Конспект урока по географии «Географическая зональность» 7 класс


Шестяева Флюра Гайфулловна

МБОУ СОШ № 35

П. Метлино Челябинской области

Учитель географии высшей категории


Географическая зональность



Цель урока: Сформировать понятия: «широтная зональность и высотная поясность», показать роль климата в формировании природных зон.

Обучающие задачи: закрепить знания о значении климатических условий в формировании природных комплексов.

Развивающие задачи: развитие навыков работы с картами, умение сопоставлять различные по содержанию карты, продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, развивать умение оформлять опорный конспект.

Воспитывающие задачи: формирование бережного отношения к природе.

Основные представления и понятия: широтная зональность и высотная поясность.

Основное содержание: изменение природных зон на равнинах в меридиональном и широтном направлениях, смена природных зон в горах, причины, определяющие смену природных зон.

Практическая работа: составление опорного конспекта, сопоставление карт различных по содержанию.

Средства обучения: карты — природных зон, климатическая, физическая мира. ИКТ — слайды «Типичные представители природных зон.» Видеофильм «Природные зоны».

Методы и формы учебной деятельности: рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал. Беседа на основе анализа карт, слайдов, видеофильма, составление опорного конспекта. Работа с текстом учебника.

Региональный компонент: природная зона нашей местности, лекарственные растения нашей местности.

Тема урока: знания о природных зонах, причинах, определяющих смену ПК, по сути, основные знания учащихся о природных комплексах материков.

Степень трудности: учащиеся обладают опорными знаниями о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли; навыками по сопоставлению карт различных по содержанию.

Уровень формирования знаний: доступность материала, умений — прочность отработанных умений по сопоставлению карт и составлению опорного конспекта.

Урок соответствует специфике класса, уровню учебной подготовки учащихся, теме МО учителей естественных наук «Комплексное восприятие детьми природных явлений и процессов при изучении естественных наук». Организация деятельности учащихся адекватна целям урока.

Степень активности учащихся на уроке: и слабые, и сильные ученики вовлечены в работу, так как, задания упорядочены в соответствии с принципом «от простого к сложному» (задания, подводящие к воспроизведению, способствующие осмыслению и закреплению материала учеником).

В ходе урока организована опора на предыдущие знания, усиление практической направленности учебного материала.

Психологическая атмосфера урока — дети доброжелательны, с удовольствием работают на уроке; отвечая на вопросы домашнего задания по ОК, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая память.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Масштаб" 5 класс

Тип урока: комбинированный.


ХОД УРОКА



  1. Организационный момент. Учитель объявляет тему и цель урока: сформировать понятия «широтная зональность и высотная поясность». А в этом нам поможет составление опорного конспекта. Запись темы урока и Д/З (§ 12, повторить § 10, 11; подготовка к тестам по теме «Географическая оболочка»).

  2. Дифференцированный контроль домашнего задания. Учитель: «Для того чтобы, понять тему сегодняшнего урока, нам нужно повторить тему прошлого урока». Учащиеся по желанию отвечают Д/З на «3» с помощью ОК и на «5» без ОК. Весь класс в это время готовит анализ устного ответа.

  3. Подготовка к основному этапу занятия. Учитель повторяет тему и цель урока, классу задаётся вопрос: Зачем мы изучаем тему «Географическая зональность»? (Это основной закон географии, зная его, мы сможем объяснить расположение природных зон, описать окружающую природу, от которой зависит жизнь и занятия людей. Эти знания и умения нам нужны будут не только на следующем уроке, но и в течение всего года). Учитель напоминает классу о том, что оценку можно получить за активность на уроке при изучении нового материала, поэтому отвечаем не хором, а поднимаем руку, если знаем ответ.

  4. Усвоение новых знаний. Вопрос учителя: «Что такое природная зона и какие природные зоны вы знаете?» Изучение новой темы осуществляется по вопросам плана (1-2) опорного конспекта, используя карты природных зон и климатическую. Первый вопрос. Учитель рисует на доске таблицу, в которой прослеживается смена ПК по меридианам и изменение температурных условий. Ученикам предлагается сделать вывод о том, какие причины вызывают изменения ПК в направлении север — юг. Учащиеся просматривают в/ф «Природные зоны», перед просмотром получают задание — правильно ли они сделали вывод. Таблицу и вывод заносят в тетради. В такой же последовательности проводится работа по изучению смены ПК по широтам. Поставив перед учащимися вопрос: «Почему на одной широте, при одинаковом притоке солнечного света и тепла, формируются разные ПК?»- учитель помогает им сделать вывод. Таблицу и вывод записывают в тетрадях. Второй вопрос включает блоки А, Б и задания, направленные на обобщение причин, вызывающих смену ПК в горах. Учащиеся делают анализ текста для того, чтобы ответить на этот вопрос и составить ОК по этому вопросу (стр. 81). Блок А (краткое пояснение): атмосфера прозрачна, а значит, беспрепятственно пропускает солнечные лучи на Землю. Красный цвет на схеме символизирует нагревание земной поверхности, которая затем отдаёт тепло атмосфере. Ученикам сообщается о том, что при поднятии на 1км tº воздуха понижается на 5-6º. После объяснения учащиеся решают задачи по вычислению температур. Блок Б: на схеме изображается поднятие массы воздуха по склону горы. По мере поднятия и охлаждения воздуха происходит конденсация пара и выпадение осадков. Воздух изменяет свои свойства и становится более сухим, с этим связано уменьшение количества осадков в горах с высотой. Обобщая полученные сведения, ученики приходят к выводу о том, что изменение tº и осадков определяет изменение природных компонентов (почв, растительного и животного мира), что в свою очередь и обусловливает смену ПК в горах. Ученики выполняют рисунки в тетрадях и записывают вывод. Проблемный вопрос классу: как определить — какая природная зона находится у подножия горы, и в каких горах имеется наибольшее количество природных зон? (если ученики затрудняются в ответе, учитель предлагает найти ответ в тексте учебника — стр. 81 — 82).

  5. Первичная проверка понимания: с помощью ОК один из сильных учеников составляет рассказ о смене природных зон на равнинах, а другой о смене ПК в горах.

  6. Закрепление знаний. Физкультминутка. Учитель объявляет о том, что на урок пришел Незнайка и пытается составить рассказ о пройденной теме. Если ребята не согласны с его ответами, встают со своих мест, если согласны, сидят. Рассказ Незнайки: 1. Образование природных зон обусловлено влиянием человека (нет, климатом — соотношением тепла и влаги). 2. Смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения тепла и влаги называется высотной поясностью (нет, это широтная зональность). 3. С высотой tº воздуха повышается, поэтому происходит изменение природных зон (нет, tº понижается). 4. Чередование природных зон в горах называется широтной поясностью (нет, это высотная поясность). Незнайка всё перепутал, а вы молодцы!

  7. Обобщение и систематизация знаний: показ слайдов «Типичные представители природных зон», «Высотная поясность».

  8. Региональный компонент. По карте природные зоны, ученики определяют в какой природной зоне мы живём. Опираясь на свой жизненный опыт, привлекая дополнительный материал, рассказывают о растительном и животном мире нашего края, какие лекарственные растения у нас встречаются.

  9. Подведение итогов: анализ и оценка успешности достижения цели, самооценка учащихся и оценка учителя.

  10. Рефлексия: цели урока достигнуты, так как, мало времени потратили на опрос Д/З, большинство ребят были активны при изучении нового материала. Учитель благодарит класс за работу.

  11. Повторная информация о Д/З (тесты по теме «Географическая оболочка» §10-12).




Географическая зональность (ОК)


ПЛАН:

  1. Смена ПК на равнинах (блок А — по меридианам, блок Б — по широтам)

  2. Смена ПК в горах.

№ 1 Блок А. Природная зона — … (крупный ПК, обладающий общностью tº условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).

Восточно — Европейская равнина по 40º в.д.

Природная зона

ОС

Ср. tº июля

Тундра



Тайга



Смешанный лес



Широколиственный лес



Степи и лесостепи





  • Смену ПК определяет ! г.ш. или ☼

  • Смена ПК от экватора к полюсам носит название широтной зональности.




1 Блок Б. Евразия по 40˚ с.ш.



Жестколистные леса

Обл. высотной поясности

Степи и лесостепи

пустыни

Обл. высотной поясности

пустыни

Степи и лесостепи

Переменно-влажные леса

Обл. высотной поясности











? Почему на одной широте, при одинаковом ☼, формируются разные природные зоны?

Смену ПК на одной широте определяют ▬ , Р, и др. КФ.







2. ● При поднятии на 1 км tº воздуха понижается на 5º — 6º.

?



Как изменится tº ?







20º 30º









По мере поднятия количество осадков уменьшается.

Изменение tº и осадков с высотой определяет смену ПК в горах.


П

Высотная поясность — это смена ПК в горах.










Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Географическое положение и размеры Тихого океана. История исследований"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: