Конспект урока на тему «Атмосфера Земли»


Атмосфера Земли

Земля достаточно массивна и удерживает возле себя атмосферу.

Основные составляющие атмосферы Земли – азот и кислород.

Остальные газы: водяной пар, углекислота, неон, метан, водород и другие – составляют около 1 %. Давление атмосферы на уровне моря – 1 атм = 760 мм рт. ст.



Химический состав атмосферы.




Атмосфера Земли состоит из ряда слоев – тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, экзосферы:

Строение атмосферы.





Высота

Температура

Характеристика

Тропосфера

0–12 км

Падает на 6° на каждый км

Тропосфера нагревается инфракрасным излучением земной поверхности.

Стратосфера

12–25 км

50° С



25–50 км

Немного растет, на высоте 50 км около 0° С

Температура растет за счет реакции разложения озона, которая сопровождается выделением теплоты.

Мезосфера

50–85 км


Озон поглощает ультрафиолетовое излучение в области (200–300 нм), защищая жизнь на поверхности Земли.

Термосфера

85–800 км

Температура увеличивается с высотой. Днем на высоте 400 км около 1500° С

Ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца ионизует молекулы воздуха. Поэтому термосферу называют ионосферой. От ионосферы отражаются радиоволны. Становятся преобладающими водород и гелий.

Экзосфера

Свыше 800 км


Молекулы движутся с огромными скоростями, иногда улетая в межпланетное пространство



Рисунок 4.4.3.3.

Небольшое количество углекислого газа в земной атмосфере создает парниковый эффект.



























Международная морфологическая классификация облаков

Семейства

Роды

Внешний облик

Иллюстрации

А. Облака верхнего яруса — выше 6 км

1. Перистые

Нитевидные, волокнистые, белые

 

П. Перисто- кучевые

Слои и гряды из мелких хлопьев и завитков, белые

 

Ш. Перисто- слоистые

Прозрачная белая вуаль

 

Б. Облака среднего яруса — выше 2 км

1У.Высококучевые

Пласты и гряды белого и серого цвета

 

У. Высокослоистые

Ровная пелена молочно-серого цвета

 

В. Облака нижнего яруса — до 2 км

У1. Слоисто- дождевые

Сплошной, бесформенный серый слой

 

УП. Слоисто- кучевые —

Непросвечиваемые слои и гряды серого цвета

 

УШ. Слоистые —

Непросвечиваемая пелена серого цвета

 

Г. Облака вертикального развития — от нижнего до верхнего яруса

1Х. Кучевые

Плотные облачные клубы и кучи с почти горизонтальным основанием. Кучевые облака с разорванными краями называются разорванно-кучевыми

 

Х. Кучево- дождевые )

Мощные кучево-образные массы темно-свинцового цвета, развитые по вертикали

 

Облака — важный признак погоды

Очень важным признаком погоды являются облака. Восходящий поток воздуха служит предпосылкой образования облаков. Скорость этого потока составляет от нескольких сантиметров до одного метра в секунду. Он транспортирует содержащийся в воздухе водяной пар вверх. Пока воздух сухой, он охлаждается за каждые 100 м на 1°С. Охлаждение воздуха на высоте приводит к конденсации пара и тем самым к образованию облаков. Образовавшаяся вода может выпадать в виде осадков или испаряться в воздухе, то есть наступает рассеивание облаков без выпадения дождя. В зависимости от высоты нижней границы облаков мы различаем:

  • облака верхнего яруса (нижняя граница 6000 м). Сюда относятся кучевые облака — предвестники ухудшения погоды, перисто-кучевые облака , мелкие кучевые облака, которые вряд ли предвещают осадки, перисто-слоистые облака , через которые просвечивают солнце и луна и которые предвещают осадки;

  • облака среднего яруса (нижняя граница между 2500 и 6000 м). Сюда относятся высоко-слоистые облака , образующие плотный облачный слой, через который солнце еще светит, но осадки не заставят себя долго ждать, и высоко-кучевые облака -большие барашковые облака, которые могут принести с собой осадки, но не обязательно;

  • облака нижнего яруса (ниже 2500 м). Сюда относятся слоисто-дождевые облака -обложные облака, плотные слоистые облака, типичные для моросящего осеннего дождя, слоисто-кучевые облака нередко угрожающего вида, но чаще всего без осадков. Редкие кучевые облака считаются признаком хорошей погоды, а кучево-дождевые облака — типичные грозовые и дождевые облака.

Осторожно: гроза!

  1. Кучевые облака, которые после своего возникновения растекаются и не растут в высоту, гарантируют солнечную и сухую погоду.

  2. Облака, которые постоянно расходятся, дают гарантию того, что в этот день дождь не пойдет.

  3. Соблюдайте осторожность при возникновении облачных башен, которые быстро не распадаются. Здесь может возникнуть гроза.

  4. Обращайте внимание на острый край кучевых облаков. Если края не острые и волокнистые («облака курятся»), гроза недалеко.

  5. Уплотнение слоистых облаков — признак изменения погоды, которое при некоторых обстоятельствах произойдет через несколько часов.

Что еще мы можем прочитать о дальнейшей динамике погоды на сплошном покрове из облаков? Если образуются слоистые в длину облачные банки и густые слоистые облака, хорошей погоды придется еще подождать. Но если облачный покров разбивается на множество крупных и мелких сегментов, это указывает на разрушение облаков и на последующее улучшение погоды.

Облака рассказывают


Кучевые облака


Кучевые облака, которые постоянно образуются и вновь исчезают, признак того, что погода останется ясной и в этот день осадки не ожидаются


Перистые облака встречаются на высоте от 6 до 10 км как снеговые облака. Они предвещают изменение погоды


Перистые облака на высоте. Под ними кучевые облака, которые быстро движутся с северо-запада на юго-восток. Ливневый дождь (гроза) начнется через несколько часов


Сверху высоко-кучевые облака , под ними кучевые облака. Такое сочетание в течение дня гарантирует вечером осадки


Слоисто-кучевые облака. Состоящие из воды облака высотой 2000 м


За несколько минут до грозы


Вечерняя заря с яркой красной и желтой окраской облаков — признак намечающегося ухудшения погоды


Слоисто-дождевые облака , пронизанные кучевыми облаками. И здесь летом может возникнуть гроза


Густые перистые облака в полдень


Грозовая башня


Радуга и удаляющаяся гроза ранним вечером в горах. Есть надежда, что ливни на следующий день сменятся промежуточным антициклоном



«Золотой закат» — малая вероятность осадков


























Шкала скорости ветра (Бофорта).

На рубеже ХХШ века в Англии жил Френсис Бофорт (1774-1857). Он был военным гидрографом и картографом, контр-адмиралом. В 1829-53 годах он, когда руководил гидрографической службой Великобритании, разработал балловую шкалу скорости ветра, основанную на наблюдении природных явлений:


|Балл |Скорость ветра |Характеристика |Видимое действие |

| |(м/с) |(км/час) | | |

|0 |0.0-0.2 |0.0-0.7 |Штиль |Дым поднимается |

| | | | |вертикально, листья на |

| | | | |деревьях неподвижны. |

|1 |0.3-1.5 |0.8-5.4 |Тихий ветер |Дым слегка отклоняется, |

| | | | |легкое движение воздуха. |

|2 |1.6-3.3 |5.5-11.9 |Легкий ветер |Ветер чувствуется лицом, |

| | | | |листья шелестят. |

|3 |3.4-5.4 |12.0-19 |Слабый ветер |Колышутся листья и тонкие |

| | | | |ветки. |

|4 |5.5-7.9 |20-28 |Умеренный ветер |Вершины деревьев гнутся, |

| | | | |шевелятся небольшие сучья, |

| | | | |поднимается пыль |

|5 |8.0-10.7 |29-39 |Свежий ветер |Колеблются сучья и тонкие |

| | | | |стволы деревьев. |

|6 |10.8-13.8|40-50 |Сильный ветер |Качаются сучья, гудят |

| | | | |телефонные провода. |

|7 |13.9-17.1|51-61 |Крепкий ветер |Раскачиваются стволы, |

| | | | |гнутся большие сучья, идти |

| | | | |против ветра тяжело. |

|8 |17.2-20.7|62-75 |Очень крепкий |Раскачиваются большие |

| | | |ветер |деревья, ломаются небольшие|

| | | | |сучья, очень тяжело ходить.|

|9 |20.8-24.4|76-88 |Шторм |Небольшие повреждения |

| | | | |зданий, ломаются толстые |

| | | | |сучья. |

|10 |24.5-28.4|89-102 |Сильный шторм |Деревья ломаются или |

| | | | |вырываются с корнем, |

| | | | |большие повреждения зданий.|

|11 |28.5-32.6|103-117 |Жестокий шторм |Большие разрушения. |

|12 |32.7-36.9|118-133 |Ураган |Опустошительные |

| | | | |разрушения. |





Данной классификацией (шкалой) Бофорта метеорологи, моряки и многие другие специалисты, да и просто в обиходе, люди пользуются до сих пор.







Тема: «Погода и климат»


Цель: научить различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих погодных явлений.

Оборудование:термометр, карта, глобус, рисунки различных погодных явлений и сезонов года.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Рисунок1

Рисунок 2

Человек, одетый
по-летнему, идет на пляж

 

Рисунок 3

— Куда посоветуем отправиться человеку?

Если любит жару, то ближе к экватору на обоих полушариях. Если жара не для него, то он должен выбрать место отдыха в Южном полушарии — там сейчас весна, а скоро и лето наступит. Южное полушарие ближе к Солнцу.

— А любителям жары и солнечного света посоветуем куда отправиться?

Самая жаркая точка — в Африке. У карты.

— Покажите, ребята, где живут люди, которые не могут кататься на лыжах, санках как мы?

Не испытывают радости зимних игр жители жаркого пояса. Там вечное лето.

— Ребята, а где самые трудные условия жизни для растений и животных? И объясните почему?

В холодном поясе — очень холодно. Солнечные лучи не согревают землю, они ведь только скользят по поверхности. Полгода — ночь, а полгода — день. Трудно добывать пищу, прятаться, а для растений почва нужна.

— А где холоднее, на Северном полюсе или на Южном?

Очень холодно в Антарктиде. У карты.







2. Новый материал

— Ребята, посмотрите, что такое?

— Почему мальчик так одет?

— По сезону ли он одет?

— Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?

Не узнал температуру воздуха; не посмотрел в окно и не увидел, что за окном снег; он не знал погоду…

— А что такое погода?

— Кто слушал по радио о погоде? По телевизору.

Это дождь, снег, тепло, холодно, ветер.

— Правильно, ребята! Все, что вы назвали — это есть атмосферные явления.

АТМОСФЕРА — новое слово.

-Что такое атмосфера? Как вы думаете?

Ответы детей…

Атмосфера (воздушная оболочка) — «теплое одеяло» защита планеты.

Работа с учебником (Стр 74-79.)

Чтение. Выбор главного. Ученики должны подчеркнуть, что прочитали про атмосферу.

— Атмосфера — слои, состоящие из различных газов.

— Попробуем разобраться в атмосферных явлениях. Справимся?

Облака, ветер, оcадки, температура.

— Ребята, объясните, почему летом тепло, а зимой холодно?

Солнце поднимается высоко над горизонтом, лучи нагревают воздух хорошо. А зимой Cолнце низко над горизонтом, лучи слабо нагревают воздух — холодно.

— Все верно, ребята, а чтобы точно сказать, какая температура воздуха, нужно ее измерить. Кто знает как?

Нужен термометр — прибор.

— Шкала на термометре и трубка с жидкостью — главные части.
(Стр. 46, подчеркнуть о термометре.)

О границе тепла +, холода – .





Практическая работа.

Комментарий.

Жидкость в термометре опустилась ниже 0 на 20°.
Холодно -20° мороза. В комнате пьют горячий чай.
Жидкость в термометре поднялась выше 0 на 20°.

По третьей картинке вывод сделать дома.

— Так что надо сделать, чтобы правильно одеться на улицу?

Посмотреть на термометр.

— Только ли термометр может подсказать нам?

— Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр покажет нам?

— Ведь не всегда выходя из дома мы ориентируемся по показаниям термометра?

Термометр показал тепло, а без лёгкой куртки не выйдешь, иногда нужен зонт.

— Правильно. Обязательно надо знать какой ветер дует. А как догадаться, что на улице ветер?

Ветки деревьев, пыль, дым.

— А что такое ветер? Можно его увидеть?А почему?

Чувствуем, но не видим.

Опыт с вертушкой

— Что мы не можем увидеть?

Мы не видим газообразное вещество.

— Что движет нашу вертушку?

Вертушку движет воздух, т. к. он занимает всю комнату.

— Из чего состоит воздух?

Он состоит из газов.

— Каким бывает воздух?

Тёплый, холодный.

— Куда стремится тёплый воздух?

Он лёгкий и поднимается вверх.

— А на его место…?

Это место заполняет холодный воздух т.к. он тяжелее.

Опыт «Веер»

Как Миша объяснил это явление Лене?

— Ветер с моря несет много влаги? Осадки. А почему?

Круговорот воды.

— Какие осадки мы наблюдаем?

Летом, осенью, зимой — дождь, нужен зонт, сапоги, плащ. Зимой — снег.

— А из чего падают осадки? На каком «транспорте» они передвигаются?

— Ветер — это та сила, которая движет по небу … что?

Тучи, облака.

— Что сначала образуется? Облака или тучи?

Кучевые, слоистые, перистые облака.

— Очень интересно, ребята, что моряки в открытом море, увидев облака, знают, что скоро будет земля.

Моряки в море по облакам определяют приближение берега.

— Мы разобрали все атмосферные явления.

— И пришло время узнать тему нашего урока. Она называется…Погода и климат

Видеоролик «Интервью».

Стр. 79. Подчеркнуть погодаТетрадь стр.29.

— Итог.

Домашнее задание: Как можно больше прочитать о климате и погоде.


Свежие документы:  Внеурочная программа социального творчества обучающихся "Экология родного края"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: