Конспект урока по географии «План и карта» 6 класс


6


География в 6-м классе по теме: «План и карта»

(Урок обобщающего повторения)

Цели и задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “План и карта”.

  • Повторить термины и понятия по данной теме.

  • Проверить уровень усвоения учащимися приёмов и умения работать с картой.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий, России и Кизильского района;

  • атласы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Чтение отрывка из повести А. Гайдара “Школа”:

“… Совершенно неожиданно досталось Тупикову от учителя географии Малиновского. Вызывает Малиновский Тупикова к доске:

— Тэкс! Скажите, молодой человек, на какой это фронт вы убежать хотели? На японский, что ли?

— Нет, — ответил, побагровев, Тупиков, — На германский!

— Тэкс, — ехидно продолжал Малиновский. А позвольте вас спросить, за каким же чёртом вас на Нижний Новгород понесло? Где ваша голова и где в оной мои уроки географии? Разве же не ясно, как день, что вы должны были направиться через Москву, он ткнул указкой по карте, – через Смоленск, Брест, — если вам угодно было бежать на германский?

А вы поперли в противоположную сторону на восток. Как вас понесло в обратную сторону? Вы учитесь у меня для того, чтобы на практике применять полученные знания, а не держать их в голове, как в мусорном ящике. Стыдно, молодой человек. Садитесь! Ставлю вам “два”!..”

— За что Малиновский поставил Тупикову “два”?

Из этого отрывка видно, какое значение имеет знание карты, умение читать карту и ориентироваться по ней. Чтобы нам с вами не было стыдно в подобных ситуациях, мы и должны сегодня привести в систему все, что изучили по данной теме, закрепить умения на практике применять полученные знания.

II. Повторение изученного материала по теме “План и карта”.

Заданий № 1.

Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

  • Масштаб — это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.

  • Какие виды масштаба вы знаете?

Задание № 2. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км


Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м



Ответьте на вопросы:

  • Что значит ориентироваться?

(Ориентироваться — это значит определять на местности или на карте стороны горизонта.)

  • Отгадайте загадку:

Виден край, да не дойдешь.

-Что это такое? – (Горизонт).



  • Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

(с, з, ю, в, с-з, с-в, ю-з, ю-в).

  • Самолет вылетел из города Магнитогорска в город Крымск (Краснодарский край) с гуманитарным грузом для пострадавших после наводнения в юго-задном направлении. В каком направлении самолету нужно будет возвращаться?

(В северо-восточном направлении).

Задание № 3. «Географический лабиринт». Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 12 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие действия.

  1. 12 клеток на восток

2. 5 клеток на юго-запад

3. 14 клеток на запад

  1. 5 клеток на северо-запад Холодные цвета

5. 12 клеток на восток

6. 14 клеток на север

7. 7 клеток на юго-запад

8. 7 клеток на юго-восток

9. 5 клеток на северо-восток

10. 5 клеток на северо-запад


(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)


—Ваш путь должен иметь следующий рисунок. (Слайд №6)

  • Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.



-Что такое азимут?

(Азимут-это угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности).

  • Чему равен азимут в направлении на север (0, 360), на восток (90), на юго-запад (225)?

Задание № 4. Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел 30, 270, 60, 300, 240, 210, 0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

(Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).

(Азимут сто градусов).

8. Итак, мы определили, в каком направлении нам следует идти дальше. Мы знаем, что по сторонам горизонта или по азимуту можно наметить и выдержать намеченное направление движения. Но если неизвестно, где мы находимся, где пункт, к которому мы должны выйти, то стороны горизонта нам не помогут. Ведь в таком случае мы не будем знать, в каком направлении от нас находится конечный пункт, а, следовательно, и не можем наметить направление к нему относительно какой-либо стороны горизонта. Свое местонахождение, а также положение различных пунктов и точек на Земле и на карте можно указать географическими координатами: широтой и долготой.

— Что такое географическая широта?

Географическая широта – расстояние в градусах от экватора до какой – либо точки, т.е. на какой параллели она находится.

-Что такое географическая долгота?

Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана до какой – либо точки, т.е. на каком меридиане она находится.

-Что такое географические координаты?

Географические координаты – это географическая широта и географическая долгота какой-либо точки на земной поверхности.



  • Есть ли на Земле точки, которые можно определить только одной широтой? Что это за точки?

(Северный и южный полюсы, 90 широты).

  • Дом в четыре стены, в каждой стене по одному окну и все окна смотрят на юг. Где можно построить такой дом?

(На северном полюсе).

  • Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна.  (о. Исландия)

  • В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш.26° в.д.  (вдп. Виктория)

  • 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров  (о. Петра I)



55 с.ш. 73 в.д.

О

мск

57 с.ш. 65 в.д.

Т

юмень

50 с.ш. 24 в.д.

Л

ьвов

53 с.ш. 104 в.д

И

ркутск

55 с.ш. 61 в.д.

Ч

елябинск

55 с.ш. 83 в.д.

Н

овосибирск

63 с.ш. 143 в.д.

О

ймякон

Задание № 5. По физической карте России по данным координатам найдите населенные пункты и запишите их на таблицу:











— Это ваше домашнее задание. Но одного города нет на карте России. Для выполнения этого задания нужно воспользоваться дополнительными источниками.

III. Работа с картой Кизильского района:

1. Из п. Путь Октября пройти на ЗСЗ 12 км. (А 305º) (Степной)

2. на ЮЗ — 36 км. (А 225º) (Кизильское)

3. на ВСВ – 21 км. (А 74º) (Обручевка)

4. на СВ – 22 км. (А 53º) (Путь Октября)

Свежие документы:  Урок для 9 класса по теме: "Япония"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: