ТЕМА: Миграция населения. Городское и сельское поселение.
16.10.2014г.
Цель урока: Ознакомление обучающихся и совершенствование умений составления логико-структурных схем;
Задачи:
—познакомить учащихся с основными видами миграций населения;
—дать знания о многообразии и больших масштабах современной миграции населения в России;
—воспитать дружественное отношение к людям другой национальности.
Оборудование: Табл. «Миграция населения», учебник.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Географический диктант:
По переписи 1989 года в России проживает…….. народов.
Каждый из народов отличается друг от друга…….
3. По языковой принадлежности народы России относят к………
Самая большая группа в индоевропейской семье………..
К какой группе и семье относят русских…………
В России исконно русские области ……………
Исторически в России ведущими религиями верующего населения были……….
Народы России, которые подверглись полной депортации……………
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Обобщая ранее изученный материал, учитель строит логико-структурную схему « Движение населения»(на доске).
Далее продолжается изучение особенностей движения населения России.
В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с местом жительства.
Видимо, степень подвижности отражает и общий уровень развития страны. В традиционных аграрных обществах подавляющая часть населения не только не меняет часто своего места жительства, но и никогда не уезжает далеко от своей родной деревни — разве что в ближайший город на рынок или за покупками.
Воздействие переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям Мигранты — это в основном молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодежи выше средней, а следовательно, выше доля населения в брачных возрастах. Поэтому при прочих равных условиях в районах притока населения выше и число родившихся на 1000 жителей. А поскольку доля населения в старших возрастах здесь ниже средней, то число умерших на 1000 жителей ниже Следовательно, естественный прирост высокий. Поэтому в районах притока населения его численность быстро растет не только за счет миграций, но и за счет естественного прироста. Характер миграций
вынужденных переселенцев в Россию (человек) | |||
Страна, откуда | Всего | В 1995 году | В 1996 году |
прибывают | | | |
беженцы | | | |
Казахстан | 185340 | 7948 | 71481 |
Узбекистан | 160162 | 21613 | 81187 |
Грузия | 127859 | 90880 | 108331 |
Киргизия | 104053 | 20971 | 53559 |
Молдавия | 71326 | 14664 | 17346 |
Латвия | 20034 | 4245 | 10174 |
Эстония | 15800 | 2050 | 4834 |
ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННОЕ
МЕХАНИЧЕСКОЕ
(ЕП)
МИГРАЦИИИ
ВНУТРЕННИЕ в пределах страны
ВНЕШНИЕ
временные
сезонные
( за пределами страны)
эмиграция
маятниковые иммиграция
насильственные
сезонные
Воздействие переселений на жизнь общества:
Экономическое значение миграций состоит в том, что они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.
Миграционные потоки советского периода между регионами России в целом продолжали долгосрочные тенденции: шло заселение Урала, Сибири, Дальнего Востока; увеличивалась доля русского населения бывших союзных республик СССР. Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных миграций. Первым крупным потоком такого рода является высылка «раскулаченных» крестьян в 1930-32 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью — в районы с суровыми климатическими условиями. Именно их руками были построены Беломорско- Балтийский канал, Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты.
В 1937 г. был опробован первый вариант «переселения народов»: все корейцы, живущие в Приморском крае были в течение двух недель вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. После начала войны 1941-45 гг. все немцы в СССР были выселены в восточные районы страны.
Помимо переселений между районами, огромный приток мигрантов двигался из сельской местности в города. Первыми в него включились жители Центральных районов страны, давно связанные с городом торговлей на рынках, работой в межсезоньях.
С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда. Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание.
А бывшие регионы миграционного оттока стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало- Поволжье.
Изменились и миграции между городом и селом. Миграционный отток из села в город прекратился. Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на дачи и т.п. Особенно велики ее масштабы вокруг городов, наиболее пораженных безработицей: многие предприятия даже закрываются на лето, отправляя своих работников в административные отпуска.
Миграционные проблемы ( анализ таб. 16 стр.47, рис.9 стр.48)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1 Что называют миграцией?
2. С чем связаны миграции?
3. В чем экономическое значение миграций?
4. Миграции разнообразны как по причинам, так и по характеру. Отразите это на схеме.
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
ХАРАКТЕР: ПРИЧИНЫ:
__________________ ________________________
__________________ ________________________
__________________ ________________________
__________________ _________________________
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 7, в контурной карте разными цветами показать основные направления миграций а) до 1917 года, б) в советский период.