Конспект урока по Географии «Движения земной коры»


Блок «Литосфера»

Модуль «Движения земной коры»

Конспект урока.

Цели:

  1. Образовательная –  познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;

  2. Развивающая –  создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы,  развивать умение работать с картами атласа;

  3. Воспитательная – продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.

Действия учителя

Действия учащихся



На прошлом уроке мы с вами говорили о строении Земли.

  1. Какое строение имеет наша планета?

  2. Как называется каменная оболочка Земли?

  3. Что входит в ее состав?

  4. Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается?

  5. Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой?

  6. Как изучают земную кору, зачем это нужно?


  1. Планета имеет оболочечное строение: в центре – ядро, обволакивает его мантия, верхний тонкий слой – земная кора.

  2. Литосфера

  3. Литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии.

  4. 70 – 80 км., на материках под горными системами.

  5. Состоит из слоев: верхний – осадочный, средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3 – 5 км.

  6. Геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе.


 Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре.

   На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды?

   Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока.


— земная поверхность поднялась.

   Записывают тему урока в свои тетради.


 Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры.

   Заполним схему:

грабены

складки

медленные

быстрые




   И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет.

   В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны.

  При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Какие формы рельефа при этом образуются?

   При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы.

   Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения?

   Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов. Грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков, а горст – поднятый.


— вертикальные и горизонтальные.

   























— горы.


 




-да, могут.

— В каком состоянии находится магма?

Земная кора располагается на вязкой пластичной мантии и вместе с веществом мантии — магмой может, перемещается, при этом отдельные участки земной коры сталкиваются, образуя горы, другие разрываются, образуя разломы, озера и все это сопровождается землетрясениями, извержениями вулканов, гейзеров. Как, где и почему происходят землетрясения, какими процессами они сопровождаются мы сейчас узнаем.

Если земная кора приходит в движение начинается землетрясение.

Землетрясение – подземные толчки, колебания земной поверхности в результате разрыва и смещения горных пород на глубине.

Задание: а) используя рис. 82 стр. 97 учебника расскажите, как происходит землетрясение.

б) как изменяется сила землетрясения с удалением от очага?

в) где регистрируются самые сильные толчки?

г) запишите определение «Очаг землетрясения»

д) как называется наука о землетрясениях? ( стр. 99)

Прибор, регистрирующий подземные толчки называют сейсмограф. Силу землетрясения определяют по 12- бальной шкале Рихтера (стр. 98, таблица).

Слабые землетрясения 1-2 балла регистрируются только прибором, 5-6 баллов — сотрясаются здания, образуются трещины на стенах и штукатурке, 10-12 баллов рушатся здания, железные дороги, образуются трещины в земной коре, возникают оползни, изменяется течение рек. Такие землетрясения называют катастрофическими. Например, в 1988 г. В Армении произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее г. Ленинакан, Ленинабад, Спитак и многие другие населенные пункты. Погибло свыше 30 тысяч человек. Тысячи детей, ваших ровесников, остались сиротами. Большинство из них провели летние каникулы в пионерских лагерях в России. Очень много ребят усыновили российские семьи. Это была всесоюзная трагедия, когда на восстановление школ, больниц, детских садов, домов были брошены все силы, чтобы успеть до начала учебного года и наступления холодов. Простые граждане собирали пожертвования, теплую одежду, игрушки, книги, учебники. Каждый стремился помочь пострадавшей республике.

Основная часть землетрясений происходит в т. н. сейсмических поясах: Тихоокеанском и Альпийско-Гималайском. Ежегодно на Земле происходят около 1 млн. землетрясений, но большинство из них не значительные и остаются не замеченными. Сильные землетрясения случаются 1 раз в две недели, к счастью большинство из них происходит на дне океанов. Катастрофические происходят 1 раз в 10 лет.

— Вспомните, где произошли последние крупные землетрясения? Помогала ли наша страна пострадавшим странам и каким образом?

— Могут ли произойти землетрясения в Красноярском крае и почему?

Во время землетрясения необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. В случае начала толчков необходимо как можно быстрее покинуть здание, в котором вы находитесь, оказавшись на улице необходимо держаться подальше от любых строений. Если вы приехали в сейсмоопасный район, то у входной двери необходимо разместить сумку с документами, питьевой водой, теплыми вещами, страдающим хроническими заболеваниями — медикаменты, чтобы в случае опасности не тратить время на сборы. Если вам не удалось во время покинуть здание, то помните, что в сейсмоопасных районах здания строят по специальной технологии: укреплены дверные проёмы и лучше всего окончания толчков и помощи ожидать там.

Там где, толщина земной коры минимальна, вещество мантии вырывается в наружу и образуется вулкан. Дайте определение понятия «вулкан», используя формулу составления определения понятия. Больше всего вулканов на сейсмических поясах (рис. 84, стр.99).

Домашнее задание:

1. На контурной карте полушарий обозначьте сейсмические пояса земли, отметьте вулканы.

2. В тетради заполните таблицу

Таблица

Крупнейшие землетрясения

Эпицентр землетрясения

дата

последствия





— в пластичном














а) Смещаются горные породы, образуя очаг землетрясения, на поверхности над ним располагается

эпицентр, где наблюдаются самые сильные толчки

б) чем дальше от очага, тем меньше сила землетрясения;

в) самые сильные толчки регистрируются в эпицентре. Он располагается над очагом;

г) Очаг землетрясения — место разрыва и смещения горных пород на глубине.

д) сейсмология.























Фукусима, Япония, 2011 год. Наша страна помогала Японии.


















Вулканы — конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.








Свежие документы:  Конспект урока на тему «Байкальский лес»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: