Конспект урока по географии «План и карта» 5 класс


Гилязова Е.Л.

23.10.2013г.

Обобщающий урок по теме: «План и карта».

Путешествие в страну «Катландию»

(Слайд №1)

Цели урока: Закрепление и обобщение знаний

Задачи:

  • закрепить умения и навыки решения задач по теме: «План и карта»;

  • развивать внимание, мышление, воображение, интерес к предмету;

  • воспитывать чувство коллективизма, патриотизма.

Планируемые образовательные результаты:

предметные-

1. Закрепить и обобщить знания по теме «План и карта».

2. Знать основные правила работы в кабинете географии и с ТСО.

Метапредметные

1. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать и обобщать материал.

2. Работать с географическими картами.

личностные

1.Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке и окружающему нас миру.

Тип урока– комбинированный

Оборудование: презентация, учебник, маршрутные листы, конверты с заданиями, цветные карандаши, чистые листы для дополнительных записей.

План:

Эпиграф

«Карта – есть начало

и конец географии»

Н.Н.Баранский

(Слайд №2)

I. Организация

Класс делится на две команды

Столы расставляются в виде кораблей

II. Организация на игру

— Ребята! Сегодня мне на электронную почту пришёл рекламный плакат? (Слайд №3). Туристическое Бюро “Пятерка.ru” набирает новых сотрудников на конкурсной основе. И мы с вами сегодня попробуем получить работу в данном туристическом бюро, но для этого нужно пройти ряд испытаний.

— Ребята, кто не любит путешествовать? Нет таких! Я очень рада, ведь на уроках географии мы с вами постоянно будем путешествовать. Вот и сегодня, изучив тему «План и карта», мы отправляемся в страну «Картландию». Она нам позволит поиграть, проявить эрудицию, смекалку, знания, посоревноваться. Мы с вами побываем на станциях: (Слайд №4)

  • «Угадай — ка»

  • «Эрудит»

  • «Родина — Россия»

  • «Капитаны»

  • «Остров сокровищ»

За каждый правильный ответ вы получите балл себе и своей команде, а в конце урока мы подведём итоги, выявим команду победителя и лучших знатоков темы. Ну, а теперь юные искатели приключений, в путь!

Но, прежде, давайте назовём наши команды. (Раздаются буквы, из которых ребята собирают слова – «Компас» и «Нивелир», чья команда быстрее получает призовой балл).



Первая станция «Угадай – ка»

(Учитель по очереди задает командам вопросы, ребята быстро отвечают)

Прибор ,с помощью которого определяют азимут?(компас)

Прибор для определения относительной высоты? (нивелир)

Условные точки ,через которые проходит воображаемая ось земли ? (полюс)

Угловое расстояние точки меридиана от экватора? (широта)

Угловое расстояние точки параллели от начального меридиана? (долгота)

Высота точки над уровнем моря? (абсолютная)

Условные линии , соединяющие полюса? (меридианы)

Самая длинная параллель? (экватор)

Точки , имеющие только широту? (полюса)

Самая большая широта? (90 градусов)

Самая большая долгота? (180 градусов)

Уменьшенная модель земли? (глобус)

Линии на плане соединяющие точки с одинаковой высотой? (горизонтали)

Линии, показывающие направление склона? (бергштрихи)

Форма Земли? (геоид)

Если азимут 45 градусов, то направление? (Северо-восточное)

Если азимут 225 градусов, то направление? (юго-западное)

Если азимут 270 градусов, то направление? (западное)

-Молодцы!

-Подведем итоги и запишем с судовой журнал призовые очки.



Вторая станция «Эрудит» (Слайд №5,6,7)

  1. Где на земном шаре можно построить дом, где все окна смотрят на юг? (северный полюс)

  2. Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от дома? (с севера на юг)

  3. Где находится точка, широта и долгота которой ноль градусов? (Гвинейский залив, Атлантический океан)

  4. В поход учащиеся шли по азимуту 90 градусов. В каком направлении они будут возвращаться обратно? (270 градусов, запад)

  5. Чему будет ровна площадь квадрата, построенного в масштабе 1:300000? (9км)

  6. В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя? (на запад)

  7. Если в полдень вы встанете спиной к солнцу, так чтобы видеть перед собой свою тень, то впереди у вас будет направление? (на север)

  8. Назовите материк, который пересекает все меридианы Земли? (Антарктида)

-Молодцы! Подведем итог.



Третья станция «Родина-Россия»

(Слайд №8,9,10)

Как велика моя страна

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга;

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце,

Дальневосточник в то же час

Встаёт встречает солнце.

(Н. Забила)

Велика и прекрасна наша родина, самая большая в мире, ее омывает самое большое количество морей (13), самое большое количество приграничных государств (16). Много удивительного в наше стране и мы отправляемся в путешествие по нашей родине.

(Страница 16-17 атласа, физическая карта России)

  1. Определите относительную высоту г. Эльбруса на Кавказе и г. Народная на Урале. (3.747 метров)

  2. Какое самое глубокое море у берегов России ? (Берингово)

  3. Самое низкое место на суше России ? (Прикаспийская низменность)

  4. Какой город северней, Санкт-Петербург или Екатеринбург? (С.-Петербург)

  5. Какой город восточнее, Санкт-Петербург или Великий Новгород? (Великий Новгород)

  6. Западнее Оренбург или Екатеринбург? (Оренбург)

  7. В годы Великой Отечественной войны многие города вошли в историю мужеством защитников, жителей, в 2015 году вся страна будет отмечать 70-летие великой победы. Давайте вспомним некоторые из них. (Слайд №11,12)

А. В этом городе произошла поворотная битва, город полностью разрушен, вода реки горела, но именно отсюда наша армия пошла в контрнаступление. Координаты города 48 градусов северной широты, 45 градусов восточной долготы. (Волгоград)

Б. В этот город эвакуировали различные предприятия: авиационный завод, шелкокомбинат и др. Был крупный госпиталь. Координаты города 52 градуса северной широты, 56 градусов восточной долготы. (Оренбург)

— Мы еще не раз будем путешествовать по России и узнавать много нового и интересного.

Физкультминутка (Слайд №13)

Третья станция «Конкурс капитанов»

Компас у моряков называется компас.

Капитан отвечает за команду, они должны все уметь.

А. Ребята с компасом (пригласить в центр класса) должны выполнить задания; пойти по азимуту: (Слайд №14)

1. 30 градусов

2. 200 градусов

3. 45 градусов

4. 300 градусов

5.100 градусов

6.270 градусов

Б. Условные знаки, выбрать лишнее. (Слайд №15)

-овраг, яма, ком, болото

-кустарник, лес, редкий лес, холм

-тропинка, грунтовая дорога, шоссейная дорога, колодец

-родник, болото, река, овраг

И , так подведем итоги…


Станция четвертая «Остров сокровищ»

(Слайд №16,17)

Сокровища зарыты в разных частях света. Найдите и соберите все сокровища. Пункт отправления г.Москва.(Работа по политической карте мира).

А1= 100, расстояние 2250км.

А2= 157, расстояние 3000км.

А3= 273, расстояние 3750км.

А4= 293, расстояние 3000км.

Определите Азимут и расстояние до Москвы.

Учащиеся маршрут движения вычерчивают в рабочих тетрадях, а на политической карте у доски, флажками разного цвета, отмечают свой путь. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием

5.Подведение итогов. (Слайд №18)

  • Что знали?

  • Что узнали нового?

  • Что бы вы хотели узнать?

  • Как вы оцениваете работу своей группы?

  • Кто был лучшим в вашей группе?

6. Рефлексия (Слайд №19)

7.Выставление оценок. (Вручение удостоверений учащимся, которые на уроке получили отметки «отлично»).

8.Домашнее задание: (Слайд №20)






Свежие документы:  Открытый урок по географии "Реки" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: