Конспект урока по Географии «Биосфера. Воздействие организмов на земные оболочки» 6 класс


Класс — 6

Тема: Биосфера. Воздействие организмов на земные оболочки.


Цель: сформировать элементарные представления о воздействии организмов на земную кору, гидросферу, атмосферу.

Задачи:

Образовательная: углубить знания о биосфере, сформировать представление об особенностях распространения живых организмов на планете; начать формировать представление о взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Коррекционно-развивающие: продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать учебник и дополнительную литературу, как источник знаний; развитие памяти обучающихся, умения выделять главное из рассказа и ответов на уроке; развитие познавательного интереса обучающихся, любознательности; продолжить формирование умений использовать на уроке возможности ИКТ, элементы критического мышления.

Воспитательные: Воспитывать внимательное отношение к изучаемому материалу. Воспитывать чувства бережного отношения к природе, пробудить желание активно участвовать в защите окружающей среды.

Урок: усвоения и первичного закрепления новых знаний.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Создание положительного настроя на работу. Подготовка к уроку

II. Актуализация знаний.

Проверка д/з по теме: Климат.

Игра «Найди пару»

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установи соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. В каких единицах измеряются показатели каждого из этих приборов?


А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр


Блицопрос.

-Назови компоненты погоды.

-Как изменилась бы средняя температура и годовая амплитуда колебаний температуры на Земле, если бы на планете не было океанов?

-На сколько градусов снижается температура воздуха при подъеме на один километр?

-Почему в горах обычно выпадает много осадков?

-Какие постоянные ветры ты знаешь?


III. Изучение нового материала.

Что ты знаешь о биосфере?

Мы с тобой изучили 3 оболочки! Ответь на следующий вопрос!https://images.myshared.ru/469694/slide_16.jpg

Сегодня начали изучать биосферу! Сфера — это шар! А что значит — био?

https://900igr.net/datas/biologija/Organizmy-biosfery/0003-003-BIOSFERA-ot-grech.jpg

Значит биосфера это? Запиши определение в тетрадь!

Итак, биосфера — это земная оболочка, в которой существуют живые организмы (живое вещество) и продукты их жизнедеятельности. Впервые этот термин был применен в 1883 г. австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом. Выделил эту земную оболочку как самостоятельную один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский.

https://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/22/21942/img6.jpg

Определяя биосферу, В.И.Вернадский ввел понятие «живое вещество»— совокупность всех живых организмов и продуктов их жизнедеятельности. Биосфера связана с другими оболочками Земли и состоит из: https://images.myshared.ru/58562/slide_3.jpg

Посмотри на рисунок и попробуй определить область обитания живых организмов на нашей планете, т.е границы биосферы!

Свежие документы:  Урок для 6 класса по теме: «Озёра»

Границы биосферы: https://geo-nature.ru/wp-content/uploads/2013/07/120301021.png

Теперь сжелай вывод и запиши в тетрадь:https://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/15/14262/img2.jpg

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Изометрические упражнения.

Изометрическое упражнение – это ритмическое чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц.

  • Сидя на стуле, возьмитесь обеими руками за сиденье и с силой потяните вверх, напрягите мышцы. Сосчитайте до 6, опустите руки и расслабьтесь. Проделайте несколько раз.

  • Сидя на стуле, надавливайте подошвами ног на пол.

  • С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.

Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давлению.



Взаимодействие организмов с атмосферой, гидросферой и литосферой.

Подумай как взаимодействуют организмы с атмосферой?

https://svetly5school.narod.ru/organizmi.JPG

Современная атмосфера Земли создана жившими на нашей планете организмами.Растения и некоторые бактерии поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Этот процесс называется фотосинтезом.
Кислород появился на нашей планете благодаря фотосинтезу. Зеленые растения не только поставляют в атмосферу кислород , который нужен для дыхания всем организмам, но и очищают воздух от пыли , обогащают его водяным паром.

Воздействие организмов на гидросферу.

Состав количество растворенных веществ в океанской воде веществ удивительно постоянен. По мнению специалистов, они почти не изменились за последние 200 млн лет. Как же это можно объяснить? Вода из океана испаряется, соли остаются и должны накапливаться. Странным кажется и то, что среди веществ, растворенных в воде океана, меньше всего солей кальция.

Куда же они деваются? В этом «виноваты» организмы. Они поглощают из воды необходимые им вещества, особенно кальций. Он нужен им для построения скелетов и панцирей раковин. Когда морские организмы погибают, их останки опускаются на дно, накапливаются и со временем превращаются в осадочные, такие как известняк и мел.

Воздействие организмов на литосферу.
Это воздействие особенно заметно в земной коре, где накапливаются остатки погибших растений и животных, из которых образуются горные породы органического происхождения.

Почва — особое образование, которое нельзя отнести ни к органическим, ни к неорганическим природным телам.

https://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Svojstva-pochvy/0017-017-Sostav-pochvy.jpg

Почва состоит из частичек разрушенных горных пород и продуктов разложения органических остатков, главным образом растительных — гумуса(перегноя), разделить которые очень трудно.

https://5klass.net/datas/geografija/Biosfera-geografija/0005-005-POCHVA-gumus.jpg

Гумус — продукт разложения органических остатков, главным образом растительных.

Изучением почв занимался русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почвы разделяют на типы в зависимости от условий образования и накопления гумуса. Чем больше в почве гумуса, тем более плодородна почва.

Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, называют плодородием.

В почве находится воздух и вода, которые необходимы живущим в почве живым организмам. В почве много микроорганизмов: в 1 г почвы их больше, чем людей на Земле.

https://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Obitateli-pochvy/0003-008-Obitateli-pochvy.jpg

Почву населяют черви, насекомые и млекопитающие, например, кроты.


Влияние человечества на биосферу: https://5klass.net/datas/biologija/Biosfera-i-chelovek/0010-010-Vlijanie-chelovechestva-na-biosferu.jpg



IV. Закрепление материала

Живое вещество биосферы: https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000514-1000-4ddd-59f6-210046bc4342/226.swf









V. Рефлексия.

https://900igr.net/datas/geografija/Davlenie-geografija/0033-033-Refleksija.jpg


VI. Домашнее задание. п 48

Оценка за урок.

Свежие документы:  Урок для 6 класса «Основные формы рельефа Земли: горы и равнины. Формы рельефа суходола»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: