Конспект урока по Географии «Естествознание как система наук о природе» 5 класс


Дата: № урока 1 5 класс

Тема: Естествознание как система наук о природе.

Цель: Сформировать прочные понятия о естествознании, как системе наук о природе.

Развивать у учащихся умение работать с книгой, схемами, таблицами, выделять главное, анализировать.

Воспитывать коммуникативную культуру при соц. взаимодействии.

Тип урока: урок-знакомство.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Определение темы и целей урока.

тренинг «Улыбка

  • Выяснить знания учащихся о природе.

-Что такое природа? Что относится к неживой природе? Назовите живые организмы?

  • Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение к учащимся с 3;

  • Из скольких параграфов состоит Введение? Как называется первый параграф, Тему урока записать в тетрадь Естествознание — как система наук о природе.(слаид-1

  1. Новый материал.

  • Природу в старину называли «естество». Изучать природу – значит изучать окружающий ас мир. Человек, конечно же, тоже часть природы.

  • Естественные науки – науки о природе.

По тексту учебника по стр.7, найти и записать в тетрадь естественные науки. В каком виде это записать вам поможет путеводный лист, в котором я предлагаю схематично или же таблично фиксировать конспект урока (Приложение 1). А также в течение урока вы будете выставлять себе оценки за каждый этап урока (Приложение 3)

Естественные науки





А теперь проверим, правильно ли вы это сделали (слайд – 2).

  • Таблица «Науки о природе» (слайд – 3)

Название науки

Происхождение слова

Что изучает

астрономия

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова

«химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

география





физическая география

от греч. слов

«гео»-земля,

«графо»-пишу

от греч. слова

«физис»-природа

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

биология

от греч. слов

«биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

Наука о живой природе

экология

от греч. слов

«экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

Эти науки вы будете изучать в старших классах.

Все тела состоят из веществ. Например:СТАКАН — СТЕКЛО, КАРАНДАШ- ДРЕВЕСИНА, МЯЧ- РЕЗИНА и т.д.

-приведите свои примеры вещества и тела (устно)

  • Органические ( белки, жиры, углеводы)— вещества, которые входят в состав живых организмов. (слайд – 4)

  • Неорганические – это минералы, металлы и их сплавы, горючее для космических ракет и многое другое. (слайд – 5).

Ребята вы знаете, что в природе постоянно происходят изменения. В течении 3-х минут в парах обсудить какие изменения происходят и дописать определение, а подсказка есть в путевом листе(Приложение 1):

Все изменения, происходящие в живой и неживой природе, называются

Я






Я



П






Ы


По цепочке каждая группа знакомит с примерами и определением задание усложняется тем, что нельзя повторятся. Примеры, определение на (слайд – 6)

физминутка

3.Закрепление новой темы: Ребята что мы сегодня узнали: Ответы: Что такое естествознание, что изучает предмет естествознание, какие науки изучают природу? Научились различать живую и не живую природу, из каких веществ состоят тела.

  • А сейчас прошу вас выполнить задания на закрепление темы. (Приложение 2).

За правильное выполнение каждого задания, вы получаете по 1 баллу. Итого 20 баллов. За 20-17 баллов -«5» 16-11 баллов -«4» 10-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2» (слайд – 7)

4.Рефлексия: напишите на стикерах свое отношение к уроку и свое настроение, можно в виде смайликов.

5. Итоги урока: выставление оценок в листы самооценки (Приложение 3) (слайд 8)

6.Домашнее задание. § 1, (слайд – 9)

  • сообщение для учащихся с низкой мотивацией к изучению предмета «Явления природы носящие стихийный характер».

  • сообщение для успешных учащихся «Сообщение о французском ученом – энтомологе Жан Анри Фабре, ученом-астрономе – Николае Копернике, ученом-биологе – Чарлзе Дарвине.

Приложение 1.

Естественные науки





Таблица «Науки о природе»

Название науки

Происхождение слова

Что изучает

астрономия

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова

«химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

география





физическая география

от греч. слов

«гео»-земля,

«графо»-пишу

от греч. слова

«физис»-природа

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

биология

от греч. слов

«биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

Наука о живой природе

экология

от греч. слов

«экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.


Все изменения, происходящие в живой и неживой природе, называются

Я






Я



П






Ы
















Приложение 2.


1. Выпишите отдельно тело и вещество:

ЖЕЛЕЗО, МАШИНА, ПЛАССТМАСС, КНИГА, РУЧКА, СТЕКЛО, ВОСК,

ТАРЕЛКА, МЕДЬ, ДОМ, ОКНО, ЛАМПОЧКА, ЗОЛОТО, ВОДА, СВЕЧА,


вещество

тело

1



2



3



4



5



6



7




2. Сопоставьте тело и вещество:

МАШИНА, ДЕРЕВО,

СВЕЧА, ПЛАССТМАСС

КОЛЬЦО, МЕДЬ

ЛОЖКА, ВОСК

КАРАНДАШ, ЗОЛОТО

РУЧКА, СТЕКЛО

ТАРЕЛКА, ЖЕЛЕЗО Например: спичка- сера и дерево.


  1. Приведите по 3 примера:


Органические вещества

Неорганические вещества

1.

1.

2.

2.

3.

3.


За правильное выполнение каждого задания, вы получаете по 1 баллу. Итого 20 баллов

За 20-17 баллов -«5» 16-11 баллов -«4» 10-8 баллов -«3» 7-1 баллов -«2»

















Приложение 3.

Лист самооценки

Оценочный лист ученика 5 класса_____________________________________________________

по теме «_______________________________»

Моя успешность на уроке

оценка

1

На уроке я работал активно/пассивно


2

Качество выполненного конспекта в тетради


3

Выполнение задания на закрепление



Итоговая оценка за урок




Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Водные дороги и перекрестки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: