. От чего, как вы считаете, будет зависеть плодородие почв? (От климата, времени формирования почвы, растительного и животного мира, деятельности человека)


Учащиеся получают по 1 баллу за каждый правильный ответ на вопрос.


Запись темы урока в тетрадь(учащиеся получают по 1 баллу за запись темы и даты).


3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по плану.


Вопросы:

    1. Что такое почва? Как называется наука о почвах? Кто является её основоположником? (2 балла)

Ответ ученика: Почва – это рыхлый поверхностный слой почвы, обладающий

плодородием. Наука о почвах – почвоведение. Её основоположник — В.В.Докучаев.

    1. Перечислите условия почвообразования. (2 балла).

Ответ ученика: Почва образуется в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа. Деятельность человека тоже может оказывать влияние на почвообразование.

    1. Что такое почвенный профиль? (1 балл)

Ответ ученика: Почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности

до материнской породы


Учащиеся находят ответы на вопросы, фиксируют их в тетрадях.


  1. Закрепление.


Беседа 1. Что такое почва? (Почва – это рыхлый поверхностный слой почвы, обладающий

плодородием.)

2. Кто создал науку о почвах? (В.В.Докучаев)

3. Что такое почвенный профиль? (Почвенный профиль – вертикальный разрез

почвы от поверхности до материнской породы)

4. Рассмотрите рис.47 учебника и ответьте на вопрос: из каких горизонтов состоит

данный профиль почвы? (Лесная подстилка, луговой войлок, перегнойно-

аккумулятивный горизонт, иллювиальный горизонт, материнская порода)

5. Почему почву называют национальным достоянием? Как вы это понимаете?

(Жизнь человека во многом зависит от почвы: 90% питания человек получает в

виде урожаев с обработанной земли. В любом государстве почва – это богатство,

которое во многом определяет жизнь людей, а значит, может считаться

национальным достоянием.)

В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы, получают по 1 баллу за правильный

ответ на вопрос учителя.


  1. Подведение итогов.

При подведении итогов учитель отмечает особенно активных и самостоятельно работающих учеников. Эти учащиеся получают дополнительно по 2 балла.

В ходе работы на уроке учащиеся отмечают на полях тетради заработанные баллы, которые самостоятельно подсчитывают при подведении итогов и выставляют себе оценку. Учитель, проверяя тетрадь учащегося, оценивает его работу и выставляет за нее оценку


  1. Домашнее задание.

    1. § 26,

    2. вопрос № 3 к § 26 (устно).



Литература


  1. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.


Свежие документы:  Урок для 7 класса по теме: «Географическое положение и история исследования Австралии»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: