Конспект урока по Географии «Природа Урала» 9 класс



Разработка урока «Природа Урала». 9-й класс.

Учитель географии Юзыкаева Л.З.

Бимская СОШ Агрызского района РТ

Природа Урала

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:


— ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор, их происхождении, строении и орографии гор. Способствовать знакомству учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Урала.

— РАЗВИВАЮЩИЕ:

Методом анализа картографических пособий, просмотра фильма «Уральские горы» совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа Уральских гор.

Научить выявлять причинно-следственные связи в формировании современного рельефа Урала; совершенствовать навыки в сопоставлении карт и их анализа.

— ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

На примере создания яркого, конкретного представления в создании учащихся природы Урала продолжить эстетическое, экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к природе, воспитания норм и правил поведения в природе на примере данной темы.


  • НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: Складчато-глыбовые горы, Минералы, Самоцветы, Поделочные камни, Карстовые пещеры, Останцы, Курумы, Предгорья, Эрозионные процессы, Каменный пояс, Ильменский заповедник


ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ: складчато глыбовые горы, складчатости, г.Народная, Европа, Азия.

ТИП УРОКА

  1. Изучение нового материала (по основной дидактической цели)

  2. Проблемный (по характеру познавательной деятельности)


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Карты России – физическая, геологическая, тектоническая;

  2. Рельефная карта Урала;

  3. Контурные карты, дидактический материал и тексты «Урал», «Геологическое строение и полезные ископаемые Урала», «Рельеф Урала», атласы, учебник (на каждого учащегося).

  4. Коллекция горных пород и минералов

  5. Презентация, таблицы, схемы, схема-конспект «Урал».


МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

  1. Критического мышления

  2. Частично-поисковый

  3. Исследовательский







ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Цель: настроить детей на предстоящую работу.


Доброе утро, ребята! Садитесь! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, набухшими почками , слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Поприветствуйте друг друга: соседи по плечу и соседи по лицу.

Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.!




Отвечают


1 мин

  1. Актуализации знаний

Мы с вами заканчиваем изучение Западной Зоны. Сегодня проведем тестирование по экономическим районам.


Определите экономические районы Западной зоны по набору характеристик:

  1. а) на востоке района находятся месторождения угля, нефти и газа;

б) имеются крупные запасы лесных ресурсов;

в) на юге района – область, которая славится производством масла;

г) на северо-западе района находится незамерзающий порт.

  1. а) отрасль специализации – гидроэнергетика;

б) АПК имеет важное значение;

в) машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;

г) на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

3. а) район имеет выгодное ЭГП;

б) район беден природными ресурсами;

в) основная отрасль – машиностроение;

г) значительная часть населения проживает в городе — миллионнике.

4. а) район отличается многонациональным составом населения;

б) население размещается неравномерно;

в) высокая плотность сельского населения;

г)АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли хозяйства.

5 . а) находится крупное месторождение железной руды;

б) АПК – отрасль специализации;

в) проблема рекультивации (восстановления) почв;

г) в XVIII веке район был «диким полем».

  1. а) отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая, текстильная промышленности;

б) занимает 1 место по численности населения;

в) имеет мощную научную базу;

г) район беден природными ресурсами.

  1. а) имеет приморское положение;

б) богат лесными ресурсами;

в) слабо развита транспортная сеть;

г) развита рыбная промышленность.

8.. а) самый маленький по площади;

б) имеется крупный порт;

в) проблема – наводнения в крупнейшем городе;

г) выделяется наукоемким и трудоемким машиностроением.

9 . а) приливная электростанция;

б) отток населения;

в) наличие целлюлозно-бумажных комбинатов;

г) на юге района находится крупный металлургический комбинат.




Основная группа выполняет задание в тетрадях ОС,

4-5 учащихся, выполняют он-лайн тестирование из сайта

https://география.сдамгиа.рф



1.Северный

2. Поволжский

3. Северо-западный

4. Южный

5.Централь-чернщземный район

6. центральный

7. Центральный

8. Северо-западный

9. Северный



  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем изучать удивительный природный комплекс – Урал.

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

(В. Степанов)

Давайте просмотрим видеофрагмент вашего одноклассника, посетившего Уральские горы.



А давайте сейчас вспомним , что мы знаем об Уральских горах.

Знаю

Хочу узнать

Узнал






А теперь запишем в таблицах, что мы хотим узнать..




Значит, мы сегодня должны определить

  1. Географического положения

  2. Рельефа территории

  3. Полезных ископаемых

  4. Природные ресурсы

  5. Природные уникумы

Вступительное слово учителя

В творчестве многих писателей, поэтов, композиторов, художников присутствует тема Урала. Кто не знает созданные П. Бажовым образы каменного цветка и хозяйки Медной горы; очень хорошо описал в своих произведениях Мамин-Сибиряк – опыт рудознатцев, предприимчивость горнопромышленников и каторжный труд на Урале.

(Учитель показывает произведения писателей «Уральские сказы», «Приваловские миллионы», художественные картины).


Давайте заполним кластер «Урал»




















I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Задание1. Каковы особенности ГП Уральских гор













II. РЕЛЬЕФ ТЕРРИТОРИИ

Мы, определили географическое положение, указали границы, выполнив эту работу, каждый из вас по-своему видит облик Урала. Давайте вместе нарисуем портрет этих гор, просмотрев серию слайдов презентации «Урал»

Учащимся при просмотре предлагается обратить внимание

  1. На особенности строения рельефа гор;

  2. Найти причины возникновения этих особенностей

  3. На облик склонов гор, различные формы вершин

  4. Различия в строении рельефа Уральских гор и гор Кавказа


Древние горы Урала, образованные в палеозое, в течение мезозоя и палеогена были почти разрушены. В неоген-четвертичное время тектонические движения подняли на различную высоту отдельные блоки Урала. Так возникли складчато-глыбовые Уральские горы

После этого горы опять подверглись разрушению уже в результате внешних сил- солнца, ветра и воды. На поверхности интенсивно шли процессы минералообразования. Таким образом, длительное разрушение гор в течение мезозоя и кайнозоя как бы раскрывало богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки


III. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ


Вопросы. 1.Почему Урал имеет такие особенности строения рельефа?

Откройте тектоническую карту в атласах.

Работа с тектонической картой (слайд 10)

Какая складчатость лежит в основании Ур.гор?

Части каких платформ заходят на территорию района?

Горный рельеф связан с тем, что в основании Урала лежит герцинская складчатость.


2.Что обозначается на геологической карте


3. Внимательно посмотрите на геологическую карту и скажите:

а) Породами, какого возраста сложен Урал?

Среди горных пород, слагающих Урал, много таких, которые растворяются в воде — каменные соли, гипс, известняк.

При их растворении образуются своеобразные формы рельефа:

1) карстовые воронки;

  1. котловины;

  2. в толще пород — пустоты, пещеры.

Особенно много их в Предуралье, где преобладают наиболее растворимые породы (гипс, соли). — Кунгурская пещера.












Организация работы в группах

1 группа описывает климат Урала стр 188













2 группа — природные ресурсы Урала Стр 256.







3 группа – характеристика внутренних вод





Выполнение проектной работы

Кунгурская ледяная пещера

Ильменский заповедник

Река Чусовая







Учащиеся делают запись в тетради – дата, тема,











Работа в парах.

Учащиеся записывают на заготовках Что знают об Урале.



Заполняется вторая графа таблицы.













Записывают план в тетрадях.






































Учащиеся определяют ГП самостоятельно, работая с картой, и приходят к выводу, что к особенностям ГП гор относятся):

  1. Громадная протяженность;

  2. Меридиональная вытянутость территории в направлении с севера на юг;

  3. Урал является рубежом, границей.




Учащиеся высказывают свои мнения после просмотра видеофрагмента


  • Видна асимметрия склонов. Западный склон — пологий, длинный, восточный — круто обрывается,

  • Горы имеют плосковершинное строении

  • В отличие от высокогорного складчатого Кавказа, Урал — возрождённые, низкие и средневысотные горы









Учащиеся характеризуют рельеф с использованием рельефной карты, рисунков в учебнике, карт, картин


Урал состоит из Полярной, Приполярной, Северной, Средней и Южной частей










Работают с геологической картой


а) Фоновый раскрой (возраст горных пород со времени их образования).


Значками, буквенным индексами (какому периоду, геологической эре относится та или иная горная порода)

К западу от главного хребта залегают более молодые осадочные породы (кембрий, силурий, каменный уголь пермского периода), особенно в районе Предуральского краевого прогиба, где сохранился морской режим, который заполнился обломочным материалом, образовавшийся в результате разрушения прилегающей суши, таким образом, здесь формируются осадочные полезные ископаемые — уголь, соль, нефть.

К востоку кристаллические породы (красный цвет — граниты, интрузивные породы), а ещё дальше к востоку — снова осадочные (палеоген).






Работа с тектонической картой

Восточные склоны:

Магматические –

железные руды, платина, золото, медь, драгоценные камни — уральские самоцветы.


Западные склоны:

уголь, нефть, известняк, песочный гипс,

мрамор.



Климат Предуралья существенно отличается от климата Зауралья. В Предуралье выпадает больше осадков, т.к. сюда приходят воздушные массы с Атлантики; здесь более тёплое лето. В Зауралье континентальный климата возрастает: более сухо, большё усиливается годовая амплитуда температур.

Горы являются барьером для влажных воздушных масс с Атлантики и поэтому в Зауралье осадков меньше

Минеральные ресурсы

Уральские самоцветы

Лесные ресурсы

Рекреационные ресурсы

Агроклиматические – южная часть



Расположены истоки рек В-Е равнины, Зап сибирской равнины, больше рек в Предуралье





Работают в группах, создают проект – приглашение посетить уникальные объекты Урала

30

Домашнее задание

  1. Написать синквейн «Урал»

  2. Записать экологические проблемы Урала, определить границы УЭР




1


Подведение итогов

Справились мы с поставленными задачами урока? Какой этап урока для вас был трудным?

Заполним последнюю графу таблицы

Урал давно осваивается человеком. Это крупный промышленный район. Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек ухудшают качество ландшафтов Урала.

Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

«Не уж-то внуки по Красной книге

Узнают, как богаты были мы».



Отвечают на вопросы





Благодарят друг друга за урок

2










































Границы Уральской горной системы

Урал – является четко выраженным природным рубежом между двумя крупными равнинами.

Западная граница – восточный край Восточно- Европейской платформы, которая совпадает с западным краем Предуральского краевого прогиба и проходит примерно на Югорском полуострове, восточнее реки Каратаиха, далее восточнее реки Усы, меридиональных отрезков рек Печоры, Камы, Белой, восточнее Оренбурга.

Восточная граница – выражена четче, вдоль границы c Западно-Сибирской плитой (Западно-Сибирской равниной), Байдарацкой губой Карского моря.

Северная граница – по побережью Югорского шара (пролив).

Южная граница – южная граница России.

Вывод: Ширина гор с запада на восток от 50-150 км., протяженность с севера на юг – 2000 км., горы не имеют отчетливых границ с Русской равниной, так как равнина постепенно переходит в низкие и возвышенные холмисто-увалистые предгорья, которые сменяются горными хребтами, особенно это проявляется на южном Урале.

.



Характеристика рельефа.

Урал — невысокие горы, лишь несколько горных вершин поднимаются выше 1500 метров. Самые высокие из них — г. Народная — 1895 метров, (Приполярный Урал) — г. Ямантау — 1638 метров, (Южный Урал). Самые низкие перевалы достигают небольших высот на Пай-Хое, Среднем Урале.

Урал — это обширная средневысотная Горная система, состоящая из множества горных цепей, хребтов, массивов.

( Учащиеся обращают внимание на рис.67 в учебниках «Орографическая схема», а также на широтный профиль «Уральские горы»)

Учитель:

В горной системе имеется главный хребет, название получил не за свою высоту, а от того, что сложен древнейшими на Урале горными породами Аг Рг, а также за водораздельное значение — по нему проходит линия главного европейско-азиатского водораздела. Главный хребет по обе стороны от него сопровождают горные цепи, называемые предгорьями ближе к нему высокие предгорья, дальше от него низкие предгорья. В общей картине строения рельефа мы увидели ещё одну деталь: характерную асимметрию склонов. Эти общие, присущие всей горной системе черты рельефа лучше увидеть на типичном широтном профиле. (Работа с профилем рельефа местности).




Асимметрия склонов

На запад к Русской равнине горы снижаются постепенно, серией

не высоких хребтов с пологими

склонами переходя в предгорья равнин.

Разная крутизна склонов

На восток склоны круто обрываются в низкие и узкие предгорья, здесь переход резче и контрастнее




IV. Полезные ископаемые.


Выводы:

Урал возник (как горная система) в герцинскую эпоху складчатости во второй половине Рz. Он находится во внутренней части литосферной плиты, удалён от её границ. В палеозое возникли молодые складчатые горы, соединившие Русскую платформу с Сибирской плитой, так они оказались во внутренней части огромной Евразийской литосферной плиты.

За многие десятки миллионов лет горы успели разрушиться до основания, до корней складок. Все полезные ископаемые, которые когда-то залегали на больших глубинах, во внутренних частях горных складок оказались буквально под ногами, то есть на поверхности или на небольшой глубине.

Возрождение гор произошло в NQ время, под действием докатывающихся тектонических движений от восточных окраин плиты, где она взаимодействует с Тихоокеанской и от юго-западных окраин, где возник Кавказ.

Давление с востока привело к появлению меридиональных вытянутых хребтов, понижений между ними, возникновения глубоких продольных разломов. Амплитуда тектонических волн невелика, отсюда небольшая высота гор.

Наложение на меридиональную тектоническую волну, докатившуюся с юга, привело возникновению поперечных разломов, появлению более высоких участков Южного Урала и Приполярного Урала и более низких Полярного и Среднего Урала. Это послужило выделению нескольких орографических областей.


9


Свежие документы:  Конспект интегрированного урока по музыке и окружающему миру в 4 классе «Золотой век русской культуры»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: