Конспект урока по географии «Русская равнина» 8 класс


Тема: Русская равнина
Цель: Познакомить учащихся   физико-географическими закономерностями Русской равнины.

Задачи:

  • Изучить особенности Восточно-Европейской равнины.

  • Учить читать и анализировать карты.

  • Формировать чувство любви к родной природе.

  • Формирование экологического сознания. На примере экологических проблем Русской равнины и их причины.

  • Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями.

Оборудование: настенные карты: «Физическая карта России», «Русская равнина», географические атласы 8 класс


Ход урока:

  1. Мобилизующее начало

  2. Повторение изученного материала

    1. Индивидуальная работа по вариантам (взаимопроверка)

1 вариант
1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе
Б) в тайге преобладают серые лесные почвы
В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга
Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь
2. Определите по описанию природную зону:
Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.
3. Выберите птицу степей:
А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь
4. Выберите верные утверждения:
А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы
Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси
В) Главное богатство тайги – древесина
Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности
Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом
Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса
Ж) В зоне тундры водятся олени
З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине
И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

2 вариант

1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)
Б) В зоне тундры встречаются ягоды – брусника, водяника, морошка
В) На Дальнем востоке распространены степи
Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи
2. Определите по описанию природную зону:
Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
3. Выберите деревья зоны тайги:
А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница
4. Выберите неверные утверждения:
А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы
Б) В степях преобладают серые лесные почвы
В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам
Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы
Д) Поверхностный сток в степях незначительный
Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга
Ж) В зоне степей много грызунов
З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря
И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек

2. Индивидуальная работа у доски

— Природные зоны России;

— Почвы России;

— Задача, есть ли на г. Белуха лед?


3. Работа по карточкам для сильных и слабых учащихся


Карточка №1 (для сильных учащихся) Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?

Ужасный день,
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг как зверь остервенясь,
На город кинулась…

(описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).

Карточка №2 (для сильных учащихся)

О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?

Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.

(Степь. Засуха в степи).

Карточка №3 (для слабых учащихся)

— Виды мелиорации.


Карточка №4 (для слабых учащихся)

— Что такое ПТК?


Карточка №5 (для слабых учащихся)

— Опишите самый большой ПТК.


IП . Постановка учебных задач

Как угрюмый кошмар исполина.

Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась
равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…

К.Д. Бальмонт

—     О каком природном комплексе идет речь? Что вам известно о Русской равнине? Почему Восточно – Европейскую равнину назвали Русской?

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы, заполните вторую а в конце урока запишем в третью.

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое

 

 

 




Задание1. Используя первый и второй абзац учебника с 193 составить ОК по русской равнине.

Задание №2. Рассмотреть карту «Строение Русской равнины» и сделать выводы как рельеф зависит от строения земной коры?

Задание 3. Чертим схему — «паучка». План характеристики равнины.

https://festival.1september.ru/articles/534560/img1.jpg

Задание 4. Рассмотреть особенности климата равнины используя карты атласа (в виде схемы)

____________________

с/а пояс

____________________

умеренный пояс

____________________



VI. Обобщение

Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы


География

Интересная, познавательная

Сочиняли, читали, повторяли

Быстро прошел урок

Ура!

Он учит использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя пять строк, по определенным правилам:

1 –существительное, отражающее главную идею;

2 – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль

3 – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;

4 – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней

5 – существительное – синоним ключевого слова


Домашнее задание: §32, отметить на к/к рельеф Р.р.; сообщ. «Проблемы Р.Р.» (для сильных)

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку Русская равнина

Заполнить таблицу:

Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое

 

 

 
























Задание1. Используя первый и второй абзац учебника с 193 составить ОК по русской равнине.

Задание №2. Рассмотреть карту «Строение Русской равнины» и сделать выводы как рельеф зависит от строения земной коры?

Задание 3. Чертим схему — «паучка» «природные ресурсы равнины».

Задание 4. Рассмотреть особенности климата равнины используя карты атласа (в виде схемы)

____________________

с/а пояс

____________________

умеренный пояс

____________________


Обобщение

Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы


География

Интересная, познавательная

Сочиняли, читали, повторяли

Быстро прошел урок

Ура!





1 вариант
1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе
Б) в тайге преобладают серые лесные почвы
В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга
Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь
2. Определите по описанию природную зону:
Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.
3. Выберите птицу степей:
А) Куропатка Б) Дрофа В) Тетерев Г) Дятел Д) Голубь
4. Выберите верные утверждения:
А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы
Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси
В) Главное богатство тайги – древесина
Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности
Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом
Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса
Ж) В зоне тундры водятся олени
З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине
И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

2 вариант

1. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:
А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)
Б) В зоне тундры встречаются ягоды – брусника, водяника, морошка
В) На Дальнем востоке распространены степи
Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи
2. Определите по описанию природную зону:
Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.
3. Выберите деревья зоны тайги:
А) Береза Б) Липа В) Сосна Г) Ель Д) Лиственница
4. Выберите неверные утверждения:
А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы
Б) В степях преобладают серые лесные почвы
В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам
Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы
Д) Поверхностный сток в степях незначительный
Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга
Ж) В зоне степей много грызунов
З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ до Охотского моря
И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек



Свежие документы:  Урок обобщающего повторения по географии в 10 классе "Европейский марафон"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: