Конспект урока на тему «Диссоциация воды. Протонная теория. Обобщенная теория кислот и оснований. Реакции гидролиза»


План учебного занятия № 9

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя: Кайырбекова И.А.

І. Тема занятия: Диссоциация воды. Протонная теория. Обобщенная теория кислот и оснований. Реакции гидролиза

Тип занятия: Урок усвоение новых знании

Цель: Знать протолитическую теорию кислот и основнии. Уметь писать реакции гидролиз солей в полном молекулярном и ионном виде. Усвоение нового понятия – гидролиз соли.

Задачи:

Образрвательные:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.

  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.

  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;

  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;

  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;

  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах, а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

ІІ. Ожидаемые результаты:

А) Учащиеся должны знать: понятие гидролиз солей, диссоциация

Ә) Учащиеся должны уметь:применять теоретические знания в практике

б) учащиеся должны владеть: дополнительной информацией о протонной теории

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия:

Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами — таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.

IV. Средства: Оборудование и реактивы:

растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы — лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка; соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований. Карточки ТБ и заданий. Мультимедийное устройство

Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся. Озна комление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока.

ІІ. Повторение и обобщение знании

Проверить упражнение на доске

Фронтальный опрос:

Классификация химических реакции. Привести примеры.

ІІІ. Объяснение нового материала

  1. Дисииоциация воды. Водородный показатель.

Вода как слабый электролит в незначительной степени диссоциирует на ионы Н + ОН, котрые находятся в равновесии с недисоциированыым молекулами7 Произведение концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в воде называется – ионным произведением воды.

Чтобы избежать неудобств, связанных с применением чисел с отрицательными показателями степени, концентрацию водородных ионов принято выражать через водородный показатель, обозначаемый символом рН

Водородный показатель- десятичный логарифм концентрации водородных ионов, взятый с обратным знаком.

С помощью рН реакция растворов характеризуется так:

Нейтральная рН- 7

Кислая рН меньше 7

Щелочная рН больше 7.

реда

Формулы солей

нейтральная

KCl, NaNO3, Ba(NO3)2, K2SO4,

кислотная

NH4NO3, Al(NO3)3, BeCl2, FeSO4

щелочная

K3PO4, Na2S, K2SO3

  1. Протолитическая теория кислот и основании.

Протолитическая теория кислот и основании, предложена в 1923 году, независимо датским ученым Бренстедом и анг ученым Лоури.

Кислотами являются вещества, молекулы или ионы, отщепляющие при данной реакции протоны. Основаниями являются вещества, молекулы или ионы, просоединяющие протоны. Как те, так и другие получили общее название протолитов.

В 1939 году Михаил Усанович предлагает новую теорию. Кислота- частица которая может отдать катион или присоединить аниона основание- частица которая отдает анионы- электроны или присоединить катион- протоны.

Образование солей- относится к реакции нейтрализаций.. Любая соль состоит из катиона – кислоты и аниона- основание.

3. Гидролиз солей. В рамках классической теории для объяснения этих фактов используют представления о гидролизе солей, причём под гидролизом понимают процесс обменного взаимодействия соли с водой, сопровождающийся изменением среды раствора, и рассматривают его как реакцию, обратную нейтрализации:
нейтрализация

кислота + основание ↔ соль + вода

гидролиз. Возможность и характер гидролиза зависят от природы соли, точнее – от природы кислоты и основания, при взаимодействии которых соль образовалась.
Опыт №1 
Возьмите пробирку, прилейте 4-5 мл воды и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора лакмуса в нейтральной среде. Используйте пробирку, как эталон, для сравнения.
Опыт №2

В две пустые пробирки насыпьте немного хлорида натрия и сульфата натрия, добавьте 4-5 мл воды, растворите соли и добавьте 1-2 капли лакмуса в каждую пробирку. Запишите цвет индикатора в растворах хлорида натрия и сульфата натрия. Напишите ионные уравнения. Вывод: соли, образованные катионом сильного основания и анионом сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, и их растворы имеют нейтральную среду:
NaCl + H2O≠ 
Na2SO4+ H2O≠

Примечание 1 Сильные электролиты – сильные кислоты: HClO4. H2SO4, HNO3, HI, HBr, HCl (соли, образованные анионами этих кислот никогда не подвергаются гидролизу); сильные основания – щёлочи, растворимые соли.
Примечание 2 Слабые электролиты – слабые кислоты: H3PO4, HNO2, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, раствор аммиака в воде – NH4OH и малорастворимые основания, кроме Сa(OH)2, вода.

Опыт № 3 В пробирку насыпьте немного карбоната натрия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и разделите раствор пополам на две пробирки. В одну добавьте 1-2 капли лакмуса, а в другую- 1-2 капли фенолфталеина. Запишите цвет индикатора в каждой пробирке, сделайте вывод о среде раствора соли карбоната натрия. Напишите ионные уравнения реакции между карбонатом натрия и водой.Вывод: водные растворы солей, образованных катионом сильного основания и анионом слабой кислоты, имеют щелочную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнения гидролиза в молекулярном виде:Na2CO3 + H2O↔ NaHCO3 + NaOH

Опыт № 4 пробирку насыпьте немного хлорида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе хлорида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между хлоридом алюминия и водой. Вывод: водные растворы солей, образованных катионом слабого основания и анионом сильной кислоты, имеют кислотную среду. Такие соли гидролизуются по аниону.Уравнение гидролиза в молекулярном виде:AlCl3 + H2O↔AlOHCl2 + HClОпыт № 5 пробирку насыпьте немного сульфида алюминия, прилейте 4-5 мл воды, растворите соль и добавьте 1-2 капли лакмуса. Запишите цвет индикатора в растворе сульфида алюминия. Напишите ионные уравнения реакции между сульфидом алюминия и водой.
Вывод: в наибольшей степени протекает гидролиз солей, образованных катионом слабого основания и слабой кислоты. Реакция растворов солей может быть нейтральной, слабокислотной или слабощелочной. Это зависит от констант диссоциации двух слабых электролитов – кислоты и основания, которые образуются в результате гидролиза.
Гидролиз сульфида алюминия можно рассматривать как практически необратимый процесс.
Уравнение гидролиза в молекулярном виде:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S↑
Гидролизу (т.е. разложению под действием воды) подвергаются неорганические соединения многих классов: галогениды, нитриды, карбиды и т.д.
Применение гидролиза:

  1. В значительных масштабах это явление используется в системах очистки воды.

  2. В больших масштабах осуществляется гидролиз древесины (получение гидролизного спирта из непищевого сырья).

  3. Гидролиз полисахаридов в живых организмах..

  4. В результате гидролиза алюмосиликатов (минералов) происходит разрушение горных пород.

IV. Закрепление знаний: Закрепление № 5 упр 87 стр

Диктант: № 5 упр 79 стр., 3 упр 82 стр

Закрепление: № 7 упр. № 6 84 стр

Какие из солей, формулы которых FeSO4, Na2S, AlBr3, NaNO3, KCl подвергаются гидролизу? Укажите среду раствора и тип гидролиза. Используйте таблицу растворимости.

V. Домашнее задание Домашнее задание № 3,6,7 упр 87 стр.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Дикорастущие и культурные растения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: