Тема урока: Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова
Тип урока: комбинированный.
Цель:
Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о климате Казахстана и его особенностях. Ввести понятия: «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения». Познакомить учащихся с особенностями распределения атмосферных осадков на территории Казахстана. Помочь учащимся понять особенности увлажнения на равнинных территориях Казахстана и в горах, факторы, их обусловившие, природные явления, связанные с атмосферными осадками.
Задачи:
1. Объяснить где и почему наблюдаются «сухие» дожди.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе, к своей стране.
Содержание | Методы, ФОУД | |||||||||||||||||
Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. |
| ||||||||||||||||
Всесторонняя проверка знаний. | Фронтальный опрос — Распределение температуры воздуха на территории Казахстана? — Как будут изменяться температуры на равнинной территории Казахстана? — Каковы среднегодовые температуры на севере и юге? — Каковы средне январские и июльские температуры на севере, юге? — Какие минимальные температуры на севере и юге? — Где в Казахстане самое холодное место? — С чем связаны оттепели на территории Казахстана зимой? — Как изменяется температура на севере и юге во время оттепели? — Какие отрицательные последствия возникают после оттепели? — Почему суточная амплитуда температур летом на юге выше? — Где самая высокая суточная амплитуда температур? Почему? — Что такое температурная инверсия? — Где, когда и почему возникает температурная инверсия? — Какие задания и вопросы вызвали затруднение? Почему? — Какие пробелы и неточности в знаниях вы обнаружили?
Инд опрос. Работ с тестами.
Инт. Задание. А. Используя предложенные термины, составьте мини-рассказ: | Индивидуал устный опрос.
Фронтальн устный опрос. | ||||||||||||||||
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. | — Сегодня мы продолжим разговор об особенностях климата Казахстана и климатообразующих факторах. Запишите тему урока «Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова» — Какова цель нашего урока? — На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? — Какой способ работы вы можете предложить? — Какими источниками информации вы можете воспользоваться? | Мотивация.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа. | ||||||||||||||||
Усвоение новых знаний. | — Какие особенности климата Казахстана связанны с атмосферными осадками? 1. Информация учебника. Самостоятельное изучение. 2.Вывод. (Сухость воздуха. Незначительной количество осадков на большей части территории республики.) — Влажность воздуха и количество осадков на какой-либо территории определяет влияние океанов. — Как вы думаете, какие океаны будут оказывать влияние на климат Казахстана, а какие нет? Почему? 3. Фронтальная беседа. — Давайте вспоминать воздушные массы. С каких океанов воздушные массы доходят до территории Казахстана, как они влияют на климат? (с Северного Ледовитого – арктические – понижение температуры; с Атлантического – морские умеренные – атмосферные осадки) — Среднегодовое количество осадков колеблется от 130 до 1600мм. 1. вариант:
4. Работа с картами атласа. Самое малое количество осадков – Мын-Арал (130мм) западнее озера Балхаш; Самое большое количество осадков – Западный Алтай (1600мм) верховья реки Малая Ульба. — Как будет изменяться количество осадков на равнинных территориях? (с севера на юг и с запада на восток уменьшаться) — На севере большее количество осадков выпадает в тёплый период – 70-80%, на юге зимой – 50-60%. 5.Работа в парах. Причина образования сухого дождя «Сухой» дождь – это явление, когда дождевые капли, не доходя до земной поверхности, испаряются (наблюдается на юге). — Каковы особенности распределения осадков в горах? (наветренные склоны от 500мм и более) 6.Особенности снежного покрова на равнинных территориях: Работа с таблицей
7. Понятие о К увл. Испарение – фактический объём испарившейся влаги. Испаряемость – возможное испарение при данных среднегодовых температурах. Коэффициент увлажнения – отношение годового количества осадков к показателю испаряемости. К = О/ И К>1 избыточное увлажнение; K=1 достаточное увлажнение; K<1 недостаточное увлажнение. | Работа с тестом сучебника
Работа с картами
Запись в тетради.
.
Анализ табличных данных | ||||||||||||||||
Закрепление. | Работа в группах. 1.Кзылорды 2. Алматы 3.Шымкента 4. Петропавловска 5. Астаны 6. Караганды Инд. Задание. Проанализировать климатограммы учебника. Инд. Задание 2 в северной части Казахстана 70-80% годовых осадков приходится на теплое время года (в июле) Почему? | Карты атласа
Климатого учебника | ||||||||||||||||
Дом. зад. | §24 (пересказ), вопросы 1,2. | Запись в дневнике | ||||||||||||||||
VIII. Итог урока. | Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок. |
|