Конспект урока по Географии «Градусная сетка»




Тема: Градусная сетка.


Цель урока: — формирование понятия «параллель», «меридиан» — линии градусной сетки


Задачи:

— обучающие:

  • сформировать понятие «параллель», «меридиан»;

— развивающие:

  • развивать умения определять направления по карте и глобусу;

— воспитательные:

  • оценить значение знаний и умений определять направления и измерять расстояния по глобусу и карте


Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценности географической карты в жизни и хозяйственной деятельности населения;

  • метапредметные: формирование умений работать с географической картой и глобусом

  • предметные: овладение навыками определения направлений и расстояний по карте и глобусу


Универсальные учебные действия:

  • познавательные: выявлять на глобусе и карте полушарий элементов градусной сетки;

  • регулятивные: классифицировать условные знаки легенды карты


Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: коллективная, групповая


Оборудование: Физическая карта мира, глобус, контурная карта полушарий, атласы 5 класса.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.

Проверка домашнего задания

1) Предлагает описать виды карт географического атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

2)Задает вопросы по §11

-как определить стороны горизонта по Солнцу и звездам

3) Просит прочитать, написанный на доске масштаб: 1:1000, 1: 20000, 1:300000. Просит перевести численный масштаб в сменованный6 1:1000 (в1см 10м); 1:20000 (в1см 200м); 1:300000 (в1см 3км). Просит начертить линейный масштаб.

4) Диктует условные знаки.

5) Просит рассказать о свойствах географической карты (отличие карты от плана).


Учащимся предлагается задание по отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта». (в карточках)


По вертикали:


1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.

2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору.

4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов.


По горизонтали:


  1. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли.

  2. Одна трехсотшестидесятая часть окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом.




1



2



















3






4

























5

































-Описывают карты атласа

-Отвечают на поставленные вопросы

-Читают и переводят масштаб.

-Изображают условные знаки.

-Разгадывают кроссворд.

2.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры. А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географическую координату.

-Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями: меридианами и параллелями.

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

От Северного полюса до Южного проходят линии все равные — окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье указали: север—юг.


Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

Параллели уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большая параллель это — экватор,

Маленькая точка это — полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.


Предлагается ответить на следующие вопросы:

-Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

-Какие точки соединяют меридианы?

-Одинакова ли длина всех меридианов?

-Покажите на глобусах нулевой меридиан.

Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах.


-В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название? (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют атлас)


-Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?





С.П. С.П.

Ю.П. Ю.П.


Определение направлений по меридианам и параллелям.

Параллели, как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 17). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.

Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Одинакова ли длина всех параллелей?

  • Назовите самую большую параллель.

Экватор делит Землю на два полушария.

  • Назовите и покажите эти полушария на глобусах.

  • Как изменяется длина?

Длина экватора 40 000км, а так как это окружность, то содержится в ней …..(360)градусов.

Длина меридиана составляет половину длины экватора, сколько километров и градусов составляет дуга меридиана?(20000км или 1800 )


Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 10 или 15. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.


















Воспринимают информацию.


















Учащиеся отвечают на вопросы:


-Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?

-Какие точки соединяют меридианы?

-Одинакова ли длина всех меридианов?

-Покажите на глобусах нулевой меридиан.

Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах.














Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Одинакова ли длина всех параллелей?

  • Назовите самую большую параллель.

Экватор делит Землю на два полушария.

  • Назовите и покажите эти полушария на глобусах.

  • Как изменяется длина?




Предлагает прочитать текст §13 стр.45-46.

Задает вопросы:

-Какую форму имеют параллели на глобусе и карте?

-Какую форму имеют меридианы на глобусе и карте?

Корректирует ответы.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

3.

Закрепление.

  1. Предлагает определить направления по карте рис.33 стр.46

Предлагает ответить на вопросы на стр.47.

Корректирует ответы.


  1. Устно заполняем таблицу. Свойство линий градусной сетки.

Признаки

Меридианы

Параллели

В какие стороны горизонта направлены?



Какова длина в в километрах?



Какова длина в градусах?



Какую форму имеют на глобусе



Какую форму имеют на карте?





3. Работа с глобусом.

Покажите на глобусах и укажите, в каких полушариях находятся:

  • Северная Америка;

  • Острова Огненная Земля;

  • о.Гренландия;

  • Австралия;

  • Африка

  1. Можно ли, выйдя на местность, увидеть на поверхности Земли меридиан и параллель?


Определяют направления по карте.


Отвечают на вопросы.


Заполняют таблицу.


Работают с глобусом.


4.

Домашнее задание.

§13, выучить новые понятия.

Записывают задание в дневник.

5.

Итоги урока.

Выставляет оценки учащимся.

Выставляют оценки в ученические дневники.





Свежие документы:  Конспект урока по географии "Проблема мира и разоружения" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: