Баутина О.В., учитель географии МКОУ СОШ №15 г.Советская Гавань
План – конспект урока по теме «Человек и атмосфера»
Тип учебного занятия по дидактической цели — урок — вернисаж (оргдеятельностного типа)
Методические приемы эвристического обучения: создание эвристической ситуации, метод гипотез, метод придумывания
Оборудование: учебник, презентация учителя, листы ватмана, фломастеры, заготовка для рефлексии «Цветограмма»
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | ||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | |||
1.Организационно — мотивационный этап урока | ||||
Приветствие. Угадайте загадку: Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватило, Да притом не видно было? Ни сложить, не развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!
Определение темы урока
| Да, это атмосфера. Мы изучили ее состав и строение. Но человек живет на планете Земля и значит теперь нам нужно…
Сформулируйте цели урока | Учащиеся предполагают, что тема урока будет связана с влиянием атмосферы на организм человека и наоборот.
Формулируют цели: узнать, как влияет атмосфера на здоровье людей, как люди могут влиять на атмосферу |
|
|
Формулирование задач урока | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели | Называют задачи: прочитать текст учебника, выяснить влияние человека на атмосферу и др. |
|
|
Создание мотивационной установки. Учитель объявляет, что сегодня урок будет необычный. Учитель говорит о том, что лучшие шедевры будут высоко оценены | Называется наш урок – вернисаж. Что означает это слово? Как вы думаете, что вам предстоит делать?
| Учащиеся высказывают свое мнение. Говорят о том, что им предстоит что-то делать своими руками, а затем устроить выставку своих работ. |
|
|
2.Процессуально — содержательный этап урока | ||||
Влияние атмосферы на человека | Первые картины в нашем вернисаже выставляю для вас я. Вам предстоит ответить на вопросы: Кто изображен на этих фотографиях? Почему именно эти фотографии выставлены на обсуждение? Дайте им название. Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье?
| Ученики обсуждают фотографии, высказывают мнение о воздействии атмосферного давления на здоровье человека. Говорят о необходимости заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д. Говорят о том, что человек живет в разных климатических областях, что погодные условия могут влиять на здоровье людей. | Формирование ценностного отношения к своему здоровью |
|
Влияние атмосферы на человека
| Человек может влиять на атмосферу. Давайте попробуем определить – всегда ли это влияние со знаком +? Каковы причины загрязнений? | Ученики называют факты, свидетельствующие о загрязнениях атмосферы Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых могут быть кислотные дожди, «парниковый эффект» и др. |
|
|
Работа в группах — творческих мастерских | Задание: 1. Творческая мастерская №1 готовит на выставку работу, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу 2. Творческая мастерская №2 готовит картину, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере 3. Творческая мастерская №3 готовит картину, которая расскажет о редких явлениях в атмосфере
| Выполняют работу в группах | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творчество при выполнении рисунка, отборе нужного материала, компоновке элементов рисунка |
Организация выставки | Задание группам: защитить свою работу | Защита рисунков Каждая группа рассказывает о своей картине |
| Возможность проявить творчество при защите, возможно использование стихотворений |
Минутка релаксации — игра «Постройся по росту, алфавиту, цвету волос» | Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит ее | Дети играют | Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности |
|
Решение эвристической задачи | Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах. Если кому-либо из жителей, обитающих на северо-западе китайской провинции Юньнань, нужен дождь, то они просто выходят из дома на улицу и начинают кричать: «Дождик! Дождик! Пуще!» И дождь на самом деле не заставляет себя ждать. Причем чем сильнее кричит человек, тем сильнее сыплет дождик, чем дольше кричит, тем дольше идет. Такой феномен наблюдается высоко в горах Гаолигуншань, где расположена группа озер под названием «Заколдованные». Если на берегу любого из этих озер кто-нибудь громко заговорит или закричит — тут же с неба проливается вода. Как объяснить этот феномен? | Учащиеся высказывают свои гипотезы. Учитель предлагает свой ответ: Ученые полагают, что воздух в этой местности настолько насыщен влагой, что малейшее сотрясение его вызывает образование из паров воды дождевых капель. | Развитие коммуникативной компетенции | Возможность проявить творческие способности при решении задачи, показать умения составлять гипотезы |
Обсуждение Промежуточная рефлексия
| Учитель задает вопросы: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал? Как распределяли роли в группе творческой мастерской? Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? | Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии | Возможность выразить свои чувства |
|
3.Этап закрепления | ||||
Закрепление | Игра «Блиц – турнир»
|
Углекислый
Извержение вулканов, пыльные бури, лесные пожары 22-24
Кучево-дождевые
Уничтожает посевы, ломает виноградники, сбивает плоды, вызывает гибель животных Радуга, мираж Необычная, сложная форма миража |
|
|
Подведение итогов | Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? Решили ли мы его задачи? Оценивается работа учеников учителем, проводится взаимооценка работы групп
| Учащиеся отвечают на вопросы | Возможность критически оценивать деятельность друг друга |
|
4.Рефлексивный этап урока | ||||
Рефлексия деятельности | Оцените урок соответствующим цветом | Делают соответствующие действия с цветограммой
| Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов |
|
5. Объяснение домашнего задания | ||||
Обязательное задание | Параграф 14 стр.76-80
| Внести в словарик слова и их объяснение: Парниковый эффект Гроза Град Мираж Радуга |
|
|
Дополнительное задание (по выбору) | Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Мираж» |
|
|
|
Творческое задание | Составить кроссворд «Явления в атмосфере» Напишите памятку «Как вести себя во время грозы» |
|
| Возможность проявить творческие способности |