Конспект урока по Географии «Климат, внутренние воды и высотная поясность Кавказа» 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 10 Кировского района города Волгограда















Методическая разработка урока географии

по теме «Климат, внутренние воды и высотная поясность Кавказа»













Автор урока:

учитель географии высшей категории

МОУ гимназии № 10

Кировского района г. Волгограда

Расстрыгина Лариса Григорьевна





Волгоград. 2014 год






Тема: «Климат, внутренние воды и высотная поясность Кавказа»


Цели урока:

Предметные

1. Систематизировать знания об основных понятиях темы (климатообразующие факторы, режим рек, тип питания реки, водораздел, высотная поясность, природные ресурсы).

2.Выявить и проанализировать условия, которые способствовали превращению Кавказа в район массового отдыха, лечения и туризма.

3. Оценить природные ресурсы Кавказа

4. Формировать умения сопоставлять, анализировать, формулировать выводы.

Метапредметные: совершенствование умений работать с разными источниками информации — текстом учебника; тематическими картами, картосхемами.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям.


Задачи урока:

1. Выявить причинно-следственные связи климатообразующих факторов и особенностей климата Кавказа, результат занести в таблицу.

3. Составить сравнительную характеристику климата отдельных территорий Кавказа по плану, используя карты учебника и атласа, объяснить зависимость нарастания континентальности климата от географического положения, влияния западного переноса воздушных масс и Черного моря. Выявить причины различия.

4. Уметь определять по физической карте, к каким бассейнам относятся реки, называть источники питания и режим рек Кавказа и объяснять особенности речной сети в зависимости от климатических условий.


Оборудование: Физическая карта Европейской части России, климатическая карта России, компьютер, проекционное устройство, электронная презентация, рабочая тетрадь, атлас.

Тип урока: урок изучения нового материала, практикум.

Ход урока

  1. Объявление темы урока и постановка целей урока

  2. Активизация опорных знаний. Работа с таблицей (заполнение первой колонки)

я это знал(а)


новое для меня


думал(а) иначе


непонятно, нужно разобраться







  1. Постановка проблемы: Кавказ является главным климатическим курортным районом нашей страны.

В чем проявляется уникальность климата Кавказа?

Почему Терско-Кумская низменность и горные районы Восточного Кавказа не являются курортной территорией?

Выявите и проанализируйте условия, которые способствуют развитию курортных районов на Кавказе.



1 Климат Кавказа

Работа с учащимися.

— Учитель:

Задание №1. Пользуясь текстом учебника выявить климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат Кавказа (Слайды № 4,5)


Климатообразующие факторы

Как влияют на климат

1.Географическое положение на юге страны на половине расстояния от полюса до экватора


Радиация -120 ккал/см2

Температура января -4º

Температура июля +20 — +24°


2. Область пониженного давления, средиземноморские циклоны, западный перенос воздушных масс

Обильные осадки на Черноморском побережье и южных склонах Западного Кавказа.



3. Черное море


Обильные осадки на Черноморском побережье и южных склонах Западного Кавказа.


4. Кавказские горы служат преградой

на пути холодных воздушных масс с севера


Поэтому на узкой полосе Черноморского побережья существуют уникальные для нашей страны климатические условия .

Даже январская температура выше 0°




Задание №2:

пользуясь картой атласа на стр. 14 – 15, определите какие типы климата выделяют на территории Кавказ ( Слайды № 6 -7).

Учащиеся: Умеренный умеренно-континентальный, высокогорный и субтропический на Черноморском побережье Кавказа.


Задание №3. С помощью картосхемы учебника на стр.63 докажите, что количество осадков зависит от близости к Черному морю. Результаты занесите в таблицу

Примеры территорий

Годовое количество осадков в мм

Черноморское побережье Кавказа

1600мм

Прикубанская низменность

400-600мм

Ставропольская возвышенность

600- 800 мм

Терско-Кумская низменность

Менее 300мм


Вывод: Годовое количество осадков связано с западными ветрами, несущими влагу с Атлантики. Их влагу перехватывают склоны гор и возвышенностей, обращенные к западу, а на восток нарастает сухость и континентальность климата, что сказывается на всем ландшафте.

Местные ветры: фён и бора (Слайды13-14)

  • Итак, повторим главное: (Слайд № 15)

  • 1. Климат Северного Кавказа … для жизни и отдыха людей, для сельского хозяйства.

  • 2. Здесь длинное и очень … лето.

  • 3. Осадков выпадает больше на западе района, а на востоке всего … мм и увлажнение …

  • 4. На черноморском побережье Кавказа климат …

  • 5Новороссийская бора – это …



2. Гидрография:

А)Эльбрус – центр горного оледенения (Слайд № 16)

Б) Типы питания рек Кавказа Слайд № 17

Задание № 4. Пользуясь текстом учебника на стр. 201- 202, определите, как делятся реки Кавказа по типу питания и по режиму. Составьте схему:

Тип питания и режим рек Кавказа




Снежно-ледниковый тип питания


Дождевой тип питания





Летнее половодье

Паводочный режим




(Слайды 13, 14, 15, 16)




Кубань Терек


Учитель: Как используются гидроресурсы Кавказа?

Ученик: Для орошения полей, получения гидроэнергии.

3. Высотная поясность


Задание №5. Выполнить в тетради схему высотной поясности, используя текст учебника на стр.202. (Слайд № 20)

Задание №6. Сравнить высотную поясность Западного и Восточного Кавказа.

Объяснить, почему первые природные зоны у них разные?

Чем объяснить, что зона снегов и ледников на востоке Кавказа занимает меньшую площадь и находится на большей высоте?

4. Природные ресурсы Кавказа:

А) Минеральные

На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. Образовались во время вулканической деятельности.

В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Нефть и газ связаны с осадочными породами и поэтому расположены на равнине. (Слайд №21)

Б)Агроклиматические – главный зерновой район страны.

В) Рекреационные (Слайды № 24-28)

Закрепление. Почему Кавказ главный курортный район страны? (Слайд №29)

Подведение итогов урока:


Рефлексия:

Выполнение какого задания вам далось легко и почему?

Какие задания вызвали затруднения?

Что бы вы хотели изменить в уроке?

Заполнить колонки вводной таблицы

2. Новое для меня. 3. Думал иначе.


Домашнее задание:

Выучить § 36, ответить на вопросы 1-3 на стр. 204. Подготовиться к тесту по теме «Кавказ».

В рабочей тетради выполните задания § 36





















Свежие документы:  Конспект урока по географии "Другие виды природных ресурсов" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: