Тема урока: Строение земной коры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения земной коры. Ввести понятия: «платформа», «геосинклиналь», «щит», «плита». Познакомить учащихся с геохронологической таблицей. Помочь учащимся понять особенности строения материковой и океанической земной коры, теорию движения литосферных плит, влияние строения земной коры и движения литосферных плит на рельеф Земли.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, карта строения земной коры.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии».
Ход урока
Содержание | Методы, ФОУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организа-ционный момент | Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. | — Что такое карта? Какие виды карт существуют? — Откройте карту строения земной коры. Какая это карта по охвату территории и содержанию? — На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главных закономерностей, законов по которым живёт наша Земля. Зная эти законы можно объяснить все особенности природы и ответить на многие вопросы «почему?». Некоторые из этих законов мы уже рассматривали при изучении оболочек Земли. Теперь мы их вспомним, уточним и дополним. Запишите тему нашего урока «Строение земной коры» — Какова цель нашего урока? — На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? — Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке? | Актуализация знаний, практическое задание. Мотивация.
Запись в тетради. Фронтальная беседа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Усвоение новых знаний. | — Как вы думаете, всегда ли наша Земля выглядела так, как сейчас? В истории развития Земли, по возрасту горных пород, останкам живых организмов, выделяются эры и периоды. Они составляют геохронологическую таблицу (стр. 21, рис. 11):
— Земная кора под океанами и материками имеет одинаковую мощность? (под материками 30-80 км, под океанами 5-12 км.) — Почему мощность земной коры разная? З
— Прежде чем мы продолжим разговор о строении земной коры, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии – науки о строении земной коры. Он, внимательно изучая конфигурацию материков, впервые выдвинул теорию о дрейфе материков. Литосферные плиты – это большие блоки земной коры. Рис.12. Пангея – древний единый материк:
— Изучая литосферу, мы уже говорили о движении литосферных плит. Что будет происходить, если литосферные плиты расходятся?
— А если сталкиваются материковая и океаническая плиты?
океаническая подползает под материковую, образуются глубоководные желоба) — А если сталкиваются две материковые? (обе сминаются в складки) Платформа – древнейший (Ar, Pt) относительно устойчивый и выровненный участок земной коры. Строение платформы – кристаллическое основание, осадочный чехол. Чехол – это слой осадочных пород, лежащий на древнем основании. Щит – выходы древних кристаллических пород на поверхность.
Геосинклиналь – подвижный участок земной коры. | Эвристическая беседа.
Работа с текстом учебника (таблицей), обсуждение.
Актуализация знаний. Эвристическая беседа, запись в тетради.
Эвристический рассказ.
Запись в тетради. Актуализация знаний, обсуждение, схематизация. Запись в тетради. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление | Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке. — Что собой представляет геохронологическая таблица? — На какие эры делится? Какое горообразование было самым древним? Современное горообразование? — Чем материковая земная кора отличается от океанической? — какую теорию выдвинул Альфред Вегенер? — Что происходит при движении литосферных плит? — Что такое платформа? Чехол? Щит? Геосинклиналь? | Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Дом. зад. | § 4 (пересказ), вопросы 2,3. | Запись в дневнике | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. | Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок. — Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть? — Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему? — Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали? — Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? |
Фронтальная беседа. |