Конспект урока «Озёрск»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озерского городского округа

Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»







Конспект урока «Озёрск»










подготовила

учитель-логопед

Антонова Вера Викторовна












г. Озерск

2011

Цели:

  • Образовательные: закрепить с детьми названия: города — Озерск, озер: Иртяш, Большая и Малая Нанога, края — Урал; знание домашнего адреса, названия и адрес детского сада «Сказка». Уточнить представление о назначении музея, правилах поведения в нем. Рассказать детям о гербе города, закрепить понятие «символ», помочь понять, что означают символы на гербе города.

  • Воспитательные: воспитание интереса к истории города, его жизни.

  • Коррекционные: продолжать учить навыкам словообразования двусложных слов типа: «экскурсовод», учить отвечать на вопросы полными, сложноподчиненными предложениями, без заикания, используя союз «потому что»; закрепление навыков мягкого голосоначала, интонационной выразительности.


Предварительная работа:

  • отработать понятийный словарь: «экскурсия» – путешествие с узнаванием нового, «экспонат» – материал в музее.

  • работа в групповом музее города: пополнение материала, рассматривание альбомов, вырезок из городских газет, коллекции значков, конкурсы рисунков «Любимый дворик», семейные: «Герб города», «Стихи о родном Озерске»


Автор стихов-сопровождения — Антонова Вера Викторовна.


Ход занятия:


Логопед:

Я приглашаю всех в музей,

Чтобы непросто поглазеть.

Хочу вам что-то показать,

О городе всем рассказать.

О городе нашем любимом, родном,

В котором родились мы все и живем.


Ребята, сегодня мы с вами побываем в музее на экскурсии. Я буду ваш экскурсовод.

Экскурсовод — это человек, который проводит экскурсию.

Послушайте это слово. Из каких двух слов оно состоит?

Ответы детей:

— Экскурсия и водит.

— Экскурсовод проводит зрителей по музею, показывает предметы – экспонаты и рассказывает о них интересные истории.

Логопед :

Но сначала нужно вспомнить,

Что в музее не кричат!

Слушают экскурсовода,

Думают и не шалят!

Встаньте так, чтоб было

Видно, слышно каждому из вас.

Ну, а я сейчас, ребята,

Начинаю свой рассказ:

Смотрите, здесь, в музее

Много экс-по-на-тов.

Как жил, как строился наш город

Они расскажут нам, ребята!

(логопед просит 1-2 детей, хором проговорить слово «экспонат»)

Логопед:

— Ребята, назовите, какие экспонаты есть в нашем музее?

Ответы детей:

— Открытки с фотографиями города, городские газеты со статьями о ветеранах, уважаемых людях города, детские рисунки, значки, природный материал, альбомы, фотографии, картина местного художника, книги озерских писателей о городе, о природе.

Логопед:

Здесь много книг, стихов поэтов

О городе родном

И, вот, из сборника вот этого

Прочту я вам одно.

«Озерск» А. Окулов

В лесистых горах на Урале

Средь множества чистых озер

Построили город из камня,

И назван был город Озерск

.

Озерск мой, красивый и милый,

Озерск, ты прекрасен всегда,

И утром в рассвете весеннем,

И вечером после труда.

Логопед:

— Ребята, понравилось вам стихотворение?

— А кто запомнил, как оно называется?

Ответы детей:

— Да; «Озерск».

Логопед:

— Верно, стихотворение называется «Озерск», так же, как и наш город.

— Какими строчками поэт начал свое стихотворение?

Ответы детей:

— «В лесистых горах на Урале

Средь множества чистых озер…»

Логопед:

— Чем окружен наш город?

Ответы детей:

— Озёрами.

Логопед:

— Так почему же наш город назвали Озерск?

Ответы детей:

— Город назвали Озерск, потому что он окружен озерами.

Логопед:

— Какие озера вы знаете?

Ответы детей:

— Озеро Иртяш, озёра: Большая и Малая Нанога

Логопед:

— Вслушайтесь, с какой любовью пишет свои строки поэт!

«Озерск, мой, красивый и милый…»

— А вот другой сборник стихов. Их сочинили ребята из нашей группы в прошлом году.

Миша Чечин написал это прошлым летом:

Я люблю свой милый город.

Здесь родился, здесь живу.

Я люблю родимый дворик,

Где с ребятами дружу.


— Ребята, как вы поняли из стихотворения, какое место самое любимое в городе у Миши?

Ответы детей:

— Родимый дворик

Логопед:

— А что значит «родимый»? Какие слова похожи на это слово?

Ответы детей:

— Родился, родной, Родина.

Логопед:

— А вы любите свой дворик? Дом, в котором живете?

— А кто любит свой двор и дом, должен очень хорошо знать свой домашний адрес. Вы все знаете его?

— На столе лежат ваши рисунки с изображением ваших домов, дворика. Пожалуйста, каждый пусть найдет свою картинку и назовет свой домашний адрес.

— Сколько этажей у дома? Какой значит этот дом?

Ответы детей:

— Одноэтажный, многоэтажный пятиэтажный и т.д.

Логопед:

Дома разноэтажные,

И вы такие важные!

И каждый очень весел,

И каждый очень рад!

Ведь здесь мы все встречаемся,

Друг другу улыбаемся.

А как же называется родной наш детский сад?

Ответы детей:

— «Сказка»

Логопед:

Всё верно, в нашей сказке

Герои в добрых масках

Открыли свои двери

Для каждого из вас…

Ведь вы пришли из разных:

Из садиков и яслей.

В Озерске очень много их,

И все не перечесть!

Стоит наш садик «Сказка»

На проспекте Карла Маркса.

И номер есть, смотри,

Вот 5 и 3 – пятьдесят три

(закрепить название, адрес и номер детского сада)

Логопед:

-А это символ «Сказки»- флаг

Он, словно наш маяк

(показать флаг с эмблемой детского сада, предложить детям сесть на стульчики; на столе стоит флагшток с двумя развивающимися флажками: флаг России, детского сада)

Логопед:

  • Посмотрите, ребята, а какой ещё флаг здесь для вас знакомый?

  • Что это за флаг?

Ответы детей:

— Флаг нашей страны, Российский флаг.

Логопед:

— Назовите, какого цвета флаг нашей Родины?

Ответы детей:

— Белый, синий, красный

Логопед:

— Правильно, у каждой страны, у каждого государства есть свой флаг, со своим рисунком, определённого цвета (показать 2-3 флага). И у каждой страны свой герб. Флаг и герб – это символы страны, государства. Они обязательно находятся на главных зданиях столицы, других городов. Герб страны изображен на паспорте — самом главном документе человека. (Показать паспорт).

— А ещё свой герб есть у каждого города. Герб города – это символ (закрепить слово), он символизирует, показывает, чем неповторим город, чем отличается от других.

— Посмотрите, вот на этом флаге (раскрыть третий флаг)- герб нашего города Озёрска.

— Посмотрите и скажите, что изображено на гербе нашего города?

Ответы детей:

— Волны, звенья, квадратики, ящерица.

Логопед:

— Волны — обозначают, что наш город окружен озерами. Давайте ещё раз вспомним их названия: Иртяш, Большая и Малая Нанога.

— Звенья цепи и квадратики – они рассказывают о тех предприятиях, которые работают на территории нашего города.

— Ящерица – это символ Урала, Уральских гор, камней. А ведь ящерица очень любит лежать на камнях, выползать на возвышенности. Ящерица — символ уральской природы. Ведь наш с вами город расположен где? Как называется наш край? ( Урал).

Логопед:

  • Ребята, а какие ещё города Урала вы знаете? Какие города расположены рядом с нашим городом?

Ответы детей:

— Касли, Кыштым, Челябинск.

Логопед:

— Давайте, снова пройдем в наш музей и посмотрим значки с изображением гербов этих городов (рассмотреть).

Логопед:

— Вот посмотрите, у меня на столе несколько гербов разных городов. Найдите, пожалуйста, среди них герб нашего города.

Логопед:

— А сейчас давайте поместим в музей ещё один экспонат, новый – вот этот флагшток с флагами. Назовите, что это за флаги.

Ответы детей:

— Флаг России, флаг города, флаг детского сада «Сказка».

Логопед:

-Итак, экскурсия наша закончена,

Теперь все знаем точно мы:

как город называется? (Озерск)

как край родной зовется? (Урал)

чем садик отличается? как он у нас зовется? («Сказка»).

Логопед:

— Итак, мы точно знаем адрес свой: улицу, квартиру, дом

— Узнали, что и флаг, и герб — символы города, страны.

Беречь, хранить её богатства давайте дружно мы!

Список использованной литературы:



  1. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2005.

  2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.- М.: Просвещение, 1985.

  3. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «Элизе Трэйдинг, «ЦГЛ», 2003.

  4. Окулов А. Озерск // ПрО Маяк. — 2005. — 11 сентября. — С. 7.



Использованные Интернет-ресурсы:


  1. http://www.libozersk.ru/special_dates/show/

  2. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/ozersk.htm












Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА по ОБЖ "Основы здорового образа жизни" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: