Конспект урока по географии «Составление плана местности» 5 класс



Чухломина Надежда Ивановна,

МБОУ «СОШ № 70» г. Кирова,

учитель географии

Составление плана местности


Класс: 5

Предмет: география

Дидактическая цель: создать условия для осмысления, применения и закрепления новой учебной информации средствами технологии группового обучения

Тип урока: комплексное применение знаний

Планируемые результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, маршрутная, полярная съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.



Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонета культуры личности


Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.

Развивающая цель: способствовать формированию умения производить глазомерную съёмку местности различными способами; фиксировать результаты проделанной работы.

Воспитательная цель: способствовать формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.

ФОПД: индивидуальная с элементами групповой

Методы обучения :объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения: Учебник, планшет с компасом, визирная линейка, измерительная рулетка (шагомер)


Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.




2

Целеполагание, мотивация

Предлагает вспомнить учащимся из опыта жизни, где и когда они встречались с планами местности


Приводят различные варианты планов местности (план садового участка, план города, план квартиры)

Личностные: Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками формулировать и аргументировать своё мнение.


3

Актуализация

Предлагает вспомнить понятия «масштаб», «азимут», «ориентирование», вспомнить способ ориентирования с помощью компаса, способы измерения расстояний на местности.


Отвечают на вопросы

Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки

Регулятивные: Определять уровень успешности

Личностные: Самоопределение (для чего?)

4


Осознание и осмысление способов действия




Предлагает назвать виды съемок местности, сравнить их и найти отличия.

Работают с учебником, называют виды съемки: маршрутная и полярная, сравнивают, находят отличия.

Разделение учащихся на группы по 4-5 человек.


Работают с текстом учебника, составляют алгоритм составления плана местности






Познавательные Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста


Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания;учебное сотрудничество

Регулятивные: составление плана и последовательности действий;

Личностные Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

5

Применение учебного материала (на школьном дворе).


Предлагает построить план школьного двора наиболее понравившимся видом съемки местности (Черновой вариант работы).

Приложение 1(если не позволяют погодные условия , то работа может быть проведена в классе)


Работают в группе (Инструктивная карточка)

Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

 моделирование

Регулятивные: Проговаривать последовательность действий

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

7

Домашнее задание

1.Знать виды съемки местности, 2.Построить простейший план (Чистовой вариант). 3.Задание творческое: построить план местности территории своего проживания, маршрутную съемку пути следования до школы или до дома.


Записывают домашнее задание.


Регулятивные: Определять уровень успешности.

Оценка действий партнёра

Коммуникативные: Уважение ситуации успеха партнёра  различать способ и результат действия;


8

Рефлексия

По способам деятельности


Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха

Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Условные знаки" 5 класс

Инструктивная карточка:

1.Оформление плана.
1.Надписывается название работы.

2.В верхнем левом углу листа ребята рисуют вертикальную стрелку, показывающую направление «север—юг».

3.В правом углу надписывают масштаб.


2.Как измерять расстояния на местности ?

1. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов

2. Измерить указанное расстояние парами шагов : например 110 п.ш.

3. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов: 1,2 м х 110 п.ш. = 132 м


3. Таблица

Фамилия Имя


точки

Расстояние
п. ш.

То же расстояние на плане в см

Азимут


1





2





3





4





5













Приложение1.

Составление плана местности по описанию.


Содержание задания


Выполняемые действия


По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.


В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги. Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг. Из этой же точки определяют направление на юго-запад и северо-восток и обозначают грунтовую дорогу.


В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокине, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км.


В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 10 см на север и определяют южную границу поселка. | Затем откладывают еще 3 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.


Вдоль западной окраины поселка расположен сад.


Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко показав его северную, южную и восточную границы.


В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течет в юго-западном направлении.


Из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают к югу 6 см и обозначают металлический мост.

Их центра моста определяют направление на юго-запад и обозначают реку. Стрелкой показывают направление ее течения.


На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес.


Определяют правый и левый берег реки. Вдоль правого берега обозначают луг, вдоль левого- смешанный лес, не указывая точные границы их распространения.


Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны.


В соответствии с величиной масштаба на расстоянии 1 см к западу и востоку от шоссе рисуют границу распространения кустарника и обозначают его.

Свежие документы:  Обучение приемам чтения географической карты


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: