Конспект урока по географии «Строение земной коры»


Тема урока: Строение земной коры.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения земной коры. Ввести понятия: «платформа», «геосинклиналь», «щит», «плита». Познакомить учащихся с геохронологической таблицей. Помочь учащимся понять особенности строения материковой и океанической земной коры, теорию движения литосферных плит, влияние строения земной коры и движения литосферных плит на рельеф Земли.

2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.

Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, карта строения земной коры.

Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии».

Ход урока

Этап урока

Содержание

Методы, ФОУД

I. Организа-ционный момент

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.


II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

— Что такое карта? Какие виды карт существуют?

— Откройте карту строения земной коры. Какая это карта по охвату территории и содержанию?

— На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главных закономерностей, законов по которым живёт наша Земля. Зная эти законы можно объяснить все особенности природы и ответить на многие вопросы «почему?». Некоторые из этих законов мы уже рассматривали при изучении оболочек Земли. Теперь мы их вспомним, уточним и дополним.

Запишите тему нашего урока «Строение земной коры»

— Какова цель нашего урока? — На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? — Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке?

Актуализация знаний, практическое задание.

Мотивация.





Запись в тетради.

Фронтальная беседа.

III. Усвоение новых знаний.

— Как вы думаете, всегда ли наша Земля выглядела так, как сейчас?

В истории развития Земли, по возрасту горных пород, останкам живых организмов, выделяются эры и периоды. Они составляют геохронологическую таблицу (стр. 21, рис. 11):

Эры

Периоды

Горообразования

Кайнозой Kz


Четвертичный Q

Альпийское

Неоген N

Палеоген P

Мезозой Mz

Мел M

Мезозойское

Юра J

Триас T

Палеозой Pz

Пермь P

Герцинское

Карбон C

Девон D

Каледонское

Силур S

Ордовик O

Байкальское

Кембрий Е

Протерозой Pt

Архей Ar

— Земная кора под океанами и материками имеет одинаковую мощность? (под материками 30-80 км, под океанами 5-12 км.)

— Почему мощность земной коры разная?

Земная кора

материковая

океаническая

1. Осадочный

2. Гранитный

3. Базальтовый

1. Осадочный


2. Базальтовый

— Прежде чем мы продолжим разговор о строении земной коры, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии – науки о строении земной коры. Он, внимательно изучая конфигурацию материков, впервые выдвинул теорию о дрейфе материков.

Литосферные плиты – это большие блоки земной коры. Рис.12.

Пангея – древний единый материк:

Лавразия – северный материк.

Гондвана – южный материк.

— Изучая литосферу, мы уже говорили о движении литосферных плит. Что будет происходить, если литосферные плиты расходятся?

(образуются срединно-океанические хребты)

— А если сталкиваются материковая и океаническая плиты?

(Материковая сминается в складки и на побережье образуются горы, а

океаническая подползает под материковую, образуются глубоководные желоба)

— А если сталкиваются две материковые? (обе сминаются в складки)

Платформа – древнейший (Ar, Pt) относительно устойчивый и выровненный участок земной коры.

Строение платформы – кристаллическое основание, осадочный чехол.

Чехол – это слой осадочных пород, лежащий на древнем основании.

Щит – выходы древних кристаллических пород на поверхность.

Геосинклиналь – подвижный участок земной коры.

Эвристическая беседа.



Работа с текстом учебника (таблицей), обсуждение.







Актуализация знаний.

Эвристическая беседа, запись в тетради.




Эвристический рассказ.






Запись в тетради.






Актуализация знаний, обсуждение, схематизация.







Запись в тетради.

IV. Закрепление

Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.

— Что собой представляет геохронологическая таблица?

— На какие эры делится? Какое горообразование было самым древним? Современное горообразование?

— Чем материковая земная кора отличается от океанической?

— какую теорию выдвинул Альфред Вегенер?

— Что происходит при движении литосферных плит?

— Что такое платформа? Чехол? Щит? Геосинклиналь?

Фронтальный опрос.

V. Дом. зад.

§ 4 (пересказ), вопросы 2,3.

Запись в дневнике

VI. Итог урока.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.

— Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?

— Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?

— Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?

— Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?



Фронтальная беседа.

Свежие документы:  ПЛАН – КОНСПЕКТ урока географии в 8 классе "Реки Пермского края"


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: