Конспект урока по Географии «Ориентирование» 6 класс


МОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Учитель географии Калина Светлана Николаевна



Урок географии в 6 классе по теме: «Ориентирование «



Программа: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы.

— Москва, Просвещение, 2008.

Учебник: Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. — М.: Просвещение, 2010.

Название урока: «Ориентирование»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные – сформировать умение работать с компасом; выяснить для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве.

Развивающие – развивать логическое мышление на основе наблюдений в окружающей среде.

Воспитательные – раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Используемые технологии: — ИКТ

— Личностно-ориентированное обучение

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Форма организации: фронтальная беседа с элементами практической деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебный компас – 15 шт, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Ведущие понятия урока: ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта.


Ход урока

  1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы.

  1. Изучение нового материала.

Перед изучением темы «Ориентирование» учитель обращает внимание учащихся на картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №1).

— У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Ориентирование» (слайд №2).

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).


— Что мы узнаем на уроке? (слайд №3)

  • Что такое ориентирование.

  • Для чего и как можно ориентироваться в пространстве.

  • Научимся работать с компасом.

  • Научимся определять азимут.


 — В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Так что же такое «ориентирование»?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

— Ориентирование — это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Слайд №4)

Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и произошло слово «ориентирование». Как вы думаете, почему в древности именно «восток» был основным ориентиром?


(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)


— Ребята, важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. В настоящее время главным ориентиром является направление на север. Давайте вместе со мной начертим направления сторон горизонта. (Слайд №5)


(Учащиеся в тетрадях чертят направления сторон горизонта: основные и промежуточные)


— Потренируемся определять стороны горизонта по рис 23 на странице 37 в учебнике. Определение направления движения лодочек.

(Дети работают с рис 23 в учебнике)


— Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. (Слайд №6)

— Существует специальный прибор для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?

(Компас)

— Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта. (Слайд №6)

Компас был изобретён в Китае около 4000 лет назад. Спустя 1000 лет компас попал в Европу.

— Посмотрите, как выглядели первые компасы. (Слайд №7)


— У вас на парте лежит компас. Давайте посмотрим, как он устроен (слайд №8) и как с ним работать (слайд №9).


(Под комментарии учителя учащиеся знакомятся с устройством компаса, готовят компас к работе и определяют стороны горизонта. А также тренируются в определении некоторых предметов в классе по сторонам горизонта).


— Что делать, если два или больше предметов расположены на юго-востоке? (Слайд №10)


(Учащиеся пытаются решить проблемный вопрос)


— Азимут — это угол между направлением на север и направлением на предмет по ходу часовой

стрелки. (Слайд №11)

— Азимут можно определять по компасу. (Слайд №12) Определите азимут на мельницу на рис 20, стр 35 в учебнике.

(Учащиеся работают по рис в учебнике)


— Потренируемся определять азимут на предметы в классе.


(Учащиеся определяют азимут на разные предметы в классе, учитель контролирует работу, помогает освоить материал более слабым детям)


— Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта:

— по Солнцу (слайд №13), по солнцу и часам (Слайд №14), по звездам (слайд №15);

— по местным признакам (слайд №16): по муравейникам (слайд №17), по снежному покрову (слайд №18), по кронам деревьев (слайд №19), по ягодам (слайд №20), по годовым кольцам спиленного дерева (слайд №21), по крестам на крышах церквей (слайд №22), по смоле на деревьях (слайд №23).


В конце урока учитель подводит итоги: — что узнали на уроке? (слайд №24).

— Ориентирование — это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта.

— Компас — это прибор для нахождения сторон горизонта.

— Азимут — это угол между направлением на север и направлением на предмет по часовой стрелке.

— Ориентироваться можно по компасу, по солнцу, звёздам и местным признакам.


  1. Закрепление изученного материала.

(Дети выбирают вопросы и отвечают. В процессе закрепления учитель одобряет правильные ответы учащихся и ещё раз прорабатывает ошибочные ответы). (Слайд №25)

Вопросы по выбору на слайдах № 25-37:

— тень в полдень показывает на …..

— в 7 ч утра солнце находится на ….

— полярная звезда указывает направление на …

— для ориентирования по солнцу и часам в первую очередь нужно направить на солнце …

— если встать лицом на север, то слева будет….

— в 16 ч дня солнце примерно находится на …

— пологая часть муравейника расположена …

— ягоды быстрее созревают…

— полярная звезда находится …..

— смола на деревьях больше выделяется…


  1. Домашнее задание. (Слайд №38).

— Параграф №6.

— Рубрика «Запомните» – выучить.

— Задания на стр. 37 устно.


Учитель комментирует домашнее задание, работу учащихся на уроке и наиболее активным детям ставит оценки.

(Слайд №39)






Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Восточно-Европейская равнина"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: