Конспект урока по Географии «Озера. Вода в «земных кладовых» 5 класс


Баутина О.В., учитель географии МКОУ СОШ №15 г.Советская Гавань


План – конспект урока по теме «Озера. Вода в «земных кладовых»

Тип учебного занятия по дидактической цели — урок изучения нового материала, урок креативного типа

Методические приемы эвристического обучения: создание эвристической ситуации, метод гипотез, метод «вживания»

Оборудование: учебник, презентация учителя, видеоролик, листы ватмана, фломастеры, заготовка для рефлексии «Ресторан»


Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно — мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы изучаем воды суши и на прошлом уроке познакомились с реками, их видами, порогами и водопадами. Как вы думаете, о каких водах суши пойдет сегодня речь?

Учащиеся предполагают, что тема урока – озера.



Целеполагание, формулирование задач урока


Совместное определение целей урока в ходе обсуждения вопросов: Что хотели бы узнать по данной теме? Что уже известно? Какие вопросы хотели бы задать самим себе?

Отвечают на вопросы, определяют свои цели

Предложение задач урока самими учащимися с помощью учителя


Создание мотивационной установки

Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин (Мертвое море, Байкал, Телецкое и др.).

Просмотр видео о Байкале

Работа с атласами

Что вас удивило при просмотре фотографий?

Задание: рассмотреть карту, как на карте изображены озера? Чем отличаются озерные котловины?

Учащиеся отмечают разную форму котловин на картах, высказывают свои впечатления от просмотра фото и видео





Отвечают на вопросы учителя: На карте озерные котловины изображены так же, как и все водные объекты, синим цветом. Они разные по форме.

Испытывают чувство радости от просмотра, новые впечатления, удивление и интерес к изучаемым вопросам темы


2.Процессуально — содержательный этап урока

Самостоятельное конструирование понятия «озеро»

Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин


Задание: дайте определение понятия с помощью схемы

понятие

что это


признак

действие




Учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия, используя схему:

Озеро —

это водоем,


расположенный в замкнутом пространстве


Возможность сравнения собственного понятия с культурно-историческими аналогами

Поиск необходимой информации на стр.103 учебника


Самостоятельное конструирование нового понятия темы, сравнение с имеющимся в учебнике культурно-историческим аналогом, дополнение и корректировка




Создание мотивационной установки – эвристическая ситуация

К нам в гости снова пришел Вася Почемукин. Мы должны ему высказать свои гипотезы

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему на Урале расположено большое количество небольших по размеру соленых озер, если известно, что все озера Земли, как правило, пресные?

Учащиеся высказывают свои гипотезы:

Версия о растворении солей, о породах дна озер и др. Если не удается предположить о том, что на месте уральских гор ранее существовало соленое море, то учитель подсказывает эту гипотезу учащимся. Проводится обсуждение вопроса о разном происхождении озерных котловин.

Развитие умений выстраивать причинно-следственные связи

Самостоятельное конструирование гипотез

Создание СОБСТВЕННЫХ гипотез происхождения озер. Делают ОТКРЫТИЯ

Создание мотивационной установки для группы учащихся —

создание эвристической ситуации



Обсуждение гипотез

Задание – сформулируйте свою гипотезу возникновения озерных котловин, используя карту полушарий.

Можно ли выявить закономерность между формой озерных котловин и происхождением?

Учащиеся работают в группах. Составление гипотез, которые следует доказать

Примерные варианты гипотез: озерная котловина может образоваться в кратере вулкана, остаться после существующего раньше соленого моря, в трещине земной коры и др.

Метапредметный навык видения проблем, выстраивания гипотез

Самостоятельное конструирование закономерностей

Минутка релаксации — игра «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников.


Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности


Работа в группах с использованием текста учебника (метод «вживания»)

Для образного восприятия демонстрируются фотографии ледников, айсбергов, родников

Творческое задание:

1 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – айсберг…». Использовать стр.105

2 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я -ледник…». Использовать стр.105

3 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – родник…». Использовать стр.107

4 группа – составить рисунок, показывающий образование пластов подземных вод. Использовать стр.106

Работа в группах, прослушивание рассказов

Пример рассказа: «Я – айсберг. Я – огромная ледяная глыба, большая часть которой находится под водой. Я красивая, потому что имею причудливые формы и белый цвет. От меня есть польза – я запасаю много пресной воды. Есть и вред. Не встречайтесь мне на пути. Мой брат живет высоко в горах. От его таяния появляется много воды в реках.»

Развитие коммуникативной компетенции

Возможность вжиться в предложенный образ

Возможность проявить фантазию, творческие способности, почувствовать себя природным объектом

Обсуждение

Промежуточная рефлексия


Учитель задает вопросы:

Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии

Возможность выразить свои чувства


Работа с картой

Задание: найти на карте полушарий озера: Байкал, Каспийское, Мертвое, Эйр, Виктория


Учащиеся находят географические объекты с помощью путеводителя, в котором каждому озеру соответствует материк, на котором оно находится.

Формирование пространственного мышления


3.Этап закрепления

Закрепление


Посмотрите презентацию к исследовательской работе нашей ученицы по теме: «Экологическое состояние ручья Нанте».

Ответьте на вопросы:

  1. Где берет начало ручей?

  2. Какие экологические проблемы описаны в работе?

  3. Каковы причины их возникновения?

  4. Как можно их решить?

Отвечают на вопросы учителя

Формирование чувства бережного отношения к природе


Подведение итогов





4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Оцените урок соответствующим цветом


Как вы думаете, какие ощущения возникли у Васи Почемукина от нашего урока?







Делают соответствующие действия с цветограммой








Вася Почемукин тоже рад, потому что вы смоли ответить на его вопросы

Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

Параграф 18 стр.115-117


Выучить значение понятий: айсберг, озеро, ледник, родник



Дополнительное задание (по выбору)

Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Озеро Байкал»




Творческое задание

Напишите рассказ о своем воображаемом путешествии на озеро…

Составить кроссворд «Озера»





Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса по географии “Антарктида – «полюс холода»”

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: