Конспект урока по географии «География — одна из наук о планете Земля» 5 класс


Учитель географии Миронова Ирина Александровна

МОУ Труслейская СОШ, Инзенский район

5 класс,

учебник А.А. Летягин «География. Начальный курс»

Тема урока: «География — одна из наук о планете Земля»


Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о науке география, географических объектах, географических процессах и явлениях, географической оболочке.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание значимости географических знаний для современного человека.

Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России). Мотивация на изучение географии.


Метапредметные: выделять существенные признаки понятия,

ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос;

составлять мини-эссе; анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; составлять определение понятиям, создавать обобщения.

Предметные: различать географические объекты и правильно называть их,

определять значение объектов ЮНЕСКО для человечества, объяснять

существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления», приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, способность к самостоятельному приобретению новых знаний; умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: водный урок, урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник А.А. Летягин «География. Начальный курс. 5 класс» — М.: Вентана-Граф, 2013, примеры источников географической информации, мультфильм «Кто раскрасил море?», заготовка для рефлексии «Острова».

Ход урока

1.Организационно — мотивационный этап урока

Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Давайте познакомимся с учебником географии, кто его автор и содержание предмета.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Географии "Земля у нас одна"

Определение темы урока: Какие науки вы изучали в начальной школе?( называют различные науки из курса начальной школы)

Какой школьный предмет изучает природу? (называют окружающий мир)

Какие еще науки изучающие природу вы знаете? (называют естественные науки. Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.)

Формулирование задач урока: Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? (называют основные понятия урока в рамке на стр.5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)

Создание мотивационной установки: просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить?(дети знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.)

2.Процессуально — содержательный этап урока

Что изучает географическая наука? Определить, что является предметом изучения географической науки?

-Поиск необходимой информации на стр.5-6 учебника

-Работа с рисунком №1 с.6 (Разнообразие географических объектов)

-Приводить примеры географических объектов на территории Ульяновской области, России, мира (заполнить таблицу на доске).

Географические объекты

Ульяновская область

Россия

Мир







Для чего изучают Землю? Приведите примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?

Какие географические объекты известны любому жителю планеты? (перечисляют названия памятников природы)

Почему об этих объектах знают все жители Земли? ( выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Необходимость сохранения природного наследия для потомков.)

Как изучают Землю? Назовите известные способы изучения объектов? Какие из них может использовать география? (называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С помощью чего изучают Землю? Приведите доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний». (учащиеся читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени)

Учитель: Ребята давайте посмотрим оглавление учебника и познакомимся со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.

Отвечают на вопросы учителя.

Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:

1. Что такое водопады?

2. Каковы их внешние признаки?

3. На каких реках они есть? (с.98-99 §17)

Учитель: Приведите примеры других известных вам источников географической информации. (называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по географии «План местности» и «Географическая карта» 6 класс

3.Этап закрепления

1.Вопросы для беседы:

-Что означает слово география?

— Что изучает географии?

— Для чего изучают географию?

— Как изучают географию?

— С помощью чего изучают географию?

-С чем или с кем вы связываете географию?

-Что вы знаете о географии?

-Что бы вы хотели узнать, изучая географию?

-Какие книги и журналы географического содержания вы читали?

-Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?

Тест 1) Название «география» в переводе с греческого означает:

А) землеведение

Б) землепользование

В) землеописание

2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью

А) сборника стихов о природе

Б) учебника географии

В) мультфильма

3) Какой объект не являются географическим?

А) Луна

Б) вулкан Везувий

В) Египетские пирамиды

Ответы 1-в 2-б и 3-а и объясняют причину выбора. Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

Подведение итогов

Учитель: Герой комедии Д.И. Фонвизина «недоросль» Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего? ( учащиеся высказывают своё мнение. Получается мини-эссе, 5 предложений)

4.Рефлексивный этап урока

Прием «Острова». На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.

Примечание. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание Найти в тексте (параграф 1 с.5) и выписать в словарик определения:

1) географический объект,

2) географические процессы и явления,

3) географическая оболочка.

— Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с.7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2011г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?

Дополнительное задание (по выбору)

  1. Задание № 6 стр.10 (по желанию) (Составить перечень географических объектов своей местности)

  2. Мини – сочинение . Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию. Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как…

  3. Социологический опрос. Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.

Проанализируйте поученные результаты. Сделайте вывод.

Кто участвует в опросе

Мнение родных и близких о роли географии















Свежие документы:  Урок-игра по творчеству Н. Некрасова, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: