Конспект урока по Географии «Географическое положение. История исследования материка Африка» 7 класс


УРОК ГЕОГРАФИИ

7 класс

Тема: «Географическое положение. История исследования материка Африка».

Итоговая (оценочная) практическая работа по теме «Определение географических координат крайних точек Африки…».

Цель урока: познакомить учащихся с историей освоения и изучения материка Африка, научить давать характеристику физико-географического положения (ФГП) материка

Задачи: 1. Формирование представлений об исследователях континента, целях и результатах их открытий.

2. Изучение характеристики ФГП материка.

2. Воспитание навыков самостоятельной работы.

3. Продолжение формирования картографических, хронологических умений школьников.

4. Развитие умения применять знания в новой ситуации.

Оснащение урока:

    1. Компьютеры (желательно на каждого учащегося)

    2. Электронное учебное пособие, установленное на каждый из компьютеров.

    3. План характеристики ФГП материка для каждого учащегося.

    4. Физическая карта мира.

    5. Физическая карта Африки.

    6. Атласы школьников для 7 класса

Тип: урок изучения нового материала (с практической работой) с применением информационных технологий.

Технология критического мышления.

Основные понятия для изучения:

  • Географическое положение

  • Береговая линия

Межпредметные связи:

  • история

  • математика

План урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала: 1. Фаза вызова. 2. Фаза осмысления: а) работа с электронным наглядным пособием; б) выполнение практической работы.

III. Фаза рефлексии

IV. Домашнее задание.

V. Подведение итогов урока.

План-конспект урока.

I. Организационный момент. (1 минута)

Сегодня мы начнем знакомство с самой интересной, занимательной, загадочной частью науки география: географией материков. А какой материк сегодня будем изучать, какова будет тема нашего занятия? На эти вопросы постарайтесь ответить сами после такого рассказа:

II. Изучение нового материала: 1. Фаза вызова. (6 минут) (Учитель предлагает учащимся некоторые ситуации и вопросы к ним, которые бы способствовали появлению интереса у учеников к теме нового урока)

-Людям уже давно известна великая африканская пустыня Сахара. Казалось бы, она исхожена вдоль и поперек. Давно составлены ее карты и описания всех ее оазисов. Однако в 1988 г. и она преподнесла необычный сюрприз географам. Одна алжирская семья, пересекая пустыню, неожиданно открыла селение, не обозначенное ни на одной карте. Люди здесь жили в хороших жилищах, имели колодцы и большие стада овец и коз. Как оказалось, жители этого неизвестного оазиса за всю свою жизнь не видели ни одного «чужого».

-Как вы думаете, почему такое могло произойти в конце XX века?

-Что может быть общего между материками Южная Америка и Африка?

(ребята будут рассуждать о времени освоения и заселения континента, об исторической общности южных материков, о площади Африки и др.)

-Какой материк будем изучать первым?

-Начертите в своей тетради таблицу, состоящую из трех столбиков.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»




— Заполните тезисно первый столбик таблицы.

— Прочтите по одному тезису из вашего столбика. (Спросить всех)

— Это очень неплохо.

2. Фаза осмысления: (25 минут)

-С чего логично изучение материка начать? (учитель наводит детей на историю исследования и ФГП материка, как тему нового урока)

-Заполните вторую графу таблицы в тетради, исходя из темы нашего урока. (Дать детям возможность озвучить содержание второго столбика).

Выполняем задание с электронным наглядным пособием (активное чтение) по группам: (13-15 минут)

1-2 группа: путешественники их краткий путевой дневник.

3-9 группа: текст о материке через гиперссылку картинки природы Африки, уметь рассказать самое главное, что произвело впечатление, удивило.

Отчет о проделанной работе, обращение к демонстрационным картам материка. Регламент времени на ответ каждой группы: 1-2 минуты.

Практическая работа:

Характеристика ФГП Африки. (10 минут) План у каждого ученика.

План характеристики ФГП материка.

  1. Площадь материка в сравнении с другими.

  2. Положение материка по отношению к:

а) экватору;

б) нулевому меридиану;

в) другим материкам;

г) морям и океанам.

  1. Климатические пояса.

  2. Крайние точки и их координаты.

  3. Береговая линия:

а) полуострова;

б) острова;

в) заливы;

г) проливы.

Работаем мозговым штурмом: опрос каждого учащегося, обращение к картам, приготовленным на урок. Если необходимо, корректировка учителем ответов учеников.

-Между какими градусами широты расположен материк? Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. [1]. Расчеты запишите в тетрадь.

III. Фаза рефлексии (5 минут)

Заполнение графы таблицы с названием «Узнал».

Ответы учащихся.

IV. Домашнее задание. (2 минуты)

§ 24 (учебник В.А. Коринской) [2]; в контурные карты нанести объекты ФГП по плану, используя карты атласа; приготовить дополнительный материал по исследователям Африки, выходцам из России: Е.П. Ковалевский, В.В. Юнкер, В.В. Елисеев, Н.И. Вавилов (возможна компьютерная презентация с портретом путешественника, картами его пути и др.).

V. Подведение итогов урока.

Анализ урока, выставление оценок.

Список литературы

  1. Атлас «География материков и океанов» 7 класс.

  2. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2008.




Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Транспорт"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: