Конспект урока на тему «Температура воздуха»


Температура воздуха

Цель урока: создание условия для самостоятельного изучения учащимися закономерностей нагревания земной поверхности.

Образовательно-воспитательные задачи урока:

  1. сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности,

  2. научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток,

  3. сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха,

  4. продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

Формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, проблемный метод, практическая работа, работа в парах.

Оборудование:

учебник географии для 6 класса под ред. Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И., компьютерная презентация  « Температура воздуха», раздаточный материал.

Ход урока:

Актуализация и целеполагание

  1. Вопрос: почему был удивлен Незнайка при подъеме на воздушном шаре, когда обнаружил, что становится холоднее? Ученики объясняют процесс нагревания земной поверхности солнечными лучами, устанавливает причинно-следственные связи между высотой Солнца, нагревом земной поверхности и температурой воздуха. Учащиеся выясняют, что температура воздуха в тропосфере с высотой понижается примерно на 6 °С на каждый километр высоты, и, используя знания о замерзаемости воды, высказывают предположение, на какую высоту поднялся Незнайка со своими друзьями на воздушном шаре, если на носу у них образовались сосульки.

  2. Учащиеся формулируют тему урока – «Температура воздуха».

  3. По слайду № 3 учащиеся формулируют проблему урока: «Почему воздух на поверхности Земли нагреваются по-разному?»

Накопление информации

  1. Как учитывать температуру воздуха, если она меняется даже в течение одних суток? Вычислить среднюю за сутки температуру. Предлагается алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха при одинаковых её значениях и рассчитывается среднесуточная температура:

  1. Сложите все температуры воздуха

  2. Разделите сумму на количество измерений

  1. Предлагается алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха при разных её значениях и рассчитывается среднесуточная температура:

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

  1. Проблема — Как определить среднемесячную температуру? Самостоятельные ответы учащихся.

  2. Сравнение географической широты городов Норильск, Москва, Астрахань.

  3. Совместная работа по составлению графика годового хода температур в городе Норильске за 2010 год.

  4. Самостоятельная работа учащихся по составлению графиков годового хода температур в городах Москва и Астрахань за 2010 год.

  5. Формирование понятия «годовая амплитуда температур воздуха», расчет амплитуды для вех трех городов.

  6. Сравнение трех графиков, выявление сходства и различий. Вывод – в каком городе, более южном или более северном, климат более холодный и более теплый.

  7. Работа в парах по вопросам: «Почему в этих городах России разная температура воздуха? От чего зависит нагревание земной поверхности?»

  8. Вовлечение в дискуссию. По итогам высказанных мнений – просмотр видеофрагмента.

Решение поставленной проблемы

  1. В качестве подведения итогов учащиеся заполняют пропуски в карточке, которая станет для них справочным материалом.

Солнце приносит на поверхность Земли ______. Но его лучи падают на поверхность планеты _____________. Так как Земля имеет форму ____, солнечные лучи поступают под разным _____. Чем ближе угол падения к ________, тем больше тепла усваивается. Угол падения солнечных лучей уменьшается от _________ к _________, поэтому и климат становится холоднее от _________ к _______. Образование тепловых _______ в зависимости от географической широты называется законом широтной зональности.


Рефлексия

Учащиеся отвечает на вопросы

  • сегодня я узнал (а) …

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял (а), что…

  • теперь я могу…

  • я научился (научилась) …

  • у меня получилось …

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…




Свежие документы:  Конспект урока по географии "Великий шелковый путь" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: