Конспект урока по Географии «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»


Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны


Гимадиев Ильфат Шакирзянович учитель географии


Цель:

дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;

показать их влияние на погоду и климат.

Задачи:

Вспомнить основные климатообразующие факторы.

Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.

Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.

Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

Методы и формы обучения:

объяснительно – иллюстративный — беседа с целью активизации опорных знаний;

работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия:

Атмосферный фронт.

Циклон.

Антициклон.

Холодный и теплый атмосферные фронты.

Оборудование:

мультимедийный конспект – презентация;

интерактивная доска;

физическая и климатическая карта России;

выставка научной и художественной литературы по теме.

План урока.

Постановка цели и задач.

Повторение и проверка домашнего задания.

Изучение новой темы:

Атмосферные фронты.

Циклоны.

Антициклоны.

Закрепление новой темы.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Мультимедийный конспект урока.

I. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Целеполагание.

Вспомни!

Узнай!

Научись!

II. Повторение и проверка изученного материала.

1) Вспомни!

Что такое климат?

Факторы формирования климата.

Виды солнечной радиации.

Виды и свойства воздушных масс.

2) Географический диктант:

1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах …

а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;

г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в …

а) тропических широтах северного полушария;

б) тропических широтах южного полушария;

в) экваториальных широтах.

3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в …

а) январе;

б) марте;

в) июне;

г) сентябре.

4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в … широтах.

а) экваториальных;

б) тропических;

в) умеренных;

г) арктических.

5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в … широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в … широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

Свежие документы:  ПЛАН – КОНСПЕКТ воспитательного мероприятия «Дни воинской славы»

г) умеренных и экваториальных.

7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются …

а) пассаты;

б) западный перенос;

в) северо-восточные;

г) муссоны.

8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат …

а) Евразии и Южной Америки;

б) Южной Америки и Африки;

в) Африки и Северной Америки;

г) Северной Америки и Евразии.

9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на … побережья материков.

а) северные;

б) южные;

в) западные;

г) восточные.

10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на …

а) распределение тепла и влаги;

б) распределение влаги и систему господствующих ветров;

в) систему господствующих ветров и распределение тепла.

11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением …

а) тепла;

б) влаги;

в) атмосферного давления.

12. Тропические воздушные массы характеризуются …

а) высокими температурами и влагосодержанием;

б) высокими температурами и низким влагосодержанием;

в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;

г) низкими температурами и влагосодержанием.

III. Изучение нового материала.

Узнай!

Что такое атмосферные фронты.

Теплый атмосферный фронт.

Холодный атмосферный фронт.

Циклоны.

Антициклоны.

1) Атмосферные фронты — переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Воздушные массы — значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.

Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.

2) Циклоны и антициклоны — это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.

3) Синоптические карты — основа для составления прогноза погоды.

— Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?

IV. Закрепление изученной темы.

Географический диктант.

Что такое атмосферный фронт ?

Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?

Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .

Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.

Что такое циклон?

Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?

Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Приносит пасмурную погоду.

Устойчив и малоподвижен.

Устанавливается над Восточной Сибирью.

Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

Восходящие потоки воздуха в центре.

Нисходящее движение воздуха в центре.

Движение от центра к периферии.

Движение против часовой стрелки к центру.

Они бываю теплые и холодные.

V. Итог урока.

«У природы нет плохой погоды».

Творческие выводы учеников.

Домашнее задание: стр. 82-86.



Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Климат Африки" 7 класс

Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.

Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).

Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.

Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.

1 слайд – сообщение темы урока.

2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.

3 слайд – целеполагание.

4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.

6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.

5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.

8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.

10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.

13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.

14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.

14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».

16 слайд — знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.

15 и 17 слайды – скрытые — озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.

18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.

19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.

Свежие документы:  Интегрированный урок «Профессиональная деятельность, сферы и отрасли производства» (технология-география)

20 слайд – определение циклонов и антициклонов.

21 слайд – характеристика циклонов.

22 слайд – описание территорий распространения циклонов.

23 слайд — основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.

24 слайд – характеристика антициклона.

25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.

26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.

27– 30 слайды – закрепление изученного материала.

27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.

28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.

29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.

31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.

Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.

Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.


При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.

География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.

География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.

Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.

Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.

Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: