Конспект урока на тему «Демографическая ситуация в современной России»


Тема урока: Демографическая ситуация в современной России.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: — сформировать представление у учащихся о демографической ситуации в современной России, используя в качестве основного источника данные статистики.

Задачи урока: — выявление факторов, влияющих на демографические процессы;

— выработка умений систематизации и анализа изученного материала, формулирование собственных выводов;

— продолжение работы по формированию у учащихся активной гражданской позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Основные

понятия: демография, демографическая политика.


Основные

термины: депопуляция, миграция, воспроизводство населения.

Оборудование

и литература: — компьютер, проектор, экран, колонки;

компьютерная презентация по теме урока;

— учебник «Обществознание» для 11 класса, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2012;

— дидактические материалы.

Ход урока.

I. Организационный момент. (1 мин)

Представление учителя, приветствие гостей и учеников. Создание комфортной рабочей атмосферы на уроке.

II. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала. (10 мин)

Вовлечение учеников в деятельность через повторение ранее изученного материала.

Проверка знания терминов предыдущей темы: эмиграция, глобализация, интеграция, дифференциация, геноцид (устный опрос).

Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

Деление класса на три группы (по количеству рядов парт), выполняется три задания из части А.

Приложение №1.

Задание А1. Национальная политика — это

1) целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов

2) совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей

3) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государственной власти, направленных на реализацию социальных прав граждан, предусмотренных конституцией

4) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав молодёжи.


Задание А2. Представители одной этнической общности объявили о своём стремлении создать суверенное государство. Это проявление

1) межнациональной интеграции 2) культурной глобализации

3) межнациональной дифференциации 4) экономического сотрудничества

Задание А3. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Демократическое общество создает правовую основу предотвращения межнациональных конфликтов.

Б. В многонациональном обществе существует опасность перерастания экономических противоречий в межнациональные конфликты.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


III. Изучение нового материала. (25 мин).

1) Введение в тему. Формулирование понятия «демография».

Рассказ учителя.

Среди наук об обществе есть наука, которая все или почти все знает о народонаселении. Название этой науке дал французский ученый Ашиль Гийяр, выпустивший в 1841 г. книгу «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». Он определил демографию как естественную и социальную историю человека или математическое изучение населения, изменений его физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния.

Существуют и другие трактовки этого понятия:

Научная дисциплина, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. (Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефремова).

Наука о народонаселении, его составе, численности, росте, распределении на территории земного шара, воспроизводстве. (Словарь иностранных слов).

 Наука о составе населения и его изменениях. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Запись последнего определения учащимися в тетради.

Свежие документы:  Контрольная работа по Географии «Причины, влияющие на климат», «Пояса освещенности» 6 класс

Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования. О подобных переписях известно еще с незапамятных времен. Учет населения для сбора налогов вели в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Иудее. Одна из книг Ветхого Завета описывает перепись, проведенную царем Давидом, за которой последовала моровая язва, унесшая жизни 70 тыс. человек. Учет населения вели и античные полисы, и средневековые государи. В Новое время переписи не потеряли своего значения.

Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Новгородская республика) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета – подворные переписи.

В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола».

Задание №1: С какой целью осуществлялся учет населения?

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В переписях населения в России в XIX в. участвовали видные общественные деятели и знаменитые люди, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. Н. Толстой. С этого момента и по нынешнее время основным источником по демографии нашей страны являлись переписи населения (общесоюзные и всероссийские).

Годами их проведения стали:

1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010.

Задание №2: Какие из тех переписей были проведены в советское время?


2) Современная демографическая ситуация в РФ.

Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции. Назовем наиболее существенные из них.

Население России убывает. Об этом свидетельствуют данные переписей 2002 и 2010 гг. С 1992 по 2012 год население РФ сократилось с 148,5 млн. до 143,3 млн., или на 5,2 млн. (в среднем 260 тысяч ежегодно). Haшa страна по числу жителей занимает 9-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии. Россия теряет свое место в мировой демографической иерархии. За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов, были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий.

Свежие документы:  Тест на тему "Население мира"

Трудоспособное население сокращается. По данным переписи 2002 г., численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста — 26,3 млн человек (18%) , старше трудоспособного возраста — 29,8 млн (21%).

Далее – работа с дидактическим материалом. Три группы учащихся получают документы с вопросами к ним. Цель задания: выявить причины сложившейся в стране демографической ситуации. Приложение №2.

Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляциюсуженное воспроизводство и сокращение численности населения с отрицательным естественным приростом. Депопуляция возникает при систематическом уменьшении численности населения. Основная причина депопуляции снижение рождаемости до крайне низкого уровня.

Наряду с низким уровнем рождаемости причиной депопуляции является снижение средней продолжительности жизни. При этом средняя продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин.

Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в структуре населения ведет к демографическому старению. Уже в 1989 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила число детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек.

Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения. Старение населения, свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинского обслуживания пожилых людей. Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей правительства вынуждены идти па увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является усугубление проблемы одиночества пожилых людей, их отчуждения от молодых поколений.

Острыми остаются для России проблемы миграции населения. В течение 1990-х и начала 2000-х гг. интенсивно сокращалось население северных и восточных регионов — России. По итогам переписи 2002 г. оказалось, что, по сравнению с данными переписи 1989 г., население районов Севера сократилось на 2,1 млн. человек (16,7%). Причины — естественная убыль и миграция.

Ситуация с мигрантами осложняется последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств к существованию) создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.

3) Демографическая политика в России.

Есть ли выход из демографического тупика? Указом президента России в октябре 2007 г. была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Свежие документы:  Методическая разработка урока обобщающего повторения в 9 классе «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – БЛАГО, ЗЛО ИЛИ …»

Что же включает в себя понятие демографическая политика? Это целенаправленная деятельность государства, иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, на сохранение или изменений тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика современной России выделяет ряд приоритетов. Так, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян, сокращение уровня материнской и младенческой смертности, повышение уровня рождаемости. Для решения этих задач предполагается совершенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществлять профилактику наиболее опасных болезней, развитие санаторно-курортной сферы, усиление борьбы с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, пропаганда здорового образа жизни и др.

Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств участников СНГ. Предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Предусмотрено проведение активной региональной экономической политики, способствуй щей сохранению численности населения в тех регионе страны, которые имеют стратегическое значение. Государство готово стимулировать возвращение в Россию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им достойные и безопасные условия жизни и работы. Нам нужно организовать масштабный и системный поиск — талантов и в России, и за рубежом. Вести… настоящую «охоту за головами», — отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и Необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, но и само население является важнейшим ресурсом развития страны.

IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия. (выполнение мини-теста) – 5 мин.

V. Подведение итогов. Выставление оценок учащимся. (3 мин)

VI. Домашнее задание – выучить §10. (1 мин).



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: