Конспект урока по географии 6 класса.
Тема «Вулканы»
Разработан учителем географии ГБОУ школы № 62 Выборгского района Санкт – Петербурга
Алексеевской Татьяной Валерьевной
Конспект урока для 6 класса.
Тема: Вулканы
Цель урока: дать расширенные знания о вулканах
Задачи:
1)раскрыть новые понятия и термины темы
2) рассмотреть и изучить причины образования вулканов
3) продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации
4) рассмотреть практическое значение знаний о вулкана
5) развивать устную речь учащихся, память, мышление, внимание
6) вызывать интерес к предмету, продолжить учить работе в парах, воспитывать самоуважение
Оборудование:
1.физическая карта мира
2. мультимедийный проектор
3. Видеофрагмент о вулканах
4. Схема образования вулкана (возможна презентация)
5. Демонстрационный столик, химический состав, спирт, щепка, спички.
6. Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
7. Кроссворд раздаточный на парты +демонстрационный версия на экран
8. Горные породы (коллекция) математического происхождения.
Данный урок предполагает «сильный» класс, если класс «слабый», то можно упростить некоторые понятия, сократить виды работы. К этому уроку необходимо заранее подготовить демонстрационный материал, особенно модель вулкана, а так же нужно заранее дать задание некоторым учащимся по темам:
Научное описание вулкана;
Вулкан Везувий;
Вулкан Этна;
План урока:
1. Организационный момент — 0,5 мин
2. Повторение ранее изученного — беседа — 2 мин.
3. Объявление темы и цели урока для-для 1мин.
4. Изучение новой темы
4.1. Введение — рассказ учителя — 1,5 мин.
4.2. Научная информация — рассказ заранее подготовленных учащихся — 2,5 мин
4.3. Видеофрагмент +о вулканах- беседа — 6 мин.
4.4. Демонстрация модели вулкана — 4,5 мин.
4.5. Строение вулкана — динамическая схема образования- — 7 мин.
4.6. Математические горные породы
4.7. Вулканы в истории — 10 мин.
а) Везувий — сообщение учащихся — 3 мин.
б) Карл Брюллов — репродукция картины- 3 мин
в) Этна — сообщение учащихся — 3мин.
4.8. Значение вулканов -видеофрагмент — 3мин
4.9. Изучение вулканов — 2 мин
5. Закрепление — кроссворд, беседа — 3 мин.
6. Итог, домашнее задание
7. Организованный конец урока.
Ход урока:
1. Орг. момент
Проверка готовности к уроку, приветствие.
2. Повторение ранее изученного
-Что изучали на прошлом уроке?
(землетрясения)
-Напомните, какое отношение к землетрясениям имеют следующие понятия
На доске понятия ГИПОЦЕНТР
СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ
ЭПИЦЕНТР
СЕЙСМОГРАФ
учащиеся раскрывают понятия
— Кто расскажет об образовании землетрясений?
(Когда плиты скользят вдоль друг друга и сталкиваются или освобождаются друг от друга происходит толчок — это место называется гипоцентр. От гипоцентра отходят сейсмические волны. Место на поверхности земли, находящимся над гипоцентра называется эпицентр).
— Как называют шкалу, по которой определяют силу землетрясений?
(шкала Рихтера)
— До сколько баллов изменяют силу землетрясений?
(до сколько12 баллов)
— Землетрясение во сколько баллов считается разрушительным?
(от гипоцентра6 баллов)
— Кто может показать на карте сейсмические активную зону Земли?
— Покажите острова, страдающие от землетрясений больше всех.
(Японские и Филиппинские)
3. Объявление темы урока.
— Если есть зоны, где активно двигается земная кора и образуются землетрясения, какие природные явления так же можно наблюдать в этих местах?
(вулканизм )
— Сегодня на уроке мы вспомним, что вам уже известно о вулканах, изучим их образование и какое значение они имеют для живых существ.
-Итак, тема урока Вулканы (запись темы на доске, учащиеся в тетради).
4. Изучение нового материала
— Венера, Юпитер. Марс – знакомы ли вам эти имена?
Кто они?
(боги)
— Вулкан тоже бог. Бог огня. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина
Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
— После этих слов мы переходим к изучению вулканов. Нам прочитали литературное описание вулкана, а сейчас мы послушаем научное описание. (Сообщение подготовленного ученика). Ваша задача подвести итог – в нескольких словах сказать, как вулканологи описывают это грозное явление.
Вулканы обычно имеют конусную форму, с кратером — воронкообразный углублением на вершине. Извержение некоторых вулканов, например, Стромболи и Везувия в Италии, проходит со взрывом, неся большие разрушения, другие, например, на Гавайях, «тихие»: лава просто поднимается по кратеру и переливается через край.
В зависимости от состава и вязкости продуктов извержения различают конус и куполообразные, щитовые и массивные вулканы. Основной причиной извержения вулкана является давление газов в магме. Вулканы делятся на действующие, потенцийнодиючи, условно горят и горят.
Ежегодно на Земле происходит около 50 извержений вулканов. В зависимости от формы подводных каналов различают вулканы центральные и трещинные, по глубине магматических очагов — мантийного, корового и смешанного питания. Вулканы чаще всего расположены в тектонически активных областях, всего их — на островных дугах и в горах.
Всего на Земле известно 1343 действующих вулканов. По мнению некоторых исследователей, самым вулканом Земли является Йеллоустонский. Этот вулкан относится к потухших. Его последнее мощное извержение произошло 600 тыс. лет назад. Но за последние 100 лет зафиксировано повышение центра кальдеры этого вулкана на 8 м, что свидетельствует об увеличении внутреннего давления.
Сильными извержениями прославился известный вулкан Кракатау, находящегося в Зондском проливе между островами Ява и Суматра. Его высота 813 м. Во время извержения Кракатау в 1883 выпало более 18 км пепла. Оно вызвало цунами и привело к десяткам тысяч жертв. Наиболее катастрофическими в истории человечества также считаются извержения индонезийского вулкана Тоба.
(учащиеся подводят итог услышанному)
— В подтверждение слов, мы посмотрим отрывок из видифильма о вулканах, и попробуем ответить на следующие вопросы:
1 вариант – как образуется магма?
2 вариант – из каких химических элементах состоит лава? (вопросы могут быть любыми, в зависимости от фрагмента, который вы выберите или найдете)
— Как образуется магма?
(в недрах Земли температура и давление заставляют твердые породы плавиться, образуя магму)
— Из каких химических элементов состоит лава? (фосфор, алюминий, кальций, калий, водород, бром и др.)
— Я выполнила макет вулкана, смешав у себя на демонстрационном столике некоторые из перечисленных элементов. (на самом деле в кабинете химии можно попросить дихромат аммония (NH)4Cr2O7 )
Демонстрация опыта сопровождается искрами, выделением дыма и образованием большого количества пепла, поэтому следует демонстрировать подальше от учащихся, примерно 2 метра от 1 парты и не под датчиками возникновения пожара АПС.
— Что пронаблюдали?
(вещества горели, выделялся дым, пепел)
— Если у такой маленькой модели выделилось столько веществ горения, сколько же веществ и какие будут выделяться при извержении вулкана?
(учащиеся предлагают свои версии, актуализация имеющихся знаний)
— Сейчас мы посмотрим как образуются вулканы. Через мультимедийный проектор на доску выводится динамическая схема образования вулканов разных видов. Данную схему можно скачать по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU&feature=related (схема и виды вулканов), демонстрировать ее надо 2 минуты, остальной материал можно использовать на следующем уроке.
— Итак, на глубине вещество мантии начинает плавиться, образуя очаг магмы или батолит (параллельно на доске и в тетрадях рисуется схема, обозначаются новые понятия и термины), по жерлу или неку, она поднимается вверх и через кратер изливается на поверхность. Излившаяся магма называется лавой. Случается, что у вулкана от очага магмы отходит дополнительный канал с магмой, который называется дайка. Извержение вулкана сопровождается грохотом, гулом, выбросом пепла и вулканических бомб. Какие виды вулканов по форме образуются?
(конические, щитовые)
— Какие виды вулканов образуются по частоте извержений?
(действующие, потухшие, спящие)
Учащиеся делают записи в тетрадях:
Вулканы по форме
Конический Щитовой
Вулканы по частоте извержений
Действующие Спящие Потухшие
— Вспомните, какие породы образуются из магмы?
(магматические)
— Приведите примеры.
— как называются глубинные породы?
(интрузивные)
-Как называются излившиеся?
(эффузивные)
— За время существования нашей планеты на ее истории было много извержений и некоторые из них остались в истории, как что-то очень важное и красивое. Один из таких вулканов Везувий. Об этом вулкане нам расскажет …(подготовленный ученик)
Везувий находится в пределах Средиземноморского подвижного пояса, простирающегося на 15 тыс. км от Западной Европы до Индонезии. Вулканический комплекс Сомма-Везувий находится в 15 км к юго-востоку от Неаполя. Он является одним из самых крупных вулканов Романской щелочной провинции. Современными геофизическими исследованиями под Везувием установлено несколько магматических камер. Одна из них приповерхностная, расположена на глубине около 3 км, вторая, более глубинная, — на глубине порядка 10—15 км. Континентальная кора под вулканом Везувий сложена толщей триасовых доломитов, мощностью до 7 км и подстилающими её породами ранних этапов развития Средиземноморского пояса. Особый вклад в изучение вулкана внес вулканолог Альфред Ритман. Исследование позволило установить физико-химические параметры образования минералов лав и различных включений.
Вулкан имеет три вложенных конуса, самый древний из которых находится снаружи и сохранился только на северном и восточном склонах. Этот дугообразный вал носит название Монте-Сомма (высота до 1138 м). Второй конус (собственно Везувий) находится внутри Соммы. На вершине расположен кратер, на дне которого иногда появляется третий временный конус, который пропадает после сильных извержений (например, в 1906 году).
Везувий — единственная гора, возвышающаяся над равнинами Кампании. У подножия вулкана располагается прибрежный город Торре-Аннунциата. На северо-западном склоне вулкана на высоте около 600 м расположена вулканологическая обсерватория, основанная в 1842 году.
С 1880 года на Везувий можно было подняться на маятниковом фуникулёре, состоявшем из двух больших вагонов, приводившихся в движение паровой машиной. Со временем известность этого туристического аттракциона возросла настолько, что он даже стал своеобразным туристическим символом региона, в его честь была сочинена популярная и поныне песня. Однако извержением 1944 года фуникулёр был разрушен. В 1953 году на восточном склоне был сооружён кресельный подъёмник, быстро завоевавший такую же популярность, что и его предшественник, но землетрясение 1980 года настолько его повредило, что его не стали восстанавливать. В настоящее время гора может быть доступна только пешком по оборудованной пешеходной тропе.
Основной конус Везувия сложен из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа, которые, выветриваясь, обеспечивают плодородность почвы склонов. В нижней части разбиты фруктовые сады и виноградники, выше (до высоты 800 м) произрастают сосновые леса. Первое извержение произошло в 6940 ± 100 году до н. э. Сильное (5 баллов по шкале извержений) извержение 79 года образовало кальдеру диаметром 15 км и уничтожило несколько городов — Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум — грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение.
— Гораздо позже Карл Брюллов написал гениальное полотно Последний день Помпеи, где отразил все горе и ужас людей, которых захватила стихия. (репродукцию также можно отразить через мультимедийный пректор) В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.
…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.
— Совсем недавно на острове Сицилия произошло извержение некогда потухшего вулкана Этна. Эту информацию подготовили …(подготовленные ученики)
Информацию и иллюстрации к сообщению можно найти на многих сайтах, например https://www.vmireinteresnogo.com/article/eruption-of-etna
— откройте учебник, параграф 19, п.3 и 4 самостоятельно изучить и записать в тетрадь как люди научились использовать силу и мощь вулканов, с какой целью изучают. (учащиеся выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой)
(вулканы используют как лечебные грязи, вулканический песок, сера, самоцветы и др., изучают для возможности предположения и предупреждения извержения вулканов)
Все теоретические вопросы можно заменить своими материалами, которые покажутся более уместными)
5. Закрепление
— у вас на партах лежат листы, пододвиньте их к себе (один на парту) сейчас вместе с соседом разгадайте его.
|
| 1. |
|
|
|
|
| |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
| 6. |
|
|
|
|
|
Вулкан – бог …..
Чашеобразное углубление на вершине вулкана
Небольшой канал с магмой, отходящий от батолита.
Вулкан, которому посвятил свое полотно Карл Брюллов.
Жерло вулкана
Интрузивная горная порода.
Фронтальная проверка
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 1. о | г | о | н | ь |
|
2. к | р | а | т | е | р |
|
|
|
|
| 3. д | а | й | к | а |
|
|
|
| 4. в | е | з | у | в | и | й |
|
|
| 5. н | е | к |
|
|
|
|
|
| 6. г | р | а | н | и | т |
— Какое слово получилось?
(гейзер)
-гейзеры мы изучим на следующем уроке, а так же рассмотрим как размещаются по Земле вулканы, гейзеры и от чего это зависит.
— О каких вулканах узнали сегодня?
— Какие виды вулканов образуются? От чего это зависит?
— Чем закончилось извержение Везувия?
— как люди используют вулканы?
6. Итог урока.
Выставление отметок, оценка работы учащихся.
7.Организованный конец урока
— Домашнее задание – параграф 19, читать, уметь рассказывать о возникновении вулканов, особенностях извержения.
Отдельным ученика можно дать опережающее задание – гейзеры.
Используемые интернет-материалы:
https://nado.znate.ru/%D0%92%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD – описание вулкана
https://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU&feature=related (схема и виды вулканов)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%E7%F3%E2%E8%E9 – Везувий
https://www.artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=11&foa=f&list=1 (описание картины Брюллова)
https://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_126.jpg (репродукция картины Последний день Помпеи)
https://www.vmireinteresnogo.com/article/eruption-of-etna (данные по картине Брюллова, по извержению Везувия)