Конспект урока «Освоение поморами в 16-17 веках арктических просторов севера» 10 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат №1 VІІІ вида» г. Кандалакши Мурманской области.











Конспект урока по краеведению
в 10 классе

«Освоение поморами в XVI – XVII веках арктических просторов севера»







подготовила

учитель истории и географии

Вехорева Людмила Константиновна








г. Кандалакша

2011 г

Тема: Освоение поморами в XVI – XVII веках арктических просторов севера.


Цель: дать представление о Мурманском крае как о центре мореплавания в XVI – XVII веках.


Задачи:
— показать, как шло освоение и хозяйственное использование арктических морей поморами;
— продолжить развивать умения и навыки работы учеников с географической картой и атласами;

-способствовать развитию познавательных способностей учащихся;

— развивать речь учащихся;
— вызвать у учащихся чувство восхищения смелостью, мужеством и стойкостью поморов;

— воспитывать у учащихся стремление к знаниям, упорство в достижении цели, уважение к своим предкам-поморам.


Основные знания.

Шняки, кочи, лодьи — поморские суда.

Лоции – морские карты.
Грумант – о-ва Шпицберген.

Промыслы – занятия поморов.


Основные термины и понятия.

Поморы, Грумант, Студеное море, коч, лодья, шняка, лоции.


Оборудование и материалы:

физическая карта мира и карта Мурманской области, атласы.

Раздаточный материал «Характеристика Белого, Баренцева морей», «Богатства севера».

Изображение герба г. Кандалакши, изображение Николая- чудотворца.


Тип урока — комбинированный.


Ход урока.


І.Оргмомент.


ІІ. Повторение пройденного материала.


Вопросы к учащимся:

— где мы живем?( на севере, в России, в Кандалакше)

— полуостров, на котором живем? (Кольский п-ов)

(Показ Кольского полуострова на карте России, на физической карте Мурманской области).

— коренные жители Кольского севера (саамы)

— занятия саамов ( охота, рыболовство, оленеводство)

— когда впервые упоминается селение Кандалакша (1526 год)

— другие селения русских (Варзуга, Оленица, Чапома, Умба) Показ на карте.

— моря, омывающие Кольский полуостров ( Белое, Баренцево) Показ на карте.


ІІІ. Актуализация знаний, объявление новой темы.


Запись темы урока в тетрадях:

Освоение поморами в XVI – XVII веках арктических просторов Севера.


1. Работа с раздаточным материалом «Характеристика Белого, Баренцева морей»


(Учащихся читают по очереди текст с раздаточного материала).

«Баренцево море».
— Баренцево море – одно из самых неспокойных и изменчивых по погоде районов Арктики.
— Море редко бывает спокойным.
Штормы силой более 4 –х баллов здесь обычны.
— Средняя глубина – 230 м, максимальная – 600 м.
— До середины XIX века Баренцево море называлось Русским, Ледовым, Мурманским.
— Море очень богато жизнью, его населяют не менее 2500 видов животных и более 100 видов рыб.

— Свое современное название море получило в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, погибшего у Новой Земли в 1590 году.


«Белое море».
— С древних времен Белое море известно как «Студеное море».
— Площадь Белого моря в 16 раз меньше площади Баренцева моря.
— Средняя глубина -67 м, наибольшая -350 м.
— В море много впадин и мелей.
— Белое море очень изменчиво по погоде и относится к числу бурных.
— Зима продолжительная и суровая.
— Лето прохладное и умеренно влажное.

Свежие документы:  Урок математики в 1 классе по ФГОС "Числа и цифры. Римские цифры"

— Животные и растения обитают в прибрежной полосе.
— В Белом море обитает более 50 видов рыб.


Вопросы к учащимся:

— какое из морей больше по площади? (Баренцево)

— какое из морей южнее? (Белое)

— какое из морей севернее? (Баренцево)

— какое море замерзает на 6 месяцев в году? (Белое)

— почему Баренцево море не замерзает? (проходит тёплое течение Гольфстрим)


Запись в тетрадях:

Моря: Белое, Баренцево.


2. Работа с раздаточным материалом «Богатства севера»


а). Подчеркнуть названия промысловых рыб, обитающих в Баренцевом и Белом морях: треска, щука, скумбрия, окунь, палтус, сиг, семга, камбала, пиранья, зубатка.


б). Подчеркнуть названия птиц, обитающих на островах Белого и Баренцева морей:

кайры, чайки, тупики, бакланы, соловьи, чистики, воробьи, гаги, жаворонки.

в). Подчеркнуть названия морских животных, обитающих в Белом и Баренцевом морях: тюлени, киты, пингвины, моржи, белухи.


Проверка выполненного задания.


ІV. Рассказ учителя.
В Баренцевом море в XVІ–XVІІ веках не было островов, не освоенных русскими. Когда в Западной Европе о Шпицбергене еще строили догадки, русские полярные мореходы уже знали дорогу на эту далекую северную землю.

Наши далёкие предки не боялись темени долгой полярной ночи, леденящей стужи, сокрушительных ветров, слепящей глаза пурги, свирепости холодного моря.
Мореплаватели добывали белых медведей, тюленей, моржей, оленей, китов, ловили рыбу, собирали гагачий пух.


Запись в тетрадях:

Промыслы — китобойный, зверобойный, рыболовный.


Рассказ учителя.

Поморы называли эти острова «Батюшка наш Грумант».

«Шпицбергеном назвали умно

островершинных гор края,

но есть другое имя — « Грумант»,

что карты древние кроя,

давали русские поморы,

рядясь к далёким берегам.

…Был Грумант мрачен, если тучи

вползали серой бородой,

вытягиваясь вдоль по кручам,

вися над сонною водой.

…Был грозен Грумант в ураганах,

дыша сердито на людей,

когда они чуть спозаранок

уж на охоту поскорей.

…Вот и упомнят вдруг в молитве:

— Наш Грумант, батюшка родной,

не погуби, спаси, родимый,

дозволь вернуться нам домой» (Из поэмы «БАТЮШКА ГРУМАНТ» Евг. Бузни)


Запись в тетради:

Плавание на Новую Землю, о-ва Шпицберген




Рассказ учителя.

Провиант промышленников состоял из ржаной и ячменной муки, разных круп, меда, растительного и животного масла, соленой трески, соленого мяса, топленого молока в бочках, сосновых шишек, морошки. Из-за отсутствия в пище витаминов возникала коварная болезнь- цинга. Симптомы цинги — слабость, кровоточивость десен, сонливость. Чтобы не поддаваться этой болезни, мужественные груманланы старались проводить в работе длинные темные дни и вечера. Они ходили проверять расставленные капканы, вязали рыболовные сети или веревки, выделывали шкуры белых медведей и нерп, шили себе верхнюю меховую одежду из оленьих шкур, а то мастерили что-нибудь из принесенного морем дерева — плавника или коротали время за пошивом обуви.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Жизнь в Океане и на суше" 6 класс

У промысловиков практиковалась даже такая оригинальная борьба с навязчивым сном, как вязание узлов и их развязывание, а также спарывание с овчинных полушубков заплат и их нашивание заново.


Рассказ учителя.
В меру своего умения поморы начали вести записи — появились рукописные поморские карты – лоции.

В поморских картах – лоциях описывались приметные и опасные места, убежища от грозной волны, от ветров и льдов. Сыновья и внуки пополняли и уточняли эти записи «для себя и для тех, кто пойдет за ними».

Ни один владелец рукописной поморской лоции не претендовал на авторство, а замечал: «И опосля нас помор на промысел пойдет, как же о себе след для него не оставить» или «Я тоже морем живу, все от дедов получил, человек ведь я».

Лоции помогали мореходу — промысловику в тяжелые часы, когда «полуношник пылит» по океану (ночью идет), когда «взводнищще начнет загинать гребень, запенит и зарыдат» (шторм), и в тот неладный час, когда случится в «одор идти», т.е. при ветре, отдирающем от берегов, уносящим в «голомень» — в открытое море, и даже при страшной опасности, когда «зачнет замолаживать», наносить туман. «Станет замолаживать стеной, не видать ни зги, по нужды ради становить бережно, чтоб корг не хватать» — не сесть кораблю на коварную каменистую мель.

Свои плавания поморы совершали на небольших парусных судах – ладьях. Их команда состояла приблизительно из 20 человек, во главе был опытный мореход – кормщик. В морском походе все обязательно должны слушаться кормчего.


Запись в тетради.

Лоции – карты морей.

Суда – шняки, кочи, лодьи.


Рассказ учителя.

Выходили в море в конце весны или начале лета. Традиционные места промыслов – Восточная Лица, Харловка, Рында, о.Кильдин, Печенга, п-ов Рыбачий. (Показ на карте).

Брали на промыслы и детей 9-10 лет. Будущие мореходы- зуйки получали суровую закалку, помогали взрослым, делили с ними все тяготы трудного и опасного рыбацкого ремесла. Провожали в зуйки больше всего сирот, у кого нет отца. У бедной матери одна забота — чтобы сынишка и семье помог и к работе привык.

Причитала, прощаясь с сыном, мать:
«Сизенький мой соколик,
миленький голубочек,
скатна моя жемчужина.
Желанное мое дитятко!
Беззаботные годочки прокатились,
беспечальные денечки миновались».

С раннего детства формировались отличительные черты поморского характера: честность, прямота, верность слову, взаимовыручка, мужество. Поморы заботились о стариках, детях, больных и немощных. Придя с уловом с промыслов, обязательно одаривали рыбой односельчан.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Ф.И. Тютчев. "Весенняя гроза"

В промышленный поход не брали тех, за «кем сыщется какое воровство или какое скаредное (плохое) дело, кто сироту обидит или деньги в рост давал…» Учили, что если совершил ошибку, не лги, повинись перед товарищами и скажи «простите меня».

В плаваниях помор рассчитывал лишь на себя, на поддержку товарища, на советы старшего да на Николу из Мир Ликийских — покровителя моряков, рыбаков и «всех сущих в море далече».

Никола- покровитель мореходства — «скорый помощник». Поморы считали, что когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут к Богу и уже от Бога ты получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Этой милостью Никола распоряжается непосредственно, без докладов и волокиты.


V. Первоначальное закрепление изученного материала.
Учитель читает пословицы и поговорки о нелегком труде кольских поморов:


«Кто в море не бывал, тот горя не видал.

Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался.
В море горе, а без него – вдвое.

От Холмогор до Колы- 33 Николы.

С одной стороны море, с другой — горе, с третьей — мох, с четвертой – ох».


Ученики устно дополняют рассказ учителя – восстанавливают «размытые водой» пословицы и поговорки:

«Делу-время, потехе-час.
Долог день до вечера коли делать нечего.
Ученье- свет, а неученье — тьма.
При солнышке тепло, а при матери — добро.
Труд кормит, а лень портит.
Терпение и труд все перетрут».


Вопросы к учащимся:

Какими были поморы, какими моральными качествами, по вашему мнению, они обладали?


Запись в тетради:

Поморы-сильные, отважные, честные, умные, решительные, мужественные.


VІ. Заключительное слово учителя.

Дорогие ребята, мы – потомки поморов. На Гербе г. Кандалакши изображён старинный поморский коч (лодья). Над парусом – золотая утка – гага – символ заповедных северных просторов.

На современных кораблях выходят в море рыбаки.

Но как в старину-при подходе к Кандалакше-видят современные мореплаватели памятный крест на горе Крестовой.

Прошлое рядом с нами. Мы можем гордиться своим прошлым, а, значит, имеем и будущее. Я призываю вас, ребята, бережно относиться к прошлому родного края, к нашей северной природе. Будем любоваться красотой родных мест, приумножать богатства края, вдумчиво изучать его историю.


VІІ. Подведение итогов. Комментарии, объявление оценок.















Список использованной литературы и материалов Интернет-ресурсов:



1. Кошечкин Б. И. Тундра хранит след. Очерки об исследователях Кольского Севера.. Мурманск, Кн. изд-во, 1979. 152 с.



2. Ушаков И.Ф. История Кольского Севера: с древнейших времён до 1917 года – Мурманск: Кн. Изд-во, 1992.- 144с.



3. Дранишников В.В. Рассказы по истории Кольского края. – Мурманск, Кн. изд-во, 1979. -72 с.

4. Зингер Евг. Между полюсом и Европой.- М.: Мысль, 1981.- 206с.



5. https://www.pravmir.ru/morskoj-ustav-zhivushhij/



6. https://www.strana-naoborot.com/Unezhma/uljanov/un_01.htm

7. http: kolamap.narod.ru/kola_peninsula/kola_peninsula_1.html



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: